Рычажная передача тормоза передает усилие человека
(при ручном торможении) или усилие, развиваемое сжатым воздухом по штоку
тормозной камеры и тормозного цилиндра (при пневматическом торможении),
на тормозные колодки, которые прижимаются к колесам.
Тепловозы ТУ6А, ТУ8 и ТУ7 оборудуют в основном рычажными передачами с
односторонним нажатием тормозных колодок. На части тепловозов ТУ6А и ТУ7
раннего выпуска была установлена рычажная передача с двухсторонним
нажатием (торможением).
Конструкция рычажной передачи тормоза с двухсторонним нажатием показана
на рис. 5.14. Тормозная система каждого колеса состоит из тормозной
автомобильной камеры 3, двух тормозных колодок 1, рычагов, подвески 2,
двух планок 6 с регулировочным винтом 5, а также валиков и осей,
соединяющих систему в единое целое. Две планки 6 устанавливаются с
каждой стороны колеса и соединяют посредством валиков и регулировочного
винта рычаги тормозной передачи.
На концах планки имеют по три отверстия, с помощью которых выполняется
грубая настройка зазора между колодками и колесом. Окончательный зазор
устанавливается гайкой регулировочного винта. Для предотвращения
разворота и сползания колодок с бандажей рычажные передачи колес каждой
колесной пары попарно связаны соединительными осями 10, И. Для
предотвращения падения под колеса отдельных деталей при обрыве рычагов и
подвесок тормозная система оборудована предохранительными скобами 9.
При рычажной передаче тормоза с односторонним нажатием вместо тормозной
камеры устанавливают тормозной цилиндр от автомобиля. Под действием
давления воздуха, поступающего в тормозной цилиндр, усилие штока
передается на верхний конец фигурного рычага, который поворачивается в
вилке тормозного башмака. Нижний конец рычага отходит от колеса и через
муфту передает усилие рычагу, прижимая колодку к бандажу первого колеса.
При дальнейшем ходе штока поршня фигурный рычаг подожмет колодку к
бандажу второго колеса, равномерно распределяя усилие на тормозные
колодки. Зазор между колесом и колодкой регулируется муфтой.
При отрегулированной рычажной передаче с двухсторонним нажатием полное
торможение тепловоза должно произойти при выходе штока тормозной камеры
не более 30 мм, а у рычажной
передачи с односторонним нажатием — при выходе
штока тормозного цилиндра (рабочем ходе) не более 42 мм. Для того чтобы
ход штока тормозной камеры или цилиндра был минимальным, а колодки во
время движения тепловоза не касались бандажа, зазор между колодкой и
бандажом должен быть около 5 мм.
При замене тормозной колодки необходимо обращать
внимание на правильную установку чеки. Все шарнирные соединения нужно
смазывать солидолом. Необходимо помнить, что суммарное нажатие всех
колодок не должно превышать 70 % служебной массы тепловоза, что
достигается регулировкой клапана максимального давления ЗМД
вспомогательного тормоза локомотива.