Регулировка дизеля 1Д12-400 тепловоза ТГМ1

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз ТГМ1 (издание второе) Бибиков Ю.С. - 1974 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

Основные операции технического ухода за дизелем 1Д12-400 тепловоза ТГМ1 - часть 6

 

 

 

Регулировка дизеля 1Д12-400 тепловоза ТГМ1

Дизель 1Д12-400 имеет правое вращение (по часовой стрелке), если смотреть со стороны передач (сторона шкива вентилятора). Деления и метки на ободе маховика видны в окно кожуха маховика. На фланце окна кожуха закреплена стрелка-указатель для отсчета деления, а на боковой стенке окна нанесена риска, совпадающая с положением острия правильно выставленной стрелки-указателя. Верхнюю мертвую точку определяют по стрелке-указателю и по рискам на маховике дизеля. Перед определением в. м. т. необходимо проверить правильность установки самой стрелки-указателя; при правильной установке острие стрелки совмещено с риской на кожухе. Если острие стрелки не совпадает с риской, необходимо отвернуть гайку крепления стрелки, совместить ее острие с риской на кожухе и закрепить в этом положении. Вращая вручную коленчатый вал по ходу, необходимо деления на ободе маховика в градусах, соответствующее положению в. м. т. заданного цилиндра, совместить с острием стрелки-указателя, тогда поршень в данном цилиндре займет верхнее положение.

Проверку и регулировку фаз газораспределения производят при переборках дизеля без замены распределительных валов и после каждого снятия головок блоков. Порядок работы цилиндров следующий: 1л-6пр-5л-2пр-3л-4пр-6л-1пр-2л-5пр-4л-3пр.

Данные для регулировки фаз газораспределения следующие: начало впуска 20 ± 3° до в. м. т. на такте впуска; конец впуска 48 ± 3° после н. м. т. на такте сжатия; начало выпуска 48 ± 3° до н. м. т. на такте расширения; конец выпуска 20 ± 3° после в. м. т. на такте впуска.

Зазор между затылком кулачков распределительных валов и тарелями клапанов равен 2,34 ± 0,1 мм. Для регулировки фаз газораспределения необходимо снять крышку головок блоков, проверить установку стрелки-указателя на кожухе маховика и подготовить дизель для проворота коленчатого вала

вручную. При проверке и регулировке фаз газораспределения необходимо вращать коленчатый вал по ходу и на такте выпуска (выпускные клапаны открыть) из первого левого цилиндра найти положение начала открытия кулачков впуска впускных клапанов этого же цилиндра.

Начало открытия впускного клапана определяют по зажатой пластинке толщиной 0,03—0,04 мм (определять по щупу), а также на ощупь, проворачивая клапан за тарель: закрытый клапан от руки проворачиваться не будет.

Начало открытия впускного клапана первого левого цилиндра замечают по острию стрелки-указателя и градуированному ободу маховика. Если начало открытия не соответствует 20 +- 3°, необходимо установить коленчатый вал за 20 ± 3° до в. м. т. и снять регулировочную втулку распределительного вала впуска, для чего вынуть разрезное пружинное кольцо, отвернуть зажим (резьба на зажиме втулки левая) и подвести кулачки к тарелям впускных клапанов, вращая кулачковый вал ударами свинцового или медного молотка. После этого необходимо поставить регулировочную втулку на место, подобрав ее положение, при котором шлицы втулки свободно соединяются со шлицами вала и шестерни. Повторив еще раз проверку начала открытия впускных клапанов, при удовлетворительных результатах затягивают зажим и ставят разрезное пружинное кольцо на место.

После установки и проверки распределительного вала впускных клапанов первого левого цилиндра проверяют закрытие выпускных клапанов этого же цилиндра, для чего нажимают на тарель выпускного клапана и вводят между кулачком и тарелью пластинку толщиной 0,03—0,04 мм. Клапан закроется в момент освобождения пластинки при провороте коленчатого вала. Конец закрытия клапана можно определить, проворачивая тарель клапана вручную; в момент закрытия тарель перестанет проворачиваться. При несоответствии закрытия выпускных клапанов установку распределительного валика выпуска производят аналогично установке распределительного валика впуска. Резьба на зажиме втулки валика выпуска правая.

Дальнейшим вращением коленчатого вала по ходу определяют начало открытия впускных клапанов и конец закрытия выпускных клапанов шестого цилиндра правого блока. Установку градуированного обода маховика берут по табл. А. Несоответствие открытия и закрытия клапанов впуска и выпуска определяют аналогично установке клапанов первого левого цилиндра.

После регулировки распределительных валов необходимо проверить зазоры между тарелями клапанов и затылками кулачков для всех цилиндров дизеля. Если зазоры не укладываются в размер 2,34 ± 0,1 мм, то изменится продолжительность фаз газораспределения. Зазоры регулируют ввертыванием или вывертыванием тарели из стержня клапана, для чего пользуются щипцами и вилкой, которые имеются в комплекте инструмента дизеля.

Установку фаз газораспределения производят при замене распределительных валов. Перед установкой головок блоков на дизель распределительные валы укладывают на головку блока и выставляют зазоры между затылками кулачков и тарелями клапанов в пределах 2,34 ±0,1 мм. После установки головок блоков на дизеле регулируют фазы газораспределения, предварительно убедившись в правильности установки стрелки-указателя.

При регулировке фаз газораспределения следует помнить, что коленчатый вал дизеля вращается в два раза быстрее распределительных валов;распреде-лительный вал впуска вращается по часовой стрелке, а распределительный вал выпуска — против часовой стрелки, если смотреть на них со стороны передач дизеля. В табл. А приведены положения делений обода маховика относительно стрелки-указателя для всех цилиндров дизеля в момент открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов.

На регулировочной втулке имеются 10 прямоугольных шлиц для соединения с распределительным валом и 41 треугольных шлиц для соединения с шестерней. Если регулировочную втулку вывести из зацепления и повернуть на один прямоугольный шлиц относительно распределительного вала в одну сторону, а потом распределительный вал с регулировочной втулкой повернуть

в обратную сторону до совпадения с треугольными шлицами шестерни, то

распределительный вал повернется на 360/41*10 или на 1,75° поворота

коленчатого вала дизеля. При раннем открытии клапанов регулировочную втулку необходимо повернуть по ходу вала, а вал вместе со втулкой — против хода распределительного вала, при позднем открытии — наоборот.

Ниже приведены данные для регулировки распределительного вала в зависимости от поворота регулировочной втулки. Знак плюс означает, что регулировочную втулку необходимо поворачивать по вращению распределительного вала (раннее открытие клапанов), знак минус — против вращения (позднее открытие клапанов):

 



Угол поворота коленчатого вала, на величину -которого нужно изменить начало открытия

клапана, градус...........1,75   3,5   5,25    7    8,75    10,5

Количество прямоугольных шлицев, на которые нужно повернуть регулировочную втулку относительно распределительного вала:

при раннем открытии.........+1, +2, +3, +4, +5, +6

при позднем открытии.........—1, —2, —3, —4, —5, —6

 

 

 

 

При регулировке устанавливают коленчатый вал дизеля за 30—40а до <в. м. т. первого цилиндра левого блока и, вращая коленчатый вал вручную, замечают открытие впускных клапанов и их закрытие. Точно так же определяют открытие и закрытие впускных клапанов шестого цилиндра левого блока. После этого находят среднее значение начала и конца для впуска первого и шестого цилиндров левого блока. Если среднее значение укладывается в допуск ± 3, распределительный вал впуска уложен нормально. Если же среднее значение не укладывается в этот допуск, необходимо сложить среднее отклонение начала и конца впуска, разделить их пополам и найти среднее отклонение от фазы.

 



Пример. При проверке регулировки распределительных валов впуска для левого блока цилиндров определено:

открытие впускного клапана первого цилиндра за 25° до в. м. т.; закрытие впускиого клапана первого цилиндра за 43° после н. м. т.; открытие впускного клапана шестого цилиндра за 27° до в. м. т.; закрытие впускного клапана шестого цилиндра за 45° после н. м. т.



Среднее значение начала открытия состоит (25+27)/2= 26 до в. м. т., а среднее зна-



чение начала закрытия (43+45)/2=44 после н. м. т. Впускные клапаны открываются

раньше на 26°—20° = 6° и закрываются раньше на 48° — 44° = 4°. В среднем впускные



клапаны левого блока имеют раннее открытие и закрытие на(6+4)/2= 5 . Ближайший

угол к 5° равен 5,25 ° (см. выше). Кулачковый вал впуска левого блока устанавливают следующим образом: поворачивают регулировочную втулку на три прямоугольных шлица по ходу и затем втулку вместе с распределительным валом поворачивают против хода до совпадения треугольных шлиц на регулировочной втулке и шестерне распределительного вала. После регулировки еще раз проверяют открытие клапанов впуска.

Аналогичным образом регулируют фазу выпуска левого блока цилиндров и фазы впуска и выпуска для первого и шестого цилиндров правого блока, после чего проверяют начало и конец впуска и выпуска по всем цилиндрам дизеля.

 

 

 

 

Таблица А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..