Эта часть тактики очень подробно описана в туристской литературе Н.
Волковым в книге «Спортивные походы в горах». Из-за ограниченного объема
книги приводим здесь в сжатой форме основные варианты передвижения
передовых связок. Это движения двойки и тройки.
Надо помнить, что передвижение связками по четыре человека и более
допустимо лишь при движении по закрытым ледникам.
При прохождении сложных участков передовая связка всегда выбирает и
обрабатывает путь. Она выбивает ногами ступени в снегу, прощупывает
проходы по снежным мостам, вырубает ступени во льду и площадки для
страховки, забивает ледовые крючья, на скалах выбирает наилучший
маршрут, очищает зацепки и забивает скальные крючья и т. д. Последующие
связки продвигаются по подготовленному пути, лишь улучшая его, и
используют готовые места для страховки.
Рассмотрим самый простой и наиболее распространенный вариант
попеременного движения двойки.
Участник № 1 организует самостраховку и страховку.
Затем участник № 2 (он является передовым) двигается на страховке вверх,
выбирая и обрабатывая путь движения. Остановившись в удобном месте, он
организует самостраховку и страховку. Участник № 1 снимает самостраховку
и движется на страховке до участника № 2 по готовому пути, улучшая его,
и продолжает идти вверх на страховке, где организует самостраховку и
страховку товарища. После этого участник № 2 снимает самостраховку и по
готовому пути движется на страховке до участника № 1 и т. д. (рис. 99а).
Таким образом, активные действия каждого участника связки состоят из
четырех этапов:
— снятие страховки;
— движение до партнера по готовому пути;
— движение дальше на длину веревки с обработкой
пути;
— организация самостраховки и страховки.
Такое движение связки предполагает, что сила и техническая подготовка
двух участников примерно равны. Если один из партнеров значительно
слабее, можно использовать другой вариант движения передовой связки.
В этом варианте в качестве впереди идущего работает один из партнеров, а
второй обеспечивает страховку и передвигается по готовому пути. Здесь
появляется новый технический элемент — смена страхующего, но это
отнимает меньше времени, чем повторная организация страховки (рис. 996).
Практически в походах очень часто используются комбинации из двух
вышеуказанных вариантов, что зависит от конкретных обстоятельств и опыта
участников передовой двойки.
Передвижения передовой тройки можно разделить на три основных варианта:
— в качестве передового все время работает один и тот же участник —
средний или один из крайних. Тогда на одного участника (передового)
падает слишком большая нагрузка;
— крайние участники связки по очереди проходят участки ведущими, а
средний только осуществляет страховку;
— в качестве передовых работают по очереди все участники связки.
На рис. 100 приводятся возможные тактические построения передвижения
передовой тройки.
При одновременном движении всей группы важно обеспечить скорость и
безопасность. А скорость группы почти всегда определяется скоростью
передовой связки. Естественно, что тактические возможности передовой и
последующих связок не ограничиваются рассмотренными случаями. Есть,
например, возможность закрепления веревок в промежуточных точках, что
расширяет тактические варианты передвижения, или навешивание перил для
последующих связок и т. п.
Спуск по крутому рельефу может осуществляться двумя разными способами:
1. отдельными связками с попеременной страховкой;
2. по закрепленной веревке.
Движение связок на спуске аналогично передвижению
при подъеме, но надо иметь в виду, что замыкающий при этом должен быть
очень опытным, так как он идет на нижней страховке.
Спуск по закрепленной веревке (по перилам) обеспечивает более
эффективное продвижение всей группы, повышает безопасность спуска и
поэтому применяется очень часто.