Техническое обслуживание насосов в цистернах для
нефтепродуктов
От исправной работы насоса в значительной
степени зависит своевременная выдача нефтепродукта в пунктах разгрузки.
Для нормальной работы насоса выполняют следующее.
Не осуществляют запуск вихревых и центробежно-вихревых насосов с
последовательным соединением рабочих колес при закрытой напорной
задвижке. Запуск центробежно-вихревых насосов с параллельным соединением
рабочих колес осуществляют при закрытой напорной задвижке.
Перекачивают только чистые жидкости. Перекачивать жидкости, содержащие
абразивные вещества, запрещается, так как
из-за быстрого износа рабочих колес и прилегающих к
ним поверхностей, а также уплотнений насоса, он может выйти из строя.
Для исключения попадания в насос посторонних предметов на всасывающем
трубопроводе необходимо устанавливать фильтр-сетку с размерами ячеек
1—1,5 мм.
Перед пуском насоса обязательно проверяют наличие в нем перекачиваемой
жидкости. Не рекомендуется работа насоса без подачи жидкости в течение
более 2 мин. В обоих случаях может произойти заклинивание рабочих
органов насоса. Давление на выходе из насоса не должно превышать 10
кгс/см2 для СЦЛ-20-24а и 8 кгс/см2 для СВН-80. Для обеспечения этого
условия рекомендуется на напорной линии насоса устанавливать
предохранительно-перепускной клапан или перепускной трубопровод с
вентилем для направления части потока из напорного во всасывающий
трубопровод.
При монтаже насоса необходимо обеспечивать
соосность валов насоса и привода. Допустимая несоосность определяется
видом соединительной муфты из условия недопустимости передачи на вал
насоса нагрузок, помимо крутящего момента. При применении
втулочно-пальцевой муфты допустимая несоосность составляет 0,1 мм,
допустимый перекос осей — 0,1 мм на 100 мм длины.
Перед установкой на автомобилях-цистернах насос должен проходить
проверку на плотность соединений жидкостью при давлении 10 кгс/см2 в
течение 10 мин. При этом течь и потение в местах соединений не
допускается. При проверке на эксплуатационном режиме работы («=1450
об/мин) насос должен создавать разрежение 450 мм рт. ст. в реципиенте
емкостью 40 л не более чем за 50 с для СЦЛ-20-24а (70 с — для СВН-80).
При проверке рабочей точки параметры должны быть:
для насоса СВН-80: общий напор — 24 м вод. ст., вакуум — 420 мм рт. ст.,
давление на выходе—1,85 кгс/см2, подача — 500 л/мин;
для насоса СЦЛ-20-24а: общий напор — 54 м вод. ст., вакуум— 640 мм рт.
ст., давление на выходе — 4,6 кгс/см2, подача — 500 л/мии.
Осуществляют своевременную проверку и регулировку торцовых зазоров
рабочих колес. В насосе СВН-80 торцовый зазор у колеса нагнетания должен
быть в пределах 0,2—0,3 мм на две стороны. Его устанавливают подбором
толщины прокладок 17 (см. рис. 61). Торцовый зазор в пределах 0,1—0,2 мм
на две стороны колеса всасывания устанавливают подбором одинаковой
толщины прокладок 19 и 17 (см. рис. 61). В насосе СЦЛ-20-24а торцовый
зазор вихревого колеса 13 (см. рис. 64) устанавливают в пределах 0,2—0,4
мм на две стороны подбором толщины прокладки 19.
Подшипники насосов смазывают регулярно через каждые 200 ч работы смазкой
ЦИАТИМ-203 (ГОСТ 8773—63) или смазкой 1-13 (ГОСТ 1631—-61). Смазка
подается к подшипникам через пресс-масленки, ввернутые в крышки
подшипников, ручным пресс-шприцем до появления свежей смазки из
контрольных отверстий.
Своевременно осуществляют проверку герметичности соединений разъемных
узлов насоса, всасывающего и напорного трубопроводов, манжетных
уплотнений. Изношенные манжеты заменяют новыми из комплекта запасных
частей. Невыполнение этого условия является причиной снижения
самовсасывающей способности насоса и его подачи ввиду подсоса воздуха.
Насосы следует хранить в сухом помещении и периодически, но не реже чем
через 12 мес проводить переконсервацию.
Консервацию насосов на изделиях осуществляют смазкой К-17 (ГОСТ
10877—64) или авиационным маслом любых марок по ГОСТ 1013—49.
Расконсервацию насоса можно не выполнять
в случае допустимости попадания консервирующей
смазки в перекачиваемую жидкость. Расконсервацию насоса рекомендуется
выполнять бензином в количестве 4—5 л, который заливают в -насос..
Консервационную смазку с внутренних поверхностей насоса удаляют
проворачиванием ротора. Растворенная смазка удаляется из насоса при
сливе бензина. Консервационную смазку с наружных поверхностей удаляют
ветошью, смоченной в бензине.
Основные неисправности насосов и способы их устранения приведены в
приложении 6.