Рюкзак — непременная принадлежность туристского снаряжения.
Различаются два типа рюкзаков — мягкой конструкции и станковые.
Каждый из них имеет свои положительные стороны и недостатки.
Бытующие среди туристов оценки качеств рюкзаков являются в
основном результатом субъективных мнений (а не специальных
исследований), опыта и касаются следующих вопросов.
1. В каком рюкзаке переноска груза требует меньших энергозатрат?
Действительно, если все силы будут уходить только на переноску
тяжестей, бытовые и спортивные работы, то на эстетическую
сторону похода уже не остается ни сил, ни времени.
2. Какой тип рюкзака меньше влияет на устойчивость
передвигающегося на лыжах туриста, особенно при спусках и
поворотах? Этот вопрос имеет прямое отношение к безопасности в
походе: рюкзак, уменьшающий устойчивость, не может считаться
пригодным.
3. Какой рюкзак более удобен в укладке и извлечении вещей?
4. Каковы вес, товарный вид и стоимость рюкзака?
Было время, когда туристы вполне довольствовались
рюкзаками мягкой конструкции. В последние годы в магазинах
появились станковые рюкзаки. Они характеризуются меньшими (по
сравнению с рюкзаками мягкой конструкции) энергозатратами при
переноске тяжестей за счет рационального распределения нагрузки
на тело человека — с фиксированием ее на плечи и поясницу, без
прилегания к спине, а также за счет возможности поднять центр
тяжести (рис. 21). Однако эти меры, вполне безобидные и даже
желанные в пешеходном маршруте, отрицательно сказываются на
устойчивости туриста, передвигающегося на лыжах. Нередко падения
со станковым рюкзаком заканчиваются травмами, что не может не
настораживать в целесообразности использования таких рюкзаков в
лыжных маршрутах с горным рельефом местности. Сами владельцы
станковых рюкзаков отмечают, что они испытывают сильные толчки в
спину при изменении скорости спуска и «заносы» при выполнении
поворотов. Иных причин, кроме высоко расположенного центра
тяжести и вихляния не прилегающего к спине
рюкзака, несмотря на фиксирование его поясным ремнем, они не
видят. Так, вероятно, оно и есть.
Рис. 21. Зависимость положения тела туриста от
центра тяжести рюкзака:
1—2— ЦТ в нижней части рюкзака; 3—4 — ЦТ поднят на величину А; положение
тела 3—4 более предпочтительно (угол Б больше угла А)
Сторонники станковых рюкзаков утверждают, что у рюкзаков мягкой
конструкции исчерпаны возможности увеличения объема: по ширине
нежелательно выходить за пределы, несколько большие ширины плеч,
иначе при каждом толчке лыжными палками руки постоянно будут
касаться рюкзака, а при движении по крутому склону рюкзак станет
задевать за склон, что может вызвать потерю равновесия и
падение. По высоте рюкзак якобы не может быть увеличен выше
места крепления плечевых ремней. Вот и оставляют ему возможность
«расти» только в толщину, что неизбежно отодвигает центр тяжести
от спины и вынуждает туриста для ликвидации опрокидывающего
момента сильно наклоняться вперед. А станок, напротив, позволяет
крепить груз и сверху и снизу, причем условия переноски тяжестей
при этом не нарушаются.
Действительно, ряд образцов рюкзаков мягкой конструкции
промышленного изготовления имеет недостаточную высоту, и в них
(как и в станковые рюкзаки!) бывает невозможно уложить
многоместный спальный мешок или зимнюю палатку на большую
группу, да еще личные вещи и продукты. Туристы, однако,
научились сравнительно просто увеличивать емкость таких
рюкзаков, вшивая обычно снизу полоску материала шириной 15—20
см.
Промышленность, учтя пожелания туристов,
также налаживает выпуск рюкзаков с высокими мешками. Широко
практикуется переноска груза, притороченного к рюкзаку снизу.
Так что емкость мягкого рюкзака нисколько не меньше емкости
рюкзака со станком.
Существенный недостаток промышленных рюкзаков мягкой конструкции
— большой вес (до 2 кг) и «дубе-ние» на морозе, поскольку в
массовом производстве они шьются из полубрезента и палаточного
полотна. Положительная сторона мягкого рюкзака — согревание
спины, что на морозе и ветру имеет немаловажное значение.
Мы постарались объективно изложить достоинства и недостатки
рюкзаков различных типов, чтобы группа могла осмысленно решать,
какой из них в большей степени отвечает тактическому замыслу
путешествия и техническим сложностям маршрута. Станковые
рюкзаки, по нашему мнению, в зимних походах целесообразно
применять, когда весь груз участника не превышает 30 кг и может
уместиться в одном рюкзаке, а маршрут пролегает по сравнительно
ровной местности. Однако и в этом случае группе необходимо иметь
хотя бы два рюкзака мягкой конструкции для особо громоздких
вещей. На маршрутах с горным рельефом или большой протяженности,
когда предусматривается использование санок-волокуш,
предпочтительнее мягкие рюкзаки.
В последние годы туристы сами шьют рюкзаки из технического
капрона или списанных парашютов, армированных капроновой лентой,
емкостью не менее 90 дм3, без излишеств в оформлении. Вес такого
рюкзака не превышает 0,7—0,9 кг. Предлагаемая конструкция
универсального рюкзака состоит из мягкого рюкзака и станка,
которые можно использовать в комбинированном и раздельном
вариантах.
Рюкзак мягкой конструкции (рис. 22) по размерам позволяет
переносить самые громоздкие вещи. Вместе с тем он не громоздкий
и не затрудняет движения на лыжах. Отличительная особенность
рюкзака — минимальное количество металлических деталей (всего
четыре кольца для крепления нижних концов плечевых ремней к
рюкзаку), стяжка верха мешка капроновой тесьмой, продетой не
через металлические люверсы, а через капроновые петли (что
обеспечивает большую прочность), наличие лишь одного наружного
кармана. Некоторые туристы предпочитают обходиться даже без
него.
Рюкзак рекомендуется шить в такой
последовательности:
1) выкроить все детали, а края раскроя оплавить;
2) сшить верхний клапан и плечевые ремни; проще всего плечевые
ремни сшить из утолщенной капроновой
парашютной фалы в два слоя, как показано на
рис. 22;
3) пришить с внутренней стороны мешка рюкзака в месте крепления
плечевых ремней материал усиления (второй слой капрона или
брезента);
4) пришить петли для тесьмы, стягивающей верх мешка. При
использовании люверсов по верху мешка необходимо вшить
капроновую фалу, а отверстия для люверсов прожечь раскаленным
стержнем;
5) пришить плечевые ремни и верхний клапан;
6) сшить полотнище мешка по длине;
7) последовательно пришить: наружный карман, дно рюкзака, кольца
для крепления нижних концов плечевых ремней, петли и стяжки.
Станок к универсальному рюкзаку
(рис. 23) выполняется из дюралевых (титановых) трубок диаметром
10— 15 мм в виде конуса с закруглением вверху и опорной
площадкой. Для присоединения плечевых ремней к станку
используются съемные скобы А, крепящиеся на верхней перекладине
гайками. На опорной площадке имеются четыре скобы, с помощью
которых рюкзак крепится к станку: через скобы В продеваются
петли с металлическими кольцами, а через скобы Б — капроновые
петли для стяжек рюкзака. В нижней части станка крепится опорный
пояс Г со шнуровкой для регулирования его натяжения.
Для использования станка без рюкзака необходимы два плечевых
ремня. Они прошиты не до конца и образуют отверстие, а внизу
оканчиваются тесьмой с пряжкой (двумя кольцами). Ремни к станку
крепятся так: верхняя часть ремня пропускается в скобу А, после
чего в отверстие В вставляется отрезок веревки (палка), которая
и удерживает ремень в скобе. Тесьма ремня, пропущенная через
скобу В, закрепляется пряжкой.
Рис. 23. Станок к универсальному рюкзаку (вверху) и
плечевые ремни для использования станка без рюкзака:
1 — пряжка; 2-скоба А; 3—скоба В; 4 — палка
(веревка); 5 — перекладина стайка