Особенности эксплуатации тепловоза ТГМ1 в зимнее
время
Бесперебойная работа тепловоза в зимних условиях обеспечивается
проведением на нем специальных мероприятий по утеплению трубопроводов и
секций холодильника, по подогреву топлива, масла и воды дизеля и масла
гидропередачи, отоплению кабины машиниста и обогреву аккумуляторной
батареи.
При эксплуатации тепловоза важно, чтобы температура воды и масла, дизеля
и масла гидропередачи поддерживалась в нормальных пределах.
Дизель. Переохлаждение или перегрев воды и масла в дизеле ускоряет износ
его деталей. У холодного дизеля зазоры в деталях поршневой группы и
подшипниках коленчатого вала увеличиваются, что нарушает нормальную
смазку этих деталей и может привести к пробою газов в картер. Поэтому
нужно внимательно следить за правильной работой холодильника и
поддерживать температуру воды и масла на выходе из дизеля 80—90° С.
Работа дизеля под нагрузкой разрешается при температуре воды и масла не
ниже 30° С. При более низкой температуре необходимо предварительно
прогреть воду и масло включением котла-подогревателя или работой дизеля
на холостом ходу.
При эксплуатации тепловоза в зимнее время возникают дополнительные
затруднения из-за опасности замораживания воды и масла в секциях
холодильника. Поэтому при температуре наружного воздуха от +5 до —10° С
необходимо жалюзи секций холодильника (передние и боковые) закрыть и
открыть их вновь лишь в том случае, когда температура масла и воды
превысит нормальные рабочие значения. При температуре наружного воздуха
ниже —10° С снаружи секций холодильника навешивают утеплительные чехлы.
При этом температуру масла и воды регулируют частичным открытием чехлов
горизонтально по всей длине. Кроме того, часть теплого воздуха поступает
к секциям из машинного отделения, расположенного с ними под общим
капотом.
Если в результате недосмотра произошло частичное замерзание воды в
секциях холодильника, следует для их оттаивания закрыть все жалюзи и
выключить вентилятор; дизель должен работать на холостом ходу (500—600
об/мин). В случае сильного промерзания секций необходимо замороженные
места обложить ветошью и поливать ее горячей водой. При этом должны быть
сняты соответствующие жалюзи.
При работе тепловоза в зимних условиях жалюзи на боковых стенках капота
для забора воздуха для дизеля извне закрывакТт специальными
щитами-заслонками, и забор воздуха для дизеля производится из-под капота
тепловоза, где температура воздуха на 15—25° С выше наружной.
Гидравлическая передача. Во время эксплуатации тепловоза
желательно поддерживать температуру масла в передаче в рабочих пределах
(60—100°С). Холодное масло с повышенной вязкостью замедляет заполнение
гидроаппара-тов и снижает к. п. д. гидропередачи. Резкое падение
температуры масла зимой приводит к конденсации влаги из воздуха. Наличие
влаги в масле вызывает коррозию подшипников, шестерен и других деталей
гидропередачи, сокращая срок их службы.