Конструирование и расчет сельскохозяйственных тракторов (Анилович В.Я.) - часть 26

 

  Главная      Книги - Трактора     Конструирование и расчет сельскохозяйственных тракторов (Анилович В.Я., Водолажченко Ю.Т.) - 1976 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     24      25      26      27     ..

 

 

 

Конструирование и расчет сельскохозяйственных тракторов (Анилович В.Я.) - часть 26

 

 

 

 

ГЛАВА 9 ТОРМОЗА


9.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Тормоза трактора служат для: а) остановки трактора;

б) удержания стоящего трактора на месте; в) обеспечения крутых поворотов (за исключением тракторов 4X4 с тормозами на всех колесах). В соответствии с этим механизм управления тормозами должен позволять тормозить раздельно каждую сторону, обе стороны сразу и фиксировать тормоз в заторможенном состоянии.

 

 

 

 

Для колесных тракторов, используемых на транспортных работах, ориентировочная площадь (см2) рабочих поверхностей тормозов равна

 

 

9.2. КОНСТРУКЦИИ И РАСЧЕТ ТОРМОЗНЫХ МЕХАНИЗМОВ

Тормоза состоят из тормозного механизма и привода. Работу тормозного механизма можно характеризовать, по предложению д-ра техн. наук И. Б. Барского, следующими показателями:

коэффициентом эффективности (внутренним передаточным числом)

 

 

Рис. 9.1. Схемы ленточных тормозов:
1 — регулировочная гайка; 2 — тормозной рычаг; 3 — кулачок; 4 — фиксатор ленты 5 — кронштейн тормозного рычага

 

 

 

 

Тормозные ленты могут работать без накладок не накладками. Накладками служат плетеные из медноасбестовых нитей ленты, колодки, прессованные из мелкорастрепанного асбеста с резиной и металлокерамические. Накладки приклепывают к ленте трубчатыми латунными или алюминиевыми заклепками. Колодки заранее изгибают по радиусу барабана. При приклепывании между колодками оставляют зазор не менее 2 мм для свободного стягивания ленты.

Прессованные, а особенно металлокерамические колодки, увеличивают жесткость ленты, но плохо переносят деформации при затягивании ленты. Чтобы улучшить облегание, увеличивают число колодок до 12—16, а приклепку заменяют шарнирным креплением скобами или выштампованными на ленте выступами.

В отпущенном состоянии между тормозной лентой и барабаном должен быть зазор Л, который для ленты с накладкой равен 2—2,5 мм, без накладки — 1 — 1,5 мм; без накладки, расточенной по внутреннему диаметру, — 0,3—0,5 мм.

Для обеспечения зазора ставят оттяжные пружины. Рабочая нагрузка оттяжных пружин 10—15 кгс (при затянутом тормозе).

Вал тормозного барабана проверяют на изгиб от силы F, а при больших Напряжениях изгиба (σ> 1000 кгс/см2) определяют прогиб.

Колодочные тормоза. Колодочные барабанные тормоза применяют иа колесных тракторах. Обычно ставят тормоза только с внутренними колодками, более компактные и лучше защищенные от грязи.

Тормоз с односторонним закреплением колодок и плавающим кулачком (Рис. 9.2, а) имеет две симметричные колодки 1 и 2, шарнирно прикрепленные

 

 

Рис. 9.2. Схемы колодочных тормозов:
1 — левая колодка; 2 — правая колодка; 3 — тормозной кулачок; 4 — опорный конус; 5 — опорный палец с эксцентриковой шайбой; 6 — гидроцилиндр; 7 — опорный палец-, 8 — регулируемая распорка

 

 

Тормозной момент не зависит от направления вращения. Тормозной момент износ активной и пассивной колодок одинаковы. Кулачок изнашивается неравмерно и выходит из строя быстрее, чем плавающий кулачок. 

 

Тормоз с противоположным закреплением колодок (рис. 9.2, в) имеет колодки и каждая из которых приводится в действие отдельным тормозным гидроцилнндром 6 и качается на диаметрально противоположном опорном пальце. Требуемая сила  нажатия па колодку Р1= Р2 = Р зависит от направления вращения: если колодки активные набегающие,

 

 

колодкой и тормозным барабаном обычно неравномерный: наименьший — 0,3— 0,6 мм у опорного пальца, наибольший — 0,7—1,5 у кулачка (или гидроцилиндра), работоспособность накладки проверяют на удельную мощность трения и температуру нагрева. Колодки могут выполняться сварными из листовой стали 20 толщиной 3—5 мм и литыми из стали или высокопрочного чугуна. Для повышения работоспособности необходимо надежно защищать тормоза от попадания пыли и грязи.

Дисковые тормоза. Преимущества их — компактность, легкость обеспечения герметичности, независимость тормозного момента от направления вращения, отсутствие радиальной нагрузки на вал при симметричных нажимных устройствах.

Тормоз с несимметричным нажимным устройством (рис. 9.3, а) имеет две нажимных колодки, зажимающих диск. Тормозной момент

Дисковый тормоз с самоусилением заклинивающимися шариками (рис. 9.3, в) является наиболее распространенным. При перемещении тяги серьги 8 поворачивают нажимные диски в противоположных направлениях. Под действием тормозного момента один из подвижных дисков 11 прижимается выступом к шпильке и останавливается. Другой диск продолжает поворачиваться и, выкатываясь по шарикам, создает осевую силу. Повороту второго диска помогает момент трения. При этом, если правильно расположить упоры дисков, возникает самоусиление. Когда тягу перемещают вниз и ушки расходятся, упоры должны располагаться против ушек, в обратном случае — со стороны ушек (как показано на рис. 9.3, в).  

 

Рис. 9.3. Схемы дисковых тормозов:
1 — опора; 2 — колодка; 3 — рычаг тормоза; 4 — рычаг колодки; 5 — нажимной диск; 6 — гидроцилиндр; 7 — опорный палец; 8 — серьга; 9 — оттяжная пружина; 10 — неподвижный диск; 11 — подвижный диск; 12 — тормозной диск

 

Сила, необходимая для поворота дисков,
 

Размеры дисков и фрикционных накладок, зазоры и другие данные выбирают так же, как для муфт сцепления. Необходимо предусмотреть установку отторма-живающих пружин. У дискового тормоза с самоусилением тяга должна входить в горловину корпуса с зазором, исключающим ее задевание во время поворота Дисков до упора при прямом и обратном вращении.

Сравнительные характеристики тормозов приведены в табл. 9.3.

 

9.3 Сравнительная характеристика тормозов

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     24      25      26      27     ..