1. Расположение оборудования на тепловозе ТЭ3

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз ТЭ3 (Синенко Н. П., Заславский Е. Г.) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

Глава 1

УСТРОЙСТВО ТЕПЛОВОЗА ТЭ3 И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ


1. Расположение оборудования на тепловозе ТЭ3

 



Грузовой тепловоз серии ТЭ3 с электрической передачей (рис. 1) состоит из двух одинаковых секций, сочлененных между собой автоматической сцепкой СА-3. Каждая секция имеет пост управления. В сочлененном состоянии тепловоз управляется с одного поста, а при движении в обратном направлении используется пост управления второй секции. Между секциями имеется переходная площадка, закрытая брезентовым суфле. Каждая секция одно-кабинная и управляется со своего поста в случае использования ее в качестве самостоятельного локомотива.

Силовой установкой каждой секции служит дизель-генератор 2Д100 или 2Д100М (на модернизированных тепловозах с 1980 г.). Общая мощность дизелей, установленных на тепловозе, 2940 кВт (4000 л. с.). Дизель-генератор (рис. 2) представляет собой единый силовой агрегат, состоящий из дизеля и тягового генератора, смонтированных на общей поддизельной раме и соединенных эластичной муфтой. При установке дизель-генератора 2Д100М на секции тепловоза ТЭЗ подсоединение его к существующим системам производится без конструктивных изменений. Тепловоз оборудован автостопом, радиостанцией и автоматическим тормозом.

Главная рама секции установлена на две трехосные тележки, у которых все оси ведущие. На каждую тележку рама опирается в четырех точках-опорах, имеющих возвращающие устройства. Тележка соединена с рамой вертикальным шкворнем, передающим только горизонтальные усилия и служащим осью поворота тележки. Опоры с возвращающим устройством предназначены для обеспечения спокойного хода тепловоза на прямых участках пути и центральной (относительно основной рамы) установки тележек при выходе
из кривой. Передняя и задняя тележки имеют одинаковую конструкцию.

Кузов секции тепловоза обтекаемой формы. Он состоит из трех основных частей: кабины машиниста, кузова над дизельным помещением и холодильной камеры. В кабине машиниста расположен пульт, с которого ведется управление тепловозом. С задней стороны к кабине машиниста примыкает камера, в которой установлены электрические аппараты. Для обогрева кабины установлен калорифер. На передней стенке кабины расположены два вентилятора (антиобледенители), которые в зимнее время направляют поток теплого воздуха на оконные стекла, не давая им замерзнуть.

Тяговый генератор восьмиполюсный с самовентиляцией и независимым возбуждением от возбудителя, обладает мощностью 1350 кВт. Генератор имеет пусковую обмотку для возможности использования его в качестве электродвигателя при пуске дизеля. Электрический ток по силовым кабелям от тягового генератора передается шести тяговым электродвигателям, смонтированным на тележках. Валы якорей приводят в движение колесные пары посредством зубчатой передачи. Электродвигатели соединены в три параллельные группы, по два последовательно в каждой. В электрической схеме предусмотрены две ступени ослабления возбуждения тяговых электродвигателей. Переход на ослабленное возбуждение и обратно автоматический.

Предусмотрено устройство для забора воздуха на охлаждение генератора через окна в боковых стенках кузова, имеющие жалюзи, и фильтры с гофрированной сеткой, причем можно забирать воздух и из машинного помещения. После охлаждения генератора воздух проходит по патрубку под раму тепловоза и выбрасывается наружу. Мощность для привода вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей

передней тележки, двухмашинного агрегата и тахогенераторов отбирается от хвостовика якоря тягового генератора. Через две муфты с резиновыми втулками и шлицевой карданный вал приводится во вращение ведущий вал переднего редуктора, от которого через шестерни вращение передается на два ведомых вала. Один из них через две муфты и карданный вал соединен с двухмашинным агрегатом, другой также через две муфты с резиновыми втулками и кардаиный вал — с валом вентилятора охлаждения тяговых
электродвигателей. Карданные валы состоят из двух частей, связанных между собой подвижным шлицевым соединением, закрытым брезентовым чехлом. Тахогенераторы получают вращение от ведомого вала переднего редуктора через клиноременную передачу. Один та-хогенератор предусмотрен для ограничения максимального тока, а другой — для автоматического регулирования мощности. Двухмашинный агрегат состоит из двух машин: возбудителя и вспомогательного генератора, сидящих на одном валу, имеющем частоту вра-щения 1800 об/мин при номинальной частоте вращения коленчатого вала 850 об/мин. Он расположен в кабине машиниста под полом.

 

 

 

 

 

Рис. 1. Расположение оборудования на тепловозе:
1— высоковольтная камера; 2 — передний редуктор; 3—воздухопровод к тяговому генератору; 4 тяговый генератор; 5 — воздуходувка; 6 — дизель 2Д100; 7—кнопка экстренного выключения дизеля; 8—рукоятка механизма выключения дизеля; 9 — реле давления масла; 10—фильтр тонкой очистки масла; 11 — электровентилятор машинного помещения; 12— расширительный водяной бак; 13 — механизм привода жалюзи холодильника; 14 — верхние жалюзи холодильника; 15 — люк; 16 — боковые жалюзи холодильника; 17—патрубок слива воды из системы охлаждения дизеля; 18 — крышка задней песочницы; 19 — санузел; 20—подогреватель топлива; 21 — опора тележки; 22 — бак противопожарной установки; 23—компрессор; 24 — воздушный фильтр вентилятора тяговых электродвигателей задней .тележки; 25 — гидромеханический редуктор; 26 — вентилятор задней тележки; 27 — главный воздушный резервуар (задний); 28 — люк рейки топливомера; 29 — аккумуляторная батарея; 30 — заправочная горловина топливного бака; 31 — топливный бак; 32 — вентиль слива масла из системы дизеля; 33 — горловина для заправки дизеля маслом; 34 — запасный тормозной резервуар; 35 — пол машинного отделения; 36 — опора под домкрат; 37 — фильтр вентилятора тяговых электродвигателей передней тележки; 38 — тележка; 39 — главный воздушный резервуар ел (передний); 40 — дверцы передних песочниц; 41 — кабина машиниста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При пуске дизеля тяговый генератор работает в режиме электродвигателя, получая питание от свинцово-кислотной аккумуляторной батареи типа 32-ТН-450, расположенной под, полом в средней части дизельного помещения с правой и левой стороны дизеля в ящиках. От батареи питается цепь освещения тепловоза на стоянках.

Мощность для привода главного вентилятора холодильника, центробежного вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки и воздушного компрессора отбирается от переднего хвостовика коленчатого вала (задний по ходу секции) через гидромеханический редуктор. Механический редуктор привода вентилятора холодильника имеет две скорости (две ступени). Горизонтальный вал привода к вентилятору передает вращение вертикальному валу вентиляторного колеса при помощи редуктора, который имеет фрикционную муфту для включения вентиляторного колеса.

На тепловозе ТЭЗ установлен воздушный двухступенчатый трехцилиндровый компрессор КТ6 (два цилиндра низкого давления и один высокого) с подачей 5,3—5,7 м3/мин и промежуточным охлаждением воздуха. Частота вращения коленчатого вала компрессора несколько ниже частоты вращения коленчатого вала дизеля (810 об/мин) за счет скольжения между насосным и турбинным колесами гидромеханического редуктора. Сжатый воздух от компрессора поступает в главный резервуар вместимостью 1080 л, расположенный под рамой тепловоза. Компрессор регулируют на включение при давлении 0,75 МПа (7,5 кгс/см2) и на выключение 0,9 МПа (9 кгс/см ). На тепловозах ранних выпусков пределы этого давления были несколько ниже, что затягивало отпуск тормозов. Из ресивера воздух поступает в магистраль, объединяющую резервуары обеих секций, и далее для снабжения систем: тормозной,электропневматической
(вентилей, контакторов, реверсора, привода управления регулятором частоты вращения дизеля, отключения и включения топливных насосов дизеля, включения и отключения муфты вентилятора и жалюзи холодильников, стеклоочистителей, тифона), привода автоматики.

Охлаждающее устройство отводит тепло от деталей дизеля, соприкасающихся с горячими газами, и от масла в системе смазки двигателя и механизмов тепловоза для сохранения смазочной способности масла и механической прочности деталей, подверженных такому нагреву. На тепловозе ТЭЗ применены воздушно-радиаторные холодильники, представляющие собой установки, состоящие из радиаторных секций и вентилятора. Установка радиаторных секций и направление воздушных потоков через секции и лопасти колеса осевого вентилятора осуществляется в шахте холодильника, расположенной в задней части каждой секции тепловоза. Внутри трубок радиатора протекают нагретые в двигателе вода и масло. Внешняя сторона трубок омывается охлаждаемым воздухом. Водяные и масляные секции холодильника размещены в стенках кузова и соединены с нижним и верхним коллекторами.

Холодильники тепловоза состоят из 36 масляных и 24 водяных секций. Секции расположены в два ряда вдоль правой и левой сторон холодильной камеры кузова. Вода подводится к верхним коллекторам обеих сторон шахты тепловоза и отводится от нижних коллекторов. Воздух засасывается вентилятором через боковые жалюзи, обтекает секции холодильника и выбрасывается вверх через диффузор.

Секции холодильника расположены наклонно, образуя Л-образный тоннель для прохода членов локомотивной бригады из одной секции в другую. На наклонных боковых стенках тоннеля имеется по три люка с каждой стороны для доступа к секциям и подпятнику вентиляторного колеса. В середине тоннеля на настиле пола установлены редуктор и фрикционная муфта привода вентилятора.

Для подогрева топлива в зимних

условиях на тепловозе имеется водо-топливный подогреватель, через трубки которого проходит горячая вода, поступающая из дизеля. Вода подогревает топливо, циркулирующее между трубками и сливающееся в топливный бак. В баке в непосредственной близости от места слива подогретого топлива производится всасывание его топливоподкачивающим насосом для подачи в топливный коллектор насоса высокого давления. Подогреватель топлива установлен с левой стороны между санузлом и баком противопожарной установки.

Трубопроводы с гибкими шлангами от противопожарной установки размещены в передней части тепловоза около левой двери входа в кузов и в задней части на передней перегородке холодильной камеры.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..