Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  486  487  488   ..

 

 

Специфика и функционирование PR-служб в здравоохранении Красноярского края

Специфика и функционирование PR-служб в здравоохранении Красноярского края


Глава 1. Сфера деятельности

Глава 2. Особенности взаимодействия государственных органов здравоохранения Красноярского края с различными категориями общественности в целях формирования положительного имиджа отрасли

Глава 3. Предложения по усовершенствованию коммуникационной стратегии УЗКК в условиях реализации Федерального закона № 122 о «монетизации льгот» и корректировке Перечня льготных лекарственных средств


Заключение

Литература

1. Акопян А.С., Дарсигова Р.Б., Шиленко Ю.В. Проблемы структурного реформирования здравоохранения: отношение руководителей и специалистов // Проблемы управления здравоохранением - 2002. № 4 (5). – С. 26-32.

2. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров – Москва: ИКФ ЭКМОС, 2002.

3. Андрюшков А.А. Использование информационных технологий в здравоохранении // http://www.healthmanagement.ru.

4. Бирбков С. Монетизация госудраства // Агентство политических новостей – 2004. 3 авг.- www.apn.ru.

5. Быкова И. Качественная медицинская помощь – каждому жителю края // Красноярские ярмарки – 2004. № 2 (9).

6. Васнецова О.А. Маркетинговое управление здравоохранением // http://www.healthmanagement.ru.

7. Виденкина Д. Новые перспективы льготного здравоохранения // Лица Сибири - 2005. № 1.

8. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и publicrelations- С-П.: Издательский дом Бизнес-пресса, 2001.

9. Володин В., Полесский В., Минаков В. Менеджер социальной сферы // Медицинский вестник – 2001. 09 авг. № 22.

10. Воробьев А.А., Деларю В.В., Куцепалов А.В. Влияние информированности пациента на структурирование взаимоотношений в системе врач—пациент // Социология медицины – 2004. №1. – С. 39-44.

11. Воробьева Д. Несчастная частная медицина // Коммерсант – 2004. – 30 апр. № 078. – С. 13.

12. Вялков А.И.,Райзберг Б.А., Шиленко Ю.В. Управление и экономика здравоохранения – М.: изд. дом ГЭОТАР-МЕД, 2002.

13. Государственный доклад о состоянии здоровья населения и деятельности здравоохранения Красноярского края в 2002 году - Красноярск: Управление здравоохранения Администрации Красноярского края, 2003.

14. Гражданский Кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 22 декабря 1995 г.; одобрен Советом Федерации.

15. Дмитриева Е.В. Коммуникация в здравоохранении // http://www.healthmanagement.ru.

16. Доленко Н. Силой общественного мнения // Медицинский вестник – 2002. № 19.

17. Злобина В.Н. Оптимизация лекарственного обеспечения в системе обязательного медицинского страхования // Информационно-методический вестник Красноярского краевого фонда обязательного медицинского страхования - 2005. – фев. №9. – С.120-122.

18. Игнатьев Д., Бекетов А., Сарокваша Ф. Настольная энциклопедия PublicRelations– М.: Альпина Паблишер, 2002.

19. Итоги работы органов и учреждений здравоохранения Красноярского края в 2003 году - Красноярск: Управление здравоохранения Администрации Красноярского края, 2004.

20. Итоги работы органов и учреждений здравоохранения Красноярского края в 2004 году // Управление здравоохранения Администрации Красноярского края – Красноярск: 2005.

21. Касаткин В. Без документа денег не видать. // Красноярский рабочий – 2005. -1 марта. – krasrab.krsn.ru.

22. Котлер Ф. Основы маркетинга - М.: Ростинтэр, 1996.

23. Криушин Р.С. Платные медицинские услуги городских поликлиник в системе маркетингового комплекса // Проблемы управления здравоохранением – 2003. - № 2 (9). – С. 59-64.

24. Кукушкин В.И. Актуальность управленческого и бизнес-консалтинга в здравоохранении // Проблемы управления здравоохранением – 2001. № 1 (1). – С. 67-69.

25. Линденбратен А.Л., Зволинская Р.М., Тимофеева Т.А., Дубоделова Н.К. Социальный мониторинг региональной системы ОМС как метод обратной связи при оптимизации структуры здравоохранения // http://www.healthmanagement.ru.

26. Мамс А. 7 проблем PR// http://www.reklamedia.ru.

27. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента-1998.

28. Модестов А.А. Менеджмент в здравоохранении – Красноярск: 1993.

29. Модестов А.А., Гаас Е.Н. Организация льготного лекарственного обеспечения населения в амбулаторных условиях // Информационно-методический вестник Красноярского краевого фонда обязательного медицинского страхования - 2005. – фев. №9. – С. 123-126.

30. Модестов А.А., Граков Б.С., Наумова Е.Б. Маркетинг в здравоохранении – Красноярск: 1993.

31. Морозов П. Н. Актуальные направления современных медико-социологических исследований деятельности больничных лечебно-профилактических учреждений // Социология медицины – 2004. №2. – С. 31-34.

32. Нифакина Е. PRофилактика имиджа здравоохранения // Sovetnik.ru. – 1998. № 10.

33. Нормативно-методические материалы по организации льготного лекарственного обеспечения в Красноярском крае / / Информационно-методический вестник Красноярского краевого фонда обязательного медицинского страхования – 2005. – фев. №9.

34. Павлова В. Из связи в князи // Известия – Красноярск – 2004. -14 окт.

35. Панфилова М. Здоровье как ценность нации // Лица Сибири – 2005. № 1.

36. Панфилова М. Талант общения // Лица Сибири – 2005. №3.

37. Положение о пресс-службе Управления здравоохранения администрации Красноярского края – Красноярск: Управление здравоохранения администрации Красноярского края, 2003.

38. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз или как успешно управлять общественным мнением - М.: 1998.

39. Приказ минздрава РФ №344 от 27.08.2001 г. «Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и Плана ее реализации».

40. Решетников А.В. Становление и развитие социологии медицины // Социология медицины – 2003. №1. – С. 3-13.

41. Россияне привыкают к монетизации льгот // данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) – ИА REGNUM-KNEWS, 2005. – 16 марта.

42. Серебряков С. PRбудет прирастать здравоохранением // Sovetnik.ru– 2004. – 13 янв.

43. Серкина Т. Увеличился перечень льготных лекарственных средств // ИА Двина-информ: 2005. - 3 мая. – www.dvinainform.ru.

44. Симова А. Красноярские бюджетники будут самыми богатыми // Комсомольская правда – Красноярск – 2004. – 5 авг. – krsk.kp.ru

45. Скотт М. Катлип, Ален Х. Спенсер, Глен М. Брум. Паблик рилейшнз: теория и практика - Вильямс, 2001.

46. Столбов А.П. Информационные технологии и управление ресурсами здравоохранения в условиях ОМС // Вестник КФОМС 2002. – 1 дек. № 23.

47. Сюньков В.Я. Научить людей здоровому образу жизни – сохранить здоровье нации // Клуб «Реалисты» - 1997. №33.

48. Тогунов И.А., Кобелев С.В. Информационная стратегия обязательного медицинского страхования: проблемы и реалии // Экономика здравоохранения – 1999. № 9-10.

49. Уткина М. Мы финансируем не больницы, а людей // Красноярские ярмарки - 2004. № 2 (9).

50. Федеральный закон о государственной социальной помощи в ред. Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ // Информационно-методический вестник Красноярского краевого фонда обязательного медицинского страхования – 2005. – фев. №9. – С. 3-7.

51. Фирсова Т. Льготные медикаменты без проблем // Лица Сибири – 2005. № 1.

52. Экономика здравоохранения / Под общей редакцией А.В. Решетникова – М.: изд. дом ГЭОТАР-МЕД, 2003.

53. Янин В. Слово главного редактора // Информационно-методический вестник КФОМС – 2005. №9.

54. Charles J. Austin, Stuart B. Boxerman. Information Systems for Healthcare Management - Health Administration Pr, 2002.

55. David Kirk. Briefings: Hospital Research Targets Key Leaders// Public Relations Journal 49 - March 1993.

56. H. E. III Frech. Competition and Monopoly in Medical Care - AEI Press, 1996.

57. Lester M. Salamon, Helmet K. Anheier. The Emerging Nonprofit Sector: An Overview - Manchester, UK: Manchester University Press, 1996.

58. Lisa Belkin.First, Do No Harm. - Fawcett Books, 1994.

59. Melvin L. DeFleur, Sandra Bale-Rokeach. Theories of Mass Communication - 1989.


Приложение 1

Таблица 1

Количество подразделений службы медицинской профилактики Красноярского края в 1998 – 2002гг.

Подразделения Количество
1998 г. 2002 г.
Центры медицинской профилактики 1 2
Отделения медицинской профилактики - 15
Кабинеты медицинской профилактики 4 32
Кабинеты здорового ребенка 14 43
Отделения восстановительного лечения 5 10

Таблица 2

Количество выступлений специалистов государственного здравоохранения в средствах массовой информации в (1998-2002 гг.)

Канал коммуникации Количество материалов
1998 1999 2000 2001 2002
Телевидение 369 484 1732 776 644
Радио 352 565 830 985 787
Газеты, журналы 692 885 1121 1414 1381
ВСЕГО: 1413 1934 3683 3175 2812

Приложение 2

Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг (введена Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 6.1 Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг

В соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

1.инвалиды войны;

2.участники Великой Отечественной войны;

3.ветераны боевых действий;

4.военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5.лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

6.лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорого, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7.члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

8.инвалиды;

9.дети-инвалиды.

Статья 6.2 набор социальных услуг

1.В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности IIIстепени, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

2.Перечень лекарственных средств, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, а также перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Статья 6.3 Предоставление социальных услуг

1.Учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.

2.Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.

В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получении социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.

Пункт 3 статьи 6.3. вступает в силу с 1 января 2006 года

3.Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.

Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.


Пункт 4 статьи 6.3 вступает в силу с 1 января 2006 года

4.Заявление об отказе от получения социальных услуг на следующий год подается в срок до 1 октября текущего года.

Гражданин может подать заявление об отказе от получения социальных услуг в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или иным способом. В последнем случае установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются:

1) нотариусом или в порядке, установленном пунктом3 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации;

2) органом (организацией), с которым у Пенсионного фонда Российской Федерации заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей. Типовая форма указанного соглашения утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В случае, если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения социальных услуг в следующем году, то в следующем году они продолжают ему предоставляться в установленном порядке.

5. Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Статья 6.5 Оплата предоставления гражданину социальных услуг

1.На оплату предоставления гражданам набора социальных услуг направляется 450 рублей в месяц, в том числе:

на оплату социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, - 400 рублей;

на оплату социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, - 50 рублей; изменение суммы, направляемой на оплату предоставляемого гражданам набора социальных услуг (социальной услуги), производится в порядке и сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.

Пункт 2 статьи 6.5 вступает в силу с 1 января 2006 года.

2.Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг) и определяемая в соответствии с частью 1 настоящей статьи, удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.


Приложение 3

Тематическая подборка публикаций СМИ

«Реформирование системы здравоохранения в рамках исполнения Федерального закона № 122 о «монетизации льгот» за октябрь 2004 г. - март 2005 г.

1.«Монетизация с человеческим лицом» (Сайт Красноярского регионального отделения ЛДПР. 03.02.05).

Бабушки на баррикадах

Такого в стране не было уже больше десяти лет. Как в годы развала советского союза, люди готовы перегораживать дороги, объявлять голодовки, садиться на рельсы, выставлять пикеты. В январе в разных городах страны прошло несколько десятков массовых акций протеста. Не обошло стороной и Красноярск, в конце прошлого месяца у стен краевой администрации состоялся самый многочисленный митинг за последние годы - на улицу вышло более 3 тысяч человек. Под петицией против монетизации и выросших тарифов на электроэнергию подписались сотни людей самых разных возрастов - от молодежи до пенсионеров.

2. Госпитализация льготников неизбежна (ТРК «7 канал» Красноярск. 10.02.05 20:00:11).

Кирилл Константинов сделал неутешительный прогноз. Край скоро накроет волна госпитализаций льготников. Всему виной - дефицит льготных лекарств и полная неразбериха в списках препаратов, в которых путаются даже сами врачи. Чиновники утверждают, что они стали в буквальном смысле заложниками федеральных властей и поставщиков.

Курс Федерации, взятый на централизацию системы обеспечения лекарственными средствами льготных категорий населения, пока кроме

головной боли ничего не принес. Чиновники надеются, что льготники все-таки сумеют пройти и это испытание, приготовленное государством.

3. Пикет против монетизации (Ю. Курбатова. СТС-ПРИМА 27.01.05).

Сегодня красноярские активисты партии «Родина» целый час простояли у краевой администрации - они выступали против монетизации льгот. Мороз и ледяной ветер пикетчиков не смутили. Партийцев было около двадцати, милиционеров в оцеплении - в несколько раз больше. Лозунг «Партия - наша, Родина наша!» выкрикнули всего пару раз. И то по просьбе журналистов. Отсутствие энтузиазма у пикетчиков понять можно - минус 23, ледяной ветер. Но за идею постоять - святое дело. Бьются не только за собственные льготы. Лозунги разные. Партийцам не нравится монетизация в целом.

Скромная тихая акция. И эффективность очень и очень невысокая. Плакаты и лозунги прочитали от силы человек двадцать. Из краевой администрации никто даже посмотреть не вышел. Борцы за льготы продержались 50 минут. Потом стремительно свернули плакаты. И быстро разошлись, некоторые даже разбежались. Видно идея не больно-то греет.

4. Без документа денег не видать (В. Касаткин. Красноярский рабочий. 01.03.05.).

Реформа по монетизации льгот превратилась в головную боль не только для пожилых россиян, но и ещё для одной довольно значительной категории граждан - ветеранов боевых действий и локальных войн…несовершенный механизм монетизации и отсутствие полной информации о ней у населения создают заметные трудности.

5. И вновь о льготных лекарствах (Красноярский рабочий.15.10.04).

В редакцию «Красноярского рабочего» поступает много писем, звонков и жалоб, посвящённых проблеме льготного лекарственного обеспечения. Читатели с болью рассказывают нам, как порой месяцы уходят на то, чтобы по льготному рецепту приобрести в аптеке лекарство.

6. В Красноярске прошел митинг против повышения тарифов на электричество (ИА REGNUM – KNEWS. 22.01.05).

В центре Красноярска 22 января прошел митинг против монетизации льгот и повышения тарифов на электричество. Организаторами акции протеста стало местное отделение коммунистической партии. К ним присоединились региональные отделения политических партий и общественные организации - Национал-большевистская партия, «Родина», Аграрная партия России, «Яблоко», городской совет ветеранов, совет федерации профсоюзов края.

На площади Революции около администрации края собралось порядка 2,5 тыс. человек. В основном - пенсионеры, инвалиды, ветераны труда, малоимущие жители краевого центра.

7. Сергей Козаченко: «Ситуация со льготными лекарствами меняется в лучшую сторону» (ИА REGNUM - KNEWS. 03.03.05. 15:44).

На состоявшемся 3 марта заседании Совета администрации края рассмотрен ряд вопросов, касающихся монетизации льгот. В частности, речь шла об обеспечении льгот на санаторно-курортное лечение, проезд и лекарственные препараты.

по сравнению с началом года ситуация с льготным лекарственным обеспечением в крае меняется в лучшую сторону. Так, почти в два раза увеличилось количество наименований льготных лекарств в аптеках края. 2 марта из федерального бюджета поступило 44 млн. рублей, при помощи которых будут погашены долги перед аптеками и закуплены новые лекарственные средства.

ситуация с льготным лекарственным обеспечением на территории края укладывается в норму.

8. Объясни так, чтобы тебе поверили (Сегодняшняя газета. 24.01.05.).

Консультативный совет общественных организаций при красноярском региональном отделении партии «Единая Россия» принял на днях заявление «О недопустимости разжигания общественных противостояний».

Как заявил KNews председатель красноярской региональной организации Российского союза ветеранов Афганистана Михаил Яшин: «Мы надеемся, что и другие общественные организации выскажут свое отношение к процессам, происходящим в связи с принятием закона о монетизации, и включатся в работу по его разъяснению».

9. Александр Хлопонин: «Мы пойдем на монетизацию краевых льгот после того, как другие регионы совершат все возможные ошибки» ( ИА REGNUM - KNEWS. 20.01.05. 09:18) .

«Мы пойдем на монетизацию краевых льгот после того, как другие регионы совершат все возможные ошибки, а мы изучим этот опыт. Мы не намерены повторять чужие ошибки», - заявил 19 января губернатор Александр Хлопонин на специальном совещании, посвященном монетизации льгот в Красноярском крае.

10. В Красноярском крае будет создана единая социальная справочная служба по монетизации льгот (ИА REGNUM - KNEWS. 29.01.05.).

С начала 2005 года на телефоны «горячей линии» по монетизации льгот управления социальной защиты администрации края поступило более

125 тысяч звонков. Об этом 15 февраля на сессии сообщил заместитель губернатора Сергей Козаченко. Он отчитался перед депутатами о той работе, которую проводит Свет администрации по разъяснению населению хода реализации 122 Федерального Закона. Козаченко сообщил, что с 28 января в управлении социальной защиты было введено два дополнительных телефона «горячей линии». Кроме того, изготовлено 135 тысяч памяток, которые раздаются льготникам. «В этой памятке льготнику объясняется, к какой категории он принадлежит и какими льготами имеет право пользоваться»,– сказал Козаченко.


Приложение 4

Медиаплан

Информационная поддержка СМИ исполнения ФЗ-122 о «монетизации льгот» реформирования системы льготного лекарственного обеспечения граждан

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  486  487  488   ..

 

№ п/п Наименование СМИ Охват аудитории (территория вещания) Целевая группа воздействия Сроки исполнения Содержание материала
1. Газета «Красноярский рабочий» г. Красноярск, Красноярский край Пенсионеры, льготополучатели среднего возраста Перед введением изменений в ФЗ-122, в конце 2005 г. Подготовка материалов по предварительно заданным читателями вопросам
2. Телекомпания ТВК

г. Красноярск

и другие города Красноярского края

Льготополучатели всех возрастов

Начиная с мая

2005 г.

Рубрика в программе, цель которой – просветительская деятельность относительно реализации реформ и текущих изменений
3. Официальный сайт Управления здравоохранения администрации Красноярского края г. Красноярск, Красноярский край

Специалисты системы здравоохранения,

молодые льготополучатели и льготополучатели среднего возраста

В течение года

Основная информация, связанная с проводимыми реформами (обновленный Перечень льготных лекарственных препаратов, система замены льгот денежными выплатами и т.д.); публикация нововведений, поправок в законе; отслеживание динамики изменений в общественном мнении.

Обновление - 1 раз в 2 недели и по мере необходимости

4. Краевое радио

г. Красноярск,

Красноярский край

Пенсионеры,

льготополучатели среднего возраста

В течение года Цикл передач и «прямых линий» с участием специалистов Управления здравоохранения администрации Красноярского края
5. Телекомпания «Новый регион» Сибирский федеральный округ

Пенсионеры,

льготополучатели среднего возраста

В течение года Проведение интервью и комментарии специалистов относительно реализации законов