Форсунка предназначена для впрыска топлива в
цилиндр. Она установлена в крышке цилиндра и прикреплена к ней при
помощи фланца и трех шпилек (см. рис. 22). Уплотнение форсунки в крышке
обеспечивается медной прокладкой 17 (рис. 46), толщина которой
подбирается с таким расчетом, чтобы выход носка распылителя был равен
3±0,5 мм. На дизеле K6S310DR применены форсунки закрытого типа, которые
посредством иглы распылителя периодически отсоединяют трубопровод
высокого давления от камеры сгорания.
Форсунка имеет стальной корпус
13, к которому снизу при помощи накидной гайки 15 прикреплен
распылитель, представляющий собой прецизионную пару. Распылитель состоит
из корпуса 16 и иглы 21, притертых друг к другу. Игла 21 имеет
цилиндрическую направляющую часть диаметром 8 мм и два конических пояска
— верхний ж (большой конус) и нижний е (малый конус). Коническим пояском
е игла притерта к коническому седлу корпуса распылителя, а большой
конический поясок ж является поверхностью, на которую действует давление
топлива, создавая подъемную силу.
На торце корпуса распылителя сделана кольцевая канавка и, соединенная с
полостью под большим коническим пояском ж тремя наклонными каналами к.
Снизу корпус распылителя заканчивается сферическим носиком, в котором
имеются восемь отверстий диаметром 0,42 мм, предназна-
ченных для распыления топлива. Расположение отверстий обеспечивает
хорошее перемешивание топлива с воздухом.
Корпус 16 и игла 21 изготовлены из высококачественной стали и термически
обработаны. Уплотнение между корпусом 16 распылителя и корпусом 13
форсунки осуществляется притиркой их торцовых поверхностей.
В центральное отверстие корпуса
13 форсунки вставлена штанга 14, опирающаяся своим нижним концом на иглу
распылителя. Цилиндрический выступ з иглы диаметром 4 мм входит в
расточку штанги, чем обеспечивается их соосность, необходимая для
нормальной работы форсунки. На верхний конец штанги надевают тарелку 12
и устанавливают пружину 11, затяжку которой производят регулировочным
штуцером 10, ввернутым в корпус форсунки.
После регулировки форсунки на стенде [начало впрыска должно происходить
при давлении топлива 30 МПа (300 кгс/см2) ] положение штуцера 10
фиксируют контргайкой 8, под которую ставят медное уплотнительное кольцо
9. На выступающий конец штуцера 10 навернута колпачковая гайка 6,
уплотненная медным кольцом 7. К колпачковой гайке штуцером 5 прикреплена
сливная трубка 20 для отвода чистого топлива в бак.
Сверху в корпус форсунки ввернут штуцер 4, уплотнение которого
обеспечивается медным кольцом 2. Вертикальным отверстием в штуцер 4
соединен с каналом в корпусе форсунки, образованным двумя наклонными
сверлениями а и б. Конец сверления б заглушен пробкой 1. В отверстие
штуцера вставлен щелевой фильтр 3, представляющий собой цилиндрический
стержень, на поверхности которого профрезерованы шесть продольных
тупиковых канавок. Три канавки д начинаются от верхнего торца фильтра, а
три канавки г — от нижнего торца. При работе форсунки щелевой фильтр
создает сопротивление на пути движения топлива, так как переход его из
одних канавок в другие возможен только через зазор 0,02 мм между
фильтром и штуцером.
К верхнему концу штуцера 4, имеющему резьбу М22, при помощи колпачковой
гайки 19 крепят трубку высокого давления 18. Стальная толстостенная
трубка 18 (наружный диаметр ее 10 мм, внутренний — 3 мм) служит для
соединения форсунки с топливным насосом. К концам ее приварены конусные
наконечники, один из которых притерт к штуцеру 4 форсунки, а другой — к
штуцеру 11 топливного насоса (см. рис. 43). Обе трубки 18 и 20 (см. рис.
46) проходят через вырез клапанной коробки. Для уменьшения вибрации
трубки уплотнены резиновой проставкой 23, зажатой между двумя стальными
пластинами 22 и 24.
Работа форсунки. При работающем дизеле трубопровод высокого давления (т.
е. полость над нагнетательным клапаном топливного насоса, трубка
высокого давления 18, штуцер 4, канал в корпусе форсунки, кольцевая
канавка и, три наклонных канала к и полость под иглой в корпусе
распылителя) постоянно заполнен топливом под давлением, которое меняется
в зависимости от положения плунжера топливного насоса в пределах от 20
до 40 МПа (200 — 400 кгс/см2). Если давление топлива в трубопроводе ниже
30 МПа (300 кгс/см2), то под действием пружины 11 игла 21 прижата к
коническому седлу корпуса распылителя, т. е. форсунка закрыта.
Когда плунжер топливного насоса торцовой кромкой перекрывает отверстия в
гильзе, начинается нагнетание топлива в трубопровод, т. е. давление
топлива возрастает. При достижении давления 30 МПа (300 кгс/см2) сила,
действующая со стороны топлива на большой конический поясок иглы,
преодолевает усилие пружины 11 и поднимает иглу (форсунка открыта).
Высота подъема иглы (0,4 — 0,7 мм) ограничена торцом корпуса форсунки.
Малый конический поясок иглы открывает путь топливу в цилиндр через
отверстия в носке распылителя. Как только плунжер топливного насоса
открывает спиральной кромкой отверстие в гильзе, давление топлива в
трубопроводе резко падает и под действием пружины игла вновь садится на
свое место (форсунка закрыта).
Часть топлива из полости под иглой просачивается между корпусом
распылителя и иглой, обеспечивая смазывание трущихся поверхностей,
проходит по центральному каналу в корпусе форсунки, по отверстию в
штуцере 10 и через штуцер 5 попадает в сливную трубку 20. Конец сливной
трубки 20 входит в выступ л, приваренный к общей сливной трубе 27,
соединенной со сливным коллектором. Выступ л имеет окно м для контроля
за сливом топлива из форсунки при работающем дизеле (допускается
каплепадение топлива, но не течь).
Рис. 46. Форсунка:
1 - пробка; 2,7,9 — медные уплотнительные кольца; 3 — щелевой фильтр;
4,5 — штуцера; 6, 19 — колпачковые гайки; 8 — контргайка; 10 —
регулировочный штуцер; 11 — пружина; 12 — тарелка; 13 — корпус форсунки;
14 — штанга; 15 — накидная гайка; 16 — корпус распылителя; 17 — медная
прокладка; 18 — трубка высокого давления; 20 — сливная трубка; 21 — игла
распылителя; 22, 24 -- стальные пластины; 23 — резиновая проставка; 25 —
кожух; 26 — крышка цилиндра; 27 — общая сливная труба; а, б — наклонные
сверления; в — вертикальное отверстие; г, — канавки; е, ж — конические
пояски иглы распылителя; з - выступ иглы; и — кольцевая канавка; к —
наклонный канал; л — выступ; м — окно