Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  445  446  447   ..

 

 

Вывески

Вывески

"История вывесок"


Основные понятия

Вывески(мы используем привычное название, но смысл нашего описания вывесок не совпадает с определением данного вида рекламы в вышеназванном Постановлении) – это прекрасный способ донести любую информацию до потенциальных клиентов или партнеров не только об услугах, которые предоставляет ваша компания, но и об акциях, новинках, скидках, бонусах. Вывеской считается как название ресторана, так и баннер с полной рекламной информацией. Настенное панно, кронштейн, маркиз, объемные буквы, крышная установка – всё это вывески, которые могут быть расположены на здании, в помещении, на заборе, на ограждении и т.д.

Примеры исполнения вывесок правильное их расположение

Вывески – это настенные панно, объемные буквы, кронштейны, световые короба и многие другие. Каждый тип вывесок обладает своими преимуществами и достоинствами. Места их расположения различны: фасады зданий, крыши, козырьки, помещения, витрины. Вывески могут представлять собой отдельно стоящую цельную конструкцию, такую как стелы или пилоны, а так же может состоять из нескольких частей. Внутренние вывески могут органично вписываться в интерьер и даже стать его украшением, особенно если при их изготовлении используется светодиодная подсветка. Наружные вывески – это, как правило, световые короба, объемные буквы или баннеры с подсветкой.

Вывески – понятие обширное – это и плоские небольшие буквы, и громадные сложные конструкции, объемные буквы с подсветкой. Вывеска работает на Вас ровно столько, сколько на нее обращают внимание прохожие. Особенно эффективны большие сложные конструкции, которые устанавливают на обочинах дорог: миллионы автолюбителей и пассажиров в мгновение ока получают всю самую важную информацию о Вашем бизнесе и услугах вашей компании. Искусно выполненная наружная реклама – это всегда успех. Процесс изготовления вывесок начинается с разработки эскиза в соответствии со всеми требованиями заказчика. Оригинальный стиль, яркость и умелое исполнение, удачное место установки баннера или вывески обеспечивают эффективность и привлекательность для потенциальных клиентов. Вывески – различные конфигурации наружной рекламы, в которые стоит вкладывать средства. На вывесках может быть не только название заведения, логотип компании или рекламируемый продукт. Важно сформировать образ, который останется в памяти у потенциального клиента после того, как он всего лишь один раз взглянет на него. Вывески могут быть совершенно различными, могут сочетать в себе несколько технологий, например объемные буквы и неон, фигурные элементы и световые короба. Вывеской называют даже плоскую информационную доску из металла или пластика. Несветовые вывески размещают внутри помещений: они могут быть выдержаны в определенном стиле и содержать название фирмы и логотип. Любая вывеска – это возможность подчеркнуть респектабельность Вашей компании и серьезность Вашего бизнеса. Световые вывески размещают снаружи: благодаря огромному количеству технологий, возможностей для создания действительно оригинальной и неповторимой вывески – миллионы.

Изобразительная ярмарочная реклама

1. Вывески торговых лавок;

2. Балаганные вывески;

3. Ярмарочные афиши и программки.

Вывески торговых лавок , как правило, были предметными: композиция на вывеске состояла из ассортимента товаров, которыми торговали в лавке.

Балаганные вывески были органичной частью настенной росписи балагана, характерными героями живописных сюжетов выступали клоуны, артисты, жонглеры, акробаты и т.д.

Ярмарочные афиши и программки отличались красочным и несколько аляповатым оформлением – они распространялись накануне ярмарки, но, в отличие от европейских афиш, содержали небольшое количество текста. Вообще первые афиши выполнялись в технике лубка.

Лубочные картинки – народное ответвление граверного мастерства – пользовались большой популярностью в России, в связи с тем, что по своей форме и содержанию полностью вписывались в национальный колорит. Представители разных сословий украшали лубочными картинками свои дома, в крестьянских избах они заменяли иконы. По тематике лубочные картинки можно классифицировать следующим образом:

1. Эпизоды из сказок, басен, былин и т.д.;

2. Батальные сцены;

3. Портреты царей, членов царской семьи, полководцев;

4. Сцены из жизни царской семьи;

5. Сатирические сюжеты;

6. Религиозные сюжеты и др.


Лубочные картинки служили разным целям: коммерческим (лубочные картинки рекламного характера), образовательным (популяризировали классические произведения литературы), социальным (популяризировали нововведения, например, прививки от оспы и т.п.), политическим (сатирические картинки по своей направленности были близки политическому плакату) и другим. Государственные ограничения, выходившие время от времени, не могли заставить народ отказаться от этого глубоко национального явления; по сути, лубочные картинки отражали жизнь русского народа. Во время отечественной войны 1912 г. выходило много лубков патриотического содержания, которые поддерживали боевой дух армии, то же самое можно сказать и о более поздних войнах, включая Первую Мировую.

К характерным чертам лубочных картинок можно отнести простоту, яркость, аляповатость, незначительное количество текста – все это служило лучшему восприятию со стороны необразованной части населения. Позже, эти особенности лубка легли в основу неорусского художественного стиля, существовавшего на рубеже XIX и XX вв., наравне со стилем модерн.

На стыке прошлого и настоящего

Современный город, будь то мегаполис или провинция, не мыслим без рекламных щитов и различных вывесок. Всё это – атрибуты наружной рекламы. Однако мало кто сейчас задумывается, какова история этого явления, кому и когда впервые пришло в голову «зазывать» клиентов таким образом.

Древние вывески

Самым древним видом наружной рекламы считаются вывески. Известно, что в Древнем Риме и Древней Греции владельцы магазинов, питейных заведений и различных мастерских довольно активно размещали вывески для привлечения покупателей и клиентов.

Сначала над входом, заменяя вывеску, помещали реальные товары, но со временем им на смену пришли символические знаковые обозначения – что-то вроде современных пиктограмм. Так, при входе в молочную лавку покупателя встречало выпуклое изображение козы, а у дверей булочной – мельницы. Вывеска часто включала в себя не только изображение, но и текст. При чем текст древней вывески далеко не всегда ограничивался лишь названием заведения и родом его деятельности: встречались обширные рекламные тексты, слоганы, а иногда и стихи. В Помпеях на вывеске питейного заведения был изображен слон, а надпись подле рисунка гласила: «Ситий вернул силы слону». Очевидно, что надпись вкупе с изображением должны были усилить рекламный эффект. А древнегреческий толкователь снов (3 век до н.э.) повесил у своих дверей такую табличку: «Я, критянин, по воле богов истолковываю сны. Доверься Тихэ».

Что касается технологий создания вывесок в эпоху античности, они отличались разнообразием. Исходным материалом для них, как правило, служили либо мрамор, либо терракота (обожженная глина). Способ создания барельефа зависел от материала: на мраморе высекались различные изображения и тексты, из глины вылепливались заготовки и обжигались в печи.

Вывески в эпоху Средневековья

Средневековые вывески были почти единственным видом наружной рекламы. В V–VIII веках на вывески стали наносить только знаки и символы, рекламные тексты утратили свою актуальность, поскольку большая часть граждан была неграмотной.


С течением времени на вывесках стали появляться универсальные символы: у кузнецов – молот или подкова, у слесарей – ключ, у торговцев вином – бочка, а у ростовщиков – три шара. В этот период вывески изготовлялись преимущественно из металла и при помощи кронштейнов крепились на фасады домов. Четкая и объемная форма вывески обеспечивала хорошую видимость, что было особенно важно на узких и длинных улочках западноевропейских городов.

В эпоху позднего средневековья – XV–XVI века – помимо символических знаков на вывесках магазинов или придорожных гостиниц стали появляться ещё два-три слова. В моду вошла оригинальность названий, даже экстравагантность. Вот несколько подобных примеров: «Круторогий бык», «Жирный боров», «Пятящаяся ослица».


Вывески в эпоху Возрождения и после неё

Позднее (в XV–XVIII веках) вывески в Европе оказались под влиянием живописной станковой картины.

В этот период одновременно с вывесками-символами стали появляться вывески-картины, писаные маслом. Так, вошла в историю вывеска антикварной лавки в Париже, написанная Антуаном Ватто, французским живописцем, – так называемая «Вывеска Жерсена». Жители Парижа и гости французской столицы специально приходили в лавку, чтобы полюбоваться шедевром. В провинциях особой популярностью пользовались довольно примитивные картинки, изображающие геральдических животных, таких как красные львы, голубые вепри, летающие свиньи и некоторые другие необычные, экзотические звери.

Вывески в веке XIX

В XIX веке на смену европейской живописной вывеске пришла шрифтовая, став в последствие основной.

Подобно тому, как это было в Европе, в России первым видом вывески была предметно-знаковая: над входом или на воротах лавки или харчевни висел предмет, относящийся к деятельности заведения. Например, постоялый двор символизировал пучок соломы. Ближе к концу XVII века в России появляется живописная вывеска, в которой прослеживаются приметы лубка, такие как насыщенность цветов, их контрастные сочетания, примитивные изображения, несоразмерные фигуры. Обычно на таких картинках изображался сам товар или услуга, а иногда и их описание.

Надписи, как и рисунки, на вывесках также отличались самобытностью. Чего стоит только надпись «Эко пиво!» на вывеске пивной или название подобного рода заведения – «Веселое убежище братьев Филимоновых». А вот стихотворение на вывеске одной из табачных лавок в Санкт-Петербурге: «Оставь вино – кури табак, Ты трубочкой разгонишь всю кручину! Клянусь, что раскуражит так, Как будто выпил на полтину!»

Шрифтовые вывески

К середине XIX века и в России появились шрифтовые вывески. При создании российских вывесок применялся уникальный способ воронения металла. Данная технология представляет собой длительный процесс. После множества разнообразных операций поверхность железа становилась матовой и промазывалась льняным маслом. Затем художник покрывал металл тонким слоем краски, делая работу похожей на акварель.


Часто использовалась позолота, что придавало вывескам большую утонченность.

Подсветка на вывесках

Использование подсветки в вывесках применялось в Европе с середины XIX века, когда было изобретено газовое освещение. Использовать электролампы и неоновые трубки в вывесках стали в начале ХХ века, благодаря изобретению Т. Эдиссона. К этому времени также стало возможно использование светодинамических элементов. Уже в 1896 году в Германии впервые было создано рекламное светодинамическое панно.

вывеска клиент компания оформление

Вывески в дореволюционной России

В дореволюционной России городская улица пестрела разнообразными вывесками. Они были повсюду: над магазинами, между этажами дома, на балконах, между дверьми и на глухих стенах домов (брандмауэрах). Порой и сам фасад был оформлен в одном стиле с вывеской. Например, фасады, как бы сейчас сказали, сетевых молочных магазинов «Чичкин» (в Москве) и «Бландова» (в Санкт-Петербурге) были облицованы белым глазированным кирпичом.

Как Вы могли заметить, рекламные вывески в период своего расцвета отличались большей оригинальностью и, порой, даже некой утонченностью, по сравнению с современными. Однако функции их и поныне неизменны – заинтересовать клиента в приобретении товара или использовании услуги.

Первые российские вывески заимствовали характерные черты лубочного творчества. Вот что пишет об этом явлении исследовательница фольклора А.Ф. Некрылова; «С изобразительной стороны вывески и афиши чрезвычайно близки лубку как по цвету и композиции, так и по способу подачи материала, по отношению к изображаемому, по ориентации на посетителя из народа с его фольклорным восприятием зрелищных форм ярмарки, гулянья. Цвет, рисунок, подпись – три основных компонента, с помощью которых зримая реклама выполняла на рыночной площади свою первостепенную обязанность – раскрыть содержание объекта и заинтересовать потребителя».

В центре вывески лубочного типа обычно размещался примитивно изображенный предмет торговли или зрелища: «Для западноевропейских городов характерны кронштейны с двусторонними изображениями или предметными муляжами. В российских городах, с их сравнительно широкими улицами, активнее использовались плоскостные настенные вывески, как можно крупнее и ярче демонстрировался продукт» (Повелихина А.В., Ковтун Е.Ф. Русская живописная вывеска и художники авангарда. – Л., 1991 г.).

Вывесочное дело постепенно развивалось, в XVIII веке образуется живописно-малярный цех, который объединял ремесленников, регламентировал их деятельность, охранял их права. Для того чтобы стать мастером, необходимо было в течение десяти лет работать подмастерьем, затем сдавать экзамен, и только после этого присуждалось звание мастера живописного ремесла.

Разумеется, мастера вывесочного дела не соревновались в оригинальности рекламной идеи, напротив, для каждого заведения складывался свой стереотип вывески. Вывески парикмахерских изображали завитые женские головы и напомаженные мужские; обязательными персонажами вывесок табачных лавок были араб в чалме и с трубкой, а также негр с сигарой; на вывесках булочных и кондитерских лавок два геральдических льва поддерживали золотой крендель – традиция использовать геральдические символы в рекламных целях пришла в Россию из Европы.

В XIX веке помимо живописных вывесок широко распространяются театральные шрифтовые афиши, отличающиеся строгостью и детальным описанием предстоящего представления. Эти афиши контрастировали с яркими вывесками, выполненными в лубочном стиле, и постепенно стали вытеснять последние: к последней трети XIX века на центральных улицах увеличилось количество шрифтовых вывесок, использующихся национальными производителями. «Позолоченными или бронзированными металлическими буквами или гигантским шрифтом на деревянно-фанерных основаниях обозначались фамилии предпринимателей» (Ученова, Старых История рекламы).

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  445  446  447   ..