Электровозы ВЛ10 и ВЛ10у. Техническое обслуживание механической части

 

  Главная      Книги - Электровозы     Электровозы ВЛ10 и ВЛ10у. Руководство по эксплуатации (О.А. Кикнадзе) - 1981 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     90      91      92      93     ..

 

 

 

Электровозы ВЛ10 и ВЛ10у. Техническое обслуживание механической части

 

 

 
Рамы тележек. В процессе эксплуатации необходимо периодически осматривать рамы тележек. При осмотрах обращают внимание на надежность соединения деталей, отсутствие трещин и других повреждений. Обнаруженные неисправности своевременно устраняют. Износ накладки под ролик противоразгрузочного устройства допускается не более 6 мм.

 Колесные пары. Колесные пары осматривают и проверяют в соответствии с требованиями Инструкции ЦТ/2306 МПС. Не допускаются к эксплуатации колесные пары, имеющие следующие повреждения: прокат по кругу катания более 7 мм; толщину гребня более 33 или менее 25 мм при измерении ее на расстоянии 20 мм от вершины гребня; вертикальный подрез гребня высотой более 18 мм, измеряемый специальным шаблоном; ползун, выбоину на поверхности катания более 0,7 мм, трещину или плену в бандаже, диске или ступице колесного центра; ослабление бандажа на центре колеса, центра колеса на оси, зубчатого колеса на ступице колесного центра; остроконечный накат гребня; поперечные трещины в любой части оси; продольную трещину или плену на средней части осп длиной более 25 мм и на других частях оси независимо от размера; поперечные риски и задиры на шейках и предподступичных частях осей; протертые места па оси глубиной более 4 мм; местные увеличения ширины бандажа в результате раздавливания более 5 мм; ослабление бандажного кольца более 30% всей длины или на расстоянии ближе 100 мм от стыка; неясность клейм или их отсутствие. Разность диаметров бандажей по кругу

Разность диаметров бандажей по кругу катания у одной колесной пары не более 2 мм, а у комплекта колесных пар электровоза не более 10 мм. Сползание колесных центров с оси проверяется замером расстояния между внутренними поверхностями бандажей в четырех диаметрально расположенных точках, которое должно равняться 1440 мм.

При проведении магнитной дефектоскопии пользуются Инструкцией по магнитному контролю ответственных деталей локомотивов и моторвагонного подвижного состава ЦТ/2303 МПС.

Зубчатая передача. Первый осмотр зубчатой передачи производят со съемом кожуха при текущем ремонте ТР-1, в дальнейшем — через два ремонта ТР-1. При этом очищают кожуха от грязи и масла; проверяют на отсутствие трещин, выкрошенных мест, вмятин, заусенцев и задиров на зубьях колес и шестерен. При обнаружении дефектов по возможности устраняют их или заменяют шестерню или колесо. Проверяют ослабление шестерни на валу якоря, износ зубьев — по их толщине, зазоры между зубьями. Данные замеров фиксируют в Журнале технического состояния электровоза.

В депо боковые и радиальные зазоры в зубчатом зацеплении проверяют пластинами из мягкого свинца. Пластинки устанавливают на боковом и радиальном направлениях па зубьях колес и шестерен и после проворота их замеряют толщину отпечатков. По толщине отпечатка определяют зазоры. Разность боковых зазоров не должна превышать 0,5 мм. Радиальное и торцовое биение зубчатой передачи определяют в процессе проведения плановых ремонтов на колесной паре специальным измерительным инструментом с индикаторной головкой.

Износ зубьев шестерни и колеса проверяют при каждом текущем ремонте ТР-1 путем измерения толщины зуба по постоянной хорде. Фактическая высота установки зубомера: 

 

где 989,72 и 284,81 — расчетные диаметры по окружности выступов зубчатых колес и шестерен; Dфк, Dфш — фактические диаметры окружностей выступов зубчатых колес и шестерен (нанесены ударным способом на их ободьях).

На вычисленных высотах Нк и Нш зубомером измеряют фактическую толщину зубьев и по сравнению с расчетными величинами определяют износ зубьев.

 

К дальнейшей эксплуатации не должны допускаться электровозы, у которых в зубчатой передаче имеется износ зубьев зубчатого колеса и шестерни по толщине от полного профиля на обе стороны зубьев более 3,5 мм; боковой зазор между поверхностями зубьев шестерни и зубчатого колеса более 5,5 мм; радиальный зазор более 5,5 или менее 2,5 мм; торцовое биение зубчатого колеса более 0,5 мм; радиальное биение окружности выступов более 0,5 мм.

При замене шестерни проверяют по краске площадь прилегания шестерни к валу тягового двигателя: она должна быть не менее 85% посадочной поверхности с равномерным распределением пятен. В целях сохранения установившейся в процессе эксплуатации приработки рабочих поверхностей зубьев при ремонтных работах не рекомендуется производить разъединение парных колес с шестернями.

В процессе эксплуатации необходимо регулярно контролировать наличие смазки в кожухах и по мере необходимости добавлять ее. 

Буксы. В процессе эксплуатации систематически следует проверять надежность крепления крышек букс, отсутствие недопустимого нагрева, состояние смазки. При необходимости добавляют смазку. Особенно внимательно следят за состоянием буксовых поводков. Наличие масла на поверхности резины, трещины или расслоения, а также нарушение мест вулканизации резины к металлическим деталям не допускаются.

Монтаж, демонтаж и уход за буксами в эксплуатации должны производиться согласно Инструкции по содержанию и ремонту роликовых подшипников локомотивов и моторвагонного подвижного состава ЦТ/2361. 

Токоотводящее устройство. В процессе эксплуатации техническое обслуживание токоотводящих устройств производят на первом текущем ремонте ТР-1, а затем через один ремонт ТР-1 и при всех ревизиях буксовых узлов. Техническое обслуживание токоотводящего устройства следует производить в такой последовательности. Снять крышку 16 (см. рис. 11). Проверить крепление щеткодержателей 14 к корпусу 1. Ослабленные щеткодержатели 15 подтянуть моментным ключом с усилием 40+6 кгс*м, установив его на шестигранник корпуса 14 щеткодержателя. Снять корпус 1 и проверить свободное перемещение щеток в корпусах щеткодержателей. В случае заклинивания или затирания щеток установить причину и устранить ее. Наиболее вероятной причиной заклинивания теток может быть попадание смазки вместе со щеточной пылью в зазоры между щеткой и латунным корпусом.

 

 

 

Перед обточкой колесной пары с токоотводящим устройством без выкатки из-под электровоза необходимо выполнить следующее. Снять шесть болтов M16 вместе со стопорящими планками 8; крышку 16, корпус 1 вместе с установленными щеткодержателями 15 отсоединить от буксы и подвесить за специальную скобу на крючок, приваренный к кузову. Отвернуть четыре болта М8 и снять контактный диск 13; в центровое отверстие осп колесной пары

вставить специально изготовленный центр, который должен проходить через лабиринтное кольцо 3, и проверить сопротивление изоляции в соответствии с вышеуказанным.
 

Рессорное подвешивание.

В случае замены рессоры 4 устанавливаемую рессору тарируют под нагрузкой 8500 кгс. Стрела прогиба новой рессоры не должна отличаться от стрелы прогиба замененной более чем на 2 мм, а разница стрел в свободном состоянии новой и замененной рессор не должна превышать 3 мм. Полученные значения стрел прогибов клеймят соответственно па торце пружины и хомуте рессоры. 

 

Рычажная тормозная система. Основой надежности и безопасной работы рычажной тормозной системы является правильная и своевременная се регулировка, тщательный осмотр перед каждым выходом электровоза из депо, регулярная замена износившихся и поврежденных деталей.

При осмотре детален необходимо:

убедиться в целостности и наличии предохранительных тросиков и скоб; проверить затяжку и стопорение всех гаек и болтов, наличие шплинтов и шайб на валиках, причем все валики должны быть обращены шплинтами к внешней стороне, за исключением валиков 11 (см. рис. 13). которые обязательно должны устанавливаться головкой к внешней стороне; осмотреть состояние тормозных колодок и их положение относительно бандажа. Колодки должны равномерно отстоять от поверхности катания бандажа с зазором не менее 5 мм. Разность зазоров по концам одной колодки и между колодками должна быть не более 5 мм. При разных зазорах по концам колодки больший должен быть снизу. Тормозные колодки, имеющие трещины, надколы, раковины и другие дефекты, а также толщиной менее 15 мм, к дальнейшей эксплуатации не допускаются и подлежат замене;

проверить состояние шарнирных соединений рычажной системы. Зазор между валиком и втулкой по диаметру должен быть не более 1,5 мм при чугунных и не более 3 мм при композиционных тормозных колодках. При наличии больших зазоров валики и втулки заменить;

проверить выход штока тормозных цилиндров, который должен быть в пределах 60—80 мм для композиционных колодок и 75— 100 мм для чугунных.

 Выход штока тормозных цилиндров и зазоры между бандажами и колодками регулируют изменением длины тяг 23. Равенство зазоров между колодками достигается вращением регулировочных болтов 10, а по концам каждой колодки — путем разворота колодок на валиках 5 с помощью пружин 7 и упорных болтов 6. По окончании регулировки тормозной системы все регулировочные болты, винты и муфты должны быть законтрены. В отрегулированной тормозной системе главный балансир 20 верхним концом должен упираться в головку болта 19. При этом необходимо иметь в виду, что упорным болтом 19 следует пользоваться только при замене чугунных колодок на композиционные и наоборот.

В процессе эксплуатации необходимо систематически покрывать все трущиеся шарнирные соединения пневматического и ручного тормоза смазкой УС-2 ГОСТ 1033—79.

Подвешивание тягового двигателя (см. рис. 14). В процессе эксплуатации необходимо обращать внимание на надежность креплений и состояние резиновых шайб и подвески. Трещины на подвеске не допускаются, Зазор между втулкой должен быть не более .

4 мм. Не допускается выпучивание резины за габарит металлических дисков, наличие масла на поверхности резины. При замене резиновых шайб места контакта резины с металлов следует припудривать тальком медицинским. 

Шаровая связь (см. рис. 15). При эксплуатации шаровой связи проверяют отсутствие ослабления крепления болтов, задиров и наличие смазки. Износившиеся детали своевременно заменяют, течь масла устраняют и пополняют смазку. Уровень масла должен быть не ниже риски на стержне заглушки 16.

Износ упоров должен быть не более 2 мм. Зазор между шкворнем и втулкой шара—3 мм, между шаром и вкладышем— 2 мм, между упором и корпусом — 1,5 мм. 

 Кузов. В процессе эксплуатации необходимо наблюдать за состоянием деталей и узлов кузова, устранять все обнаруженные трещины и вмятины, поддерживать хороший внешний вид электровоза. Грязь, пыль и жирные пятна удаляют с поверхности кузова ветошью, смоченной в мыльном растворе, после чего поверхность кузова промывают чистой водой и. насухо протирают. Категорически запрещается: соскабливать или обтирать высохшую грязь и.

пыль сухими тряпками, протирать поверхности керосином, употреблять при промывке каустическую соду или другие растворители. Линолеум в кабине управления обмывают только теплой водой с мылом. После промывки поверхность линолеума натирают мастикой, состоящей из 32% церезина (температура плавления 70°С), 3% карнаубского воска, 65% скипидара (скипидар можно заменить бензином, а церезин — парафином). Для придания цвета в мастику добавляют 0,1% жирорастворяющей красной краски «Судан». Облицовку кабины из декоративного пластика промывают теплой водой с нейтральным мылом.

Периодически очищают фильтры и песочницы. Заправлять песочницы нужно только чистым сухим просеянным песком.

Следят за исправным состоянием входных и коридорных дверей, окон, уплотнений, механических, пневматических и электрических блокировок, стеклоочистителей и пр. Дверные петли, дверные и оконные замки, все направляющие ролики и подшипники блокировок смазывают в соответствии с картой смазки (см. приложение 5).

Для поддержания автосцепных устройств в работоспособном состоянии при каждом текущем ремонте ТР-1 их снимают, производят ревизию и при необходимости восстанавливают в соответствии с действующей Инструкцией по ремонту и содержанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог ЦТ МПС. 

Противоразгрузочное устройство. При монтаже противораз-грузочиого устройства (см. рис. 26) все шарнирные соединения и поверхность накладки на рамс тележки в месте перекатывания ролика покрывают смазкой УС-2 ГОСТ 1033—79. Зазор между штоком и передней крышкой цилиндра должен быть по горизонтали не менее 4 мм, по вертикали: поверху — не менее 5 мм, понизу не менее 8 мм. Зазор между рычагом и буферным брусом не менее 5 мм. От ролика до накладки рамы тележки после окончательной регулировки зазор должен быть 55+15-10 мм.

При техническом обслуживании необходимо обращать внимание па надежность соединения детален, наличие смазки и износ деталей. Трущиеся поверхности ролика 6 с валиком 3 периодически смазывать с помощью масленки. Допустимый износ накладок на брусе рамы тележек не более 6 мм, износ ролика 6 не более 15 мм по диаметру, зазор между втулками и валиками по диаметру должен быть не более 4 мм. 

 

Люлечное подвешивание (см. рис. 19). При техническом обслуживании проверяют визуально правильность сборки шарниров, напрессовку втулок па стержне, зазоры в нижнем и верхнем шарнирах, отсутствие следов касания опор и прокладок нижнего шарнира по нерабочим поверхностям. Ослабшие крепежные детали подтягивают. Не допускаются электровозы в эксплуатацию, если у люлечного подвешивания ослабли втулки на стержнях, зазоры В менее 4 мм, изношены или разрушены элементы шарниров или имеется выработка стержня в месте верхнего шарнира более 5 мм.

При текущем ремонте ТР-2 проверяют состояние накладки боковины рамы тележки и вкладыша крышки горизонтального упора. 

 

 

 

 

Гидравлические гасители.

 

 

При установке гасителя на электровоз необходимо выдержать соосное расположение головок относительно поперечной оси тележки. При превышении допустимого значения (5 мм) необходимо произвести регулировку.

 

Привод скоростемера. В эксплуатации и при техническом обслуживании привода скоростемера проверяют надежность соединения деталей, наличие смазки. В случае необходимости смазку добавляют. Полную ревизию привода с разборкой, промывкой деталей и узлов производить на текущем ремонте ТР-3.

 

 

Рис. 277. Рабочая диаграмма гидравлического гасителя колебании двустороннего действия 

 

Таблица 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     90      91      92      93     ..