Регулировка подшипников колес МАЗ-500

  Главная        Автомобили - МАЗ       Автомобиль МАЗ-500 и его модификации. Конструкция и техническое обслуживание (М. С. Высоцкий, Л. X. Гилелес)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  .. 

 

 

 

Регулировка подшипников колес МАЗ-500



Ступицы задних колес заправляются жидкой смазкой, поэтому при замене смазки ступицы не снимают. Ступицы задних колес смонтированы на сдвоенном коническом и цилиндрическом роликоподшипниках. Сдвоенный конический роликоподшипник// (рис. 79) изготовляется с определенным предварительным натягом, поэтому подшипники задней ступицы в процессе эксплуатации не нуждаются в регулировке.

При изготовлении сдвоенных подшипников на подшипниковом заводе используется селективный подбор их колец для создания необходимой точности сопряжений. Поэтому при монтаже сдвоенных конических роликоподшипников на ступицу необходимо соблюдать их комплектность в соответствии с маркировкой ГПЗ, нанесенной на торцах колец подшипника и наружной поверхности распорного кольца. Использование колец от разных подшипников неизбежно приведет к заклиниванию подшипника или преждевременноК1у его разрушению.

Внутренние кольца сдвоенного конического роликоподшипника смонтированы на кожухе полуоси, а наружное (общее) кольцо устанавливается в гнезде ступицы заднего колеса. Внутреннее кольцо цилиндрического роликоподшипника 15 смонтировано на шейке внутренней чашки колесной передачи, а наружное— также в гнезде ступицы заднего колеса.

Для правильной установки подшипников предъявляются высокие требования к соосности и точности изготовления гнезд ступицы, в которых монтируются наружные кольца подшипников.

Внутренние кольца подшипников задней ступицы при монтаже надежно затягиваются при помощи гайки 12, навернутой на резьбовую часть кожуха полуоси, через внутреннюю чашку колесной передачи и распорную втулку, установленную между внутренними кольцами подшипников. Затяжку гаек подшипников ступиц производят при поднятом домкратом соответствующем колесе и частично разобранной колесной передаче. При этом должно быть слито масло из полости колесной передачи. Гайки 12 подшипников ступиц задних колес следует затягивать с усилием примерно 100 кГ на ключе с воротком длиной 500 мм.

После проверки правильности вращения ступицы гайку надо законтрить. Для этого нужно стопорную шайбу поставить так, чтобы внутренний выступ ее попал в паз кожуха полуоси, а наружный выступ — в паз гайки. Если же выступ находится посередине между пазами гайки, гайку следует затянуть до совпадения паза с выступом на шайбе, затем поставить и затянуть контргайку 14.

Ступицы 4 (см. рис. 75) передних колес смонтированы на двух конических роликоподшипниках и заправляются консистентной смазкой, которую нужно заменять в начале летнего и зимнего сезонов эксплуатации, для чего ступицы снимаются с осей. При демонтаже ступиц, который, рекомендуется производить с помощью винтового съемника, нужно предусмотреть сохранность сальника, для чего следует избегать перекосов ступицы и не вынимать внутреннее кольцо наружного подшипника прежде, чем будет снята ступица.

Демонтированные подшипники и сальники тщательно проверяют. Изношенные сальники и распорные кольца необходимо заменить. Подшипники и внутреннюю полость ступицы промывают, просушивают и заполняют смазкой пространство между роликами и сепаратором подшипников, а также половину объема внутренней полости ступицы. Затем производят подсборку ступицы, для чего запрессовывают наружные кольца подшипников и вкладывают в них внутренние кольца, затем устанавливают на место крышку в сборе с сальником ступицы. Собранную таким образом ступицу надевают на шейку цапфы поворотного кулака и продвигают до упора, используя винтовое приспособление. Далее завертывают гайку 10 подшипников с усилием примерно 30 кГ при длине воротка ключа 400 мм и надевают колесо.

После монтажа ступиц с колесами, а также в процессе эксплуатации автомобиля следует проверять и при необходимости регулировать подшипники ступиц колес. Затяжку подшипников ступиц колес проверяют при поднятом домкратом проверяемом колесе. Тугое вращение колеса возможно не только при чрезмерной затяжке, но и при трении тормозных колодок о барабан. Если подтверждается чрезмерная затяжка колеса или при его покачивании ощущается увеличенный зазор, надо отрегулировать подшипники передней ступицы, для чего произвести следующее:

1. Поднятое домкратом колесо так, чтобы оно не касалось земли, провернуть для проверки легкости вращения, предварительно ослабив гайку подшипников. Причину тугого вращения необходимо выяснить и устранить.

2. Затянуть гайки подшипников с усилием 30 кГ на конце воротка длиной 400 мм, одновременно проворачивая колесо, чтобы ролики подшипников встали на место.

3. Ослабить затяжку, отвернув гайку на 30°, что соответствует расстоянию между соседними отверстиями замковой шайбы, и проверить легкость вращения колеса без ощутимого зазора.

4. Поставить замковую шайбу на место, обеспечив совпадение штифта гайки с отверстием в шайбе, для чего при необходимости надо несколько затянуть гайку.

5. Поставить шайбу контргайки, затянуть последнюю до отказа и застопорить, отогнув шайбу на грань.

Регулировку и затяжку подшипников ступиц нужно проверить на ходу автомобиля по нагреву ступиц. Небольшой нагрев допустим; при этом температура ступицы не должна превышать 60° С, когда рука выдерживает длительное прикосновение. Если нагрев значителен — жжет руку при длительном прикосновении к ступице, на период приработки можно допустить некоторое увеличение зазора в подшипниках, для чего отвертывают гайку еще на одно отверстие замковой шайбы. Дальнейшее увеличение зазора в подшипнике недопустимо, так как это может привести к преждевременному износу или разрушению подшипника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  ..