Шина - сложное, высокотехнологичное изделие. От конструкции и качества
установленных
на автомобиль шин во многом зависят комфорт и
безопасность дорожного движения.
В настоящее время в продаже представлены сотни моделей шин от десятков
производителей. Этот раздел призван помочь автовладельцам разобраться в
основных особенностях конструкции шин и сделать правильный выбор при
покупке.
Конструкция пневматической шины показана на рис.14.3.
Каркас 2 (см. рис.14.3) - важнейшая силовая часть шины, обеспечивающая
ее прочность, воспринимающая внутреннее давление воздуха и передающая
нагрузки от внешних сил, действующих на колесо со стороны дороги.
Каркас состоит из одного или нескольких наложенных друг на друга слоев
обрезиненно-го корда. В современных шинах с радиальной конструкцией
каркаса (с надписью «RADIAL» на боковине) корд натянут от одного борта к
другому без перехлеста нитей. Такое расположение слоев корда снижает
напряжение в нитях, что позволяет уменьшить число слоев, придает каркасу
эластичность, снижает теплообразование и сопротивление качению.
Брекер 4 - часть шины, состоящая из слоев корда и расположенная между
каркасом и протектором шины. Брекер служит для улучшения связей каркаса
с протектором, предотвращает его отслоение под действием внешних и
центробежных сил, амортизирует ударные нагрузки и повышает сопротивление
каркаса механическим повреждениям.
В зависимости от материала корда шинь подразделяются на шины с
текстильным бре-кером, шины с металлическим брекером и
цельнометаллокордные шины (при использовании металлокорда как в брекере,
так и в каркасе). На боковины шин с металлическим брекером иногда
наносят маркировку «STEEL BELTED» (опоясанная сталью).
Протектор 5 - наружная часть покрышки, представляющая собой массивный
слой резины. C наружной поверхности протектора выполнен рельефный
рисунок в виде выступов и канавок (ламелей), так называемую беговую
дорожку Рисунок рельефной части определяет приспособленность шины для
работы в различных дорожных условиях От качества протектора зависят
износостойкость шины и сцепление колеса с дорогой, а также уровень шума
и вибраций.
Плечевая зона 3 - часть протектора, расположенная между беговой дорожкой
и боковиной шины. Она увеличивает боковую жесткость шины, воспринимает
часть боковых нагрузок, передаваемых беговой дорожкой, и улучшает
соединение протектора с каркасом.
Боковина 1 - часть шины, расположенная между плечевой зоной и бортом.
Боковина представляет собой относительно тонкий слой эластичной резины,
являющийся продолжением протектора на боковых стенках каркаса и
предохраняющий его от влаги и механических повреждений. На боковины
нанесены обозначения и маркировки шин.
Борт 9 - жесткая часть шины, служащая для ее крепления и герметизации
(если шина бескамерная) на ободе колеса.
Основой борта является нерастяжимое кольцо, сплетенное из стальной
обрезиненной
проволоки. Борт состоит из слоя корда, завернутого
вокруг проволочного кольца, и круглого или профилированного резинового
наполнительного шнура.
Стальное кольцо придает борту необходимую жесткость и прочность, а
наполнительный шнур - монолитность и эластичный переход от жесткого
кольца к резине боковины.
С наружной стороны борта расположена бортовая лента из прорезиненной
ткани или корда, предохраняющая борт от истирания об обод и повреждений
при монтаже и демонтаже.
Абсолютное большинство современных шин для легковых автомобилей
бескамерные. В них герметичность внутренней полости достигается особым
строением самой шины и обода колеса.
В камерных шинах соединение бортов с ободом негерметичное, в конструкции
таких шин используется резиновая камера 6 и ободная лента 7.