7. Буксы и роликовые подшипники
электропоездов переменного тока (1985 год)
Буксы колесных пар предназначены для передачи статических и
динамических нагрузок от веса вагона на оси колесных пар и также для
восприятия тяговых и тормозных усилий и передачи их на раму тележки.
Буксы состоят из литого стального корпуса, подшипников, лабиринтных
колец и деталей, связывающих их с рамой или надбуксовым подвешиванием.
Корпус буксы служит для защиты подшипников и шейки оси от попадания
влаги и грязи и для заполнения смазкой, необходимой для работы
подшипников. Корпус 2 (рис. 26) букс моторных вагонов электропоездов
ЭР9М и ЭР9Е имеет в нижней части хвостовик, через который проходит
укрепленный валиком 16 балансир 14 с расположенными по его концам
опорными стаканами для буксовых пружин.
На корпусе буксы укреплены съемные наличники, предохраняющие его от
износа о буксовые направляющие рамы тележки. Каждый наличник состоит из
стальных цементированных пластин — большой (размером 225X155 мм) и малой
(225X40 мм). Большие наличники, прикрепленные к боковым поверхностям
корпуса с помощью четырех специальных винтов и двух штифтов,
ограничивают разбег колесной пары вдоль тележки. Малые наличники,
прикрепленные к боковым ребрам корпуса двумя специальными болтами,
ограничивают
разбег колесной пары в поперечном направлении.
Суммарные зазоры между наличниками буксовых направляющих рамы тележки и
наличниками букс при изготовлении должны быть в пределах: продольные (по
оси пути) от 1 до 3 мм, поперечные (поперек оси пути) — от 2 до 4 мм. В
эксплуатации наибольшие поперечные и продольные зазоры допускаются до 8
мм.
Внутренняя часть корпуса буксы под посадку подшипника имеет
цилиндрическую поверхность. Уплотнение буксы состоит из лабиринтов,
расположенных в лабиринтном кольце 1 и корпусе буксы. Лабиринтная часть
корпуса буксы имеет очертание лабиринтного кольца и глубокие канавки,
благодаря чему образуется уплотнение, препятствующее вытеканию смазки и
попаданию извне грязи в буксу.
Корпусы букс отливают из мартеновской стали (или электростали) 20Л1,
25ЛIII или стали группы I, предназначенной для изготовления автосцепок.
Все отливки корпусов термически обрабатывают для получения
мелкозернистой структуры и устранения внутренних напряжений.