(рис. 66) предназначен для перемещения шлицевых муфт вторичного вала и
вала реверса при переключении режимов. Принцип действия привода
следующий. В верхней части гидропередачи снаружи корпуса расположены два
воздушных цилиндра 10. При подаче воздуха в полость одного из цилиндров
поршень 4 перемещается, его поступательное движение при помощи зубчатой
рейки 1 и сектора 23 вызывает поворот вертикального вала 21 относительно
продольной оси. Один вертикальный вал ведет к вторичному валу, другой —
к валу реверса. Поворот вала 21 преобразуется при помощи рычага и тяги в
поступательное движение валика, который перемещает зубчатую муфту,
включающую необходимый режим движения. Направление движения тепловоза
будет зависеть от того, в какой именно воздушный цилиндр подается
воздух, а следовательно, какая именно зубчатая муфта — вторичного вала
или вала реверса — соединяет свой вал с шестернями раздаточного вала.
Корпус каждого привода прикреплен болтами к крышке корпуса
гидропередачи. К фланцу корпуса болтами прикреплен воздушный цилиндр 10,
полость которого отделена от внутреннего пространства корпуса крышкой 5.
В цилиндре расположен поршень 4, удерживаемый пружиной 12 в среднем
(нейтральном) положении. В ручьях поршня находятся резиновые
уплотнительные манжеты 9 и войлочное смазочное кольцо. Уплотнение между
штоком и крышкой 5 осуществляется манжетой 7. Воздух в полости цилиндра
поступает через электропневматические вентили ВВ-32, укрепленные на
корпусе цилиндра. Шток поршня 4 соединен с зубчатой рейкой 1,
находящейся в зацеплении с зубчатым сектором 23, который закреплен на
шлицах на вертикальном валу 21. Верхняя часть вала, выступающая наружу,
выполнена шестигранной для возможности ручного проворота.
В нижней части вала находится полумуфта 22, соединяющая вал 21 с
вертикальным валом 32. Этот вал передает движение системе тяг,
перемещающих подвижные муфты, включающие реверс-ре-жим. Чтобы исключить
возможность одновременного включения двух подвижных шлицевых муфт,
привод снабжен электрической и механической блокировками. Принцип
электрической блокировки заключается в том, что цепь
электропневматического вентиля, пропускающего воздух в один из
цилиндров, собирается через контакты на барабане другого цилиндра
только-тогда, когда он находится в нейтральном (среднем) положении. Как
только произойдет включение одного из направлений движения, цепь на
включение другого направления разрывается. Подробнее электроблокировка
описана в разделе «Электрооборудование тепловоза».
Механическая блокировка состоит из двух секторов с выемкой. Секторы
закреплены каждый на своем валу 21. Стержень 17 может перемещаться вдоль
своей оси во втулках. При включении одного из цилиндров соответствующий
вал 21 поворачивается, при этом конец стержня входит в выемку сектора
другого цилиндра и стопорит его таким образом в нейтральном положении.
Для фиксирования включенного положения зубчатая рейка 1 имеет два паза,
в которые при включенном положении входит под действием пружины конец
фиксатора 26. Перед переключением фиксатор выводится из пазов давлением
воздуха. Фиксатор с манжетами 24 и пружиной 28 размещается в корпусе 25,
который закрыт крышкой 29 и прикреплен к корпусу привода. Через рычаг 30
фиксатор связан
с конечным выключателем, входящим в электрическую
цепь управления переключением реверса и режимов.