Пуск двигателя автомобиля ЗИЛ-130 с помощью
пускового подогревателя
1. Подготовить 32—35 л воды для системы охлаждения.
2. Закрыть жалюзи радиатора, открыть капот двигателя; при сильном ветре
принять меры, чтобы открытый капот не был поврежден. Отключить масляный
радиатор и надеть утеплительный чехол на облицовку радиатора.
3. Открыть пробки радиатора и заливной воронки подогревателя, закрыть
кран котла и кран трубопровода.
Если краны замерзли, то следует закрыть их при прогреве двигателя после
того как из кранов потечет вода. Сливной кран патрубка радиатора
оставить открытым.
4. Если топливо в бачке отсутствует или его недостаточно, наполнить
бачок. Следите, чтобы он не был переполнен и чтобы не проливалось
топливо (объем бачка 2 л).
5. Залить 1,5 л воды в котел подогревателя через воронку 3 (см. рис.
35).
6. Открыть кран 4.
7. На 45 с установить ручку переключателя 23 в положение //; при этом
включается электродвигатель вентилятора, открывается электромагнитный
клапан и асбестовая футеровка камеры сгорания смачивается бензином. При
очень низкой температуре это время надо увеличить до 100 с.
Поставить переключатель в положение 0 и включить
выключатель 24 свечи, оставляя его нажатым, при этом одновременно со
свечой 14 включается спираль 9 подогрева электромагнитного клапана,
установленная в корпусе клапана. Как только контрольная спираль
накалится до светло-красного цвета, произойдет воспламенение бензина в
камере сгорания, при этом будет слышен «хлопок». После хлопка пустить
подогреватель, переместив ручку переключателя 23 в положение II. При
достижении устойчивой работы подогревателя выключить свечу, отпустив
выключатель 24.
8. Если подогреватель по каким-либо причинам не начал работать,
повторить его пуск. В случае замерзания воды в трубке 15 длительная
работа подогревателя не допускается. Для оттаивания воды в трубке нужно
периодически включать подогреватель на 1—2 мин с интервалами 2—4 мин,
причем в промежутках между включениями подогревателя в его котел надо
подавать воздух с помощью вентилятора. Оттаявшая трубка должна быть
теплой (проверяется на ощупь).
9. По истечении 1—2 мин после пуска подогревателя дополнительно залить
через воронку котла 6—8 л воды в систему охлаждения двигателя, закрыть
пробку воронки и продолжать прогрев двигателя. На время прогрева
двигателя капот следует закрыть. Если подогреватель при закрытом капоте
перестанет работать, капот нужно оставить приоткрытым, подложив под него
какой-либо предмет.
Воду следует заливать аккуратно, не проливая ее.
10. Когда вода в двигателе нагреется н появится пар из заливной
горловины радиатора, провернуть несколько раз коленчатый вал двигателя
пусковой рукояткой.
11. Выключить подогреватель, переведя ручку переключателя 23 в положение
I (на продувку котла), и закрыть край 4. Примерно через 50—60 с после
прекращения гудения пламени в котле подогревателя выключить вентилятор,
переместив ручку переключателя в положение 0.
Из-за несоблюдения указанного порядка выключения подогревателя возможны
выбрасывание пламени и подогревание воздухоподводящего шланга 13.
12. Пустить двигатель, как указано в разделе «Пуск и останов двигателя»,
и закрыть сливной кран патрубка радиатора. Если он замерз, закрыть его
после оттаивания при заливке воды.
13. Прогревая двигатель на средней частоте вращения, залить
дополнительно воду в двигатель через валивную воронку до полного ее
заполнения и закрыть пробку воронки.
Затем налить воду в радиатор до заполнения всего объема системы
охлаждения и закрыть пробку радиатора.
14. После прогрева воды в системе охлаждения двигателя до температуры
60—70 °С (по указателю температуры охлаждающей жидкости на щитке
приборов) можно начинать движение.
15. Сливать воду из системы охлаждения нужно через кран радиатора, кран
17 котла и кран 12 трубопровода подогревателя, повернув ручку 11
управления краном, при этом необходимо открыть пробку радиатора.
При использовании в качестве охлаждающей жидкости
антифриза подготовку к пуску двигателя следует вести, как было указано
выше, за исключением nn. 1, 2, 5, 8, 9 и 13.