Общее устройство гидропередачи Фойт тепловоза
ТГМ1
Конструкция гидравлической передачи показана на рис. 60 и 61.
Гидропередача состоит из следующих основных узлов и систем (рис. 61, см.
вклейку в конце книги): первичного вала V, главного вала (вала насосных
колес) III, ведомого вала VI с механизмом соединения I гидропередачи с
реверс-режимным редуктором, узлов системы автоматического управления
(питательного насоса, золотниковой коробки с элементами управления),
системы смазки и других вспомогательных устройств.
Все перечисленные узлы монтируют в разъемном корпусе, состоящем из
крышки 23, верхнего 21, среднего 49, нижнего 47 и промежуточного 50
корпусов. Корпуса представляют фасонные чугунные отливки, обработанные и
соединенные между собой болтами и штифтами.
На верхнем корпусе снаружи установлены (см. рис. 60): маслозаливная
горловина 8, щуп 9 для контроля уровня масла, тахогенератор 1 и коробка
поршней управления 15 главного золотника системы автоматического
управления, электропневматические клапаны 3 с приводом аварийного
включения гидропередачи, щелевой масляный фильтр 16, предохранительная
крышка 12 с пружинами для выпуска газов с целью предохранения корпусов
от разрыва в случае самовоспламенения рабочей жидкости.
На правой боковой стороне среднего корпуса установлены: обратный клапан
4 системы смазки, труба 6 для спуска грязи из маслоотстойника щелевого
фильтра, крышка 2 для промывки полостей каналов золотниковой коробки и
для осмотра. На передней стороне установлены термореле 5 и обратный
клапан 17 с каналом отвода масла к холодильнику. Впереди слева имеется
отверстие для входа масла в гидравлическую передачу после холодильника
(на рис. 60 не показано).
На нижнем корпусе имеются пробки 11 и 14 для слива масла из
гидравлической передачи, штуцера 13 для подсоединения водяных труб к
змеевику обогрева масла и крышка 10 для осмотра и выемки питающего
масляного насоса.
К передней части среднего и нижнего корпусов крепят стальную литую опору
7, являющуюся передней опорой гидравлической передачи.
На промежуточном корпусе имеется смотровой люк и две боковых лапы,
служащие опорами гидравлической передачи на раму при демонтаже.
Первичный вал V (см. рис. 61) с повышающей парой шестерен 24 и 26
предназначен для придания валу 27 насосных колес требуемой скорости (в
данном случае скорость вращения повышается с 1600 до 2538 об/мин). Вал
устанавливают в разъеме между крышкой 23 и верхним корпусом 21.
Подшипники 25, являющиеся опорами вала, смазываются принудительно.
Главный вал III состоит из двух гидротрансформаторов — пускового
II и маршевого IV, работающих последовательно каждый на свою пару
шестерен. Гидротрансформаторы одинаковы по конструкции и размерам и
отличают-ся только тем, что лопатки одного гидротрансформатора служат
зеркальным отображением лопаток другого, т. е. они выполнены для разного
направления вращения. Такое конструктивное решение объясняется тем, что
для большей компактности гидравлической передачи в делом гидроаппараты
повернуты друг к другу противоположными сторонами.
Насосные колеса 8 и 20 представляют собой стальные отливки с тщательно
зачищенными межлопаточными каналами. Каждое колесо имеет 21 лопатку. Для
облегчения распрессовки на ступице насосного колеса пускового
гидротрансформатора имеются четыре резьбовых отверстия; для распрессовки
маршевого гидротрансформатора резьба выполнена на наружном диаметре
ступицы. Насосные колеса насажены на общий вал 27 на шпонках и
закреплены от осевого смещения гайкой 6. Осевые силы, возникающие на
насосах при работе гидравлической передачи, воспринимаются подшипником
28.
Регулировку положения насосов для обеспечения необходимых зазоров и их
правильной установки в рабочей полости осуществляют изменением толщины
кольца 29.
Турбины обоих гидротрансформаторов выполнены составными, состоящими из
диска 9 со ступицей и колеса турбины 19. На ступицу диска турбины
пускового гидротрансформатора напрессована шестерня 5, на ступицу
маршевого — шестерня 22.
Колесо каждой турбины составлено из двух колец с цельнофрезерованными
лопатками. Лопатки на кольцах отфрезерованы через одну, по 20 шт. на
каждом кольце, и имеют каждая по одной круглой цапфе, посредством
которых кольца склепывают между собой.
Уплотнительный диск турбины и лабиринтовое уплотнение на насосе-служат
для уменьшения непроизводительного перетекания масла в рабочей полости.
Направляющие аппараты гидротрансформаторов составные двухступенчатые.
Первая ступень состоит из 60 фрезерованных стальных лопаток 18, залитых
в алюминиевом корпусе 17. Лопатки второй ступени направляющего аппарата
(48 шт.) отфрезерованы заодно с кольцом 11 и так же, как и лопатки
турбинного колеса, имеют по одной цапфе для приклепывания к кольцу 12.
Вторую ступень направляющего аппарата крепят болтами к литому
алюминиевому корпусу 14, с другой стороны к ней крепят алюминиевый тор
10.
Корпусами направляющих аппаратов пусковой и маршевой гидротрансформаторы
соединяют между собой в общий блок, который шейками алюминиевых крышек 7
и 35 вставляют в расточки в разъеме верхнего и среднего корпусов
гидропередачи. Одновременно корпуса 14 и 17 по наружному диаметру плотно
прилегают к постели на среднем корпусе гидропередачи.
Питание гидроаппаратов рабочей жидкостью (маслом) осуществляется
питающим масляным насосом через золотниковую коробку, соответствующие
каналы в среднем корпусе гидравлической передачи и каналы 16 в корпусах
направляющих аппаратов.
Для отвода воздуха из круга циркуляции, а также для отвода тепла,
выделяющегося при работе гидротрансформаторов, часть масла постоянно
сливается из круга циркуляции аппарата по каналу между тором и щекой
второй ступени направляющего аппарата, по трубкам 13 в кольцевой канал
15 в корпусе направляющего аппарата и далее по каналам 38 и 37 в картер
гидропередачи.
Масло, протекающее через лабиринтовые уплотнения, отводится по каналам
39 и 40 и далее по каналу 37 в среднем корпусе гидропередачи. Утечки
через лабиринты турбин отводятся по каналам 34 в крышке 35 (показан
пунктиром) и 33 в среднем корпусе. При отключении (опорожнении)
гидроаппаратов масло сливается через канал 36 в корпусе направляющего
аппарата по соответствующему каналу в среднем корпусе и через
золотниковую коробку в картер гидравлической передачи.
Для снижения пенообразования, оказывающего вредное влияние на работу
гидравлической передачи, во всех случаях масло сливают по специальным ка-
налам ниже уровня масла в картере гидропередачи. С
этой же целью шестерни 32 и 43 ограждают литым кожухом 41.