УХОД ЗА ТОРМОЗАМИ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-157К

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Трехосный автомобиль ЗИЛ-157К: руководство по эксплуатации (Голодовский Я. Е.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

  

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   .. 

 

 

УХОД ЗА ТОРМОЗАМИ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-157К



При контрольном осмотре перед выездом из парка проверяют крепление и шплинтовку тяг тормозной системы, открывают разобщительные краны на автомобиле и прицепе при наличии прицепа, проверяют при работающем двигателе работу компрессора на слух и по показанию манометра, который должен показывать давление в системе 4,5—7,0 кгс/см2; если оно ниже указанной величины, подкачивают воздух в систему. Затем проверяют эффективность действия тормозов автомобиля и прицепа; тормоза должны обеспечивать быструю остановку автомобиля и одновременность начала торможения всех колес; педаль тормоза после нажатия должна легко возвращаться в исходное положение.

В движении проверяют эффективность действия тормозов; давление должно быть 5,6—7,4 кгс/см2, оно может снижаться

лишь кратковременно при частых повторных торможениях. В случае торможения при неработающем двигателе давление от одного нажатия на педаль не должно снижаться более чем на 1,0—
1,5 кгс/см2; снижение давления на большую величину свидетельствует об утечке воздуха из системы, поэтому неисправность необходимо устранить. При частых торможениях на длинных спусках двигатель не выключают.

При контрольном осмотре в пути немедленно после остановки проверяют на ощупь нагрев ступицы колес и тормозного барабана; нагрев считается нормальным, если он при соприкосновении не вызывает ожога руки.

После окончания работы закрывают разобщительные краны на автомобиле- и прицепе, сливают конденсат из воздушных баллонов (при работе в сырую и дождливую погоду). В холодную погоду во избежание замерзания конденсата в системе для слива конденсата разрешается в исключительных случаях подогревать воздушные баллоны паром или горячей водой; не допускается подогрев баллонов открытым пламенем. Если в конденсате накопится за сутки работы более 10—15 см3 масла, то это свидетельствует о неисправности компрессора.

При техническом обслуживании № 1 выполняют работы, проводимые при ежедневном техническом обслуживании, и дополнительно проверяют крепление трубопроводов, компрессора на двигателе, шкива на коленчатом валу компрессора, натяжение ремня компрессора, есть ли трещины и разрывы трубок и шлангов, сливают конденеат из воздушных баллонов; подтягивают равномерно в два приема гайки шпилек крепления головки компрессора; окончательный момент затяжки должен быть 1,2—1,7 кгс-м. Затем проверяют, исправно ли действует предохранительный клапан, потянув рукой за его стержень; клапан исправен, если при этом выходит воздух, и прекратится выход воздуха, когда стержень будет отпущен; проверяют также плотность в соединениях пневматического привода; в момент нажатия- на педаль (при неработающем двигателе) давление в системе несколько снижается, но далее изменяться оно не должно; дальнейшее снижение свидетельствует о неплотностях в соединениях трубопроводов, компрессора, тормозного крана, тормозных камер, разобщительного крана или соединительной головки; место большой утечки воздуха определяется на слух, малой утечки — по мыльным пузырям с помощью мыльного раствора, которым смачивают места предполагаемого выхода воздуха.

Пневматическая система тормозов считается герметичной (при неработающем двигателе, отпущенной педали тормоза и давлении в системе 6,0 кгс/см2), если утечка воздуха по показанию стрелки манометра не превышает 0,5 кгс/см2 в течение 15 мин. Для устранения утечки воздуха резьбовые соединения арматуры воздухопроводов разрешается уплотнять резиновой смолой; далее проверяют положение шлангов передних тормозных камер; при поворотах колес вправо и влево до отказа между шлангами и колесами должен быть зазор. Проверяют также состояние защитного чехла и крепление крышек к корпусу тормозного крана; проверяют ход педали тормоза и рычага ручного тормоза и при необходимости регулируют их.

Герметичность предохранительного клапана проверяют с помощью мыльного раствора. При появлении мыльного пузыря у выходного отверстия клапан разбирают, тщательно промывают в керосине, сушат и проверяют, нет ли на шарике, изготовленном из нержавеющей стали, и на рабочем пояске седла царапин и других повреждений. Кроме того, смазывают все шарнирные соединения тяг управления тормозным краном и ручным тормозом, регулировочные рычаги тормозов колес, а также валы разжимных кулаков (количество смазки должно быть умеренным, чтобы излишки не попали в тормоз).

При техническом обслуживании № 2 выполняют все работы, проводимые при техническом обслуживании № 1, и дополнительно разбирают регулятор давления, промывают детали в бензине и сушат; на рабочем пояске седла и шарике не должно быть царапин и других повреждений. Затем проверяют герметичность тормозных камер; для этого, нажав на тормозную педаль, наполняют камеры сжатым воздухом и, смачивая места соединений мыльным раствором, определяют утечку по мыльным пузырям; для устранения утечки равномерно подтягивают все болты крепления крышки.

Проверяют герметичность тормозного крана автомобиля, покрывая проверяемые места мыльным раствором, появление мыльных пузырей у выпускного отверстия в отторможенном положении указывает на негерметичность выпускного клапана секции прицепа или впускного клапана секции тягача. Выход воздуха через 1—2 сек после нажатия на педаль тормоза указывает на негерметичность впускного клапана секции прицепа или выпускного клапана секции автомобиля-тягача. Если утечка воздуха после двух — трех торможений не устраняется, клапаны вынимают и при повреждении рабочих поверхностей их заменяют. Утечка воздуха по плоскости разъема корпуса крана и его крышек свидетельствует о повреждении диафрагмы или деталей крана в месте сопряжений их с диафрагмой.

Негерметичность уплотнительных колец плунжеров разгрузочного устройства компрессора проверяется при неработающем двигателе, максимальном давлении в пневматической системе и снятом шланге, соединяющем воздушный фильтр двигателя с компрессором.

На негерметичность разгрузочного устройства указывает прослушиваемый в патрубке подвода воздуха к компрессору шум пропускаемого воздуха, а манометр пневматической системы показывает падение давления. Для замены резиновых колец плунжеров снижают давление в системе до 5,0 кгс/слг2, снимают патру-бок подвода воздуха, вынимают пружину и коромысло разгрузочного устройства, поднимают гнездо штока вверх и снимают его вместе со штоком, после чего вынимают плунжер из гнезда проволочным крючком, вводя его в отверстие диаметром 2,5 мм на торце плунжера или подводя сжатый воздух в горизонтальный канал разгрузочного устройства блока цилиндров. Перед установкой плунжеров на место после замены колец их смазывают маслом, применяемым для двигателя.

Проверяют регулировку пневматического привода, крепление тормозных камер и величину хода штоков и при необходимости проводят частичную регулировку колесных тормозов.

При каждом втором техническом обслуживании № 2 дополнительно очищают от грязи ручной тормоз, проверяют и при необходимости подтягивают крепление его.

Проверяют состояние тормозных накладок ручного тормоза; если от поверхности накладок до головок заклепок менее 0,5 мм, то накладки заменяют.

Проверяют также состояние колесных тормозов и очищают их (при смене смазки в подшипниках ступиц колес); если от поверх,-ности накладки до головок заклепок остается менее 0,5 мм, то накладки заменяют; при необходимости замены одной из накладок левого или правого тормоза подлежат замене все накладки обоих тормозов (левого и правого); в крайнем случае допускается замена накладок только одной колодки, однако с обязательной заменой накладок на одноименной колодке другого тормоза; если колодки не вращаются свободно на осях, то, не нарушая установки осей, снимают колодки, очищают рабочие поверхности от ржавчины и покрывают тонким слоем смазки; после установки колодок излишек смазки удаляют.

Проверяют и подтягивают крепление осей колодок и тормозных дисков к поворотным кулакам переднего моста и к фланцам кожухов полуоси среднего и заднего мостов; проверяют зазоры между тормозными накладками колодок и тормозным барабаном. Кроме того, добавляют смазку в регулировочные рычаги тормозов колес, предварительно заменив пробку масленкой.

Необходимо предохранять накладки колодок колесных тормозов и ручного тормоза от попадания на них масла, так как фрикционные свойства промасленных накладок полностью восстановить промывкой нельзя.

Через 40—50 тыс. км пробега (при очередном техническом обслуживании) снимают головку компрессора и очищают поршни, клапаны, седла, пружины и воздушные каналы; проверяют герметичность впускного, нагнетательного клапанов и плунжеров разгрузочного устройства. При очистке не допускается применение твердых предметов, которые могут повредить поверхность клапанов и седел.

Если клапаны не обеспечивают герметичности, то их притирают к седлам, а если это не удается, заменяют новыми и также прити-рают к седлам до получения непрерывного кольцевого контакта при проверке на краску.

Кроме того, снимают и разбирают тормозной кран автомобиля, промывают детали в керосине, заменяют изношенные детали, смазывают трущиеся поверхности смазкой 158 ВТУ ТНЗ 100—61 или смазкой ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267—59. Затем собирают кран, регулируют и проверяют его работу и легкость перемещения подвижных деталей.

Каждые два года принудительно заменяют резиновые диафрагмы тормозных камер.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   ..