Гидравлический усилитель руля автомобилей
МАЗ-525 и MA3-530
Гидравлический усилитель рулевого управления (фиг. 74, а и б) состоит из
цилиндра 3, в стенках которого сделаны каналы. Внутри цилиндра
перемещается поршень 9, имеющий два паза для чугунных уплотнительных
колец. Поршень закреплен на штоке с помощью двух установочных полуколец
16 и гайки 17 со шплинтом.
К заднему торцу цилиндра гидравлического усилителя болтами 15 крепится
крышка 10 с запрессованной втулкой из ковкого антифрикционного чугуна. В
крышке установлен сальник штока, манжеты которого изготовлены из
прорезиненной ткани, пропитанной графитом. Сальник поджимается крышкой
14.
Защитная муфта 11 служит для предохранения поверхности штока поршня от
попадания пыли и грязи. Задний конец штока поршня закреплен на раме
автомобиля через наконечник 12 штока и шаровой палец.
В передней части цилиндра гидравлического усилителя расположена
распределительная головка с золотником (фиг. 74).
В отверстие цилиндра усилителя запрессована втулка 7. Для обеспечения
взаимного положения цилиндра 8 и втулки 7 в обеих деталях имеются пазы,
которые при запрессовке должны совпадать. Во втулку 7 вставлена гильза
19 золотника 18. В четырех плоскостях гильзы 19 про-фрезерованы 16 пазов
шириной 1,6 + 0,2 мм и 8 пазов шириной 5 + 0,25 мм. В гильзе в осевом
направлении перемещается золотник 18. закрепленный на оси 21. Ось
золотника упирается в упорную шайбу 24, вставленную в стакан 25 шарового
пальца рулевой сошки.
Для предохранения от вытекания рабочей жидкости из полости гильзы
золотника в полость стакана шарового пальца имеется сальник 22у
установленный в корпусе 26. В этот корпус запрессована втулка из
антифрикционного ковкого чугуна, являющаяся направляющей для оси 21
золотника. Пружина 20 оси золотника упирается в установочные шайбы и все
время стремится отодвигать золотник вправо.
В корпусе 6 свободно перемещается стакан 25 шарового пальца. Шаровой
палец рулевой сошки установлен в стакане между двумя сухарями. Стакан 25
может перемещаться от своего среднего положения вместе с шаровым пальцем
на 2,5 мм в каждую сторону, перемещая золотник 18.
При вращении рулевого колеса вправо шаровой палец рулевой сошки вместе с
золотником перемещается назад по ходу автомобиля. При этом полости I и
II сообщаются между собой, и масло от насоса по длинному каналу
поступает в полость цилиндра за поршнем, перемещая цилиндр назад по ходу
автомобиля (вправо на фиг. 75, а). При этом осуществляется поворот
автомобиля в правую сторону.
При вращении рулевого колеса влево шаровой палец рулевой сошки вместе с
золотником будет перемещаться вперед по ходу автомобиля. Полость 1
сообщится с полостью III и масло от насоса по короткому каналу поступит
в полость цилиндра под поршнем, перемещая цилиндр усилителя вперед по
ходу автомобиля (влево на фиг. 75, в). Автомобиль при этом
поворачивается в левую сторону.
При работе гидравлического усилителя масло из нерабочей полости
выдавливается поршнем и поступает по сливному трубопроводу в масляный
бак. Цилиндр гидравлического усилителя силой давления масла,
поступающего от насоса, будет перемещаться относительно поршня до тех
пор, пока золотник не остановится, и цилиндр, догнав золотник, поставит
гильзу относительно золотника в нейтральное положение.
При перемещении цилиндра усилителя вместе с ним перемещается и
осуществляет поворот колес продольная рулевая тяга, шаровой палец 4
которой закреплен в переднем наконечнике тяги сошки, привернутой болтами
к корпусу 6 стакана (фиг. 74).
Если золотник находится в среднем положении, полости за поршнем и под
поршнем разобщены с полостью I и цилиндр не перемещается. Среднее
положение цилиндра относительно поршня соответствует движению автомобиля
по прямой (фиг. 75, б).
В канале, выполненном в передней части цилиндра, имеется аварийный
клапан, состоящий из шарика и пружины.
Фиг 75. Схема действия гидравлического усилителя
рулевого управления: а — при повороте автомобиля в правую сторону; б —
при движении автомобиля по прямой, в — при повороте автомобиля в левую
сторону