В зависимости от обстоятельств на пожаре, автомобиль аэродромной службы
может устанавливаться для подачи углекислоты, воды или пены
В случае применения для тушения пожара углекислоты автомобиль следует
устанавливать с подветренной стороны от очага горения.
В зависимости от интенсивности горения, можно тушить пожар углекислотой,
подаваемой одновременно от одного или нескольких баллонов.
Для ввода установки в действие нужно открыть дверки насосного отделения,
полностью открыть вентиль 3 (см. рис. 82) на головке баллона, открыть
дверку заднего левого ящика, смотать с барабана шланг, открыть полностью
вентили 8 и направить струю углекислоты из ствола-снегообразователя в
очаг горения.
При работе от открытого водоема следует присоединить к всасывающему
патрубку 1 (рис. 83) насоса всасывающий рукав с сеткой, опустив его в
водоем. Присоединить к всасывающим патрубкам 2 или 3 выкидные рукавные
линии, проверить плотность закрытия вентилей 2, 3, 4, 5, 6, а также
сливных краников насоса и включить насос в работу.
После того как насос разовьет напор, о чем можно судить по показанию
манометра, плавно открыть вентили выкидных патрубков,
В случае обрыва столба воды во всасывающей линии снова Произвести подсос
в указанном выше порядке.
При отказе вакуумной системы и при наличии воды в водобаке открыть
вентиль 4 и произвести заливку насоса и всасывающей
линии из водобака.
При этом следует убедиться в правильной посадке обратного клапана
всасывающей сетки.
Для работы насоса от водобака следует поставить заглушку на всасывающий
патрубок насоса и открыть вентиль 4. Все остальные вентили должны быть
закрыты. Выпустить воздух из полости насоса, для чего рукоятку
трехходового крана 8 вакуумной системы подать до отказа на себя; после
появления воды в конт-рольном окне корпуса клапана немедленно поставить
рукоятку 9 в вертикальное положение и произвести включение насоса.
При подаче воды из водобака через рукав первой помощи следует поставить
заглушку на всасывающий патрубок насоса, открыть вентили 4 и 10. Все
остальные вентили должны быть закрыты.
Для работы насоса от гидранта следует установить колонку, навернуть на
всасывающий патрубок насоса переходник для работы от колонки,
присоединить колонку к сборнику при помощи двух рукавов. После
заполнения водой включить насос Вентили 4, 5 и 6 должны быть при этом
закрыты.
Рис. 83. Схема насосного отделения автомобиля
аэродромной службы:
1 — всасывающий патрубок; 2 — выкидной патрубок левый:
3 — выкидной патрубок правый1, 4 — вентиль на трубе из водобака; 5 —
вентиль на трубе к водобаку; 6 — вентиль к баку с пенообразователем 7 —
пробка; 8 — кран вакуумной системы,’ 9 — пе-носмеситель; 10 — вентиль
катушки первой помощи-, 11 — катушка первой помощи; 12 — вентиль
включения теплообменника; 13 — вентиль отключения коммуникации
теплообменника; 14 — пробка пенного бака; 15 — дюритовый шланг.
При работе на подачу пены нужно закрыть всасывающий
патрубок 1 насоса, выкидные патрубки 2 и 3 и сливные краники насоса,
открыть вентиль 4 и заполнить водой насос из водобака, выпустить воздух
из полости насоса, подав ручку трехходового крана на себя. После
появления воды в контрольном окне поставить рукоятку вертикально,
движением на себя, присоединить выкидной рукав с воздушно-пенным стволом
к выкидному патрубку, открыть вентиль 6, установить дозирующий кран
пеносмесителя на деление шкалы, соответствующее установленному на рукаве
воздушно-пенному стволу, включить насос и после того, как насос разовьет
давление, открыть вентиль выкидного патрубка, к которому присоединен
рукав с воздушно-пенным стволом.
При работе насоса от водоема или гидранта следует включить насос,
присоединить к выкидному патрубку выкидные рукавные линии с
воздушно-пенным стволом, открыть вентиль 6 и установить кран на деление
шкалы, соответствующее размеру установленного на рукаве воздушно-пенного
ствола, открыть вентиль напорного патрубка, к которому присоединен рукав
с воздушно-пенным стволом, и установить необходимый режим работы
двигателя При окончании работы произвести промывку пеносмесителя при
работающем насосе, установив дозирующий кран в верхнее положение.
При необходимости подсоса пенообразователя из посторонней емкости
следует отвернуть пробку 7, присоединить к отверстию резиновый шланг,
свободный конец которого опустить в емкость с пенообразователем.
Включить насос так же, как при работе от водоема или гидранта. Вентили
4, 5 и 6 при этом должны быть закрыты. Насос и вакуумная система должны
периодически проверяться на герметичность соединений. Проверка
герметичности производится на «сухой вакуум» Для этого разрежение в
корпусе насоса доводится до 500—600 'паи рт. ст. Достаточной для
надежной работы считается такая герметичность, когда падение вакуума
происходит со скоростью не более 40 мм. рт. ст. в минуту.
Коробка отбора мощности требует систематического контроля за затяжкой
подшипников, состоянием прокладок и сальников. Необходимо поддерживать
нормальный уровень масла в раздаточной коробке и своевременно заменять
смазку.
Баки для воды и пенообразователя необходимо промывать водой, осматривать
лаковое покрытие, которое в случае надобности следует обновлять.
Углекислотная установка требует периодической проверки герметичности
соединений сжатым воздухом* Нужно также следить за наличием углекислоты
в баллонах. Правила ухода за углекислотной установкой см. гл. III.