Системы динамического позиционирования судов над местами глубоководных работ

  Главная      Учебники - Водолазное дело     Глубоководная водолазная техника (Вишняков В.А., Меренов И.В.) - 1982 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  ..

 

 

 

Якорная постановка судов над местом глубоководных водолазных работ

 

 

 

Системы динамического позиционирования судов над местами глубоководных работ

 

 

 Удержание судна на месте, получившее наименование динамического позиционирования, основано на использовании нескольких движительных установок, расположенных в разных частях корпуса судна.

Для ведения подводных работ необходимо не только удержание судна над установленной точкой, но и сохранение заданного курса судна. Все эти требования определяют количество и расположение движительных установок.

Решение задачи возможно при наличии двух установок, расположенных в оконечностях судна и способных вращаться в горизонтальной плоскости на 180°, для создания усилия любых направлений для удержания судна. Однако чаще количество движительных установок делается на судне от 4 до 8, что упрощает их устройство и повышает надежность эксплуатации. В качестве движителей для установок используют гребные винты и водометы, как вращающееся в горизонтальной плоскости на какой-то угол, так и работающие в одном направлении. Для привода движительных установок чаще используют электродвигатели, работающие от специальных дизель-генераторов. Управление всеми движительными установками сведено на один пульт, где они сблокированы таким образом, что с помощью

двух рукояток можно задавать смещение судна в нужном направлений и одновременно менять его курс.

Из приведенного краткого описания установок для динамического позиционирования видно, что они достаточно сложны, а следовательно, имеют большую стоимость. Их эксплуатация также сложна и требует существенных затрат.

Но наличие на судне даже самой совершенной установки для динамического позиционирования не решает задачи удержания судна на месте для ведения глубоководных работ. Такая задача может быть решена только при наличии надежных ориентиров, относительно которых будет удерживаться судно. Использование заякоренных буев в качестве ориентиров, даже при их установке с минимальной длиной буйрепов, не всегда может дать требуемые результаты. При изменении силы ветра и течения и их направления буи меняют свое местоположение, что потребует переориентировки положения судна относительно их. Естественно, что при частых сменах ветра и течения стоянка судна становится малонадежной и в работах будут иметь место перерывы.

Ориентировка судна может быть удовлетворительно решена с помощью сложных современных технических средств. При ведении работ в прибрежных районах могут быть использованы радиодальномеры или подобные им устройства, работающие с береговыми пунктами. Для работ в открытом море следует применять донные излучатели, работающие на ультразвуковых частотах и устанавливаемые на дне вокруг места работ. На судне в этом случае должны быть соответствующие приемные приборы, фиксирующие расстояния от судна до излучателей.

Полученные данные от всех перечисленных технических средств будут с достаточной точностью информировать о положении судна в каждый данный момент, однако подача команд по их показаниям на комплекс подруливающих устройств будет также сложной задачей, решение которой при ручном управлении не дает требуемых результатов.

Надежное решение задачи требует установки на судне специальной электронно-вычислительной машины, которая воспринимает показания приборов, измеряющих расстояние до судна и трансформирует их в команды на движительные подруливающие устройства.

Все изложенное показывает значительную сложность систем динамического позиционирования, что определяет их очень высокую стоимость и является причиной их ограниченного распространения.

Однако здесь следует заметить, что с увеличением глубины водолазных спусков постановка судна на собственные якоря будет непригодной для глубин 300—400 м, а использование рейдового оборудования практически будет возможным до глубин до 500 м. Системы динамического позиционирования можно использовать на любых глубинах, практически же их используют, начиная с глубин 200—300 м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  ..