Регулировка подшипников колес МАЗ-500
Ступицы задних колес заправляются жидкой смазкой, поэтому при
замене смазки ступицы не снимают. Ступицы задних колес
смонтированы на сдвоенном коническом и цилиндрическом
роликоподшипниках. Сдвоенный конический роликоподшипник// (рис.
79) изготовляется с определенным предварительным натягом,
поэтому подшипники задней ступицы в процессе эксплуатации не
нуждаются в регулировке.
При изготовлении сдвоенных подшипников на подшипниковом заводе
используется селективный подбор их колец для создания
необходимой точности сопряжений. Поэтому при монтаже сдвоенных
конических роликоподшипников на ступицу необходимо соблюдать их
комплектность в соответствии с маркировкой ГПЗ, нанесенной на
торцах колец подшипника и наружной поверхности распорного
кольца. Использование колец от разных подшипников неизбежно
приведет к заклиниванию подшипника или преждевременноК1у его
разрушению.
Внутренние кольца сдвоенного конического
роликоподшипника смонтированы на кожухе полуоси, а наружное
(общее) кольцо устанавливается в гнезде ступицы заднего колеса.
Внутреннее кольцо цилиндрического роликоподшипника 15
смонтировано на шейке внутренней чашки колесной передачи, а
наружное— также в гнезде ступицы заднего колеса.
Для правильной установки подшипников предъявляются высокие
требования к соосности и точности изготовления гнезд ступицы, в
которых монтируются наружные кольца подшипников.
Внутренние кольца подшипников задней ступицы при монтаже надежно
затягиваются при помощи гайки 12, навернутой на резьбовую часть
кожуха полуоси, через внутреннюю чашку колесной передачи и
распорную втулку, установленную между внутренними кольцами
подшипников. Затяжку гаек подшипников ступиц производят при
поднятом домкратом соответствующем колесе и частично разобранной
колесной передаче. При этом должно быть слито масло из полости
колесной передачи. Гайки 12 подшипников ступиц задних колес
следует затягивать с усилием примерно 100 кГ на ключе с воротком
длиной 500 мм.
После проверки правильности вращения ступицы гайку надо
законтрить. Для этого нужно стопорную шайбу поставить так, чтобы
внутренний выступ ее попал в паз кожуха полуоси, а наружный
выступ — в паз гайки. Если же выступ находится посередине между
пазами гайки, гайку следует затянуть до совпадения паза с
выступом на шайбе, затем поставить и затянуть контргайку 14.
Ступицы 4 (см. рис. 75) передних колес смонтированы на двух
конических роликоподшипниках и заправляются консистентной
смазкой, которую нужно заменять в начале летнего и зимнего
сезонов эксплуатации, для чего ступицы снимаются с осей. При
демонтаже ступиц, который, рекомендуется производить с помощью
винтового съемника, нужно предусмотреть сохранность сальника,
для чего следует избегать перекосов ступицы и не вынимать
внутреннее кольцо наружного подшипника прежде, чем будет снята
ступица.
Демонтированные подшипники и сальники тщательно проверяют.
Изношенные сальники и распорные кольца необходимо заменить.
Подшипники и внутреннюю полость ступицы промывают, просушивают и
заполняют смазкой пространство между роликами и сепаратором
подшипников, а также половину объема внутренней полости ступицы.
Затем производят подсборку ступицы, для чего запрессовывают
наружные кольца подшипников и вкладывают в них внутренние
кольца, затем устанавливают на место крышку в сборе с сальником
ступицы. Собранную таким образом ступицу надевают на шейку цапфы
поворотного кулака и продвигают до упора, используя винтовое
приспособление. Далее завертывают гайку 10 подшипников с усилием
примерно 30 кГ при длине воротка ключа 400 мм и надевают колесо.
После монтажа ступиц с колесами, а также в процессе эксплуатации
автомобиля следует проверять и при необходимости регулировать
подшипники ступиц колес. Затяжку подшипников ступиц колес
проверяют при поднятом домкратом проверяемом колесе. Тугое
вращение колеса возможно не только при чрезмерной затяжке, но и
при трении тормозных колодок о барабан. Если подтверждается
чрезмерная затяжка колеса или при его покачивании ощущается
увеличенный зазор, надо отрегулировать подшипники передней
ступицы, для чего произвести следующее:
1. Поднятое домкратом колесо так, чтобы оно не касалось земли,
провернуть для проверки легкости вращения, предварительно
ослабив гайку подшипников. Причину тугого вращения необходимо
выяснить и устранить.
2. Затянуть гайки подшипников с усилием 30 кГ на конце воротка
длиной 400 мм, одновременно проворачивая колесо, чтобы ролики
подшипников встали на место.
3. Ослабить затяжку, отвернув гайку на 30°, что соответствует
расстоянию между соседними отверстиями замковой шайбы, и
проверить легкость вращения колеса без ощутимого зазора.
4. Поставить замковую шайбу на место, обеспечив совпадение
штифта гайки с отверстием в шайбе, для чего при необходимости
надо несколько затянуть гайку.
5. Поставить шайбу контргайки, затянуть последнюю до отказа и
застопорить, отогнув шайбу на грань.
Регулировку и затяжку подшипников ступиц нужно проверить на ходу
автомобиля по нагреву ступиц. Небольшой нагрев допустим; при
этом температура ступицы не должна превышать 60° С, когда рука
выдерживает длительное прикосновение. Если нагрев значителен —
жжет руку при длительном прикосновении к ступице, на период
приработки можно допустить некоторое увеличение зазора в
подшипниках, для чего отвертывают гайку еще на одно отверстие
замковой шайбы. Дальнейшее увеличение зазора в подшипнике
недопустимо, так как это может привести к преждевременному
износу или разрушению подшипника.
|