При повседневной эксплуатации автомобиля на лакокрасочное и
антикоррозионное покрытие кузова воздействует агрессивная среда:
противогололедные реагенты (в зимний период времени), песок, мелкие
камни, вибрация и перепады температуры, которые вызывают появление
микротрещин в защитном покрытии кузова, через которые вода и кислород
проникают к поверхности металла. В результате воздействия на кузов
агрессивной среды начинается процесс окисления металла (коррозия),
который приводит к потере им прочностных свойств, а наличие в воде
большого количества солей и кислот только ускоряет процесс окисления.
Коррозии больше всего подвержены пустотелые профили кузова, днище,
нижние части дверей и стоек, а также соединения деталей кузова, в том
числе места точечной сварки.
Наиболее быстро коррозия развивается в скрытых полостях и нижних частях
кузова при попадании влаги, грязи, солей, кислот. В связи с этим в
процессе эксплуатации автомобиля для дополнительной защиты внутренних
поверхностей и скрытых полостей кузова наносят специальный
антикоррозионный состав, а в соединения деталей — уплотнительные
мастики.
Антикоррозионный состав, которым обрабатывают внутренние полости кузова
и днище, должен отвечать следующим требованиям:
– содержать ингибиторы коррозии;
– равномерно распределяться по всей обрабатываемой поверхности и
образовывать защитную пленку, стойкую к вибрации и перепаду температуры;
– иметь хорошую адгезию с элементами кузова или ранее нанесенными
покрытиями;
– быть совместимым с нанесенными ранее лакокрасочными покрытиями и
антикоррозионными составами;
– сохранять свои физические и химические свойства продолжительное время
под воздействием внешних факторов;
– содержать материалы, которые при обработке автомобиля отвечали нормам
пожарной и экологической безопасности.
Автоконсервант «Мовиль» или «Мовиль-2» используется для обработки
скрытых полостей. Рекомендуется обрабатывать полости через каждые 1–1,5
года. Автоконсервант допускает обработку поверхностей, ранее покрытых
нигролом или другими маслами, а также ржавых поверхностей.
Защитный смазочный материал НГМ-МЛ применяется для обработки скрытых
полостей. Этим материалом обработаны скрытые полости новых автомобилей.
Защитное пленочное покрытие НГ-216Б используется для покрытия частей
автомобиля под кузовом.
Мастика противошумная битумная БПМ-1 применяется для защиты днища кузова
от коррозии и для уменьшения шума. Толщина покрытия 1,0–1,5 мм.
Пластизоль Д-11А используется для защиты днища кузова от коррозии,
абразивного износа и для шумоизоляции. Толщина покрытия 1,0–1,2 мм.
Пластизолем Д-11А обработаны днища новых автомобилей.
Пластизоль Д-4А применяется для герметизации сварных швов.
Невысыхающая мастика 51-Г-7 используется для герметизации сочленений
кузова.
Во внутренние полости антикоррозионное вещество напыляют способом
воздушного и безвоздушного распыления.
При воздушном распылении требуется сжатый воздух с давлением 0,5–0,8
МПа, пистолет-распылитель с бачком, шланги и удлинительные насадки для
пистолета. Лучшее качество покрытия достигается при безвоздушном
распылении под давлением 4–12 МПа, которое позволяет распылять материалы
значительной вязкости.
Для механической защиты арок колес от мелких камней и песка используются
подкрылки из пластмассы, дополнительно установленные на автомобиль.
Основные недостатки подкрылков — сверление в крыле дополнительных
отверстий для их крепления, ухудшение вентиляции колесных арок,
скопление грязи и соли в местах выступания подкрылка над отбортовкой
крыла. Для защиты лакокрасочного покрытия передней части капота и нижней
части дверей применяют специальные антигравийные прозрачные
самоклеящиеся пленки.