(рис. 94) на раму тележки выполнено упругим пружинным и так, чтобы можно
было без труда опустить полностью колесно-моторный блок и выкатить его
из-под тепловоза без выкатки тележки. Это подвешивание называют обычно
траверсным. Траверсное подвешивание состоит из нижней 11 и верхней 4
балочек с приваренными к ним накладками 5 и 10 из стали 20Х,
цементированных и закаленных до твердости HRC>50. Между накладками
расположены четыре пружины 3, предварительно затянутые усилием около 40
— 50 кН (4—5 тс) с помощью стяжных болтов 2. Собранная траверса
помещается между четырьмя опорными приливами кронштейна 6 поперечной
балки рамы тележки. Через крайние пружины и опоры кронштейна тележки
устанавливают направляющие стержни 9, предупреждающие выпадание всего
траверсного подвешивания. Крайние пружины удерживают направляющие
стержни, а средние — специальные трубчатые выступы 8, приваренные к
балочкам. Направляющие стержни удерживаются от выпадания снизу валиками
7, закрепленными болтами к кронштейну рамы тележки.
Установка колесно-моторного блока на тележку производится при повернутом
двигателе приблизительно на 30° к горизонтали путем опуска рамы тележки
или подъема колесно-моторного блока для заведения опоры (носика)
двигателя на траверсу, установленную на раме тележки. После установки
тягового электродвигателя 1 отпускают стяжные болты, создавая зазор 5 мм
между гайками и их опорными поверхностями. При этом траверсу
устанавливают с преднатягом в кронштейне тележки и с незначительным
зазором в опоре двигателя для обеспечения поперечных и продольных
перемещений колесно-моторного блока, которые возникают при движении
тепловоза.
Упругая пружинная траверсная подвеска тягового электродвигателя смягчает
удары, передаваемые на раму тележки при колебаниях колесно-моторного
блока во время движения. Пружины подвески рассчитывают так, чтобы при
развитии наибольшей силы тяги между витками оставался зазор. Однако при
движении тепловоза колесно-моторный блок совершает колебания, которые
могут быть особенно интенсивными при боксовании вплоть до полной осадки
пружин. Это вызывает отрыв от поверхности контакта и большие ударные
нагрузки, которые передаются на узлы подвешивания тягового
электродвигателя. Кроме того, опорная часть двигателя при движении
перемещается по балочкам траверсы (особенно средней колесной пары
тележки) как в продольном, так и в поперечном направлении. Все это
вызывает интенсивный износ трущихся деталей: накладок траверсы и
двигателя, крон-штейнов тележки, которые после пробега 400 тыс. км
подлежат периодической замене или восстановительному ремонту.
Рис 94 Подвешивание тягового электродвигателя.
1 — тяговый электродвигатель, 2 — стяжной болт, 3 — пружина, 4, 11 —
верхняя и ннжняя балочки, 5, 10 — накладки; 6 — кронштейн рамы тележки,
7 —валик, 8 — трубчатый выступ; 9 — направляющий стержень, Б — рабочая
поверхность накладки; В — зазор
Уменьшение этого нежелательного явления и,
следовательно, повышение долговечности подвески ведутся в направлении
применения упругих элементов, обладающих нелинейно нарастающей
жесткостью, в частности, резинометаллических втулок в маятниковой
подвеске типа «Серьга» (рис. 95), которой оборудована опытная партия
тепловозов 2ТЭ116, и проходят эксплуатационные ресурсные испытания. В
этой конструкции кронштейн 3 через фиксирующую шпонку 5 прикреплен
болтами 4 к двигателю 1 вместо нижней отъемной опоры, предусмотренной на
случай использования данного электродвигателя под серийную траверсную
подвеску. Нижняя проушина серьги 2 через резинометаллическую втулку 7 и
валик 8 соединяется с кронштейном двигателя, а верхней аналогичной
конструкции проушиной, расположенной в одной поперечной к оси колесной
пары плоскости, подвешивается тяговый электродвигатель к поперечной
балке рамы тележки через кронштейн 6.
При этой подвеске поперечные перемещения электродвигателя сопровождаются
деформацией резиновых втулок проушин и отклонением серьги, а
вертикальные—только деформацией резиновых втулок; поворот двигателя при
наезде одного колеса на неровность или возвышение наружного рельса в
кривых производится за счет деформации резиновых втулок и отклонений
серьги.