РАСПОРЯЖЕНИЕ № 3Р О СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА
ЛОКОМОТИВОВ ОАО «РЖД» (2005 год)
ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
РАСПОРЯЖЕНИЕ № 3р
от 17.01.2005 года
В соответствии с Программой повышения эффективности работы локомотивного
хозяйства на 2005 — 2007 гг., утверждённой ОАО «РЖД» 27 сентября 2004 г. №
893:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системе технического обслуживания и
ремонта локомотивов ОАО «РЖД».
2. Вице-президенту Гапановичу В. А. , начальнику Департамента локомотивного
хозяйства Кобзеву С. А., начальникам железных дорог организовать
планирование и постановку локомотивов на техническое обслуживание и ремонт в
соответствии с Положением о системе технического обслуживания и ремонта
локомотивов ОАО «РЖД».
3. Начальнику Департамента локомотивного хозяйства Кобзеву С. А:
а) организовать планомерную корректировку эксплуатационной и ремонтной
документации на локомотивы эксплуатируемых серий, при этом предусмотреть:
максимальный учет имеющегося опыта эксплуатации, технического обслуживания и
ремонта локомотивов;
внедрение безразборной диагностики узлов локомотивов, механизации и
автоматизации технологических процессов, использование разработок
научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций;
создание полных и систематизированных комплектов эксплуатационной и
ремонтной документации, максимально приспособленных для использования на
рабочих местах; приведение эксплуатационной и ремонтной документации в
соответствие с требованиями национальных стандартов Российской Федерации;
б) организовать работу по унификации эксплуатационной и ремонтной
документации ОАО «РЖД» на локомотивы поставляемых серий с эксплуатационной и
ремонтной документацией изготовителей локомотивов, введение в действие по
согласованию с изготовителями единой документации;
в) в договорах на разработку новых серий локомотивов предусматривать
разработку силами разработчиков локомотивов полных комплектов
эксплуатационной и ремонтной документации и последующую ее корректировку с
учетом опыта эксплуатации, технического обслуживания и ремонта.
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО «РЖД»
от 17.01.2005 г. № 3р
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И РЕМОНТА ЛОКОМОТИВОВ ОАО «РЖД»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает систему технического обслуживания и
ремонта локомотивов ОАО «РЖД» и распространяется на работников ОАО «РЖД»,
причастных к эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту локомотивов.
1.2. Система технического обслуживания и ремонта локомотивов устанавливается
в целях обеспечения устойчивой работы локомотивного парка ОАО «РЖД»,
поддержания его технического состояния и повышения эксплуатационной
надежности локомотивов.
2. Виды технического обслуживания и ремонта локомотивов,
их назначение и периодичность
2.1. Система технического обслуживания и ремонта локомотивов ОАО «РЖД»
предусматривает следующие виды планового технического обслуживания и
ремонта:
техническое обслуживание ТО 1;
техническое обслуживание ТО 2;
техническое обслуживание ТО 3;
техническое обслуживание ТО 4;
техническое обслуживание ТО 5а;
техническое обслуживание ТО 5б;
техническое обслуживание ТО 5в;
техническое обслуживание ТО 5г;
текущий ремонт ТР 1;
текущий ремонт ТР 2;
текущий ремонт ТР 3;
средний ремонт СР;
капитальный ремонт КР.
2.2. Техническое обслуживание — комплекс операций по поддержанию
работоспособности и исправности локомотива*.
Техническое обслуживание ТО 1, ТО 2 и ТО 3 является периодическим и
предназначено для контроля технического состояния узлов и систем локомотива
в целях предупреждения отказов в эксплуатации. Постановка локомотивов на
техническое обслуживание ТО 4, ТО 5а, ТО 5б, ТО 5в, ТО 5г планируется по
необходимости.
Примечание: определения, помеченные звёздочкой (*), приводятся на основании
определений, указанных в ОСТ 32.109 97 «Тяговый подвижной состав (ТПС).
Система технического обслуживания и ремонта. Термины и определения».
2.3. При производстве технического обслуживания ТО-1, а также при
производстве технического обслуживания ТО-2 (в пределах установленных норм
продолжительности) локомотивы учитываются в эксплуатируемом парке.
Локомотивы, поставленные на остальные виды технического обслуживания и на
ремонт, исключаются из эксплуатируемого парка и учитываются как неисправные.
2.4. Техническое обслуживание ТО 1 выполняется локомотивной бригадой при
приемке-сдаче и экипировке локомотива, при остановках на железнодорожных
станциях. Техническое обслуживание ТО-2 выполняется, как правило,
работниками пунктов технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ). Основные
требования к организации и проведению технического обслуживания ТО 1 и ТО 2
локомотивов установлены Инструкцией по техническому обслуживанию
электровозов и тепловозов в эксплуатации, утвержденной МПС России 27
сентября 1999 г. № ЦТ 685.
2.5. Техническое обслуживание ТО-3 выполняется, как правило, в локомотивном
депо приписки локомотива.
2.6. Техническое обслуживание ТО-4 выполняется с целью поддержания профиля
бандажей колесных пар в пределах, установленных Инструкцией по формированию,
ремонту и содержанию колесных пар тягового подвижного состава железных дорог
колеи 1520 мм, утверждённой МПС России 14 июня 1995 г. № ЦТ 329. При
техническом обслуживании ТО-4 выполняется обточка бандажей колесных пар без
выкатки из-под локомотива. На техническое обслуживание ТО-4 локомотив
зачисляется в случае, если не производится иных операций по техническому
об¬служиванию и ремонту локомотива, кроме обточки бандажей колесных пар.
Если обточка бандажей колесных пар совмещается с операциями по техническому
обслуживанию ТО 3, текущему ремонту ТР 1 или ТР 2, локомотив на техническое
обслуживание ТО 4 не зачисляется, а учитывается как находящийся на
техническом обслуживании ТО 3 (текущем ремонте ТР 1, ТР 2) с обточкой.
2.7. Техническое обслуживание ТО 5а проводится с целью подготовки локомотива
к постановке в запас или резерв железной дороги. Техническое обслуживание ТО
5б проводится с целью подготовки локомотива к отправке в недействующем
состоянии. Техническое обслуживание ТО 5в проводится с целью подготовки к
эксплуатации локомотива, прибывшего в недействующем состоянии, после
постройки, после ремонта вне локомотивного депо приписки или после
передислокации. Техническое обслуживание ТО 5г проводится с целью подготовки
локомотива к эксплуатации после содержания в запасе (резерве железной
дороги).
2.8. Ремонт — комплекс операций по восстановлению исправности,
работоспособности и ресурса локомотива*.
2.9. Текущий ремонт локомотива — ремонт, выполняемый для обеспечения или
восстановления работоспособности локомотива и состоящий в замене и
восстановлении отдельных узлов и систем*.
Текущий ремонт ТР 1 выполняется, как правило, в локомотивных депо приписки
локомотивов. Текущий ремонт ТР 2 выполняется, как правило, в
специализированных локомотивных депо железных дорог приписки локомотивов.
Текущий ремонт ТР 3 выполняется в специализированных локомотивных депо
железных дорог (базовых локомотивных депо).
2.10. Средний ремонт локомотива (СР) — ремонт, выполняемый для
восстановления исправности и частичного восстановления ресурса локомотива*.
Средний ремонт локомотивов выполняется в базовых локомотивных депо, на
локомотиворемонтных заводах ОАО «РЖД» или в сторонних организациях,
осуществляющих ремонт локомотивов.
2.11. Капитальный ремонт локомотива (КР) — ремонт, выполняемый для
восстановления эксплуатационных характеристик, исправности локомотива и его
ресурса, близкого к полному*. Капитальный ремонт локомотивов выполняется на
локомотиворемонтных заводах ОАО «РЖД» или в сторонних организациях,
осуществляющих ремонт локомотивов.
2.12. Объемы и порядок выполнения обязательных работ при плановом
техническом обслуживании и ремонте, браковочные признаки и допускаемые
методы восстановления деталей и сборочных единиц определяются действующей
эксплуатационной и ремонтной документацией, согласованной и утверждённой в
установленном порядке.
2.13. Средние для ОАО «РЖД» нормы периодичности технического обслуживания и
ремонта локомотивов приведены в таблицах 1 — 3.
Периодичность технического обслуживания ТО 2 исчисляется временем нахождения
локомотива в эксплуатируемом парке.
Периодичность технического обслуживания ТО 3 и планового ремонта для
локомотивов, указанных в таблицах 1 и 2, исчисляется линейным пробегом
локомотива.
Периодичность технического обслуживания ТО 3, текущего и среднего ремонта
для локомотивов, указанных в таблице 3, исчисляется временем нахождения
локомотива в эксплуатируемом парке. Периодичность капитального ремонта для
локомотивов, указанных в таблице 3, исчисляется полным календарным временем
от постройки или предыдущего ремонта, при котором заменяется электрическая
проводка и изоляция электрических машин.
Таблица
1. Средние для ОАО «РЖД» нормы периодичности технического
обслуживания и ремонта электровозов
Примечание. 1: Допускается техническое
обслуживание ТО 3 не производить, если норма периодичности текущего
ремонта ТР 1 не превышает 20 тыс. км.
Примечание
2: На основании Распоряжение ОАО "РЖД" от 03.04.2007 N 558р "О
внесении изменений в Положение о системе технического обслуживания и
ремонта локомотивов ОАО "РЖД". В связи с вводом в эксплуатацию новых
серий локомотивов дополнить таблицу 1 Положения о системе
технического обслуживания и ремонта локомотивов ОАО "РЖД",
утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 17 января 2005 г. N 3р,
следующими нормами для электровозов 2ЭС5К, ЭП10 в соответствии с
техническими условиями на локомотивы ИДМБ.661142.009ТУ,
ИДМБ.661143.001ТУ
Таблица 2. Средние для ОАО «РЖД» нормы
периодичности технического обслуживания и ремонта
тепловозов магистральных серий, использующихся в грузовом и
пассажирском движении
Серия локомотива
Техническое обслуживание
Текущий ремонт
тыс.км.
Средний ремонт
СР,
тыс.км.
Капи-тальный ремонт КР,
тыс.км.
ТО-2,
ч, не более
ТО-3,
ч, не более
ТР-1
ТР-2
ТР-3
ТЭ10 всех серий с дизель-генератором 10Д100
72
10
50
150
300
600
1200
М62 всех серий с дизель генератором 14Д40
ТЭ10 всех серий с дизель-генератором 1А-9ДГ
72
15
50
200
400
800
1600
М62 всех серий с дизель-генератором 5-26ДГ
2ТЭ116, 2ТЭ25К
ТЭП70, 2ТЭ116УП
48
15
50
200
400
-
1200
ТГ16
72
10
55
120
240
480
960
ТГ22
72
15
75
150
300
600
1200
Таблица 3. Средние для ОАО «РЖД» нормы периодичности
технического обслуживания и ремонта магистральных локомотивов,
использующихся в маневровой работе, в хозяйственном, вывозном и
передаточном движении, а также маневровых тепловозов
Серия локомотива
Техническое обслуживание
Текущий ремонт
мес.
Средний ремонт
СР,
лет
Капи-тальный ремонт КР,
лет
ТО-2,
ч, не более
ТО-3,
сут
ТР-1
ТР-2
ТР-3
Магистральные локомотивы, использующиеся в маневровой
работе, в хозяйственном, вывозном и передаточном движении
72
28
6
12
36
6
12
ЧМЭ3 всех индексов с дизель-генераторами K6S310DR или
1-ПДГ4В
120
40
9
18
36
6
12
ТЭМ2 всех индексов с дизель-генераторами ПДГ1М или 1-ПДГ4А
120
40
9
18
36
6
12
ТЭМ3, ТЭМ16, ТЭМ17, ТЭМ18
ЧМЭ3 всех индексов с дизель-генераторами 4-36ДГ
120
40
12
24
48
8
16
ТЭМ2 всех индексов с дизель-генераторами 1-ПДГ4Д
ТЭМ7, ТЭМ7А
ТГМ7, ТГМ11, ТГМ11А
96
30
5
15
30
7,5
15
ТГМ1, ТГМ3, ТГМ4Б, ТГМ23 всех индексов, ТГК2
100
20
6
12
24
4
-
2.14. Дифференцированные нормы периодичности ремонта для отдельных
локомотивных депо или групп локомотивов с учетом местных условий
(профиля и плана пути, веса поездов и скоростей движения на участке
обращения, протяжённости участка обращения, среднесуточного пробега
локомотивов и др.) устанавливаются с отклонением не более 20 % от
средних для ОАО «РЖД» норм.
2.15. Для локомотивов, использующихся для вождения пассажирских (в
том числе пригородных) поездов, периодичность ТО-2 не должна превышать
48 ч. Локомотивам, использующимся для вождения скоростных пассажирских
поездов, техническое обслуживание ТО 2 необходимо производить каждый раз
перед выдачей под поезд.
2.16. Текущий ремонт ТР-1 магистральных локомотивов,
использующихся в грузовом и пассажирском движении, необходимо
производить не реже одного раза в шесть месяцев (если техническое
обслуживание ТО 3 не производится — не реже одного раза в три месяца),
текущий ремонт ТР 2 — не реже одного раза в два года, текущий ремонт ТР
3 — не реже одного раза в четыре года, средний ремонт — не реже одного
раза в 8 лет, капитальный ремонт — не реже одного раза в 16 лет.
2.17. Техническое обслуживание и ремонт магистральных локомотивов,
использующихся в грузовом и пассажирском движении со среднесуточным
пробегом менее 300 км, допускается производить в соответствии с нормами
периодичности, указанными в таблице 3 для магистральных локомотивов,
использующихся на маневровой работе, в хозяйственном, вывозном и
передаточном движении.
2.18. Локомотивы, на которые распространяются гарантийные
обязательства изготовителя после постройки или капитального ремонта
(модернизации) с продлением срока службы, должны проходить техническое
обслуживание и ремонт в соответствии с эксплуатационной документацией,
сопровождающей конкретный локомотив.
2.19. Система технического обслуживания и ремонта локомотивов
железной дороги устанавливается начальником железной дороги по
согласованию с Департаментом локомотивного хозяйства.
Начальник железной дороги устанавливает дифференцированные нормы
периодичности технического обслуживания и ремонта для отдельных
локомотивных депо или групп локомотивов, определяет порядок
взаимодействия структурных подразделений и работников железной дороги
при организации технического обслуживания и ремонта локомотивов.
2.20. Вице-президентом ОАО «РЖД», в непосредственном ведении
которого находится локомотивное хозяйство, как исключение, на срок не
более одного года, может устанавливаться для отдельных локомотивных депо
или групп локомотивов система технического обслуживания и ремонта,
отличающаяся от системы, указанной в пунктах 2.1 — 2.19 настоящего
Положения. По истечении указанного срока начальником железной дороги в
Департамент локомотивного хозяйства должен предоставляться анализ
результатов эксплуатации для принятия решения о продолжении опыта
применения выбранной системы технического обслуживания и ремонта,
прекращении опыта или распространении его на другие группы локомотивов
(локомотивные депо, железные дороги).
2.21. Независимо от периодичности технического обслуживания и
ремонта параметры бандажей колесных пар должны измеряться не реже одного
раза в 30 суток.
3. Порядок планирования и учёт технического
обслуживания и ремонта локомотивов
3.1. Планирование постановки локомотивов на капитальный, средний
ремонт и текущий ремонт ТР 3 осуществляется Департаментом локомотивного
хозяйства с участием Дирекции по ремонту подвижного состава на основании
предложений железных дорог. Планы капитального и среднего ремонта
локомотивов (в том числе с продлением срока службы) утверждаются
вице-президентом ОАО «РЖД», в непосредственном ведении которого
находится локомотивное хозяйство, а планы текущего ремонта ТР 3 —
начальником Департамента локомотивного хозяйства.
Модернизация и восстановительные работы для продления срока службы
локомотивов проводятся по утвержденной конструкторской документации в
сроки, установленные руководством ОАО «РЖД».
3.2. Порядок планирования постановки локомотивов на текущий ремонт
ТР 2, ТР 1 и техническое обслуживание определяется начальником железной
дороги.
3.3. Учет времени нахождения локомотивов на техническом
обслуживании и ремонте осуществляется в соответствии с Инструкцией по
учету наличия, состояния и использования локомотивов и моторвагонного
подвижного состава, утвержденной МПС России 6 апреля 1994 г. № ЦЧУ 250.
3.4. Средние для ОАО «РЖД» и дифференцированные по каждой железной
дороге нормы процента неисправных локомотивов устанавливаются ежегодно
начальником Департамента локомотивного хозяйства с учетом планов
технического обслуживания и ремонта локомотивов на предстоящий год.
Дифференцированные по локомотивным депо нормы процента неисправных
локомотивов устанавливаются ежемесячно начальниками служб локомотивного
хозяйства железных дорог с учетом планов технического обслуживания и
ремонта локомотивов на следующий месяц.
4. Нормирование продолжительности и трудоёмкости
технического обслуживания
и ремонта локомотивов в локомотивных депо
4.1. Нормы продолжительности и трудоёмкости технического
обслуживания и ремонта локомотивов устанавливаются начальником железной
дороги дифференцированно по каждому локомотивному депо с учетом
фактического уровня технологической оснащенности и других особенностей
конкретного локомотивного депо на основании средних для ОАО «РЖД» норм
продолжительности технического обслуживания и ремонта локомотивов, а
также средних для ОАО «РЖД» норм трудоёмкости технического обслуживания
и ремонта локомотивов и технически обоснованных норм времени,
утверждаемых Департаментом локомотивного хозяйства.
4.2. Для локомотивов с истекшим сроком службы устанавливается
коэффициент увеличения норм трудоёмкости 1,10.
Для локомотивов, эксплуатирующихся на увеличенных участках обращения
в пределах нескольких железных дорог, устанавливается коэффициент
увеличения норм трудоёмкости 1,15.
4.3. Нормы продолжительности технического обслуживания ТО-2
локомотивов устанавливаются в следующих пределах:
для пассажирских локомотивов — не более 2 ч;
для двухсекционных грузовых тепловозов — не более 1,2 ч;
для трехсекционных локомотивов, а также электровозов ВЛ85 и ВЛ15 — не
более 1,5 ч;
для четырехсекционных локомотивов — не более 2 ч;
для остальных локомотивов — не более 1 ч.
4.4. Средние для ОАО «РЖД» нормы продолжительности технического
обслуживания ТО 3 и планового ремонта локомотивов в условиях
локомотивных депо приведены в таблицах 4 и 5.
Таблица 4. Средние для ОАО «РЖД» нормы
продолжительности технического обслуживания и ремонта электровозов
Таблица 5. Средние для ОАО «РЖД» нормы
продолжительности технического обслуживания и ремонта тепловозов
Серии
Техническое
обслуживание ТО-3, часов
Текущий ремонт
Средний
ремонт
СР, суток
ТР-1
часов
ТР-2
сут.
ТР-3
сут.
Магистральные тепловозы всех
серий, ТЭМ7, ТЭМ7А
12
36
4
6
6
ЧМЭ3 и ТЭМ2 всех индексов,
ТЭМ3, ТЭМ16, ТЭМ17, ТЭМ18, ТГМ7, ТГМ11, ТГМ11А
12
24
3
6
6
ТГМ1, ТГМ3, ТГМ4Б, ТГМ23
всех индексов, ТГК2
5
24
8
16
20
4.5. Средняя для ОАО «РЖД» норма продолжительности технического
обслуживания ТО 4 для станков типа А 41 составляет 1,2 ч на каждую
обтачиваемую колесную пару, для станков типа КЖ 20 — 2,0 ч на каждую
колесную пару. Для станков других типов норма продолжительности
технического обслуживания ТО 4 устанавливается в соответствии с
документацией на станок.
4.6. Дифференцированные нормы продолжительности технического
обслуживания и ремонта локомотивов для локомотивных депо устанавливаются
по согласованию с Департаментом локомотивного хозяйства с отклонением не
более 30 % от средних для ОАО «РЖД» норм, указанных в пункте 4.4
настоящего Положения.
4.7. Если с техническим обслуживанием ТО-3, текущим ремонтом ТР 1
или ТР 2 совмещается обточка бандажей колесных пар, необходимо норму
продолжительности технического обслуживания (текущего ремонта)
увеличивать с учетом нормы продолжительности технического обслуживания
ТО 4.
4.8. При проведении вибродиагностики подшипников качения
колёсно-моторных блоков норма продолжительности технического
обслуживания или ремонта увеличивается до 0,5 ч на каждый
колёсно-моторный блок. При проведении операций по диагностике других
узлов норма продолжительности технического обслуживания или ремонта
локомотивов увеличивается в соответствии с документацией на применяемое
диагностическое оборудование.