ГАЗ-66-11. Сборке двигателя ЗМЗ-66-06

  Главная      Автомобили - ГАЗ     Автомобиль ГАЗ-66-11: Устройство, техническое обслуживание и ремонт (А.М. Бутусов) - 1988 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

ГАЗ-66-11. Сборке двигателя ЗМЗ-66-06

Для сборки двигателя, как и для его разборки, блок цилиндров закрепляют на вращающемся стенде, чтобы обеспечить свободный доступ ко всем деталям и узлам двигателя.

Перед сборкой все детали тщательно промывают, продувают сжатым воздухом и протирают чистыми салфетками. Все резьбовые соединения (шпильки, штуцера и т. д.), если их вывертывали при разборке или заменяли новыми, ставят на сурике или белилах, разведенных олифой. Неразъемные соединения (заглушки) ставят на нитролаке.

На двигатель не ставят шплинты и шплинтовочную проволоку, бывшие в употреблении; пружинные шайбы, потерявшие упругость; болты и шпильки с вытянувшейся резьбой; детали, имеющие на резьбе более двух забоин или сорванных ниток; поврежденные прокладки.

Болты, шпильки и гайки должны полностью соответствовать данным спецификации. В местах, где это предусмотрено конструкцией, гайки и болты законтривают соответствующим способом (используют шплинты, стопорные пластины, пружинные шайбы, специальные шайбы и контргайки ).

Если имеется необходимость в замене картера сцепления или его устанавливают на блок цилиндров после ремонта, из блока предварительно удаляют два установочных штифта, затем картер крепят к блоку болтами. На задний фланец коленчатого вала крепят на специальной стойке индикатор.

Вращая вал, проверяют биение отверстия для центрирующего бурта коробки передач и перпендикулярность заднего торца картера сцепления относительно оси коленчатого вала (рис. 69, 70). Биение отверстия и торца картера не должно превышать 0,08 мм. Если биение отверстия превышает указанную величину, ослабляют крепление картера к блоку и легкими ударами по фланцу картера добиваются правильной его установки, а затем затягивают крепежные болты. После затяжки болтов отверстия для установочных штифтов в картере сцепления и блоке цилиндров развертывают одновременно до ремонтного размера. Диаметр отверстия должен быть таким, чтобы в развернутых отверстиях не оставалось черноты. Затем в отверстия запрессовывают штифты, диаметр которых на 0,015...0,051 мм больше диаметра отверстий. Биение торца картера устраняют шабровкой.

При сборке двигателя соблюдают следующий порядок операций.

Устанавливают в блок цилиндров гильзы цилиндров. Под каждую гильзу устанавливают уплотнительную медную прокладку. Точность изготовления блока, гильзы цилиндра и тол щи ны прокл а дки обеснечи ва ют выступание верхнего торца гильзы над привалочной поверхностью блока под головку цилиндров в пределах 0,02...0,10 мм.

Примечание. На отдельных двигателях принимался набор уплотнительных прокладок для обеспечения требуемого выступания гильзы. В этом случае перед установкой гильз в блок их подбирают с помощью металлической линейки и щупа следующим образом: гильза, установленная в блок без уплотнительной прокладки, должна утопать относительно привалочиой плоскости головки. Линейку устанавливают на привалочную плоскость, а щуп вводят в зазор между линейкой и торцом гильзы (рис. 71). Толщина набора прокладок должна обеспечивать выступание гильзы над привалочной плоскостью в пределах 0,02...0,10 мм.

После установки гильз в блок их закрепляют от выпадания специальными втулками-зажимами (см.
рис. 46).

Устанавливают в выточки заднего гнезда коренного подшипника блока и сальникодержателя сальник коленчатого вала (асбестовый шнур длиной 120 мм, пропитанный маслографитовой смесью). С помощью специальной оправки шнур опрессовы-вают в выточках гнезда легким постукиванием молотка, как указано на рис. 72. Не снимая приспособления, подрезают концы шнура, выступающие над плоскостью разъема на 0,5...1,0 мм. Срез должен быть ровным.

Подсобирают коленчатый вал:

а) запрессовывают в гнездо коленчатого вала подшипник первичного вала коробки передач;

б) устанавливают на вал маховик и закрепляют его, завернув четыре гайки крепления моментом, равным

7,6...8,3 кгс* м. Зашплинтовывают гайки крепления маховика;

в) привертывают к маховику нажимной диск с кожухом в оборе, предварительно сцентрировав ведомый диск сцепления с помощью оправки по подшипнику в заднем торце коленчатого вала (в качестве оправки используют первичный вал коробки передач). Метки О, выбитые на кожухе нажимного диска и маховике около одного из отверстий для болтов крепления кожуха, совмеща-
ют (рис. 73). Болты крепления кожуха затягивают крутящим моментом 2...2,5 кгс* м. Ведомый диск устанавливают демпфером к нажимному диску. Коленчатый вал в сборе с маховиком и сцеплением балансируют на заводе, поэтому после замены одной из этих деталей коленчатый вал вновь динамически балансируют. Дисбаланс не должен превышать 30 гс-см. Перед балансировкой коленчатого вала на шатунные шейки надевают груз массой 2372 г. При балансировке допускается сверление металла маховика на расстоянии 6 мм от зубчатого обода сверлом диаметром 8 мм на глубину не более 10 мм, расстояние между центрами отверстий не менее 15 мм.

Если дисбаланс собранного коленчатого вала превышает 180 гс* см, то вал разбирают и балансируют каждую деталь отдельно. Коленчатый вал балансируют динамически. Допустимый дисбаланс 15 гс • см. Остальные детали балансируют статически. Допустимый дисбаланс маховика 35 гс* см, ведомого диска сцепления 18 гс - см, нажимного диска сцепления с кожухом в сборе 36 гс* см.

Устанавливают вкладыши коренных подшипников в гнезда блока и крышки коренных подшипников.

Надевают на переднюю коренную шейку коленчатого вала задиюю шайбу упорного подшипника баббитовой стороной к щеке коленчатого вала.

Смазывают чистым моторным маслом вкладыши коренных подшипников и шейки коленчатого вала и устанавливают вал в блок цилиндров.

Надевают крышки коренных подшипников на шпильки так, чтобы фиксирующие выступы на верхнем и нижнем вкладышах каждого подшипника были с одной стороны, а номера, выбитые на крышках, соответствовали номерам подшипников блока. При установке передней крышки следят, чтобы фиксирующий усик задней шайбы упорного подшип-

 

 

 

ника вошел в паз крышки и чтобы не было ступеньки между торцами крышки и блока.

Устанавливают крышки на свои места, слегка постукивая по ним резиновым молотком. Устанавливают стопорные пластины. Навертывают гайки крепления крышек и затягивают их равномерно, следя за тем, чтобы не было перекосов. Окончательно затягивают эти гайки специальным динамометрическим ключом моментом 10...12 кгс- м. Шплинтуют гайки стопорными пластинами. После затяжки гаек коленчатый вал должен легко вращаться от небольших усилий.

Устанавливают на место сальни-кодержатель. Перед установкой в пазы сальникодержателя вкладывают резиновые уплотнительные прокладки. На шпильки надевают фасонную плоскую и пружинную шайбы и навертывают специальные гайки сальникодержателя.

Ставят переднюю шайбу упорного подшипника баббитовой стороной к носку коленчатого вала так, чтобы своими пазами она установилась на штифты, запрессованные в блок и крышку переднего коренного подшипника.

Надевают стальную упорную шайбу на носок коленчатого вала. Если шайба имеет следы выработки, то ее устанавливают неизношенной стороной к баббитовой поверхности передней шайбы упорного подшипника.

Устанавливают в паз сегментную шпонку шестерни коленчатого вала и напрессовывают шестерню до упора (рис. 74).

Проверяют осевой зазор коленчатого вала. Для проверки отжимают коленчатый вал к заднему концу двигателя и с помощью щупа определяют зазор между торцом шайбы упорного подшипника и плоскостью бурта первой коренной шейки (рис. 75). Зазор должен быть в пределах 0,075...0,175 мм.

Подсобирают шатунно-поршневую группу:
а) аккуратно подбирают поршни по гильзам;

б) подбирают поршневые пальцы к шатунам так, чтобы при нормальной комнатной температуре слегка смазанный палец плавно перемещался в отверстии верхней головки шатуна под легким усилием большого пальца (рис. 76). Цвет маркировки пальца должен соответствовать цвету маркировки на бобышках поршня. Подбирать пальцы из другой группы не разрешается;

в) на специальном приспособлении собирают шатун, поршень и палец.

 

 

Перед сборкой поршень нагревают в горячей воде до температуры 70 °С. Запрессовка пальца в холодный поршень не допускается, так как это может привести к повреждению поверхности отверстий бобышек поршня, а также к деформации самого поршня.

Шатуны и поршни перед сборкой (рис. 77) ориентируют следующим образом: для поршней 1, 2, 3, 4-го цилиндров (см. поз. 1) надпись на поршне «Перед» и номер, вы-штампованный на стержне шатуна, должны находиться на противоположных сторонах, а для поршней 5, 6, 7, 8-го цилиндров (см.
поз. //) надпись на поршне и номер на стержне шатуна должны находиться на одной стороне;

г) устанавливают стопорные кольца поршневых пальцев в канавки бобышек поршней таким образом, чтобы отгиб усика был направлен наружу;

д) подбирают по гильзам поршневые кольца;

е) с помощью специального приспособления надевают на поршни поршневые кольца. В верхнюю канавку устанавливают хромированное компрессионное кольцо, во вторую — луженое. Компрессионные кольца внутренней выточкой устанавливают к днищу поршня. Все кольца должны свободно перемещаться в своих канавках.

Вставляют поршни с шатунами в сборе в гильзы цилиндров:

а) перед установкой тщательно протирают салфеткой нижние головки шатунов и шатунные шейки коленчатого вала. Устанавливают в нижние головки шатунов вкладыши шатунных подшипников. Прилегание вкладыша к гнезду должно быть плотным. Попадание между вкладышем и шатуном масла или инородных частиц не допускается;

б) устанавливают коленчатый вал в положение, соответствующее нижней мертвой точке в том цилиндре, куда устанавливается поршень;

в) разводят замки плоских кольцевых дисков под углом 180° один к другому, а замки осевого и радиального расширителей под углом 90° по отношению к замкам кольцевых дисков; надевают на шатунные болты предохранительные латунные колпачки, смазывают чистым моторным маслом вкладыши, поршень, шатунную шейку коленчатого вала и гильзу цилиндра и с помощью оправки устанавливают поршень в цилиндр (рис. 78). Перед установкой поршней убеждаются в том, что номер, выбитый на шатуне, соответствует номеру цилиндра, а надпись на поршне «Назад» направлена к заднему торцу блока;

 

 

 

 

 

Рис. 77. Соединение шатуна с поршнем:
1 — для установки в 1, 2, 3, 4 цилиндры; II — для установки в 5, 6, 7, 8 цилиндры; I—номер на шатуне; 2—метка на крышке шатуна

 

 

 

 

 

г) подтягивают шатун за нижнюю головку к шатунной шейке, снимают с болтов предохранительные колпачки, надевают крышку шатуна, проверив соответствие номеров крышки и шатуна. Крышку ставят таким образом, чтобы фиксирующие усики вкладышей были направлены в одну сторону;

д) затягивают гайки шатуна динамометрическим ключом моментом

6,8...7,5 кгс« м и законтривают их. Стопорную гайку затягивают путем ее поворота на 1,5...2 грани от положения соприкосновения торца стопорной гайки с торцом основной гайки или моментом 0,3...0,5 кгс- м.

Таким же образом устанавливают остальные поршни.

Подсобирают распределительный вал:

а) надевают на передний конец распределительного вала распорное кольцо и упорный фланец, устанавливают в паз сегментную шпонку шестерни распределительного вала;

б) напрессовывают шестерню распределительного вала до упора в распорное кольцо (рис. 79);

в) устанавливают балансир эксцентрика и эксцентрик привода бензинового насоса и закрепляют все болтом с шайбой;

г) проверяют осевой зазор распределительного вала (рис. 80) щупом, вводимым между фланцем и ступицей шестерни распределительного вала. Зазор должен быть 0,10..0,20 мм.

Вставляют распределительны й

вал в блок цилиндров, предварительно смазав опорные шейки чистым моторным маслом. При зацеплении шестерен газораспределения зуб шестерни коленчатого вала с отметкой 3 должен обязательно войти во впадину зубьев шестерни распределительного вала, отмеченную риской (рис. 81).

Шестерни заменяют комплектно, так как их подбирают на заводе по боковому зазору и шуму при работе. Боковой зазор в зацеплении должен быть 0,03...0,08 мм.

 

 

Через отверстие в шестерне привода распределительного вала с помощью торцового ключа двумя болтами с пружинными шайбами привертывают упорный фланец к блоку.

Надевают на шейку коленчатого вала маслоотражатель выпуклой стороной к шестерням.

Надевают на шпильки крепления прокладку и крышку распределительных шестерен. Крышка должна быть сцентрирована по переднему концу коленчатого вала с помощью специальной конусной оправки 2
(рис. 82). Надевают на передний конец коленчатого вала оправку и с помощью храповика 1 прижимают крышку распределительных шестерен 3 к блоку цилиндров и затягивают гайками с пружинными шайбами.

Снимают центрирующую оправку и, установив призматическую шпонку в паз коленчатого вала, напрессовывают ступицу шкива до упора.

Ввертывают в носок коленчатого вала храповик с пружинной шайбой.

Привертывают шкив коленчатого вала к ступице.

Устанавливают на блок цилиндров маслоприемник с уплотнительной прокладкой трубки маслопри-емника и закрепляют его гайкой с пружинной шайбой.

Устанавливают масляный картер с прокладкой на блок цилиндров и затягивают гайки крепления.

Устанавливают водяной насос с прокладкой на место и закрепляют корпус водяного насоса на крышке распределительных шестерен.

Привертывают шкив водяного насоса к ступице.

Устанавливают масляный насос с прокладкой на блок цилиндров и закрепляют его двумя гайками с пружинными шайбами.

Устанавливают на место бензиновый насос с прокладкой и привертывают его двумя болтами.

Подсобирают головки цилиндров:

а) устанавливают клапаны в свои гнезда, к которым они были притерты;

б) на направляющие втулки надевают шайбы пружин клапанов;

в) на стержни впускных клапанов надевают резиновые маслоотражательные колпачки. Если колпачки стали сухими или жесткими, их заменяют новыми;

г) устанавливают пружины клапанов. Пружины изготовлены с равномерным шагом по всей длине, поэтому устанавливают их на головку любым торцом;

д) на пружины клапанов устанавливают тарелки пружин;

 

 

 

 

Рис. 82. Центрирование переднего сальника коленчатого вала

 

 

е) сжимают пружину съемником и вставляют сухари в гнезда;

ж) отпускают пружину и снима-ют съемник.

Для лучшей приработки стержни новых клапанов перед сборкой смазывают графитовым смазочным материалом.

Снимают держатели гильз цилиндров.

Надевают на шпильки крепления головок прокладки, устанавливают головки и закрепляют их 18 гайками с плоскими шайбами.

Гайки затягивают в два приема: предварительно от руки и окончательно динамометрическим ключом моментом 7,3...7,8 кгс- м. Порядок затяжки гаек крепления головки показан на рис. 35.

Собирают коромысла клапанов с регулировочными болтами и гайками регулировочных болтов.

Собирают оси коромысел:

а) в одно из отверстий оси коромысел вставляют шплинт и разводят его концы;

б) протирают и смазывают маслом ось коромысел и втулки коромысел клапанов;

в) надевают на ось детали газораспределения (рис. 83);

г) вставляют во второе отверстие оси коромысел шплинт и разводят его концы.

Оси собирают таким образом, чтобы отверстия под шпильки крепления в оси и стойках были смещены в сторону от регулировочных болтов коромысел.

Подбирают по направляющим в блоке и устанавливают толкатели клапанов. Смазанный толкатель должен плавно опускаться в направляющей под собственным весом.

Вставляют штанги толкателей в толкатели.

Устанавливают подсобранные оси коромысел на головки цилиндров. Регулировочные болты своей сферической частью накладывают на сферы верхних наконечников штанг. Завертывают гайки крепления осей коромысел.
Надевают на шпильки крепления впускной трубы боковые прокладки, а на блок переднюю и заднюю прокладки впускной трубы. Устанавливают впускную трубу.

Завертывают две рым-гайки.

Устанавливают на шпильки крепления впускной трубы кронштейн катушки зажигания, кронштейн пружины акселератора, верхний валик акселератора с кронштейном и рычагами в сборе. Затягивают гайки крепления впускной трубы.

Привертывают к левой головке цилиндров нижний валик акселератора.

Устанавливают на штуцера впускной трубы и водяного насоса перепускной шланг циркуляции воды.

Устанавливают трубки фильтра полнопоточной очистки масла.

Устанавливают карбюратор с прокладкой и закрепляют его четырьмя гайками.

Устанавливают на крышку распределительных шестерен датчик пневмоцентробежного ограничителя частоты вращения коленчатого вала с прокладкой.

Устанавливают трубки пневмо-центробежного ограничителя от датчика к карбюратору.

Устанавливают выхлопные трубы с прокладками и затягивают гайки. Под гайки крепления левой трубы устанавливают экран стартера.

Устанавливают привод распределителя и закрепляют его с помощью держателя и гайки.

 

Привод распределителя устанавливают в следующем порядке:

а) устанавливают коленчатый вал в положение в. м. т. такта сжатия в первом цилиндре (рис. 84);

б) вставляют привод распределителя в отверстие блока цилиндров так, чтобы прорезь в валике привода была направлена вдоль оси двигателя и смещена влево по ходу автомобиля;

в) закрепляют привод распределителя зажигания держателем и гайкой так, чтобы кронштейн с резьбовым отверстием для крепления распределителя был направлен назад и повернут на 23° влево от продольной оси двигателя (рис. 85).
Устанавливают генератор на кронштейн и привертывают его двумя болтами с шайбами и контргайками.

Устанавливают на головку цилиндров компрессор и установочную планку генератора.

Устанавливают на компрессор фильтр тонкой очистки топлива.

Устанавливают трубки бензопроводов от бензинового насоса к фильтру и от фильтра к карбюратору.

Устанавливают трубки подачи и слива масла из компрессора.

Надевают на шкивы генератора, водяного насоса и коленчатого вала ремень привода и натягивают его.

Устанавливают на кронштейн насос гидроусилителя руля.

Надевают на шкивы насоса гидроусилителя руля, компрессора и коленчатого вала приводные ремни и натягивают их.

Устанавливают в гнездо в блоке цилиндров стартер и привертывают его двумя болтами.

Устанавливают коробку передач на картер сцепления, надев предварительно на переднюю крышку выжимной подшипник сцепления, и закрепляют ее четырьмя гайками.

Устанавливают распределитель зажигания в корпус привода распределителя при положении коленчатого вала, соответствующем в. м. т. в первом цилиндре такта сжатия:

а) перед установкой распределителя проверяют зазор в контактах прерывателя и, если необходимо, регулируют его. Зазор должен быть 0,3..0,4 мм;

б) гайками орган-корректора повертывают корпус распределителя так, чтобы стрелка установилась на нулевом делении шкалы;

в) повертывают ротор распределителя так, чтобы он был обращен в сторону клеммы первого цилиндра. Клемма первого цилиндра на крышке распределителя зажигания отмечена цифрой I;

г) надевают крышку распределителя с проводами на распределитель и присоединяют провода к свечам в

порядке работы цилиндров двигателя 1 _5 — 4 — 2 — 6 — 3 — 7 — 8.

Укрепляют трубку вакуумного регулятора на карбюраторе и распределителе зажигания.

Регулируют зазоры между стержнями клапанов и носками коромысел. Зазоры между коромыслами и клапанами на холодном двигателе (15...20°С) должны быть у всех клапанов 0,25...0,30 мм, у крайних клапанов допускается уменьшение зазоров до 0,15...0,20 мм.

Для регулировки зазоров устанавливают поршень первого цилиндра в положение в. м. т. такта сжатия, когда оба клапана полностью закрыты. Затем ослабляют контргайку регулировочного болта и, вращая регулировочный болт, устанавливают по щупу необходимый зазор, затягивают контргайку, удерживая отверткой болт от вращения, и снова проверяют зазор. Зазоры у остальных цилиндров регулируют в порядке работы цилиндров 1 — 5 — 4 — 2 — 6 — 3 — 7 — 8, поворачивая коленчатый вал при переходе от цилиндра к цилиндру на 1/4 оборота.

На крышки коромысел надевают резиновые прокладки, а в отверстия крышек вставляют уплотнители. Устанавливают крышки на головки цилиндров, надевают на уплотнители специальные шайбы и закрепляют крышки двумя специальными гайками каждую.

Укладывают провода высокого напряжения в держатели проводов на крышках коромысел.

Устанавливают на впускную трубу маслоуловитель вентиляции картера.

 

 

 

 

Рис. 85. Установка привода распределителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..