Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 1

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  544  545  546   ..

 

 

Маркетинговые исследования рынка продовольственных товаров

Маркетинговые исследования рынка продовольственных товаров

Кафедра: экономики и менеджмента

1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
2. Анализ рынка продовольственных товаров г. Новокузнецка. . . . . . . . . 5
2.1. Анализ основных конкурентов ТД «Сетан». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2.2. Методика и анализ проведенного маркетингового исследования . 9
3. Практические рекомендации для ТД «Сетан». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

3.1. Перспективы развития фирмы

22
3.2. Комплекс мер по организации сбыта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
4. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
5. Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Год

Товарная продукция в фиксированных ценах, тыс. руб.

Темпы роста, %

Базисные

цепные

1997

25.880.120

100%

1998

27.899.140

107%

107%

1999

18.069.870

70%

64%

2000(прогноз)

22.209.187

86%

122%

Сравниваемые характеристики

ТД «Сетан»

ТД «КИЯ»

ОАО «Хлеб»

1999 г.

2000 г.

1999 г.

2000 г.

1999 г.

2000 г.

Ассортимент товаров

4.8

4.2

4.9

4.9

4.4

4.0

Цена

4.7

4.5

4.2

4.0

4.8

4.8

Качество обслуживания

4.5

4.5

4.5

4.5

4.5

4.5

Реклама на местах продажи

3.5

3.5

4.2

4

3.5

3

Расположение

5

5

5

5

4

4

Внешняя торговля

3.5

4

3

3

3

3

Оформительский стиль

4

4

4.5

4.5

4

4

Итого среднее значение:

4.28

4.24

4.32

4.27

4.02

3.9

Товарная номенклатура (широта)
Масло-молочная продукция Мясо и мясная продукция Рыбная продукция Овощные консервы Кондитерские изделия
Длина товарных линий

Майонез

Говядина тушеная 2 вида

Горбуша

Зел. горошек

Карамель

Маргарин

Окорочка

Сельдь 5 видов Икра баклажанная Конфеты шок. 10 видов
Масло 5 видов

Колбасы

Скумбрия

Овощное ассорти

Мармелад

Йогурт 7 видов Сосиски 4 вида

Ставрида

Томаты

Пастила
Молоко 3 вида

Паштет

Фасоль 3 вида Зефир
Сыр 5 видов

3. Практические рекомендации для ТД «Сетан»

3.1 Перспективы развития фирмы и формирование стратегии развития

Как отмечалось выше, объемы традиционной розничной и оптовой торговли в ми­ре падают по сравнению с восьмидесятыми годами. Это объясняется бурным ростом новых тех­нологий продаж, использующих электронные информационные системы, благодаря ко­торым можно заявить о начале перехода от массового потребления к индивидуальному, что влечет за собой перестройку маркетинговой стратегии фирмы в пользу директ-маркетинга. В этой главе даны рекомендации по организации торговли и формирова­нию ассортимента, как традиционными методами, так и с использованием информа­ционных технологий.

Способность фирмы конструктивно реагировать на кризис зависит от характера бизнеса. Если бизнес оказывается убыточным, значит, в управлении отсутствовал главный элемент — стратегия продукта.

Продовольственный рынок г. Новокузнецка фактически жестко поделен между рядом оптово-розничных фирм, такими как ТД «Сетан», ТД «КИЯ», ОАО «Хлеб», которые имеют свою постоянную клиентуру и торговые точки в наиболее привлекательных местах. Фактически все эти компании не проводят никаких действии по исследованию рынков и проведению рекламных кампаний, так как это требует финансовых затрат и, как следствие, - увеличения цен. Тогда как их ос­новная стратегия - снижение издержек за счет оптимизации внутренней структуры. Не­дальновидность этой стратегии заключается в ее пассивности по отношению к рынку. При повышении платежеспособного спроса цена перестанет быть решающим факто­ром. На перестройку маркетинговой стратегии уйдет драгоценное время, и впоследст­вии этим фирмам будет тяжело возвращать себе рынок. В этой ситуации выиграет фирма, ориентированная на активное продвижение своих товаров. На данный момент такой продовольственной фирмой являются «КИЯ», имеющая значительные финансовые средства и проводящая активную коммуникационную политику, исследуя рынки сбыта, нарабатывая опыт в привлечении покупателей.

ТД «Сетан» занял максимально возможную долю рынка, дальнейший рост товарооборота возможен лишь за счет платежеспособного роста населения, но совокупная доля рынка от этого не увеличится. Для расширения доли рынка и повышения конкурентоспособности необходимо разработать базовое стратегическое направление развития фирмы и тактические решения по основным функциям фирмы, которые будут рассмотрены ниже. Одним из самых перспективных направлении развития современного бизнеса являются информационные технологии, в частности технологии, связанные с сетью Интернет.

Аналитики PricewaterhouseCoopers выделяют четыре стадии интеграции бизнеса в сетевые технологии.[4]

На первой компания использует сеть только как дополнительный маркетинговый канал. Дело, как правило, ограничивается созданием сайта и базы данных клиентов. Никаких принципиальных изменений ни в поведении, ни в структуре компании на этой стадии еще не происходит. Но и эффект от использования Сети невелик.

На второй стадии Интернет становится уже инструментом бизнеса, связывая биз­нес-процессы трех ключевых фигур рынка — поставщика, самой компании и пот­ребителя, когда все трое создают единую электронную цепочку поставок, в которой по­требитель может управлять складом своего поставщика, формируя заказ на произ­водство. Только на этой стадии и начинается использование Интернет-технологий во взаимодействии между хозяйствующими единицами, собственно Интернет-бизнес, о котором сейчас так много говорят.

Единая для поставщика, производителя и потребителя цепочка управления произ­водственными процессами резко снижает затраты на взаимодействие, а это, в свою очередь, приводит к сокращению общих расходов на производство. О масштабе этого сокращения можно судить по данным обследования, проведенного McKinsey & Com-рапу: с 1995 года, когда «процесс пошел», и до настоящего времени стоимость затрат на взаимодействие упала в два-три раза, что привело к снижению стоимости производства на 20—30%.

Трансформация компании происходит на следующей, третьей, стадии, когда мно­гие бизнес-процессы полностью автоматизируются, а другие сильно упрощаются или вообще уходят в прошлое.

Тогда руководство определяет основные и неосновные функции компании, переда­вая последние на выполнение (аутсорсинг) другим компаниям, специализирующимся в этой области. «Есть три основные бизнес-функции, которые компания никогда не должна отдавать:

- разработку продукта (know-how);

- продажи (прямое общение с клиентами);

- обслужи­вание клиентов.

Все остальное — маркетинг, логистику, производство, закупки для производства, даже финансы — компания может отдать на аутсорсинг и затем потреб­лять в качестве услуг».

Идея аутсорсинга сама по себе не нова, но новые технологии настолько облегчают обмен информацией с обслуживающими компаниями, что теперь распространение аутсорсинга может стать повсеместным и в конце концов происходит переход от моде­ли компании, которой принадлежат все основные функции, к виртуальной компании, которая непосредственно занимается только стратегическими вопросами взаимоот­ношения с клиентами и развитием продукта.

Одним из основных принципов действия новых рынков становится отход от тра­диционного маркетинга, основанного на изучении запросов нескольких статично опре­деленных групп потребителей. Получая возможность собирать детальную информацию о каждом клиенте и постоянно держать с ним связь, компания сможет персонализиро­вать предлагаемые продукты и услуги. Теперь компания, а не посредник владеет более полной информацией о клиенте, и это позволяет ей эффективно использовать каналы прямых продаж, тем самым значительно сокращая и свои издержки, и стоимость това­ра для конечного пользователя. Это модель нового рынка, ориентированного на по­требителя, и использующего иные, чем прежде, схемы во взаимодействии компаний как друг с другом (business-to-business), так и с конечными потребителями (business-to-consumer или consumer-to-business).

Для постоянного опроса потенциальных покупателей можно также исполь­зовать и первую страничку на сайте магазина, так как посещаемость на ней наибольшая. Для этого на нее выводятся вопросы анкеты (4—6 вопросов) поочередно; например, первый вопрос и до 20 вариантов ответов на него нахо­дятся на странице до тех пор, пока число опрошенных не превысит 30 человек (примерно в течение двух суток), затем ставится следующий вопрос с ответами.

В будущем потребитель сможет приобретать товары, уже обработанные в соответ­ствии с его персональным вкусом. Такой рынок не только естествен и удобен для по­купателя, но и позволяет производителю экономить большие средства, во-первых, за счет упрощения взаимодействия компаний с партнерами, сокращения времени на об­работку поступающих заказов и выведения новых товаров на рынок. Во-вторых, уча­стники такого рынка, получая в режиме реального времени доступ к информации о спросе и состоянии рынка, застрахованы от маркетинговых просчетов, да и опасность перепроизводства им почти не грозит.

Получаемая за счет этого экономия, по оценкам MorganStanleyDeanWitterInter­netResearch, составляет для компаний разных секторов от 15 до 50%. И компании, ко­торые первыми смогут внедрить эту схему работы с потребителем, получат макси­мальные конкурентные преимущества и долю рынка.

Новейшие технологии позволяют обеспечить существенные преимущества виртуального маркетинга по сравнению с маркетингом, основанным на традици­онных технологиях.

Виртуальный маркетинг — это система знаний о предложении товара на рынке на основе информационных технологий, интегрирующих маркетинго­вую деятельность во внутренней и внешней среде предприятия. К виртуальному маркетингу относятся не только исследования внешней среды, но и исполь­зование современных информационных технологий во внутрифирменных уп­равленческих процессах и коммуникациях. Кроме того, самостоятельным на­правлением в маркетинге становятся электронная коммерция, электронные средства продвижения (Интернет-реклама, Интернет-стимулирование и т.д.). Та­ким образом, по характеру осуществляемых функций виртуальный маркетинг можно разделить на три сферы:

- исследование внешней среды;

- организация внут­ренней маркетинговой деятельности;

- осуществление специфических видов дея­тельности.

3.2 Комплекс мер по организации сбыта

Прежде всего, для выявления недостатков организации сбыта товарной продукции ТД «Сетан» необходимо проанализировать основные характеристики торгового дома.

Во-первых, проанализировать и сопоставить с требованиями рынка возможности ТД «Сетан», как по товарной специфике, так и по форме продаж — опт, розница. Воз­можен широкий спектр организационных форм оптовых и мелкооптовых продаж — аукционы, выставки, ярмарки, бартер, посредничество и пр.

Во-вторых, возможность предоставления комплекса различных услуг для оптовых покупателей: маркетинговых исследований рынка (пока это только перспектива), по­слепродажное и предпродажное обслуживание, транспортно-фрахтовые услуги, услуги но хранению, экспертиза товаров и консультирование, таможенные услуги и пр.

В-третьих, разработка прогнозов конъюнктурных обзоров рынка региона по той или иной номенклатуре товара или услуги.

Необходимо активизировать разработки в области событийного маркетинга систе­матизировать данные о том, что предпочитают покупать потребители на различные праздники, дни рождения, просто отдых, постоянно получая и обрабатывая эти данные фирма сформирует поведенческие типы своих потребителей, и сможет выявить устой­чивые потребительские тенденции.

Если ТД «Сетан» претендует на престижность торговых точек, то он должен продвигать не просто товар, а товарные марки, это откроет новые возможности в фор­мировании стратегии продукта. Рынок принадлежит торговым маркам. Можно продвигать собственные торговые марки, наименование ТД «Сетан» и рекламиро­вать свои торговые точки, или вести переговоры с ведущими производителями Кемеровской области и России о закреплении за ТД «Сетан» прав дистрибьютора по распространению их продуктов на территории Кемеровской области. Взамен предложить определенное участие в при­былях, полученных от увеличения сбыта. Выгода для производителей заключается в том, что, работая с несколькими дистрибьюторами в разных регионах, они смогут со­кратить расходы на маркетинг, - в частности, на продвижение продукции, на рекламу по OPT, PTP, и перевести рекламу на региональные телеканалы и печатные издания за счет дистрибьюторов. Кроме того, хорошо налаженная сеть региональных дистрибью­торов может играть роль планового отдела фирмы. Одному ТД «Сетан» задача стать дистрибьютором по Кемеровской области невыполнима, поэтому имеет смысл вести переговоры об организации торгового союза, с такими фирмами как ТД «КИЯ» и д.р.

Организовав общий заказ на поставки, торговые организации способны повлиять на производителей. На Западе сети магазинов конкурируют с производителями, при­сваивая их продукции торговые марки магазинов, эта возможность должна быть вни­мательно рассмотрена.

В области автоматизации управления ассортиментом необходимо разработать комплексную компьютерную программу, которая бы учитывала инфляцию, сроки по­ставок, цены на продуктовых биржах, договоренности с поставщиками, сезонность, объемы продаж за аналогичный период прошлого года и т.д., и давала бы рекоменда­ции по объемам запасов, наиболее выгодным поставщикам, возможным вариациям цены и объема продаж, оправданности того или иного метода стимулирования потребителя. Для получения своевременной качественной информации с продовольствен­ных бирж страны, необходимо иметь доступ к информационной системе «Интернет» и активно использовать системы компьютерного распознавания товара (штрих коды). Оснастив торговые точки сканерами и наладив сетевое обеспечение ТД «Сетан» мо­жет в реальном времени отслеживать объемы продаж по торговым точкам. На основе чего составлять график поставок, застраховав себя от затоваривания, и уменьшив из­держки связанные с оборотом товаров.

Среди оптовых покупателей необходимо активно пропагандировать возможности сетевых закупок, для чего необходимо организовать собственный сайт или страничку в Интернете. Для стимулирования сетевых закупок необходимо разработать гибкую сис­тему скидок, и других льгот для оптовых покупателей перешедших на электронную систему заказов.

Организовав сайт, компания может активно заняться рекламой этого сайта и раз­личными сопутствующими PR-компаниями в качестве основных преимуществ подоб­ных систем оптовых заказов компания должна выделять:

• Удобство. Потребители могут заказывать товары 24 часа в сутки вне зависимо­сти от того, где они находятся.

• Информация. Покупатели могут найти большое количество сравнительных данных о компаниях, продуктах и конкурентах, не покидая при этом своего дома или офиса. Они могут сфокусировать свое внимание на таких объективных критериях, как цена, качество, срок службы и наличие в продаже.

• Меньше переживаний. При использовании онлайновых служб покупателям не приходится общаться лицом к лицу с представителями фирмы, подвергаться воздей­ствию убеждающих и эмоциональных факторов. Онлайновые службы дают и маркетологам фирмы определенные преимущества.

• Быстрое приспособление к рыночным условиям. Компании могут быстро до­бавлять продукцию в свой ассортимент, менять цены и описания товаров.

• Меньшие затраты. При торговле через компьютерную сеть не нужно нести рас­ходы на создание магазина и платить арендную плату, страховку и пр. Вместо печа­ти и рассылки обычных каталогов, можно создать электронные каталоги, которые обойдутся дешевле.

• Построение взаимоотношений. Продавцы могут анализировать ответы своих покупателей, получая о них дополнительную информацию, могут пересылать на компьютеры клиентов полезные советы, рекламные материалы.

• Охват аудитории. Можно подсчитать, сколько человек посетили электронный узел (сайт) компании, сколько из них остановились на определенном месте этого уз­ла. Эта информация помогает маркетологам улучшать свои предложения и рекламу.

Очевидно, что в маркетинге онлайновые службы можно использовать для поиска, достижения, общения и продажи. В сетевом маркетинге есть по крайней мере, четыре основных достоинства. Во-первых, он доступен и крупным, и малым фирмам. Во-вторых, электронное рекламное пространство в отличие от печатного или эфирного практически не ограничено. В-третьих, доступ и копирование информации происходят достаточно быстро в сравнении с доставкой почты. И в-четвертых, электронные по­купки можно совершать конфиденциально и очень быстро. Однако сетевой маркетинг подойдет не для каждой компании и не для каждого продукта. Требуется ответить на вопросы, когда и как нужно его применять.

Повышение уровня образования населения и внедрение новейших компьютерных систем обеспечили хорошую возможность для внедрения информационных маркетин­говых стратегий. Тот, кто сумеет это осознать раньше других, сумеет обеспечить себе более высокие нормы прибыли. Чем больше информации потребитель может получить о свойствах, местонахождении, ценах и других характеристиках товара, тем выше шан­сы продавца получить более высокую прибыль. Заметим, что получение прибыли воз­можно, если предельная стоимость информирования потребителя меньше наценки, до­бавленной к цене товара.

Стратегии, основанные на информировании потребителя, могут принимать раз­личные формы. Среди них:

• увеличение объема информации на упаковке товара;

• специальные вкладыши или ярлыки;

• реклама, содержащая больше, чем прежде, информации о товаре, производителе, торговце.

На данный момент реклама ТД «Сетан» страдает от непрофессионализма, наблюдается разнобой рекламных сообщений, необходима разработка стратегии рек­ламных компании и жесткая увязка их с ценовой, сбытовой, коммуникационной поли­тикой.

• специальные программы по подготовке торгового персонала и других ра­ботников, которые контактируют с потребителями; продавцы должны знать определенную информацию о качестве товара, его характеристиках, способе использования. Необходимо разработать единый стиль одежды, отличный от конкурирующих фирм. Отбор продавцов должен учитывать их тип личности, умение общаться, внешний вид.

• совершенствование информации на месте продажи, включая использование ви­део и компьютерных технологий (об этом говорилось выше).

На информационных маркетинговых стратегиях основаны и различные формы торговли по каталогам. Уровень информированности потребителя, пользующегося хо­рошо составленными каталогами, оказывается даже выше, чем у посетителей магази­нов самообслуживания.

В качестве развития услуг можно организовать прием заказов по телефону и дос­тавку продуктов на дом (в Новокузнецке уже есть такая фирма); необходимо проанализиро­вать их опыт и сделать необходимые выводы. Привлекательность данного мероприя­тия заключается в выходе на новые сегменты рынка с высоким платежеспособным спросом. Примером тому может послужить также опыт супермаркета «Студенческий» (г. Челябинск), работающего круглосуточно. Но главная «фишка» магазина, дающая ему преимущество перед конкурентами, - бесплатная круглосуточная доставка товара в любую точку Челябинска и на близлежащие дачи (минимальная сумма заказа – 1.5 тыс. руб.).[5]

В целом по предприятию можно внедрять следующие проекты: дисконтную систему, круглосуточную доставку товара (с использованием телефонной свя­зи, Интернет-магазина).

Дисконтная, а также бонусная система, система гибких скидок относятся к системам лояльности, которые являются вариантами поощрения покупателей и привлечения новых. При дисконтной системе покупатель, совершивший достаточ­но крупную покупку, получает дисконтную карту и на каждую следующую покупку ему предоставляется скидка.

Бонусная карта выдается покупателю при достижении определенного объема покупок, но бонусная скидка дается не на каждую следующую покупку, а при достижении заранее определенного объема покупок.

Для крупных предприятий торговли, с большим разнообразием товаров — от булавок до холодильников, дисконтная система труднореализуема, так как нереально делать скидки на каждую покупку. Более подходит в этом случае бонусная система.

Независимо от того, какая система лояльности выбрана для предприятия, главное — чтобы она имела более привлекательные условия скидок для поку­пателей, то есть чтобы она была конкурентоспособна. Это необходимо для дальнейшего развития системы лояльности — например, покупателям, имею­щим дисконтные карты других крупных торговых предприятий, может быть сделано предложение обменять их на карточки «Сетан» (в этом случае одно торговое предприятие ведет «переманивание» постоянных покупа­телей другого торгового предприятия). Но нужно учесть, что покупатель только тогда согласится поменять карточку, когда условия другой системы лояль­ности покажутся ему более привлекательными.

При внедрении системы лояльности предлагается воспользоваться следую­щими рекомендациями[6] :

— дисконтная (бонусная) карта должна быть многофункциональной, напри­мер, она может быть выполнена в виде брелка, календаря, то есть предмета, который бы вызывал необходимость постоянно быть носимым с собой, с тем чтобы глаза всегда натыкались на минирекламу предприятия;

— в журнале выдачи карт желательно фиксировать координаты будущего постоянного покупателя, для того чтобы, например, в конце года можно было разыграть с постоянными покупателями беспроигрышную лотерею.

При внедрении дисконтной системы могут возникнуть проблемы.Это проблемы доверия к продавцам, покупателям, обусловленные возможным использовани­ем дисконтных карт другими лицами. Если предприятие заинтересовано в увели­чении товарооборота, то его это волновать не должно, так как если любой покупатель или продавец, официально не являющийся держателем дисконтной карты (может быть, попросивший ее в долг), приобретает товар на большую сумму с небольшой скидкой, то это все равно приведет к увеличению товаро­оборота. Принципиальная особенность современных дисконтных карт — то, что они не индивидуализированы (нет фотографии, подписи), их можно передать другому покупателю, и дисконтная система в таких случаях решает задачу при­влечения не только постоянных покупателей, но и новых, которые даже свою первую крупную покупку в магазине совершают со скидкой.

Следующая важная деталь - атмосфера магазинов. Магазины, подобно людям, обла­дают индивидуальностью. Два магазина, продающие одинаковый продукт, обладают различным имиджем в глазах покупателей, и, следовательно, разной свободой в опре­делении цен. Общее впечатление от магазинов «Сетана» положительное, однако благоприятной атмосферы мало, необходимо, чтобы магазин создавал определенный настрой на по­купку, это обеспечивается рекламой на местах продажи и специфичной подачей товара. Как уже упоминалось, на местах продажи отсутствует реклама ТД «Сетан», дизайн ценников содержит мало информации о продукте и требует усовершенствованного оформительского стиля. Рек­лама на местах продажи требует существенной переработки.

Отсутствует единый оформительский стиль магазинов, покупатель не восприни­мает сеть магазинов как единое целое, отсутствует узнавание торговой марки ТД «Сетан». В качестве примера можно привести единый оформительский стиль ОАО «Хлеб».

В заключение подчеркнем, что основная проблема ТД «Сетан» заключается в отсут­ствии проработанной стратегии продукта и всего комплекса маркетинг-микс. Фирма стремится сократить издержки и не думает о потребителе, а ведь при сокращении рынков не­обходимо думать прежде всего о потребителях, воспитывать приверженность фирме, это позволит сохранить рынки сбыта и в условиях кризиса потеснить более слабых конку­рентов. На рынке сейчас переходный период, происходит естественный отбор, и выиграет тот, кто сможет предложить лучший продукт и оптимальный набор сопутствующих услуг, за тем и пойдет покупатель, а покупатель решает все.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность проблемы формирования ассортиментной политики связанно с большим предложением товаров на рынке, с растущими потребностями покупателей и возрастанием неценовой конкуренции. Специфика российского аспекта проблемы заключается в том, что ситуация усложняется общей экономической нестабильностью, инфляцией, низким уровнем платежеспособного спроса, несовершенством рыночных отношении.

В теоретической части работы рассматриваются общие положения формирования ассортиментной стратегии, в частности описывается:

В аналитической части анализируются: состояние рынков, определяются основ­ные конкуренты и проводится позиционирование торговых точек ТД «Сетан» и ос­новных конкурентов в динамике за 1999-2000 годы. Приводится исследование и даются рекомендации по формированию и продвиже­нию товарного ассортимента. Необходимо уточнить, что полученные данные по торго­вым точкам ТД «Сетан» приемлемы только для торговых точек ТД «Сетан» и не могут быть использованы в масштабах всего города Новокузнецка. Проведенное исследова­ние заключалось в анализе средств массовой информации, посещение торговых точек конкурентов, собеседовании с торговыми менеджерами ТД «Сетан» и опросе покупателей, проведенном в виде анкетирования. Опрос проводился детерминировано среди покупателей ТД «Сетан», в трех его точках. В ходе анкетирования было опрошено 120 респондентов. Критерием выборки являлась покупка определенных видов продо­вольственных товаров.

В ходе проведенного исследования был выявлен целевой сегмент покупателей, это женщины в возрасте от 25 до 55 лет, имеющие доход на члена семьи свыше 1500 рублей и посещающие торговые точки 3 и более раз в неделю. Сегментация по решающим факторам покупки показала, что при прочих равных условиях для основной массы покупателей приоритетными факторами покупки являются качество и внешний вид това­ра, на втором месте - цена и сравнение товарного ассортимента с другими торго­выми точками. Наименее важным оказалась фирма-производитель. Сегментация по предпочтениям импортных или отечественных товаров показала, что основное пред­почтение отдается отечественным продуктам, исключение составляют соки и напитки. Особой популярностью у покупателей пользуется молочная продукция, кондитерские изделия, соки напитки, рыбная продукция. Привлекательность торговых точек ТД «Сетан» обеспечивается за счет широко ассортимента товаров и удачного расположения торговых точек.

На основе проведенного исследования были разработаны следующие рекомендации по товарному ассортименту:

- при формировании ассортимента необходимо провести исследования в области событийного маркетинга - какие продукты предпочитают покупать на тот или иной праздник, для расширенной рекламы и предложения этих продуктов до и во время праздников. Это поможет понять культуру потребления и выявить долгосрочные и се­зонные тенденции;

- в качестве базового ассортимента необходимо придерживаться товаров средне­го ценового диапазона, особое внимание уделять качеству и внешнему виду товаров. В фирме организовать службу, занимающуюся совершенствованием внешнего вида товара, упа­ковкой, дозировкой. При формировании цены необходимо по возможности придержи­ваться стратегии неокругленных цен. В каждой ассортиментной группе фирме необхо­димо определить базовый товар который удовлетворяет основные запросы потребите­лей и соответствует их представлениям цена/качество. Этот продукт должен являться основой ассортиментного ряда и ориентиром для позиционирования прочих продуктов товарной линии;

- существует неудовлетворенный спрос на полупотрошеных кур, мясо крупного рогатого скота и свинины. Для этого необходимо организовать пункт приема или службу по закупке мяса у населения. В дальнейшем можно организовать собственное производство колбасы, пельменей и т.д. Свежий мясной ассортимент будет являться поддерживающим для основных товарных групп, наценка должна быть минимальной, основная его задача должна заключатся в привлечении покупателя. Цены на перерабо­танную продукцию, как более конкурентную, необходимо назначать в зависимости от рыночных условий;

- необходимо активно продвигать товарные марки: наименование самого ТД «Сетан», и основных поставщиков. При продвижении торговой марки товара необходи­мо сделать особый акцент на экологической чистоте товара, на полезности для здоро­вья (отсутствие холестерина) и на особом применении (определенные рецепты приго­товления);

- с целью усиления влияния на производителей и сокращение издержек на логи­стику необходимо обдумать возможности формирования совместного заказа с конку­рирующими фирмами;

- для получения своевременной качественной информации о ситуациях на про­дуктовых биржах страны, и о предлагаемых товарах, необходимо использовать послед­ние информационные технологии, иметь доступ к информационным базам «Интернет» и активно пользоваться информацией штрих-кодов (особенно при закупках импортных продуктов). Торговые точки необходимо оборудовать сканерами, связанными с голов­ным компьютером фирмы, который будет оперативно отслеживать объемы продаж и корректировать закупки. Это поможет значительно сократить издержки, связанные с товарооборотом.

Помимо рекомендаций по формированию товарного ассортимента ТД «Сетан» также разработан комплекс мер по организации системы сбыта.

5. ЛИТЕРАТУРА

1. Аникина Б.А. Логистика. - М., ИНФРА-М, 1997.

2. Ансофф. И Новая корпоративная стратегия. - Санкт-Петербург, Питер, 1998.

3. Аузан В. Новая экономика // Эксперт. - 2000. - № 20 - С. 59.

4. Веденеев Д. С. Формирование портрета среднего потребителя в результате качест­венных наблюдений // Маркетинг в России и за рубежом. - 1999 - № 4 - С. 70-88.

5. Голубкова Е. Н. Природа маркетинговых коммуникаций и управление продвижени­ем товара // Маркетинг в России и за рубежом. - 1999 - № 1 - С. 3-9.

6. Голубков Е. П. Основы маркетинга. - М., Дело и Сервис, 1998.

7. Голубков Е. П. Исследование рынков // Маркетинг в России и за рубежом. -1999 - X» 1 - С. 13-36.

8. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. -М., Финпресс, 1998.

9. Гончарук В. А. Маркетинговое консультирование. - М., Дело, 1998.

10. Дейян А., Троадек А. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи. - М., Прогресс, 1994.

11. Диксон Р. П. Управление маркетингом. - М., Бином, 1998.

12. Дойль П. Маркетинговое управление и стратегии. - Санкт-Петербург, Питер, 1998.

13. Качалов И. В. Продовольственный рынок России // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 1997. - № 6 - С. 23-27.

14. Кокшаров А. В. По западному стандарту // Эксперт. - 1999. - № 21 - С. 7.

15. Котлер Ф. Маркетинг - менеджмент. - Санкт-Петербург, Питер, 1998.

15. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М., Эканомика, 1991.

16. Краснова В. Г. Рывок на стайерской дистанции // Эксперт. - 1999. - № 1 - С. 18-20.

17. Курс переходной экономики / Под. Ред. Абалкина Л.И. / - М., Финстатинформ, 1997.

18. Крылов И. В. Маркетинг. - М., Центр, 1998.

19. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. - Санкт-Петербург, Наука, 1996.

21. Литл Д. Ф. Основы маркетинга. - Ростов н/Д., Феникс, 1997.

22. Максимова В.Ф. Микроэкономика. - М., 1996.

23. Маркетинг /Под ред. Романова А. Н./ - М., Банки и биржи, 1996.

24. Маркетинг /Под ред. Уткина Э. А./ - М., Тандем, 1998.

25. Мачадо Р. Маркетинг для малых предприятии. - Санкт-Петербург, Питер, 1998.

26. Мухина М. Все ли вы знаете о своих клиентах // Маркетолог. - 2000 - №1 - С. 55.

27. Пименов Ю. С. Использование Интернет в системе маркетига // Маркетинг в Рос­сии и за рубежом. - 1999 - X» 2 - С. 36-48.

28. Раихман Э. П., Азгальж Г. Г. Экспертные методы в оценке качества товаров. - М., Прогресс, 1990.

29. Рыбальченко И. Укрощение строптивой матрицы // Маркетолог. - 2000 - № 3 - С.20 -22.

30. Справочник по маркетингу / Под ред. Уткина Э. А./ - М., Тандем, 1998.

31. Смородина Т. Стратегия голых расчетов // Эксперт. - 2000. - №4 - С.21 - 25.

32. Сидаев Я. В. Потребительский рынок продуктов питания Якутии // Маркетинг в России и за рубежом. - 1999. - № 1 - С. 88 - 91.

33. Федько В.П. Основы маркетинга. - Ростов-на-Дону, Март, 2000.

34. Чармэссон Г. Торговая марка. Имя, которое стоит милионы. - Санкт-Петербург, Питер,1998.

35. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. - М., ИНФРА-М, 1995..

36. Энжел Д. Поведение потребителей. - Санкт-Петербург, Питер, 1998.


[1] Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – С-Пб, «Питер», 1998. – С.21.

[2] Энжел Д. Поведение потребителей. – С-Пб, «Питер», 1998. – С.579.

[3] Информация предоставлена ТД «Сетан»

[4] Аузан В. Новая экономика // Эксперт. - 2000. - № 20 - С. 59.

[5] «Мое дело», № 5 (13) сентябрь 2000, с. 1.

[6] «Маркетинг в России и за рубежом», № 5, 2000, с. 22.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  544  545  546   ..

 

Вид рыбы
Сельдь Семга Осетр Горбуша
Вид обработки Свежемороженая К В А К Б
Засоленая А Б Б В К К А
Копченая К Б А Б