Основные типы нагнетателей судов на воздушной
подушке
- часть 1
Для приведения в движение воздуха в воздуховодном тракте аппарата и
придания ему требуемых параметров используют нагнетатели, которые
создают напор, необходимый для преодоления сопротивления воздушного
тракта и создания давления в воздушной подушке.
В зависимости от типа аппарата этот напор составляет от нескольких
десятков до нескольких сотен килограммсилы на один квадратный метр,
причем первые значения относятся к небольшим и легким аппаратам, а
вторые — к большим морским СВП. В моделях, где нагнетателем служит
зачастую воздушный винт для авиамоделей, эти значения еще меньше,
однако, в аппаратах,
действующих на принципе воздушной пленки, они велики и достигают 0,4—
0,7 МПа. От напора зависит производи* тельность (объемный расход
воздуха), которая также является основной характеристикой нагнетателя и
назначается в зависимости от схемы создания воздушной подушки, размеров
аппарата, высоты подъема и т. д.
Чтобы правильно выбрать нагнетатель, т. е. определить его тип, размеры и
аэродинамические характеристики, необходимо сравнить характеристики
имеет мого нагнетателя с требуемыми, предъявляемыми к данному аппарату.
Целесообразно также проверить опытным путем на модели или аппарате
правильность выбора аэродинамических характеристик нагнетателя, которые
влияют на
В зависимости от конструкции и связанной с ней схемы прохождения воздуха
через рабочее колесо, нагнетатели делятся на осевые, центробежные и
диаметральные (рис. 24, 25, 26). В зависимости от величины создаваемого
напора различают нагнетатели: низконапорные р < 1 кПа; средненапорные р
= 1—3 кПа; высоконапорные р<15 кПа.
Осевые нагаетатели, как правило, низконапорные, имеют большие
производительность и КПД, чем у центробежных нагнетателей. В наиболее
совершенных аэродинамических схемах нагнетателей применяются так
называемые сопловые устройства (рис. 27 и 28). Это неподвижные лопатки,
устанавливаемые как на входе в нагнетатель (входной направляющий
аппарат), так и за рабочим колесом (спрямляющий аппарат), которые
выравнивая поток воздуха, закручиваемый рабочим колесом при его
вращении, повышают КПД и снижают шумность нагнетателя. Нагнетатели без
направляющего и спрямляющего аппаратов применяют на небольших АВП
простейшей конструкции, а нагнетатели с сопловыми устройствами — на АВП,
для которых необходимы высокие КПД, напор и производительность.
Схема работы нагнетателя на воздуховодный тракт АВП показана на рис. 29.
Нагнетатель забирает воздух из атмосферы и подает его по воздуховодному
тракту в воздушную подушку, в которой создает избыточное давление.
В центробежных нагнетателях забираемый рабочим колесом воздух проходит
через межлопаточные каналы и далее отбрасывается центробежной силой
непосредственно в воздушные каналы АВП. Рабочие колеса центробежных
нагнетателей имеют лопатки разных форм, показанных на рис. 30.
Рабочие колеса с радиальными лопатками используют при больших окружных
скоростях, они отличаются хорошими прочностными свойствами. Рабочие
колеса с лопатками, загнутыми вперед, обеспечивают меньший статический
напор при довольно высоком КПД ( = 0,5—0,65). Поддерживая малый
статический напор, можно добиться большой производительности. Рабочие
колеса с лопатками, загнутыми назад, уменьшают напор с повышением
производительности. Для увеличения напора необходимо повысить окружную
скорость, увеличив наружный диаметр рабочего колеса либо частоту
вращения.
Рис. 30. Форма лопаток центробежных нагнетателей
и их характеристики: а — радиальные лопатки; б— лопатки, загнутые
вперед; в — лопатки, загнутые назад.