Неисправности и дефекты будильников

  Главная      Книги - Часы (ремонт)     Ремонт часов. Устройство, теория и практика ремонта (Раппопорт М.Г.) - 1948 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..



Неисправности и дефекты будильников

 



Наиболее часто встречающиеся дефекты и неисправности будильников приведены в табл. 6 (см. также неисправности, относящиеся к стенным часам).

 

Таблица 6
Причины неисправностей и дефектов будильников

 

 

1. Неисправности узла баланса (ось, волосок, центровые винты), вызывающие ненормальный ход или его остановку; ход возможен только в горизонтальном или боковом положениях.

 

 

A. Концы оси баланса сработались и имеют неправильную форму (не удерживается масло), что создает трение, превосходящее силу пружины. Это вызвано слабой закалкой концов оси или плохим качеством материала, из которого она сделана, или загрязнением центровых винтов.

Б. Не соблюдено правильное взаимное положение острия оси и центрового винта: острие оси должно находиться в вершине углубления центрового винта (рис. 68) и касаться его только в одной точке. Если острие оси находится на конусной части углубления центрового винта, оно вызывает появление зазубрин, шероховатостей, тормозящих работу хода и вызывающих остановку часов. Дефектом являются также перекошенные центровые винты, неправильная форма кончиков -осей или углубления центрового винта, ось неправильно установлена и зажата центровыми винтами.

B. Волосок поврежден, во время хода витки его соприкасаются между собой.
A. Концы оси баланса должны иметь правильную форму заточки (радиус закругления острия должен быть в пределах 0,015—0.03 мм), которая обеспечивает задержание масла в центровых винтах для уменьшения трения. Затачивают концы камнем. После заточки концы тщательно полируют; для изготовления новой оси баланса применяют сталь «серебрянку» У10А диаметром 1,8 мм, длиной 22 мм. Длина готовой оси баланса 21 мм.

Б. Отделку центрового винта производят внимательно; учитывая то, что стальная ось баланса работает в стальном центровом винте, благодаря чему создается большое трение между этими деталями, особенно тщательно отделывают конусное углубление, в котором вращаются кончики оси. В центровом винте не должно быть никаких трещин, выбоин, шероховатостей, вызывающих быстрый износ оси. Центровой винт надо хорошо термически обработать и тщательно отполировать, чтобы он быстро не изнашивался. При полировке винт закрепляют в параллельные тиски; конусное углубление полируют деревянной палочкой (укрепленной в ручных тисках), крокусом или на токарном станке.

B. Волосок должен иметь необходимую упругость и правильную спиральную форму. Его витки не должны соприкасаться между собой (при любых размахах баланса) и должны лежать в одной плоскости. Волосок выправляется следующим образом: начиная от места повреждения, волосок выправляют в прямую линию, постепенно придавая ему правильную спиральную форму. Правила подбора нового волоска те же, что для карманных и наручных часов.

Размеры волоска: расстояние между витками — шаг 0,75—0,85 мм; полное число витков 8—9, длина волоска (в развернутом виде) 350 мм; ширина 0,4 мм, толщина 0,13 мм. Неуравновешенность баланса обнаруживают установкой его в центровых винтах или в спицах токарного станка

 

 

 

 

Рис. 68. А — центровой винт; Б — смазка оси баланса; 1 — ось; 2 — масло в центровом винте; 3—центровой винт

 

 

 

 

 

Г, Не уравновешен обод баланса. Г. Уравновешивают баланс, высверливая в точке перевеса необходимое количество (несквозных) отверстий.

 

Д. Неправильный размер баланса. Д. Нормальный ход должен обеспечить амплитуду колебания баланса будильника, равную 270°. Если амплитуда больше, значит пружина хода слишком сильна и ее надо заменить; амплитуда значительно меньше 270° указывает на неисправности механизма.

 

 

Е. Погнут или поломан эллипс баланса. Е. Эллипс должен быть надежно укреплен, вертикален, хорошо закален, тщательно отполирован.

 

 

2. Остановка или ненормальный ход — неисправность узла спуска (анкерное колесо и вилка)

 

А. Сломались штифты вилки; на штифтах появились канавки в месте соприкосновения с зубьями анкерного колеса в результате плохой смазки или плохой термической обработки штифтов.

А. Сработанные штифты вилки заменяют новыми (сталь У10). Диаметр штифтов

0,4 мм, длина 5 мм. При невозможности замены новыми, штифты поворачивают на 90—180°, чтобы сработанная часть не участвовала в дальнейшей работе, или поворачивают вилку на своей оси на 1—2 мм.

 

 

 

Б. Неровности, шероховатости на зубьях анкерного, колеса, поломаны или повреждены его зубья, повреждены или поломаны рожки вилки. Б. Поврежденный зуб осторожно и аккуратно выправляет или ставят новый. Все зубья анкерного колеса, обод колеса, а также рожки вилки тщательно полируют. Вилка должна иметь такую длину, форму и занимать такое положение, чтобы ее рожки во время свободного колебания баланса не касались оси баланса. Рожки вилки должны проходить свободно и точно по середине (по вертикали) паза оси баланса, не касаясь его боков. Длину вилки можно изменить, изгибая ее в месте выгиба.

 

 

3. Остановка хода — неисправности колесной системы

 

А. Поломка или погнугость зубьев колес.

 

A. Погнутый зуб выправляют отверткой или плоскогубцами с длинными губками и зачищают бархатным напильником. При поломке ставят новый зуб.

 

Б. Погнутость или поломка концов осей колес. Б. Погнутый конец оси выправляют плоскогубцами, тщательно полируют или вставляют новые концы осей.

 

 

 

В. Недостаточность продольного зазора в одном из колес или отсутствие зазора в каком-нибудь гнезде платины. B. Во время сборки механизма проверяют и устанавливают нормальный продольный зазор. При отсутствии зазора в гнезде его развертывают до нужного размера и тщательно полируют.

 

 

Г. Погнуты или поломаны штифты цевочных трибов. Г. Погнутые или поломанные штифты трибов, если их невозможно выправить, заменяют новыми. Штифты изготовляют из стальной проволоки У10А диаметром

0,9 мм, длиной 6—7 мм. Штифты полируют. Штифты цевочных трибов должны вращаться в своих гнездах, чтобы уменьшить силу трения зацепления.

 

 

Д. Отсутствие продольного зазора в среднем колесе; минутник слишком низко насажен на ось и касается передней платины. Д. При отсутствии продольного зазора в среднем колесе минутник передвигают вверх по оси колеса. Колесо должно иметь продольный зазор 0,5—0,55 мм.

 

Е. Разработались гнезда в платине, где помещаются концы осей колес (чаще всего гнезда узла заводного, секундного, анкерного колес и оси вилки). Е. Гнезда, сработанные на незначительную величину, стягивают до нужного размера пуансоном с последующей полировкой гнезда. В сильно разработанное гнездо вставляют футор. Для этого через центр гнезда проводят две перпендикулярные линии. Гнездо увеличивают примерно в. два раза сверлом или разверткой с зенковкой с обеих сторон платины. В увеличенное гнездо заклепывают соответствующего диаметра латунный футер из проволоки (или выточенный на токарном станке). При помощи нанесенных предварительно двух перпендикулярных линий находят центр и высверливают отверстие под гнездо. Отверстие должно быть немного меньше размера гнезда. Окончательный его размер устанавливается развеотыванием. С наружной стороны платины делают зенковку для масла (воронку).

 

 

Ж. Загрязнение деталей будильника, сгустилось масло. Ж. Чистка деталей

 

 

 

4. Часы идут, стрелки стоят неподвижно

 

Ослабла трехлапчатая пружина: погнут штифт или

сдвинулась муфта, прижимающие трехлапчатую пружину к ободу среднего колеса; минутник провертывается на оси среднего колеса.

 


В будильнике среднее колесо (см. рис. 64, Г) устроено так, что перевод стрелок от руки происходит при одновременном повороте оси среднего колеса и минутнц-ка (обод колеса в это время продолжает независимо вращаться). Во время хода обод колеса соединяется с осью трехлап-чатой пружины. Ось среднего колеса передает движение минутнику и дальше стрелочному механизму. При неисправности этого устройства выгибают пружину в нужном направлении: выправляют штифт или сдвигают .муфту. Минутник должен быть туго насажен на ось среднего колеса.

 

 

5. Остановка хода часов из-за неисправности заводной пружины

 

Лопнула пружина хода, внутренний замок ее соскакивает с крючка вала узла  заводного колеса. Лопнувшую дружину надо заменить новой Если она лопнула. у замков или близко к ним и нет новой пружины допустимо изготовление новых замков. Внутренний замок изготовляют следующим образом: внутренний конец пружи-

ны длиной 30—45 мм отжигают докрасна, соблюдая равномерный переход отожженной части в закаленную. На расстоянии 5—8 мм от края высверливают отверстие нужного диаметра, которое затем обрабатывают напильником. Спиральную форму придают выгибанием конца пружины круглогубцами (первый внутренний виток), лопнувшую посередине пружину склепывать не рекомендуется (она снова лопнет через незначительное время). Для изготовления внешнего замка пружину отжиггют на 10—G0 мм; отверстие сверлят на расстоянии 4 мм от конца.
 

 

 

 

 

1 Длина пружины хода (в развернутом виде) 1200 мм; ширине 7,5 мм; толщина 0,33 мм; пружина боя имеет длину (в развернутом виде) 550 мм; ширину 5 мм; толщину 0,25 мм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..