ПУСК, РАБОТА И ОСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ САМОСВАЛОВ
МАЗ-525 и МАЗ-530
Двигатели автомобилей МАЗ-525 и MA3-530 нужно пускать в следующем
порядке:
1. Выпустить воздух из топливной системы.
2. Включить выключатель батареи (массу).
3. Ручным маслоподкачивающим насосом создать давление в системе смазки
двигателя 2,5—3 кг/см2.
4. Пустить двигатель, поставив педаль подачи топлива в среднее
положение.
Для пуска двигателя нужно нажать на кнопку стартера. Продолжительность
непрерывной работы стартера не должна превышать 5 сек. После каждой
попытки пуска двигателя нужно делать перерывы в течение 10—15 сек. для
охлаждения реле привода стартера и восстановления напряжения
аккумуляторных батарей.
В случае, если после трех попыток двигатель не будет пущен, необходимо
осмотреть его и устранить все неисправности. При многократных или
длительных попытках пуска стартер перегревается и может выйти из строя.
5. Как только двигатель заработает, отпустить кнопку стартера,
установить минимальное устойчивое число оборотов холостого хода (500—600
об/мин) и зафиксировать положение рычага подачи топлива.
При числе оборотов двигателя выше 600 в минуту амперметр должен
показывать зарядку аккумуляторных батарей.
После пуска необходимо хорошо прогреть двигатель. Прогревать двигатель
следует постепенно и разномерно на холостом ходу (на режиме 600—800
об/мин с постепенным переходом на 1000—1100 об/мин) до тех пор, пока
температура охлаждающей жидкости и масла на выходе из двигателя не
достигнет 60—65° С.
Прогревать двигатель при больших числах оборотов запрещается. При
прогреве допускается только кратковременная (на несколько се-кунд)
проверка работы двигателя с «большим числом оборотов. Увеличивать и
уменьшать число оборотов, следует плавно.
Двигатель считается прогретым и готовым к нормальной эксплуатации на
всех режимах при температуре выходящего масла 45° С и охлаждающей
жидкости 60—65° С.
Во время работы необходимо внимательно следить за показаниями
контрольно-измерительных приборов и за работой двигателя.
Рекомендуемый нормальный эксплуатационный режим соответствует 1500
об/мин для двигателя автомобиля МАЗ-525 и 1700—1800 об/мин для двигателя
автомобиля MA3-530. Работа с числом оборотов выше рекомендованного для
двигателей обоих автомобилей не допускается.
Переход с одного режима на другой следует осуществлять плавно, так как
при резком изменении может произойти авария.
При работе двигателя под нагрузкой на эксплуатационные режимах
контрольно-измерительные приборы должны иметь следующие показания:
Давление масла в главной магистрали двигателя в кг/см2 . . . .
.....................................6—9
Температура масла на выходе из двигателя в °С . . . 80—90
(максимальная 95СС для МАЗ-525 и 105° С для MA3-530)
Температура жидкости в системе охлаждения двигателя в °С
........................................65—75
(максимальная 95° С для МАЗ-525 и 100° С для MA3-530)
Давление топлива после топливного фильтра в кг/см2:
автомобиль МАЗ-525 ..............................0,5—0,7
автомобиль MA3-530 ..............................0,6—0,8
В случае падения давления масла, резкого повышения
температуры выходящего масла и охлаждающей жидкости, а также если
стрелка манометра топливной системы стоит на нуле, следует немедленно
остановить двигатель и выяснить причины неисправностей и их устранить.
Во время эксплуатации нельзя допускать перегрева двигателя.
Работа двигателя при недостаточном уровне охлаждающей жидкости в системе
охлаждения и с перегрузкой в течение длительного времени запрещается.
Если при полностью включенной подаче топлива число оборотов двигателя
уменьшается с 1500 до 1300—1100 в минуту (для МАЗ-525), что вызывается
перегрузкой двигателя, следует немедленно перейти на низшую передачу (с
пятой на четвертую и т. д.).
При эксплуатации нужно следить за уровнем топлива в топливнЫх баках, так
как при полном израсходовании топлива в топливную систему может попасть
воздух, что сказывается на ухудшении тяговых качеств двигателя. В этом
случае для удаления воздуха из топливной системы нужно произвести
прокачку системы питания.
Двигатель следует останавливать после снятия нагрузки с двигателя,
уменьшения его числа оборотов до 600—800 в минуту и работы» на этом
режиме вхолостую до тех пор, пока двигатель не охладится до температуры
охлаждающей жидкости на выходе не выше +70° С летом и -75° С зимой.
Никогда не следует останавливать сразу горячий двигатель, так как это
может вызвать быстрое повышение температуры до максимальной, выброс
охлаждающей жидкости из системы охлаждения и перегрев двигателя.
Для остановки двигателя после охлаждения необходимо перевести рычаг
ручной подачи топлива в крайнее левое положение.
Остановка двигателя сразу же после работы при больших числах оборотов
или с нагрузкой может вызвать аварию.