Смазочная система служит для уменьшения потерь мощности на
трение, отвода теплоты от трущихся поверхностей и удаления из
масла продуктов износа и частиц нагара. Смазка, находящаяся на
поверхности гильзы, колец и поршня, обеспечивает уплотнение
цилиндра.
Рис. 17. Схема смазывания двигателя:
1—манометр (указатель давления масла), 2—трубка подвода масла от
маслораспределительной плиты к масляному фильтру турбокомпрессора,
3—трубка подвода масла к валику коромысел и короМыслам, 4 — трубка слива
масла из турбокомпрессора, 5—трубка подвода масла к турбокомпрессору,
6—масляный фильтр турбокомпрессора,
7—редукционный клапан, 8— трубка подвода масла к коренным и шатунным
подшипникам коленчатого вала, 9— шатун, 10— поршень, 1—пробка, 12—трубка
подвода масла к втулкам промежуточной шестерни и уравновешивающего
механизма, 13 — трубки подвода масла к втулкам большой промежуточной
шестерни, передней втулке распределительного вала, втулкам валика
привода и вертикального валика регулятора топливного насоса, 14—масляный
радиатор, 15— трубка отвода масла из масляного радиатора к центробежному
масляному фильтру, 16— уравновешивающий механизм, 17—передний
маслоприемник передней откачивающей секции масляного насоса, 18—
спускная пробка картера, 19— масломерная линейка, 20— маслопровод от
центробежного масляного фильтра к масляному радиатору, 21—редукционный
клапан масляного насоса,
22 — центральный маслоприемник масляного насоса, 23— спускная пробка с
магнитом, 24—масляный насос, 25—центробежный масляный фильтр, 26—
редукционный клапан, 27—задний маслоприемник задней откачивающей секции
масляного насоса, 28— маслораспределительная плита, 29—главный
маслопровод.
Устройство системы
Смазочная система комбинированной)
типа состоит из масляного насоса 22 (рис. 17) с приводом и
маслопрйемниками 17 и 27, полнопоточного центробежного масляного
фильтра 25, маслораспределительной плиты 28, масляного радиатора
14, манометра (указателя давления масла) 1, маслозаливной
горловины с сапуном, масломерной линейки 19 и маслопроводов.
Масляный насос шестеренчатый,
трехсекционный (рис. 18): две секции откачивающие, одна —
нагнетающая. Откачивающие секции перекачивают масло из переднего
и заднего углублений картера в среднюю, более глубокую ванну.
Нагнетающая секция всасывает масло из среднего углубления
картера и подает его в магистраль.
Каждая секция состоит из пары цилиндрических шестерен,
расположенных в корпусах. Между секциями установлены
разделительные чугунные плиты 6, которые изолируют всасывающие и
нагнетательные полости секций. Ведущие шестерни всех секций
установлены на ведущем валу
3 насоса. Опорами вала служат бронзовые втулки, запрессованные в
переднюю 4 и заднюю 10 крышки насоса. Ведущая шестерня. 14
нагнетательной секции дополнительно соединена с ведущим валом
штифтом, удерживающим вал от продольного перемещения. Ведомые
шестерни 9, И свободно вращаются на неподвижной чугунной оси 12,
запрессованной в заднюю крышку. Крышки, плиты и корпуса 5 и 8
секций соединены между собой шпильками 15 и 16.
К всасывающей полости нагнетательной секции прикреплен
центральный маслоприемник. Корпус 8 этой секции имеет фланец для
крепления насоса к нижней плоскости блока. При установке насоса
канал на привалочной плоскости фланца совпадает с отверстием в
блоке, по которому масло попадает от
нагнетательной секции в масляную магистраль. В корпусе
нагнетательной секции находится предохранительный клапан 17 с
пружиной 18. При достижении определенного давления масла в
нагнетательной полости клапан открывается и перепускает масло в
картер, ограничивая давление, развиваемое насосом. Давление
масла регулируют прокладками 19.
К крышкам насоса прикреплены трубопроводы заднего и переднего
маслоприемников.
Ведущему валу насоса вращение передается через шестерни 2 и 11
(рис. 19) от вала привода 3, который через шлицевую муфту 4
получает вращение от вала 6 уравновешивающего механизма 9.
Шестерни 2 и 11 привода посажены на валы и закреплены штифтами.
Валы 3 и 6 привода вращаются в бронзовых втулках, которые
запрессованы в переднюю крышку масляного насоса 1 и в корпус
уравновешивающего механизма. От осевого смещения вал 6 привода
удерживается упорным кольцом, закрепленным на валу штифтом, а
вал 3 — штифтами
10 в муфте 4.