Компрессор ножных тормозов автомобилей МАЗ-525 и МАЗ-530

  Главная      Автомобили - МАЗ     Сверхтяжёлые автомобили-самосвалы МАЗ-525 и МАЗ-530 (Смирнов М.В., Солонский А.С.) - 1960 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..

 

 


Компрессор ножных тормозов автомобилей МАЗ-525 и МАЗ-530

 

 

 Компрессор двухцилиндровый, одноступенчатый расположен с левой стороны двигателя и приводится от коленчатого вала двигателя. Компрессор служит для нагнетания воздуха в пневматическую систему при работе двигателя.

Блок 13 цилиндров, головка 11, картер и поддон картера компрессора (фиг. 85) отлиты из чугуна. Блок цилиндров, головка и картер соединяются шпильками.

Всасываемый воздух поступает в канал в средней части блока цилиндров, пройдя через волосяной фильтр в отдельном литом корпусе, прикрепленном снаружи к блоку цилиндров. Из канала воздух поступает в цилиндры через отверстия в стенках цилиндра. Коленчатый вал 1 компрессора установлен в картере на двух шарикоподшипниках 4. На наружном конце вала посажен шкив 3 ремня привода

компрессора. Передний конец коленчатого вала уплотняется само-подвижным и войлочным сальниками, задний конец — специальным уплотнительным устройством, состоящим из латунной втулки 19, поджимаемой пружиной 21, и резинового уплотнительного кольца 20.

На шейках коленчатого вала компрессора установлены шатуны 16, имеющие подшипник, залитый баббитом. Верхняя головка шатуна соединяется с поршневым пальцем 15 и вращается на бронзовой втулке. На поршне 14 компрессора установлены два компрессионных и два маслосъемных кольца.

Компрессор соединен с системой смазки двигателя двумя трубками— подводящей и отводящей. По подводящей трубке масло поступает

к задней крышке компрессора и через отверстие в ней идет к каналам в коленчатом валу. По этим каналам масло поступает затем к подшипникам шатунов и к поршневым пальцам. Все остальные трущиеся детали смазываются маслом, разбрызгиваемым через зазоры соединений шатун — коленчатый вал и шатун — поршневой палец. Масло из компрессора сливается через нижнюю крышку по отводящей трубке в картер двигателя.

Охлаждение головки компрессора водяное от системы охлаждения двигателя. В головке на каждый цилиндр имеется по одному нагнетательному и одному перепускному клапану. Пластинчатые нагнетательные клапаны 24 расположены в гнездах головки компрессора и прижимаются к седлам пружинами. Пружины 25 нагнетательных клапанов установлены в направляющих 26, ввернутых в гнезда головки.

При движении поршня вниз нагнетательный клапан закрывается, и в цилиндре образуется разрежение. Поршень, не дойдя до н. м. т., открывает отверстия в стенках цилиндра. Через эти отверстия засасывается воздух. При движении поршня вверх воздух сжимается в ци-линдре и выталкивается через нагнетательный клапан в нагнетательный канал головки, соединенный трубопроводом с пневматической системой тормозов.

Тарельчатые перепускные клапаны 12 расположены в конусных гнездах и прижимаются к седлам пружинами 9, надетыми на концы стержней перепускных клапанов с наружной стороны головки. Одним торцом пружины спираются на шайбу, закрепленную на конце стержня клапана, а вторым — на поверхность головки компрессора.
В головке компрессора имеется разгрузочная камера, представляющая собой стальную тонкую диафрагму 27, зажатую буртом крышки камеры. Грибок 28, находящийся поверх диафрагмы 27, опирается на коромысло 31 перепускных клапанов. Головки регулировочных винтов коромысла опираются на стержни перепускных клапанов.

Между поверхностью головки компрессора и коромыслом вставлена пружина 7, отжимающая коромысло в сторону разгрузочной камеры. Пружина 7 установлена в углублении головки компрессора и опирается на регулировочный винт 5, ввернутый в коромысло. Регулировочным винтом поддерживают давление в системе пневматического привода тормозов в пределах 7—7,5 кг/см2 за счет затяжки пружины 7.

Разгрузочная камера соединена трубкой с нагнетательным каналом компрессора. При давлении в системе ниже 6 кг/см2 перепускные клапаны остаются закрытыми, компрессор всасывает воздух и нагнетает его в систему пневматического привода тормозов. При повышении давления в системе до 7—7,5 кг/см2 диафрагма выгибается вверх, поднимает толкатель и через коромысло открывает перепускные клапаны,

 

соединяющие оба цилиндра. При этом коромысло преодолевает сопротивление пружины 7.

При работе разгрузочного устройства компрессор перегоняет воздух из одного цилиндра в другой и не нагнетает его в систему пневматического привода тормозов, т. е. работает вхолостую до тех пор, пока давление в воздушных баллонах снова не упадет ниже 6 кг/см2. Это предохраняет от износа детали компрессора и ограничивает давление воздуха в воздушных баллонах.

 

При эксплуатации автомобиля нужно следить за исправной работой компрессора. Периодически следует снимать заднюю крышку, вынимать из нее детали уплотнительного устройства и промывать их в дизельном топливе. С боковой поверхности латунной втулки нужно, кроме того, удалить частицы закоксовавшегося масла, а с рабочего торца — заусенцы. От качества торцового уплотнения зависит общий расход масла в компрессоре.

Периодически необходимо снимать головку компрессора для очистки поршней, клапанов, седел клапанов и воздушных каналов. Одновременно с очисткой нужно проверять работу и герметичность перепускных и рабочих клапанов. При отсутствии герметичности клапанов их притирают, а сильно изношенные или поврежденные детали заменяют новыми.

При наличии стуков компрессор следует разобрать и проверить зазоры в подшипниках шатунов. При больших зазорах подшипники надо отремонтировать.
 

 

 

 

 

Фиг. 85. Компрессор автомобиля МАЗ-525:
1 — коленчатый вал; 2 — передняя крышка; 3 — шкив; 4 — подшипник; 5 — регулировочный винт; 6 — контргайка регулировочного винта; 7 — регулировочная пружина; 8 — толкатель коромысла перепускных клапанов; 9 — пружина перепускного клапана; 10 — направляющая втулка перепускного клапана; И — головка компрессора; 12 — перепускной клапан; 13 — блок цилиндров; 14 — поршень; 15 — поршневой палец; 16 — шатун; 17 — картер компрессора; 18 — задняя крышка; 19 — втулка уплотнения; 20 — резиновое кольцо; 21 — пружина уплотнения; 22 — шайба; 23 — кронштейн компрессора; 24 — нагнетательный клапан компрессора; 25 — пружина нагнетательного клапана компрессора; 26 — направляющая пружины; 27 — диафрагма разгрузочной камеры; 28 — грибок разгрузочной камеры; 29 — ось коромысла; 30 — пружина коромысла; 31 -коромысло перепускных клапанов; 32 — воздушный фильтр; 33 — крышка воздушного фильтра,
34 — набивка воздушного фильтра

 

 

 

 

 

Если компрессор не обеспечивает необходимого давления в системе, прежде всего проверяют состояние трубопроводов и их соединений и плотность посадки клапанов.

Перегрев компрессора может быть вызван недостаточной подачей масла или охлаждающей жидкости и засорением воздушных каналов.

При снятии головки компрессора и разборке ее нужно проверить величину зазора между головками регулировочных винтов и стержнями перепускных клапанов. Зазор должен быть в пределах 0,25—0,35 мм у неработающего холодного компрессора. Регулировка производится регулировочным винтом. После регулировки регулировочный винт нужно законтрить.

Кроме того, при установке головки компрессора с помощью регулировочного винта 5 нужно регулировать давление в системе пневматического привода тормозов в пределах 7—7,5 кг/см2. После регулировки давления винт 5 нужно тщательно законтрить контргайкой 6.

Компрессор автомобиля МАЗ-525 установлен на кронштейне, привернутом болтами к кронштейну передней подвески двигателя. На кронштейне компрессора имеется натяжное устройство, состоящее из шкива, вращающегося на оси. Ось шкива может перемещаться по направляющему пазу в кронштейне, регулируя величину натяжения ремня привода компрессора.

Регулировка натяжения ремня осуществляется винтом, ввернутым в резьбовое отверстие в оси натяжного шкива и опирающимся на поверхность направляющего паза. Для регулировки натяжения ремня компрессора нужно отвернуть гайку оси натяжного шкива, натянуть ремень с помощью регулировочного винта, после чего затянуть гайку оси шкива. Натяжение ремня компрессора должно быть таким, чтобы при нажатии пальцем в середине свободной части ремня с усилием около 10 кг прогиб ремня был в пределах 13—19 мм.

Компрессор автомобиля MA3-530 отличается от компрессора автомобиля МАЗ-525 тем, что на нем установлена головка с воздушным охлаждением. Давление воздуха в надпоршневом пространстве определяется объемом его камеры сжатия и равняется 9 кг/см2. При достижении указанного давления клапаны перестают открываться и в каждом цилиндре сжимается и разжимается одна и та же порция воздуха.

Компрессор автомобиля MA3-530 установлен на наклонной части рамы автомобиля и крепится четырьмя болтами, проходящими через овальные отверстия его кронштейна.

Натяжение ремня регулируется путем перемещения компрессора по овальным отверстиям, выполненным в его кронштейне. Натяжение ремня компрессора должно быть таким же, как и на автомобиле МАЗ-525.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..