Главная              Рефераты - Геополитика

Научно-техническое сотрудничество между Россией и Китаем - курсовая работа

Оглавление

Введение

Глава 1. Особенности китайско-российского научного сотрудничества

1.1 Начало китайско-российского научного сотрудничества

1.2 Основные направления сотрудничества

Глава 2. Развитие китайско-российского научного сотрудничества

2.1 Новый этап в развитии научного сотрудничества между Китаем и Россией

2.2 Перспективы научно-технического сотрудничества

Заключение

список использованных источников и литературы

Введение

Сотрудничество – это взаимодействие обеих сторон, их партнерские отношения, построенные на основе общих интересов и совместного развития, на взаимодоверии и общих потребностях. Российско-китайское научно-техническое сотрудничество – это партнерские отношения двух стран, также основанные на взаимных интересах в сфере науки и техники.

В июле 2004 г. бывший Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в КНР господин Рогачев посетил Харбинский политехнический институт и выразил мнение, что в последние 10 лет Китай и Россия наиболее успешно сотрудничают в области политики. Наши страны достигли согласия и взаимопонимания в ведении международных дел, а также успехов в изучении опыта своих соседей по проведению реформ государственной политики и экономики. Все это открыло много новых возможностей взаимного развития сотрудничества между Китаем и Россией[1] .

Одной из его самых перспективных областей, требующей более интенсивного развития, является торгово-экономическое сотрудничество. К этой же категории следует отнести и сотрудничество двух стран в сфере науки и техники. Поэтому, планируя перспективы российско-китайского экономического и научно-технического сотрудничества, необходимо обратить особое внимание на существующий между двумя странами разрыв в этом отношении. Дело в том, что он, являясь пробелом в сегодняшнем развитии, является и пространством для будущего развития. Изменение сложившейся ситуации необходимо осуществлять на основе взаимного доверия, дружбы, равенства и общей выгоды. Интерес Китая к российской науке и технике разносторонний, и с точки зрения перспективы я полагаю, что, во-первых, это будет спрос на теоретические знания, а во-вторых, спрос на технические разработки. Всем этим и определяется актуальность данной работы.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей развития научно-технического сотрудничества между Россией и Китаем. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи курсовой работы:

1.Рассмотреть особенности научного развития России и Китая.

2.Показать процесс зарождения научного сотрудничества между Россией и Китаем.

3.Проанализировать особенности развития научно-технического сотрудничества между этими двумя странами.

В ходе работы были использованы различные источники и материалы по данному вопросу, в том числе и на иностранном языке.

Глава 1. Особенности китайско-российского научного сотрудничества

1.1 Начало китайско-российского научного сотрудничества

В декабре 1992 г. во время визита Президента России Б. Ельцина в Китай, обе стороны подписали «Соглашение между правительством Китайской Народной Республики и правительством Российской Федерации о научно-техническом сотрудничестве».

С 1993-го по 1996 год всего проводились 4 сессии Подкомиссии по научно-техническому сотрудничеству в рамках данного Соглашения. В соответствии с приоритетными направлениямии основными принципами двустороннего сотрудничества, на прошедших сессиях были согласованы 184 проектов. По состоянию на сентабрь 1997 года было уже выполнено 70 % проектов.

В целях дальнейшего продвижения китайско-российского сотрудничества в области новых и высоких технологий в феврале 1995 года Стороны подписали Соглашение о создании китайско-российского консорциума "Центра науки и высоких технологий". Затем стороны провели в Пекине первое заседание Правления Консорциума, на котором утвердили состав членов правления и Устав о его деятельности[2] .

В июне 1997 г. в Пекине состоялось первое заседание китайско-российской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств. Обращая внимание на то, что научно-техническое сотрудничество имеет важное значение для дальнейшего развития двустороонних отношений, правительства двух стран официально решили создать в рамках большой комиссии Подкомиссию по научно-техническому сотрудничеству с тем, чтобы в едином порядке координировать сотрудничество двух стран в области науки техники. Подкомиссия по научно-техническому сотрудничеству вправе вести консультации по выработке соглашений о научно-техническом сотрудничестве двух стран и порядка их осуществления, координировать разрешение возникающих в процессе сотрудничества трудностей, изучать новые области научно-технического сотрудничества, а также создать различные рабочие группы научно-технического сотрудничества в различных областях.

В октябре 1997 г. в Пекине состоялась первая сессия подкомиссии по НТС китайско-российской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств, на которой было рассмотрено и утверждено Положение о подкомиссии по научно-техническому сотрудничеству, которое определило ее организацию, основные задачи и функции, порядок ее работы. На Сессии были утверждены 64 проектов по НТС между соответствующими НИИ и прелприятиями двух стран[3] .

Со времени первой сессии подкомиссии сотрудничество развивается стабильно. Уже развернулась конкретная работа по большинству проектов, утвержденных на первой сессии. В рамках плана сотрудничества между ведомствами по науке и технике двух стран состоялись обмены по таким темам, как сотрудничество между государственными научными центрами РФ и академиями и НИИ Китая, создание сетей компьютерных телекаммуникаций для науки и образования, развитие инновационной деятельности и др.

На второй сессии подкомиссии в 1998 году Подкомиссия положительно оценила ход выполнения плана сотрудничества между Миннауки двух стран и проанализировала состояние реализации проектов в программе китайско-российского научно-технического сотрудничества. Стороны пришли к выводу о том, что необходимо усилить контроль над ходом выполнения согласованных проектов с целью повышения эффективности этой работы и одновременно оказания содействия коммерциализации совместных разработок и их использованию в производстве. Подкомиссия рассмотрела включила 14 новых проектов в программу по китайско-российскому научно-техническому сотрудничеству.

В декабре 1998 г. по инициативе китайско-российской комиссии по подготовке встреч глав правительств в Пекине состоялся Семинар на тему "Освоение новых и высоких технологий в Китае и России", который увенчался небывалым успехом. На семинаре было зачитано более 10 докладов. Обе стороны единодушны в том, что такая форма, как проведение китайско-российского семинара по высоким технологиям, является исключительно полезной для расширения сотрудничества двух стран в научно-технической сфере[4] .

В феврале 1999 г. во время 4-го заседания китайско-российской комиссии по подготовке встреч глав правительств в Москве заместитель министра науки и технологий Китая Сюй Гуаньхуа и министр науки и технологий РФ М.П. Кирпичников подписали "Протокол между Правительством КНР и Правительством РФ о принципах охраны и распределения прав на интеллектуальную собственность к Межправительственному Соглашению о научно-техническом сотрудничестве".

В целях достижения результатов совместных разработок в области высоких технологий в возможно короткие сроки, китайская сторона специально открыла в качестве показательной базы Яньтайскую зону освоения высоких технологий, предоставив российской стороне пользование зоной.

В июне 1999 г. делегация Администрации г. Яньтай в составе 11 человек во главе с Вице-мэром Чжан Синьцзи совершила деловую поездку в Москву и в Санкт-Петербург. Во время пребывания в Москве делегация провела Презентацию в министерстве науки и технологий РФ, на которой присутствовало более 70 человек из научного круга, предприятий и СМИ. На презентации был показан видеофильм о г. Янтай и Яньтайской зоне промышленного освоения новых и высоких технологий. Одновременно вице-мэр Чжан Синьцзи ознакомил присутствующих с жизнью города Яньтай, в частности, с Яньтайской китайско-российской показательной базой освоения новых и высоких технологий, ее возможностями, планом дальнейшего развития и льготной политикой в этой области. Между членами делегации и работниками Министерства науки и технологий РФ состоялась рабочая встреча, на которой были обсуждены вопросы совместного строительства базы.

На 3-ей сессии Подкомиссии работа по строительству "Янтайской Базы" была одобрена Сторонами. Во время Сессии российская делегация ознакомилась с условиями создания и функционирования Янтайской Базы. Кроме того, стороны достигли единогласия по ряду вопросов, как создание рабочих групп по содействию научно-техническим связям между Государственными НИИ Китая и ГНЦ России, сотрудничеству в области инновационной деятельности, повышению эффективности работы в рамках Консорциума, а также усилению контроля за реализацией межправительственных проектов. По результатам рассмотрения новых предложений Подкомиссия приняла решение о включении 27 новых проектов в Программу по научно-техническому сотрудничеству[5] .

По состоянию на октябрь 1999 года, прошло уже 3 сессии Подкомиссии по НТС китайско-российской Комиссии по подготовке встреч глав правительств. Общее количество согласованных проектов составило 105. Области их применения охватывали почти все направления научно-исследовательской деятельности. Обе стороны были довольны ходом реализации проектов.

Учитывая, что создание совместных инновационных структур является одним из эффективных путей долгосрочного сотрудничества в научно-технологической сфере, во время очередной встречи глав правительств двух стран в 2000 году был подписан "Меморандум о взаимопонимании между Министерством науки и техники Китая и Министерством науки и технологий России по сотрудничеству в области инновационной деятельности".

1.2 Основные направления сотрудничества

В настоящее время китайская и российская стороны в рамках регулярных встреч глав правительств развернули плодотворное научно-техническое сотрудничество и обмены, а также непрерывно открывают новые пути для практического использования его результатов. При общих усилиях двустороннее сотрудничество в области науки и технологий сохраняет благоприятные перспективы для дальнейшего успешного развитияю.

Заимствование теоретических знаний друг у друга проявляется главным образом во внедрении передовых новаторских идей в области фундаментальной теории, разработанных российскими учеными. Например, для проведения фундаментальных исследований в области теории управления, китайцы приглашали в институт российских ученых, которые оказали неоценимую помощь в изучении дезинтегрирования параметров системы управления, в создании моделей управления и изучении взаимонезависимости аппаратного и программного обеспечения в процессе управления. Эти работы привнесли много нового в фундаментальное образование и в последующем сыграли большую роль в создании новых технологий в области теории автоматического управления[6] . Кроме того, приглашали специалистов по исследованию космического пространства, которые тоже подали новаторские идеи. Одним словом, китайцы признали разницу между Китаем и Россией в области реальных фундаментальных исследований и новаторства и приняли сотрудничество, имеющее для них стратегическое значение.

Что касается внедрения новейших технологий, Китай заимствует только те, которые хорошо зарекомендовали себя в России и имеют хорошие перспективы на рынке Китая. Такие, как технология микродугового окисления (электролиза), технологии строительства минисамолетов, система оценки материалов в космическом пространстве, а также технологии изготовления искусственного камня. Важно не просто заимствовать технологию, а углубить сотрудничество по её внедрению, то есть пригласить соответствующих специалистов в Китай пока местные специалисты полностью не овладеют данной технологией[7] .

На сегодняшний день экономическое развитие Китая сосредоточено в двух центрах. Первый – оживленная экономическая зона дельты Янцзы, другой – зона технического преобразования старых промышленных баз на Северо-востоке Китая. Модель экономического развития Шанхая за последние 20 лет, а также провинций Цзянсу и Чжецзян, находящихся в дельте Янцзы, принесла следующие плоды: в провинции Цзянсу отмечены успехи обновления промышленной техники и интернационализации предприятий; в провинции Чжецзян после успешного накопления исходного капитала появилась местная промышленность. В Шанхае произошла диверсификация экономики, культуры, торговли и финансов в единый комплекс. Все это заложило фундамент для будущего развития экономики, науки и техники.

Одним из дальнейших направлений российско-китайского научно-технического сотрудничества должно стать создание развитой научно-технической базы на территории провинции Хэйлунцзян, новейшие технологии и разработки которой впоследствии будут использоваться на юге Китая. Наряду с этим тип хозяйства на северо-востоке Китая, характеризующийся преобладанием тяжелой и добывающей промышленности и сельского хозяйства, вне зависимости от увеличения масштабов местных предприятий требует сегодня внедрения новых способов производства и современных технологий для своего развития.

Повышение технологического уровня предприятий и расширение с помощью российских разработок рынка Китая, создание новых способов производства и современных технологий, а также развитие малого и среднего предпринимательства отвечающее нуждам нового рынка, несомненно, может стать полем успешного взаимодействия двух стран. Подводя итог оценки перспектив российско-китайского научно-технического сотрудничества, можно сказать, что человеческий фактор играет ведущую роль как во внедрении новаторских идей, так и во внедрении передовых технологий. Человек является носителем информации.

В форме будущего сотрудничества двух сторон необходимо придерживаться позиций открытости, взаимного доверия и не бояться возможных ошибок. Что касается китайской стороны, то они, используя территориальное преимущество Хэйлунцзяна, планируют сформировать большую платформу для объединения рабочих кадров двух стран и, создав определенные условия, постараться за 5 – 10 лет перейти от количественных изменений к качественным. Объединение российско-китайских передовых идей и совместное использование китайской рыночной платформы будет способствовать расцвету стран Северо-восточной Азии, и тем самым предоставит им возможность занять надлежащее место в мировой экономике. Основной особенностью второй модели российско-китайского научно-технического сотрудничества является развитие и усиление ключевых пунктов взаимодействия. Российско-китайское научно-техническое сотрудничество само по себе в отрыве от реальности безрезультатно. Поэтому в условиях, когда обычное сотрудничество в виду каких-либо причин невозможно, необходимо развивать и углублять взаимодействие обеих стран по его наиболее ключевым пунктам. Те области взаимодействия, в которых сосредоточено наибольшее количество специалистов, тесно сотрудничающих с Россией и в которых возможен наиболее плодотворный обмен последними достижениями, где существуют наиболее благоприятные условия для технического производства, и там, где сотрудничество проходит в атмосфере дружбы и согласия, должны получить преимущественную поддержку. Здесь китайцы первыми должны встать на новый путь сотрудничества, первыми на основании предварительных договоренностей должны совершить объединение действий и в итоге создать новую действующую систему развития[8] .

Ключевым звеном в цепочке принятия решений современными предприятиями являются рыночные приоритеты, затем следуют технологии, кадры и последним выступает капитал. Лишь только выделив основные моменты, можно начать интеграцию. Мы должны с уважением относиться к свободному развитию российско-китайского научно-технического сотрудничества. Политика открытости, смена взглядов, изменения в системе и особенно изменение методов работы правительства, – всё это создаёт возможности для дальнейшего развития двух стран.

Глава 2. Развитие китайско-российского научного сотрудничества

2.1 Новый этап в развитии научного сотрудничества между Китаем и Россией

С 29 по 31 мая 2001 г. в г. Харбине (КНР) проходила первая конференция по научно-техническому и торгово-экономическому сотрудничеству между российским Дальним Востоком и провинцией Китая Хэйлунцзян. Инициаторами развития сотрудничества выступили Академия Общественных наук провинции Хэйлунцзян и Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН. В октябре 2000 г. Новосибирск посетила китайская делегация во главе с президентом АОН провинции Хэйлунцзян Цюй Вэем, а в феврале 2001 г. делегацию ИЭОП СО РАН во главе с директором института академиком В. Кулешовым принимали в АОН провинции Хэйлунцзян, где и было достигнуто соглашение о сотрудничестве. Соглашение предусматривает проведение конференций поочередно в Китае и России. Первую конференцию было решено провести в Китае[9] .

Открывая конференцию, Цюй Вэй отметил, что она организована учеными, официальными представителями и предпринимателями двух стран и поэтому отличается не только высоким научным уровнем, но и ярко выраженной целевой направленностью и практицизмом. Тот факт, что ученые, официальные лица и предприниматели двух стран собрались вместе для общего обсуждения проблем, способствует объединению их усилий в области теории и практики и на этой основе – выработке выводов и политических мероприятий, отвечающих реальной действительности. «Я верю, – подчеркнул Цюй Вэй, – что конференция окажет позитивное влияние и будет иметь далеко идущее значение в области содействия китайско-российскому региональному сотрудничеству, укрепления и развития китайско-российских отношений стратегического партнерства, направленных в XXI век, углубления научных обменов и сотрудничества между научно-исследовательскими организациями двух стран»[10] .

Цюй Вэй указал на следующие стратегические направления развития широкомасштабных торгово-экономических отношений:

1. Совместные разработки в области высоких технологий, внедрение их в производство. Китай нуждается в производимом в России оборудовании и продукции обрабатывающей промышленности в области военной, космической, авиационной и судостроительной отраслей. Радует, что Китай и Россия договорились о создании двух центров научно-технического сотрудничества в провинции Шаньдун (город Яньтай) и провинции Хэйлунцзян (город Харбин). Предлагается в ходе совместного сотрудничества на основе высоких технологий производить самолеты гражданского и военного назначения, косметические летательные аппараты и военное оборудование, газовые турбины и другое крупное оборудование гражданского назначения. Сотрудничество может быть осуществлено на таких условиях: Россия выделяет в качестве своей доли технику и технологии, а Китай предлагает денежные средства, рынок для совместного освоения и совместного производства.

2. Совместное освоение запасов нефти и газа в России. Речь идет об ускоренном освоении богатейших запасов нефти и газа в России, прокладке трубопроводов для поставки нефти и газа в Китай за счет предоставляемых Китаем капиталов и рабочей силы. При таком варианте в ближайшие 10 лет Китай смог бы получать ежегодно 50 млн. тонн сырой нефти и 10 млрд. кубометров природного газа, а Россия – более 10 млрд. ам. долл. или товаров на эту сумму.

3. Совместное освоение лесных ресурсов России. Россия обладает одной четвертой всех мировых запасов древесины, производит ежегодно древесины в 2 раза больше Китая. После принятия программы охраны природных лесонасаждений Китай сократил производство древесины, а потребность в ней растет. Предлагается, чтобы Россия увеличила свое производство и экспорт древесины в Китай с нынешних нескольких миллионов кубометров до нескольких десятков миллионов кубометров в год, увеличив тем самым свои валютные поступления до 10 млрд. ам. долл. Для удовлетворения этих потребностей Россия ежегодно будет расходовать только часть естественного прироста леса, это никак не повлияет на экологию. С другой стороны, в Китае только на Северо-Востоке имеется несколько сот тысяч свободных лесорубов.

4. Совместное освоение земельных ресурсов. Россия занимает первое в мире место по территории, а по размеру пахотной земли на душу населения превышает Китай в 10 раз. Однако вследствие влияния таких факторов, как нехватка рабочей силы в сельском хозяйстве, недостатки механизма управления и использования научных достижений в производстве ощущается нехватка продукции сельского хозяйства, на ее импорт приходится тратить валюту. В Китае же, где отмечается наименьшая в мире площадь на душу населения и огромный избыток рабочей силы, наработана достаточно передовая технология сельскохозяйственного производства. Население России за последние 10 лет сократилось более чем на 6 млн. чел., одна только Сибирь испытывает острую потребность в рабочей силы — около 5 млн. человек. В этой ситуации выходом из положения могло бы быть использование качественной, дешевой и многочисленной китайской рабочей силы ля участия в освоении обширных районов восточной части России, особенно в форме подряда на обработку земли для выращивания зерновых, овощей, фруктов, а также в животноводстве. Если бы Китай экспортировал 1 млн. человек рабочей силы, то это было бы менее 1% населения России, но обеспечило бы обработку около 10% пахотных земель, с которых можно получить продукции на 10 млрд. ам. долл. Китай и Россия занимают 1/6 территории земного шара, их население составляет 1/5 населения планеты. Фактически подобное сотрудничество в настоящее время непрерывно расширяется в пограничных районах. Если бы его можно было поднять на государственный уровень, то это стало бы мощным стимулом для ускорения развития экономики обеих стран.

5. Совместное создание районов свободной торговли, торговых зон взаимных рынков и районов совместного освоения. Условия для этого развития прекрасны. Они обеспечиваются большой протяженностью наших границ, многочисленными пунктами пропуска на границе и огромными потенциальными возможностями торговли. В самое ближайшее время необходимо решить ряд вопросов: в приграничных районах, особенно там, где имеются парные пункты пропуска и удобные пути сообщения, организовать зоны свободной торговли, торговые зоны взаимных рынков, районы экономического освоения. Сюда относится и спорная территория — участок площадью в 400 кв. км на островах Б.Уссурийский и Тарабарова, которую можно было бы, отложив споры, совместно использовать для создания особой торговой зоны или свободного порта. Таким образом, Китай и Россия могли бы избежать налогообложения или сократить налогообложение при проведении экспортно-импортных операций, чтобы расширить масштабы торгово-экономической деятельности.

Чтобы поднять китайско-российскую торгово-экономическую деятельность на новую ступень, необходимо убрать три препятствия:

1. Устранить угрозу китайским гражданам в России. Россия нуждается не в десятках или сотнях тысяч, а в миллионах китайских рабочих рук в интересах развития своей экономики. Предлагается, чтобы российское правительство поставило на повестку дня вопрос о принятии политики, поощряющей приезд китайской рабочей силы в Россию, создавало соответствующее общественное мнение, благосклонное отношение к появлению китайской рабочей силы на российском рынке. Обе стороны, разумеется, должны усилить контроль за экспортом Китаем рабочей силы.

2. Ликвидировать сверхвысокие таможенные тарифы. Многие считают эту причину основным мотивом отказа от вложения капиталов в России. В России самые высокие в мире тарифы, поэтому ежегодный объем капиталовложений в России не превышает 10% от капиталовложений в Китае. Стремление Китая участвовать в разработках природных богатств России и научно-техническом освоении также упирается в высокие налоги. Предлагается уменьшить ставки налогов, ориентироваться на мировой опыт.

3. Покончить с отсутствием общественного порядка и разгулом мафии. Предлагается, чтобы правительство России предприняло решительные меры по установлению общественного порядка, нанесло удар по деятельности мафии.

2.2 Перспективы научно-технического сотрудничества

Китайское правительство с большим вниманием относится к научно-техническому сотрудничеству с Россией, которое является важной составной частью хороших межгосударственных отношений стратегического взаимодействия и партнерства, направленных в XXI век. Оно способствует решению и такой проблемы, как ограничения странами Запада доступа Китая к новейшим технологиям. Сегодня Россия и другие страны СНГ представили Китаю редкую возможность получать новейшие технологии по достаточно низким ценам, в первую очередь военные технологии[11] .

Главное место принадлежит межправительственному научно-техническому сотрудничеству, которое ведется на основе соглашения от 18 декабря 1992 г. На прошедших 4 заседаниях межправительственных комиссий по экономическому, торговому и научно-техническому сотрудничеству было утверждено 245 проектов сотрудничества в области машиностроения, электроники, новых материалов, сельского хозяйства, биотехнологий, медицины и др. В июне 1997 г. на одной из регулярных встреч глав правительств было решено создать Комиссию по научно-техническому сотрудничеству, заседания которой проходят один раз в год. До сегодняшнего дня состоялось 4 заседания, было обсуждено 113 проектов. Для еще более успешного сотрудничества на основе принципов равенства, взаимной выгоды, совместного владения результатами, защиты интеллектуальной собственности в 1999 г. стороны подписали "Соглашение между правительствами Китайской Народной Республики и Российской федерации о научно-техническом сотрудничестве". Обе стороны непрерывно расширяют сотрудничество, прилагают общие усилия для увеличения результатов сотрудничества, для внедрения современных новых технологий в производство. В 1998 г. в городе Яньтай (провинция Шаньдун) была организована "Китайско-российская показательная база внедрения в производство новых высоких технологий". В ноябре 2000 г. на очередной встрече двух премьеров был официально подписан "Меморандум" о сотрудничестве в сфере инноваций.

Кроме сотрудничества по межправительственной линии, ведется также китайско-российское сотрудничество по линии соответствующих министерств и комитетов. Здесь следует отметить сотрудничество в области ядерной энергетики, авиации и космонавтики, связи, судоходства, электроэнергии, охраны окружающей среды, биотехнологий и др. Еще одна форма — это сотрудничество между академиями наук[12] .

В процессе научно-технического сотрудничества при содействии и поддержке правительств, опираясь на результаты исследований в рамках государственных программ, проводятся совместные разработки (робот, работающий на глубине 6000 м), идет обновление имеющегося у той или другой стороны оборудования (совершенствование установки Т-7), использование передового оборудования друг Друга, например лабораторий для уменьшения расходов на проведение экспериментов. Сотрудничество помогает преодолевать блокаду западных стран по некоторым самым новым направлениям. Обе стороны используют преимущества взаимодополняемости, ведут обмен в технической области, получая таким образом новые технологии. Предприятия становятся главными проводниками сотрудничества. Сотрудничество осуществляется также на показательных базах, где находящиеся на ее территории предприятия пользуются налоговыми льготами и льготами по землепользованию.

Китай призывает к объединению управления и руководства научно-техническим сотрудничеством с СНГ, особенно с Россией, в рамках механизма встреч премьеров двух стран усилить работу по координации деятельности двух комиссий, добиться полной согласованности по важным направлениям сотрудничества с Россией, в том числе по выходящим за рамки одного ведомства проектам в области научно-технического, экономического и военного сотрудничества. Следует ускорить получение ответов на предложенные другой стороной проектам, все министерства и ведомства внутри страны должны вести сотрудничество, исходя из высочайших интересов государства.

Меры, которые следует предпринять, и предложения по развитию научно-технического сотрудничества.

Учитывая, что научно-техническое сотрудничество Китая со странами СНГ вступает в новый этап развития, необходимо добиться введения макрорегулирования и единого планирования этого сотрудничества, особенно в рамках сотрудничества с Россией. Следует в рамках существующего механизма встреч на уровне премьеров усилить координацию работы отдельных комиссий, добиться единства и взаимодействия по важнейшим пунктам сотрудничества: по научно-техническому, экономическому и военно-техническому сотрудничеству, расширить сферу китайско-российского сотрудничества.

Необходимо добиться объединения усилий для введения планирования из Центра изучения и анализа научно-технического сотрудничества Китая со странами СНГ. Для этого следует создать специальный консультативный орган. В настоящее время в Международном обществе научно-технического сотрудничества Китая ведется работа по созданию группы, специалисты которой будут разрабатывать политику в области научно-технического сотрудничества с Россией. В ее состав войдут авторитетные люди и специалисты в разных областях науки и техники, которые будут главным образом заниматься отслеживанием результатов научных исследований и России и других странах СНГ по важнейшим направлениям науки и техники, своевременно и точно улавливать уровень развития науки и техники, выделять на основе анализа те направления исследований, которые являются передовыми в техническом отношении, и те результаты) которые можно было бы использовать в Китае. В то же время необходимо изучать научные кадры России и других стран СНГ, их позицию, уяснять, подходят ли они для обмена и могут ли быть использованы для работы в Китае.

Китай указывает на необходимость улучшения подготовки кадров, занимающихся научно-техническим сотрудничеством со странами СНГ. В связи с этим речь идет о необходимости обратить внимание правительств, исследовательских организаций и предприятий на повышение внимания к подготовке таких кадров на разных уровнях. Эти специалисты должны хорошо знать проблему и русский язык, чтобы должным образом обеспечивать развитие сотрудничества. Китайцы выразили надежду на то, что в России на местах тоже будут готовить специалистов, способных осуществлять научно-техническое сотрудничество.

Следует полностью раскрыть потенциал обучавшихся или стажировавшихся в России в 90-е гг. китайских специалистов.

Использовать разнообразные каналы для укрепления материальной базы сотрудничества, привлекать средства по разным каналам, ибо в настоящее время одной из проблем сотрудничества со странами СНГ является именно нехватка средств. Следует использовать средства, расходование которых предусмотрено пятилетним планом на важные проекты международного сотрудничества, добиваться включения в государственный план отдельных, наиболее важных, проектов сотрудничества со странами СНГ и Россией.

Поддерживать и продвигать сотрудничество Китая с Россией в области научно-технических инноваций и внедрения высоких технологий в производстве. В настоящее время для сотрудничества отобрано 5 пар предприятий в Китае и России, работающих в области высоких технологий. В 1999 г. единовременно на финансирование проектов сотрудничества со странами СНГ и Россией было выделено 20 млн. юаней. Впоследствии после накопления достаточного опыта можно будет расширить масштабы финансирования таких проектов. С учетом нехватки финансирования у обеих сторон нужно все больше обращаться к рыночному механизму, механизму венчурного капиталовложения в науку и технику, использовать больше источников для материального обеспечения сотрудничества. Китайские и российские организации, занятые в сотрудничестве, должны вместе обращаться к международным организациям за помощью и поддержкой.

Следует усилить сотрудничества в области внедрения достижений науки и техники в производство. Китай предлагает использовать опыт и возможности китайских технико-индустриальных парков новых высоких технологий, в которых накоплены финансовые мощности и создан благоприятный инвестиционный климат, привлекать к работе специалистов высокой квалификации из России и других стран СНГ с тем, чтобы высокие технологии из России и стран СНГ в Китае превращались в товарную продукцию и внедрялись в производство[13] . Следует постоянно совершенствовать базу в г. Яньтай, Цзинаньский китайско-белорусский парк науки и техники, сотрудничество между Россией и Китаем в провинциях Хэйлунцзян и Чжэцзян (Цзюхуа). Впоследствии после накопления опыта эффективного управления этими объектами можно будет распространить их опыт на всю страну.

Необходимо принять эффективные политические меры, направленные на поощрение участия предприятий в научно-техническом сотрудничестве. Со времени начала реформы в Китае предприятия постепенно превратились в главных субъектов международного научно-технического сотрудничества, а для предприятий их участие в этой деятельности становится залогом успешного самостоятельного подъема производства. В нынешних условиях стоит рассмотреть возможность привлечения как можно большего числа предприятий, обладающих определенной мощью, чтобы укрепить сотрудничество научно-исследовательских учреждений с работой предприятий. Нередко преуспевшие в научных разработках учреждения не имеют достаточно средств для их реализации, а предприятия с финансовыми возможностями не могут найти необходимые им технологии. Для разрешения подобных проблем следует улучшить информационное обеспечение, разными путями заинтересовывать предприятия участвовать в научно-техническом сотрудничестве с государствами СНГ.

Повысить возможности Китая по поглощению и усвоению "научно-технических полуфабрикатов", укрепить такие связи, как производство — обучение — исследования и правительство — производство — исследования.

Попытаться объединить исследования в рамках государственных программ "973", "863" с сотрудничеством со странами СНГ.

Использовать стратегию "наука и техника возродят страну", "искать выходы вовне", развивать "взаимное продвижение" и "взаимное привлечение" результатов научно-исследовательской деятельности в области высоких технологий. Автор приводит статистические данные, согласно которым общий объем иностранных инвестиций в России к 2000 г. составил 32 млрд. ам. долларов, большая часть которых приходится на США и Германию (12 и 20,4% соответственно). а ближайший сосед России Китай не входит даже в первую десятку инвесторов. Китай указывает на недопустимость такого положения, на отрицательное влияние этой ситуации на китайско-российское торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество. Выдвигается предложение создавать в России китайско-российские парки науки и техники, организовать научно-технический парк с участием китайских предприятий и научно-исследовательских учреждений. Российская сторона должна обеспечить льготную политику в этом парке[14] .

Поддерживать развитие западных районов Китая и вовлекать их в сотрудничество со странами СНГ и Россией. Следует привести в движение все преимущества китайских западных районов, использовать все благоприятные условия и возможности для включения западных районов в научно-технические контакты со странами СНГ.

В заключение выскажем несколько конкретных предложений по сотрудничеству:

1. В условиях рыночной экономики следует учитывать экономические интересы участников сотрудничества: поднять оплату труда специалистов из стран СНГ, которые едут в Китай преподавать и работать, помогать решать их экономические проблемы, включая оплату проезда между городами, плату за оформление виз и др. Вознаграждение за работу в Китае должно быть пропорционально вкладу работающего.

2. Осуществлять плановые научные обмены между специалистами двух стран.

3. Готовить к отправке в стране СНГ группы по изучению состояния науки и техники, которые можно было бы использовать в Китае. Следует избегать дублирования.

Заключение

Россия будет осуществлять в Китае 156 проектов в сфере промышленных высоких технологий. Соглашение о реализации проектов было подписано в Пекине на Китайско-российском форуме по торгово-экономическим вопросам.

156 российских проектов включают 63 проекта в сфере освоения естественных ресурсов, 53 проекта в сфере медицины, биоинженерии и производства медицинского оборудования, 17 проектов по производству и освоению новых материалов, 23 проекта в отрасли сельского хозяйства и сфере охраны окружающей среды.

Председатель Китайского народного общества дружбы с заграницей Чэнь Хаосу в своем выступлении на форуме назвал подписание данного соглашения свидетельством нового продвижения китайско-российского делового сотрудничества, нового подъема экономик и торгового баланса, а также стимулом к более тесному сотрудничеству предприятий Китая и России и совместному завоеванию мирового рынка.

Председатель Общества российско-китайской дружбы М. Титаренко, выступая на форуме, отметил непрерывное укрепление российско-китайского научно-технического и экономического сотрудничества, указав, что оно уверенно идет вперед, невзирая на любые изменения на международной сцене.

Экономические связи между Китаем и Россией в последние годы стремительно развиваются, быстрыми темпами растет объем двустороннего товарооборота, Китай является третьим крупнейшим торговым партнером России. В 2007 году объем двусторонней торговли преодолел отметку в 48 млрд. ам. долл., показав рост на 44 процента. Год от года совершенствуется структура торговли, активизируется научно-техническое сотрудничество, неуклонно растет оборот приграничной торговли, наблюдается заметное оживление на рынке взаимных инвестиций. Все это вливает новые жизненные силы в социально-экономическое развитие обеих стран.

Согласно цели, поставленной Китаем и Россией, к 2010 году стороны намерены довести двусторонний оборот до 60-80 млрд ам. долл. По мнению участников форума, судя по темпам роста двустороннего товарооборота в последние два года, стороны способны достичь поставленной цели в более ранние сроки.

Список использованных источников и литературы

1. Источники

1. Российско-китайское экономическое и научное сотрудничество. – Режим доступа: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/trade, свободный.

2. Сборник материалов международного семинара по обстановке в Центральной Азии и ШОС / Под ред. Юй Синьтяня и Чжао Хуашэна. – Шанхай, 2003. – 382 с.

3. Специфика формирования структур безопасности в азиатско-тихоокеанском регионе: новые возможности для России // Национальная электронная библиотека. – Режим доступа: http://www.nns.rusglobus.net/tra/sinica/sinica-05.htm, свободный.

4. Фонд сотрудничества Россия – АСЕАН. – Режим доступа: http://www.asean-russia.ru/057-112499-idx.html, свободный.

5. Deng Xiaoping's Six Conceptions for the Peaceful Reunification. – Режимдоступа: http://www.chinataiwan.org/tra/sinica/sinica-02.htm, свободный.

6. President Chen's 520 Inaugural Speech. – Режимдоступа: http://www.mac.gov.tw/052r-112499-idx.html, свободный.

7. Tiang Zemin's Eight-point Proposal for the Development of the Cross-straits Relations. – Режимдоступа: http://www.chihataiwan.org/tra/int-0312.html, свободный.

2. Литература

8. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Международные отношения, 2007. – 473 с.

9. Арин А. Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность. – М.: Международные отношения, 1998. – 321 с.

10. Арин О. Стратегические контуры Восточной Азии в XXI веке. Россия: ни шагу вперед. – М.: Международные отношения, 2001. – 373 с.

11. Бажанов Е.П. Китай и внешний мир. – М.: Наука, 1990. – 284 с.

12. Барабанов О. Большой Алтай: проект трансграничного регионального сотрудничества на стыке Центральной Азии и Сибири // Центральная Азия и Кавказ. – 2002. – № 5 (23). – С. 78 – 85.

13. Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане.– М.: Конверт – Монф, 1997. – 352 с.

14. Воронцов А.К. Проблема обеспечения безопасности в АТР // Проблемы Дальнего Востока. – № 3. – 2000. – С. 191 – 195.

15. Галенович Ю.М. Россия и Китай в XX веке: граница. – М.: Международные отношения, 2004. – 285 с.

16. Гельбрас В.Г. Китайская реальность России. – М.: Международные отношения, 2001. – 219 с.

17. Дятлов В.И. Современные торговые меньшинства: фактор стабильности или конфликта?. – М.: Международные отношения, 2000. – 351 с.

18. Загорский А.Г. АТР: границы и понятия // Мировая экономика и международные отношения. – № 6. – 2001. – С. 122 – 126.

19. Капустин Д.Т.. Китай. – Режим доступа: http://www.kapustin.da.ru/press_gwy-1.htm, свободный.

20. Карлусов В., Кудин А. Китайское присутствие на российском Дальнем Востоке: историко-экономический анализ // ПДВ. – 2002. – № 3. – С. 23 – 31.

21. Китай в мировой политике. – М.: Изд-во МГИМО, 2001. – 411 с.

22. Лысенко Ю. Новый шаг в развитии межрегиональных связей Сибири и Китая // Официальный сайт Межрегиональной Ассоциации «Сибирское соглашение». – Режим доступа: http://www.sbras.ru/HBC/1998/n13/f12.html, свободный.

23. Нартов Н.А. Геополитика: учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Староверова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити –Дана, Единство, 2002. – 439 с.

24. Новое освоение Сибири и Дальнего Востока. – Режим доступа: http://www.svop.ru/yuka/895shtml, свободный.

25. Остроухов О.Л. Внешняя политика Китая в эпоху Реформ // Постиндустриальный мир: центр, периферия, Россия. Сб. 2. Глобализация и Периферия. – М.: Международные отношения, 2006. – С. 61 – 70.

26. Сыроежкин К.Л. Мифы и реальности этнического сепаратизма в Китае и безопасность Центральной Азии. – Алматы: Дайк пресс, 2003. – 296 с.

27. Эксперты о строительстве газопровода «Алтай» в Китай. – Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/21/11/2007/126552.shtml, свободный.

28. Экспресс-информация № 6. Перспективы регионального сотрудничества России и Китая в ХХI веке / Российская Академия Наук. Институт Дальнего Востока. – М., 2007. – 187 с.

29. Якимцев С.К. Проблема безопасности Китая в АТР // Проблемы Дальнего Востока. – № 1. – 2005. – С. 147 – 152.

30. Яковлев А.Г. Россия и Китай: состояние и перспективы отношений // Китай в мировой и региональной политике (история и современность): Информ. бюл. Ин-та Дальнего Востока РАН. – 1995. – № 3. – С. 54 – 59.

31. Courtis K. Economics and Security in Pacific // Foreign Affairs. – 2006. – № 1. – Р. 141 – 145.

32. Gong G. China's Fourth Revolution // Foreign Affairs. – 2004. – № 4. – Р. 60 – 63.

33. Grant R. China and it's Asian Neighbors: looking forward 21 century // Foreign Affairs. – 2005. – № 3. – Р. 21 – 42.

34. Hitch-Kock D. East Asia's New Security Agenda. – Режимдоступа: http://www.arc.org/m//usa-china.html, свободный.

35. Zhong I. China Updating Nuclear Weapons. – Режимдоступа: http://www.chinaembassy.com/ins.nst/50&expend=16, свободный.

36. СРС Sincerely wishes to make a peaceful National Reunification Miracle. – Режимдоступа: http://www.chinaorg.ch/english/material.html, свободный.


[1] Экспресс-информация № 6. Перспективы регионального сотрудничества России и Китая в ХХI веке / Российская Академия Наук. Институт Дальнего Востока. – М., 2007. – С. 52.

[2] Яковлев А.Г. Россия и Китай: состояние и перспективы отношений // Китай в мировой и региональной политике (история и современность): Информ. бюл. Ин-та Дальнего Востока РАН. – 1995. – № 3. – С. 54.

[3] Остроухов О.Л. Внешняя политика Китая в эпоху Реформ // Постиндустриальный мир: центр, периферия, Россия. Сб. 2. Глобализация и Периферия. – М.: Международные отношения, 2006. – С. 61.

[4] Новое освоение Сибири и Дальнего Востока. – Режим доступа: http://www.svop.ru/yuka/895shtml, свободный.

[5] Карлусов В., Кудин А. Китайское присутствие на российском Дальнем Востоке: историко-экономический анализ // ПДВ. – 2002. – № 3. – С. 27.

[6] Галенович Ю.М. Россия и Китай в XX веке: граница. – М.: Международные отношения, 2004. – С. 43.

[7] Барабанов О. Большой Алтай: проект трансграничного регионального сотрудничества на стыке Центральной Азии и Сибири // Центральная Азия и Кавказ. – 2002. – № 5 (23). – С. 78.

[8] Сборник материалов международного семинара по обстановке в Центральной Азии и ШОС / Под ред. Юй Синьтяня и Чжао Хуашэна. – Шанхай, 2003. – С. 74.

[9] Фонд сотрудничества Россия – АСЕАН. – Режим доступа: http://www.asean-russia.ru/057-112499-idx.html, свободный.

[10] Российско-китайское экономическое и научное сотрудничество. – Режим доступа: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/trade, свободный.

[11] Gong G. China's Fourth Revolution // Foreign Affairs. – 2004. – № 4. – Р. 60.

[12] Экспресс-информация № 6. Перспективы регионального сотрудничества России и Китая в ХХI веке / Российская Академия Наук. Институт Дальнего Востока. – М., 2007. – С. 65.

[13] Новое освоение Сибири и Дальнего Востока. – Режим доступа: http://www.svop.ru/yuka/895shtml, свободный.

[14] Лысенко Ю. Новый шаг в развитии межрегиональных связей Сибири и Китая // Официальный сайт Межрегиональной Ассоциации «Сибирское соглашение». – Режим доступа: http://www.sbras.ru/HBC/1998/n13/f12.html, свободный.