Электровозы классифицируют по следующим основным
признакам: по роду тока, по назначению, по числу осей. Классификация
электровозов приводится на рис. В.2.
Цифры «2» и «3» в осевых формулах означают число колесных пар (осей) в
одной тележке.
Знак «о» означает, что каждая колесная пара имеет свой ТЭД (т.е. «обмоторена»).
Знак «+» означает, что тележки сочлененные, т.е. рамы тележек в
электровозе соединены специальным шкворнем, через который передаются
силы тяги и торможения.
Знак «-» означает, что тележки не сочленены, и сила тяги передается
через раму кузова.
Скобки (...) означают одну секцию, а цифра перед ними означает
количество секций в одном электровозе.
Условные обозначения электровозов российского
производства
В настоящее время основным предприятием в России, которое выпускает
электровозы, является Новочеркасский электровозостроительный завод,
сокращенно НЭВЗ.
Условное обозначение электровоза включает в себя: серию, номер и индекс.
Всем отечественным электровозам (кроме электровозов ЭП — электровоз
пассажирский) ранее была присвоена единая серия «ВЛ». Номер после серии
соответствует определенному типу электровоза и несет в себе информацию о
нем:
l-s-18 — восьмиосные электровозы постоянного тока (кроме ВЛ15, у
которого 12 осей на две секции), например ВЛ8, ВЛ10, ВЛ11.
19+39 — шестиосные электровозы постоянного тока, например ВЛ23.
40+59 — четырехосные электровозы переменного тока, например ВЛ41.
От 80 — восьмиосные электровозы переменного тока, например ВЛ80 (кроме
ВЛ85, у которого 12 осей на две секции).
К основному обозначению может быть добавлен
буквенный индекс, который несет в себе дополнительную информацию об
электровозе, например:
а — асинхронные ТЭД (ВЛ80а);
к — силовые выпрямительные установки на кремниевых диодах (ВЛ60К,
ВЛ80К);
м — проведенная модернизация (ВЛ82М); р — рекуперативное торможение
(ВЛ80р); с — система многих единиц (ВЛ80С); т — реостатное торможение
(ВЛ80Т).
Общие сведения об основных электровозах переменного тока
отечественного производства
Основные характеристики магистральных электровозов, выпускаемых НЭВЗом в
разное время для отечественных железных дорог, электрифицированных на
переменном токе, приводятся в табл. В.1.
Таблица В. 1
Основные технические характеристики магистральных отечественных
электровозов переменного тока