Конструирование и расчет сельскохозяйственных тракторов (Анилович В.Я.) - часть 37

 

  Главная      Книги - Трактора     Конструирование и расчет сельскохозяйственных тракторов (Анилович В.Я., Водолажченко Ю.Т.) - 1976 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     35      36      37      38     ..

 

 

 

Конструирование и расчет сельскохозяйственных тракторов (Анилович В.Я.) - часть 37

 

15.5. ОПОРНЫЕ КАТКИ

Опорные катки должны обеспечить перекатывание трактора по гусеничной цепи, не допуская соскакивания с цепи, оказывать малое сопротивление перекатыванию и иметь высокую долговечность при работе в грязи и воде. По конструкции различают катки одинарные и двойные; с ободом металлическим, обрезиненными  с резиновыми прокладками; на подшипниках скольжения и качения; с двухопорной и консольной неподвижной и вращающейся осями.

 

Опорные катки современных тракторов вращаются на подшипниках качения. Для обеспечения долговечной работы подшипников особое внимание должно быть обращено на уплотнение и смазку. Наилучшим является торцовое уплотнение из  двух металлических притертых один к другому колец, закрепленных одно в крышке, а другое на лысках оси, прижимаемых пружиной, защищенной резиновым чехлом. Усилие пружины 30—35 кгс. На некоторых американских и японских тракторах применяют уплотнения «Диа-Коун», обеспечивающие по утверждению фирм работу до капитального ремонта без смены и дозаправки масла. Уплотнение состоит из двух колец 3 (рис. 15.26), изготовленных из высоколегированной стали, с конусными торцовыми поверхностями. Поверхности прижимаются одна к другой с силой 30—60 кгс резиновыми О-образными кольцами, зажатыми между двумя коническими поверхностями.

Для смазки подшипников следует применять жидкое масло — автол. Применение жидкой смазки вместо солидола и металлических уплотнений вместо само-поджимных сальников увеличило долговечность подшипников опорных катков трактора ДТ-54 до 10 000—12 000 ч, вместо 800—1000 ч для трактора СТЗ-НАТИ. Система смазки должна предусматривать промывку подшипников, лучше всего струей нагнетаемого масла. Для этого канал в оси делают ступенчатым (рис. 15.27) и масло подают через трубчатый наконечник, образующий с первой ступенью кольцевой проход, по которому выходит грязное масло.

 

Рис. 16.23. Опорный каток трактора с жесткой подвеской

 

 

 

 

 

Рис. 15.24. Опорный каток с консольной осью трактора Т-54:
1 - крышка; 2 — регулировочные прокладки; 3 — конический роликоподшипник; 4 — резиновый чехол уплотнения; 5 — ось катка; 6 — рама тележки; 7 — металлическое кольцо уплотнения; 8 — гайка оси катка

Рис. 15.25. Одинарный опорный каток трактора с эластичной подвеской:
1 — балансир; 2 — ось катка; 3 — торцовое самоподжимное уплотнение; 4 — роликоподшипник; 5 — внутренняя крышка; 6 — каток; 7 — стяжной болт внутренней крышки

Рис. 15.26. Резинометаллическое уплотнение «Диа-Коун»: 1 — ось катка; 2 и 8 — уплотнительные резиновые кольца; 3 — металлическое кольцо с точной торцовой поверхностью; 4 — Резиновое кольцо; 5 — кронштейн оси; 6 — втулка катка; 7 — каток

 

 

 

Рис. 15.27. Схема смазки подшипников катков:
1 — резиновое кольцо; 2 — металлическое кольцо уплотнения; 3 — резиновое кольцо уплотнения: 4 — пружина уплотнения; 5 — конический роликоподшипник; 6 — резервуар для масла; 7 — резиновое кольцо у металлических регулировочных прокладок;
8 — слив грязного масла; 9 — наконечник маслонагнетателя; 10 — кольцевая сливная щель; 11 — маслоотводящий канал; 12 — уступ в канале; 13 — маслоподводящий канал; 14 — стопорный стакан пружины

 

 



Катки отливают из стали 40; 45 и 40СГР. Обод катка закаливают до твердости ИВ 355- 440. При поверхностной закалке следует увеличивать твердость до ИВ 388—477. При снижении твердости до ИВ 300—350 износ обода увеличивается на 10—15%. Оси катков изготовляют из стали 45 с закалкой до твердости ИВ 288 -321.

У быстроходных тракторов ободья катков снабжают резиновыми бандажами. Увеличенное (примерно в 1,5 раза) сопротивление перекатыванию по гусенице, разрушение резины при работе зимой, низкая эффективность при движении по полю исключили применение резиновых бандажей для сельскохозяйственных тракторов общего назначения.

Расчетом определяют размеры обода, оси и подшипников катка.

Ширина обода катка

Для консольной оси нужно проверить жесткость заделки ее. При наличии канавок для выхода шлифовального камня следует учесть соответствующий коэффициент концентрации напряжений. 

 

 

15.6. ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ РОЛИКИ

Рис. 15.28. Поддерживающий ролик:
1 - ступица ролика; 2 — кронштейн; 3 — резинометаллическое торцовое уплотнение; 4 — корпус уплотнения; 5 — ось; 6 — резиновый бандаж; 7 — крышка

 

 

 

При меньшем диаметре может происходить проскальзывание цепи по ободу ролика, сопровождаемое усиленным износом обода и натиранием «лысок» — плоскостей, способствующих прекращению вращения ролика.

С целью снижения шума и увеличения трения гусеничной цепи о ролик (для обеспечения вращения ролика в тяжелых условиях) ролики снабжают резиновыми бандажами-кольцами, зажимаемыми по торцам (рис. 15.28).

Ролики могут устанавливаться на кронштейне и на консольной оси. При установке на консольной оси уменьшается забивание грязью ходовой части и облегчается ее очистка, но требуется ось большого диаметра для исключения ее прогиба и поломки.

Расчет поддерживающих роликов на прочность проводят по утроенной силе давления гусеничной цепи, учитывая этим динамический характер нагрузки:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     35      36      37      38     ..