Коробка передач автомобиля ЗИЛ-133Г2

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Автомобили семейства ЗИЛ-133 (-133Г1, -133Г2, -133ГЯ и -133ВЯ) (Митрофанов В.П.) - 1983 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109 ..

 

 

 

Коробка передач автомобиля ЗИЛ-133Г2



Устройство

В силовом агрегате ЗИЛ-133 Г2 применена пятиступенчатая механическая коробка передач, имеющая 5 передач для движения вперед и одну для движения назад. Передаточные числа при этом следующие:

 



I передача            7,44

II            4,10

III            2,29

IV                1,47

V              1,0

Задний ход            7,09
 

 

 

Включение II и III, IV и V передач происходит при помощи инерционных синхронизаторов, которые облегчают процесс переключения передач, обеспечивая в то же время их бесшумное включение. Коробка крепится на шпильках картера сцепления и центрируется фланцем крышки подшипника ведущего вала.

Коробка передач (рис. 4.15) состоит из картера 33, ведущего (первичного) 1, ведомого (вторичного) 34 и промежуточного 44 валов с подшипниками, шестерен, синхронизаторов 5 и 17 и механизма переключения передач. Картер коробки отлит из

серого чугуна. На боковых стенках картера имеются люки, закрытые крышками, для установки коробки отбора мощности. Допускается отбор мощности до 30 л. с. Картер сверху закрывается крышкой 21, в которой смонтирован механизм переключения передач.

Ведущий вал коробки вращается на двух шариковых подшипниках, Передний подшипник вала расположен в полости фланца коленчатого вала, задний 2 — в отверстии переднего торца картера. Крепление заднего подшипника осуществляется стопорным кольцом, вставленным в канавку ведущего вала. От осевых перемещений подшипник удерживается стопорным кольцом 3, находящимся в канавке наружного кольца
подшипника. Подшипник закрывается крышкой 4, в которой установлена резиновая манжета 52, предохраняющая механизм сцепления от попадания масла. Крышка уплотняется прокладкой. В торце коробки под подшипником расположено отверстие для стока масла из полости подшипника в картер коробки. Внутри вала имеются каналы, соединяющие полость переднего подшипника ведомого вала с полостью заднего подшипника ведущего вала. Ведущий вал выполнен как одно целое с косозубой шестерней, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней привода промежуточного вала. Задняя часть шестерни представляет собой конус, предназначенный для соединения с конусным кольцом

синхронизатора перед включением передачи. Посредством внутреннего зубчатого венца в полости шестерни происходит соединение ведущего вала с зубчатым вендом каретки синхронизатора при включении V передачи. Передний шлицевой конец ведущего вала входит в шлицевое отверстие диска сцепления при монтаже коробки передач.
 

 

 

 

 

 

Рис. 4.15. Коробка передач автомобиля ЗИЛ-133Г2

 

 

 

 

Ведомый вал установлен соосно с ведущим валом на двух подшипниках. Передний роликовый подшипник 51 расположен в полости шестерни ведущего вала. Задний шариковый подшипник 22 устанавливается в отверстии заднего торца картера коробки. От осевого перемещения подшипник фиксируется стопорным кольцом 29, вставленным в канавку наружного кольца подшипника. Передняя шлицевая часть вала служит для установки каретки синхронизатора IV и V передач. Прямозубая шестерня 20 1 передачи и заднего хода свободно перемещается по шлицам задней части вала. В кольцевую канавку на ступице шестерни входит вилка 19 механизма переключения передач. На шлицах средней части вала устанавливается каретка синхронизатора 17 II и III передач. Кольцевые фланцы кареток синхронизаторов входят в пазы вилок механизма переключения передач. Косозубые шестерни II (18) и III (8) передач свободно вращаются на шейках ведомого вала, а шестерня 7 IV передачи— на стальной втулке 6 упирающейся в шайбу 40. Шестерни 1,7,8 и 18 находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала коробки передач. Втулка шестерни IV передачи зафиксирована от проворачивания штифтом, головка которого находится в шлицевой впадине вала. Осевое перемещение шестерен ограничивается с одной стороны выступами вала, а с другой, — вставленными в кольцевые канавки вала стопорными кольцами 37 и 43 с опорными шайбами 36 и 42. Шейки вала и наружная поверхность втулки имеют специальную форму в виде чередующихся выступов и впадин. Поверхность выступов фосфатирована и покрыта специальным составом, предотвращающим заедание сопряженных деталей в период приработки,

Шестерни 7.8 и 18, также имеют внутренние зубчатые венцы для соединения с зубчатыми венцами кареток синхронизаторов при включении передач и наружные конусные поверхности для работы с конусными кольцами синхронизаторов.

Ведомый вал с шестернями и синхронизаторами в сборе устанавливается в картер коробки при снятой крышке после монтажа ведущего и промежуточного валов. Одновременно на посадочное место вала и в отверстие картера запрессовывается задний подшипник до упора своим внутренним кольцом в выступ вала. Подшипник крепится гайкой 27, навинченной на резьбовой конец вала через фланец 26 карданного вала и червяк 24 привода спидометра. Крышка 23 подшипника является одновременно кронштейном, на котором монтируется тормозной механизм стояночного тормоза, барабаны 25 которого крепятся к фланцу 26. Для предотвращения вытекания масла из картера коробки между кронштейном 23 и фланцем: кардан чего вала установлены резиновая манжета 28 и маслоотражатели.

Промежуточный вал находится в нижней части картера коробки и вращается на двух подшипниках. Передний роликовый подшипник 46 напрессован на шейку вала до упора в торец. На заднюю шейку вала до упора в выступ напрессован шариковый подшипник 31 с защитной шайбой. Наружные кольца подшипников зафиксированы от осевого перемещения стопорными кольцами 32 и 48. Отверстие в картере под передний подшипник закрывается заглушкой 47. При креплении картера коробки к картеру сцепления это отверстие дополнительно уплотняется резиновым кольцом 49. Задний подшипник крепится гайкой 30, навинченной на резьбовой конец вала. Подшипниковый узел закрывается крышкой с прокладками. Заодно с валом изготовлен зубчатый венец I передачи. Косозубые шестерни II (35), III (39) и IV (41) передач, шестерня 45 привода промежуточного вала, прямозубая шестерня 38 привода блока шестерен заднего хода напрессованы на вал и установлены на сегментных шпонках. Все шестерни зафиксированы на валу замочным кольцом, вставленным в канавку вала между роликовым подшипником и шестерней 45 привода промежуточного вала. Шестерня заднего хода находится в постоянном зацеплении с большим зубчатым венцом блока шестерен заднего хода. От шестерен II передачи и заднего хода возможен отбор мощности при присоединении соответствующей коробки отбора мощности.

Блок шестерен заднего хода установлен на оси и вращается на двух роликовых подшипниках, между которыми помещена распорная втулка. Ось блока вставлена в отверстия заднее торца картера и внутренней перегородки и зафиксирована стопорной пластиной с болтом. Блок конструктивно расположен в правой части картера (по ходу автомобиля), что позволяет использовать зубчатый венец большею диаметра для привода редуктора коробки отбора мощности.

Синхронизаторы 5 и 17, установленные на шлицах ведомого вала, конструктивно одинаковы Синхронизатор состоит из каретки с фланцем, двух фрикционных конусных колец, трех блокирующих пальцев и трех фиксаторов. Фиксатор, в свою очередь, состоит из двух полуцилиндров с кольце вой канавкой в средней части, между которыми установлены дне цилиндрически.
пружины, прижимающие полуцилиндры к внутренней поверхности отверстия каретки. В каретке по окружности фланца просверлены отверстия под блокирующие пальцы 50, а также отверстия под фиксаторы. В нейтральном положении блокирующие пальцы устанавливаются в отверстиях каретки с зазором. На наружные концы блокирующих пальцев напрессованы конусные кольца. После напрессовки концы пальцев развальцовываются. Полуцилиндры фиксаторов устанавливаются в отверстиях каретки между внутренними поверхностями конусных колец. В нейтральном положении полуцилиндры фиксаторов под действием пружин расходятся и с помощью канавок предотвращают самопроизвольное перемещение каретки. Перемещение каретки по шлицам вала происходит при помощи вилки, пазы которой охватывают фланец каретки.

При включении передачи каретка синхронизатора под действием вилки механизма переключения передач начинает двигаться по шлицам вала и через фиксаторы перемещает конусное кольцо синхронизатора до соприкосновения с конусом шестерни. При соединении конусных поверхностей возникает сила трения, под действием которой шестерня увлекает за собой каретку (или наоборот), поворачивая ее относительно блокирующих пальцев. Фаски отверстий каретки упираются в фаски блокирующих пальцев, и дальнейшее перемещение каретки прекращается. После выравнивания окружных скоростей шестерни и каретки блокирующие пальцы занимают центральное положение относительно отверстий и каретка под действием вилки механизма переключения передач перемещается в сторону шестерни. Полуцилиндры фиксаторов сжимают пружины, и зубчатый венец каретки бесшумно входит в зацепление с зубчатым венцом шестерни.

Механизм переключения передач смонтирован в крышке картера коробки и состоит из рычага, трех штоков с вилками 9, 10 и 19, трех головок штоков, трех фиксаторов штоков, предохранителя включения I передачи и заднего хода, замочного устройства для предотвращения одновременного включения двух передач и промежуточного рычага включения I передачи и заднего хода. Шаровая опора рычага переключения передач установлена в отдельном корпусе 12, который крепится к крышке картера болтами с помощью установочных втулок 11. Шаровая опора постоянно прижимается к сферической поверхности корпуса конической пружиной и предохраняется от проворачивания штифтом. Штоки механизма переключения передач вставляются в отверстия перегородок картера через отверстия в переднем торце картера, закрываемые заглушками. В вертикальных отверстиях второй перегородки размещены шарики 13 и пружины 14 фиксаторов штоков. Кроме того, в этой перегородке имеется горизонтальное отверстие, закрываемое заглушкой, где смонтировано замочное устройство. В резьбовое отверстие передней левой части крышки картера ввернут корпус предохранителя включения I передачи и заднего хода. Выше предохранителя закреплена гайкой ось промежуточного рычага. Каждый шток предназначен для включения двух передач. Для предотвращения самопроизвольного перемещения на каждом штоке имеются по 3 лунки, куда под действием пружин входят шарики фиксаторов. На штоках закреплены установочными болтами вилки, с помощью которых перемещаются по шлицам ведомого вала каретки синхронизаторов и шестерня I передачи и заднего хода. Для перемещения самих штоков и включения нужной передачи на штоках закреплены болтами головки, в пазы которых входит нижний конец рычага при переключении передач. Из-за наличия промежуточного рычага паз головки штока I передачи и заднего хода находится в нижней части головки. При перемещении рычага из нейтрального положения вправо или влево его нижний конец входит в паз промежуточного рычага включения 1 передачи и заднего хода или в паз головки II и III передач. При движении рычагом вперед или назад перемещается тот шток, в пазе головки которого находится нижний конец рычага. Для предохранения от случайного включения I передачи или заднего хода при движении автомобиля в отверстие промежуточного рычага вставлен палец, который под действием штока предохранителя постоянно упирается в нижний конец рычага переключения передач. Шток предохранителя под действием пружины также входит в отверстие промежуточного рычага и препятствует перемещению штока I передачи и заднего хода. При включении I передачи или заднего хода рычаг воздействует на палец, а тот, в свою очередь, давит на шток предохранителя, выводя его из отверстия в промежуточном рычаге. Вследствие этого шток получает возможность продольного перемещения. Для предотвращения одновременного включения двух передач в коробке применено замочное устройство, состоящее из штифта 15 и двух пар шариков 16. Шарики располагаются в отверстиях между штоками, а штифт находится в отверстии среднего штока между шариками. Суммарная величина диаметров двух шариков больше толщины перегородок, разделяющих штоки, поэтому при перемещении среднего штока шарики полностью углубляются в отверстия перегородок и, войдя в лунки крайних штоков, заклинивают их. Длина штифта несколько больше диаметра среднего штока (в сечении между лунками), поэтому при перемещении одного из крайних штоков ша-рики заклинивают средний шток и перемещают штифт, который воздействует на два других шарика, и заклинивают ими другой крайний шток.

Масло в картер коробки передач заливается через контрольио-наливное отверстие в правой стенке картера. При наличии коробки отбора мощности масло заливается через наливное отверстие этой коробки до уровня контрольного отверстия коробки передач.

Слив масла осуществляется через отверстие в нижней части картера, закрываемое пробкой с магнитом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109 ..