Локомотивы и моторвагонный подвижной состав железных дорог Советского
Союза •1976-1985•
(В.А. Раков)
Раков В. А. Локомотивы и моторвагонный подвижной
состав железных дорог Советского Союза (1976—1985 гг.).— М.: Транспорт,
1990,— 238 с.
Дано краткое описание конструкций и характеристик электровозов
постоянного и перемсиного тока, тепловозов, электро- и дизель-поездов,
автомотрис и тяговых агрегатов широкой колеи железных дорог СССР,
выпускавшихся отечественными и зарубежными заводами с 1976 по 1985 г.
включительно. Книгу эту можно рассматривать как продолжение (четвертую
часть) изданных ранее (в 1955, 1966 и 1979 гг.) книг «Локомотивы
железных дорог- Советского Союза» и «Локомотивы и моторвагонный
подвижной состав железных дорог Советского Союза».
Киига рассчитана на читателей, интересующихся развитием тягового
подвижного состава отечественных железных дорог.
ОТ АВТОРА
Локомотивы и моторвагонный подвижной состав железных дорог Советского
Союза
Предлагаемая читателям книга посвящена тяговому
подвижному составу, поступавшему на железные дороги Советского Союза в
период десятой и одиннадцатой пятилеток (1976—1985 гг.). За это время
произошли два весьма важных в истории развития тяговых средств события:
в 1984 г. было отмечено 150-летие постройки в России первого паровоза,
созданного талантливыми механиками-самоучками Мироном и Ефимом
Черепановыми, а 1978 г. был последним годом, когда паровая тяга еще
участвовала в поездной работе на магистральных железных дорогах страны
(0,1 % грузовых перевозок).
После успешного претворения в жизнь решений Коммунистической партии
Советского Союза и Постановлений Советского правительства (1956 г.) о
замене паровозов
электровозами, тепловозами и моторвагонным подвижным составом не только
значительно повысилась провозная способность железных дорог, но и
открылась возможность сбережения в стране громадного количества топлива,
материальных и денежных средств. Резко возросла производительность
труда, полностью ушел в прошлое тяжелый труд помощников машиниста,
котельщиков, чистильщиков паровозных топок. Дизельная и особенно
электрическая тяга открыли широкий простор не только для автоматизации
управления отдельными тяговыми единицами, но и для перехода на
автоматическое управление движением всех поездов на участке железной
дороги.
Большая кропотливая работа конструкторов, исследователей, технологов и
труд рабочих локомотиво-
строительных и вагоностроительных заводов позволили в течение десятой и
одиннадцатой пятилеток создать новые типы локомотивов и моторвагонного
подвижного состава. В период с 1976 по 1985 г. на железные дороги
поступило более 60 различных серий тягового подвижного состава, что с
учетом их основных разновидностей составило более 90 наименований. Из
этого количества примерно половина локомотивов и моторвагонных поездов
изготавливалась и до 1976 г., остальные же впервые
появились именно в последующие десять лет. Этот подвижной состав с
различной степенью полноты был описан во многих книгах, технических
журналах и на страницах газет. В то же время отсутствовало собранное в
одном месте сжатое описание всех локомотивов и моторных вагонов,
поступивших на железные дороги Советского Союза за указанное
десятилетие. Книга «Локомотивы и моторвагонный подвижной состав железных
дорог Советского Союза (1976—1985 гг.)» позволяет заполнить этот пробел.
Ее можно рассматривать и как самостоятельную работу, и как продолжение
(четвертую часть) ранее изданных книг «Локомотивы железных дорог
Советского Союза» и «Локомотивы и моторвагонный подвижной состав
железных дорог Советского Союза», в которых дано краткое описание
тягового подвижного состава, построенного соответственно в 1845— 1955,
1956—1965 и 1966—1975 гг. Так как часть локомотивов и моторвагонного
подвижного состава, поступивших на железные дороги нашей страны в
течение 1976—1985 гг., строилась и до 1976 г., в предлагае-
мой книге имеются некоторые повторения материала
книги, изданной в 1979 г. Сделано это для того, чтобы читатель мог
ознакомиться с тяговым подвижным составом последних двух пятилеток, не
прибегая к прежним изданиям.
Каждая глава книги содержит описание определенного вида локомотивов или
моторвагонного подвижного состава. Внутри глав описание различных серий
подвижного состава дано в основном в хронологическом порядке за
исключением случаев, когда из-за однородности конструктивных элементов
разных серий оказалось более целесообразным располагать материал о них
рядом независимо от года их постройки. Локомотивы и моторвагонный
состав, выпущенные в большом количестве (серийно), описаны несколько
подробнее, чем опытный или изготовленный в небольшом количестве тяговый
подвижной состав.
Поскольку об электровагонах метрополитенов и особенно их механической
части имеется значительно меньше печатных сведений, то их
описание несколько подробнее, чем описание других типов тягового
подвижного состава.
В конце книги дан перечень использованной и рекомендуемой литературы, в
которой читатель может найти интересующие его сведения
о локомотивах и моторвагонном подвижном составе, построенных в 1976—1985
гг.
Автор выражает глубокую благодарность за ценные указания, направленные
на улучшение рукописи книги, рецензентам: доктору технических наук Б. Н.
Тихменеву, кандидатам технических наук А. С. Нестрахо-ву, 3. М.
Рубчинскому, инженерам 3. М. Дубровскому, А. В. Кабакову, В. А. Калько,
В. Ф. Кольцову, В. Ф. Кулишу, В. Н. Логунову, библиографу Г. М. Афониной
и инженеру Д. Б. Шибаеву, оказавшему автору большую помощь в написании
главы V об электровагонах метрополитенов.
Замечания и пожелания автор просит направлять по адресу: 103064, Москва,
Басманный тупик, 6а, издательство «Транспорт».