Тракторы ХТЗ-181 и Т-150-05-09-25. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

  Главная      Учебники - Трактора     Тракторы ХТЗ-181 и Т-150-05-09-25. Руководство по эксплуатации 150.00.000-25 РЭ (2013 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1       2         ..

 

 

 

Тракторы ХТЗ-181 и Т-150-05-09-25. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

 

 

 

Данное руководство по эксплуатации предназначено для обеспечения информацией персонала, занимающегося эксплуатацией, обслуживанием и текущим ремонтом сельскохозяйственных тракторов Т-150-05-09-25, ХТЗ-181 и их исполнений. Руководство содержит в себе сведения об устройстве тракторов, меры безопасности, правила эксплуатации, порядок работы и технического обслуживания.

К работе на тракторе могут быть допущены лица, имеющие удостоверение на право управления трактором тягового класса 4-5 и изучившие настоящее руководство по эксплуатации, а также эксплуатационную документацию двигателя, кондиционера-отопителя (* далее по тексту кондиционер) (отопительно-вентиляционного блока), распределителя гидравлической системы и стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

Длительность и безотказность работы тракторов зависит от соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания.

Обращаем внимание на многочисленные правила по технике безопасности, помещенные в эксплуатационной документации, прикладываемой к тракторам. Хотя при разработке тракторов технике безопасности уделялось большое внимание, вероятность несчастных случаев может быть полностью исключена только при понимании и выполнении оператором всех мер предосторожности.

В связи с постоянным совершенствованием тракторов в конструкцию отдельных сборочных единиц и деталей могут быть внесены незначительные изменения, не отраженные в руководстве по эксплуатации.
В руководстве приняты следующие условные сокращения:

ВОМ - вал отбора мощности;

ГСМ - горюче-смазочные материалы;

ЕТО - ежедневное техническое обслуживание;

ЗИП - запасные части, инструмент и принадлежности;

КП - коробка передач;

ОЖ - охлаждающая жидкость;

ТО-1 - техническое обслуживание №1;

ТО-2 - техническое обслуживание №2;

ТО-3 - техническое обслуживание №3;

ТСУ - тягово-сцепное устройство.
 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 6

1.1 Назначение и область применения..............6

1.2 Техническая характеристика..................8

1.3 Краткие сведения об устройстве тракторов.....16

1.4 Органы управления и контрольно-измерительные приборы 20

1.5 Маркирование и пломбирование........26

2 МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ...........28

2.1 Общие положения............28

2.2 Меры безопасности при приемке, транспортировании и

расконсервации.............28

2.3 Меры безопасности при эксплуатации трактора . . . . 29

2.4 Меры безопасности при техническом обслуживании и

устранении неисправностей . . . . . . . . . 33

2.5 Требования пожарной безопасности.......35

2.6 Требования безопасности при буксировании трактора . . 37

3. ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ.........38

3.1 Подготовка трактора к работе.........38

3.2 Правила применения горюче-смазочных материалов и

охлаждающих жидкостей . . . . . . . . . . 39

3.2.1 Общие указания............39

3.2.2 Топливо . . . . . . . . . . . . . . 43

3.2.3 Масла и смазки............44

3.2.4 Охлаждающая жидкость . . . . . . . . . 44

3.3 Подготовка к пуску, пуск и прогрев двигателя . . . . 46

3.4 Движение на тракторе и остановка . . . . . . . 49

3.5 Обкатка трактора . . . . . . . . . . . 51

3.6 Особенности эксплуатации в различных климатических

условиях . . . . . . . . . . . . . . 52

3.7 Буксирование трактора..........54

3.8 Транспортирование и поддомкрачивание.....54

3.9 Рекомендации по подключению магнитолы.....56

4 ПОРЯДОК РАБОТЫ . . . . . . . . . . . 57

4.1 Общие указания . . . . . . . . . . . 57

4.2 Агрегатирование трактора на пахоте . . . . . . 61

4.3 Агрегатирование трактора на бороновании, лущении, культивации и севе зерновых культур . . . . . . . . 63

4.4 Агрегатирование трактора с дисковыми боронами . . .64

4.5 Агрегатирование трактора на уборочных работах . . .65

4.6 Агрегатирование трактора на дождевании и разбрасывании

удобрений . . . . . . . . . . . . . . 65

4.7 Агрегатирование трактора с комбинированным

посевным агрегатом КА-3,6.........66

 

5 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.......68

5.1 Общие указания.............68

5.2 Перечень работ, выполняемых при техническом

обслуживании во время использования трактора . . . 70

5.3 Указания о проведении работ технического обслуживания 76

5.3.1 Обслуживание системы очистки воздуха двигателя . . 76

5.3.2 Обслуживание муфты сцепления.......78

5.3.3 Промывка фильтров, замена фильтрующих элементов и

масла в гидравлической системе коробки передач . . . 79

5.3.4 Проверка зазоров, смазка подшипников карданов и замена

крестовин . . . . . . . . . . . . 87

5.3.5 Замена масла в заднем мосту .......88

5.3.6 Уход за рамой и ходовой системой......89

5.3.7 Порядок использования и обслуживания гидравлической

системы навесного устройства........91

5.3.8 Обслуживание электрооборудования......96

5.3.9 Уход за сиденьями...........102

5.3.10 Использование и обслуживание системы микроклимата

трактора ХТЗ-181..........103

5.3.11 Уход за стеклоочистителями и стеклоомывателем . . 107

5.3.12 Обслуживание пневматической системы . . . . 108

5.3.13 Обслуживание системы подогрева двигателя . . . 109

5.4 Регулировка механизмов и агрегатов......113

5.4.1 Установка силового агрегата .......113

5.4.2 Регулировка приводов управления двигателем . . . . 114

5.4.3 Регулировка муфты сцепления и тормозка.....116

5.4.4 Регулировка механизма блокировки переключения

диапазонов .............120

5.4.5 Проверка работы и регулировка блокировки пуска

двигателя стартером...........120

5.4.6 Регулировка гидравлической системы коробки передач . 121

5.4.7 Регулировка механизмов управления трактором . . . 122

5.4.8 Регулировка зазора в конических подшипниках и контакта

зацепления зубчатых колес главных передач . . . . 126

5.4.9 Регулировка подшипников конечной передачи . . . . 130

5.4.10 Регулировка натяжения гусеницы.......132

5.4.11 Регулировка подшипников опорных катков . . . . 134

5.4.12 Регулировка подшипников направляющих колес . . . 137

5.4.13 Регулировка редуктора ВОМ........137

5.4.14 Регулировка регулятора давления пневматической

системы .. . . . . . . . . . . . . 141

5.4.15 Обслуживание и переналадка навесного устройства . . 142

5.4.16 Установка прицепного устройства.......148

5.4.17 Регулировка автосцепки..........148

 

 

 

5.4.18 Регулировка сиденья тракториста.......150

5.4.19 Регулировка рулевой колонки........150

5.4.20 Регулировка приводов управления агрегатами

трактора ХТЗ-181...........151

5.4.21 Регулировка транспортных фар.......152

6 ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ...........154

6.1 Общие указания.............154

6.2 Подготовка, хранение и снятие с хранения.....154

6.3 Консервация трактора...........156

7 ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ

УСТРАНЕНИЯ..............159

8 УТИЛИЗАЦИЯ ТРАКТОРА, ЕГО СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ

И ОТРАБОТАННЫХ МАТЕРИАЛОВ .......170

9 ТРАКТОР Т-150-05-09-25 С БУЛЬДОЗЕРНЫМ

ОБОРУДОВАНИЕМ .. . . . . . . . . . . . 171

9.1 Назначение трактора Т-150-05-09-25 с бульдозерным

оборудованием .. . . . . . . . . . . . 171

9.2 Основные технические данные........171

9.3 Устройство и работа трактора с бульдозерным

оборудованием.............172

9.4 Меры безопасности............174

9.5 Подготовка к работе...........175

9.6 Порядок работы.............176

9.7 Техническое обслуживание.........176

9.8 Возможные неисправности и способы их устранения . . 176

9.9 Транспортирование, правила хранения и консервация

трактора...............178

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А Заправочные емкости........179

Приложение Б Перечень запасных частей, сменных частей

инструмента и принадлежностей.........180

Приложение В Перечень подшипников трактора . . . . 182

Приложение Г Перечень манжет.........186

Приложение Д Регулировочные показатели......187

Приложение Е Моменты затяжки основных резьбовых

~ 189

соединений...............189

Приложение Ж Рекомендуемые места зачаливания

тяжеловесных грузов трактора Т-150-05-09-25-06 . . . . 190

 

 

 

 

 

1 ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1.1 Назначение и область применения


Гусеничные тракторы Т-150-05-09-25 и ХТЗ-181 относятся к тракторам общего назначения.

Тракторы предназначены для выполнения энергоемких сельскохозяйственных работ: пахоты, сплошной культивации, предпосевной обработки почвы, лущения, дискования, посева и уборки зерновых культур, внесения удобрений с навесными, полунавесными и прицепными машинами.

Отличительная особенность их - высокая энергонасыщенность и универсальность, что позволяет использовать тракторы круглый год в районах с умеренным климатом.

Тракторы отличаются двигателями, ходовой частью, и другими сборочными единицами.

На тракторе Т-150-05-09-25 (рисунок 1) устанавливается V-образный шестицилиндровый двигатель типа ЯМЗ-236 мощностью 129 кВт (175л.с.), каркасная кабина и пружинно-балансирная, четырех-катковая ходовая система.
 

 

 

 

Рисунок 1 - Общий вид трактора Т-150-05-09-25

Рисунок 2 - Общий вид трактора ХТЗ-181


На тракторе ХТЗ-181 (рисунок 2) устанавливается V-образный восьмицилиндровый двигатель типа ЯМЗ-238 мощностью 139,7 кВт (190 л.с.), каркасная кабина и комбинированная пружинно-торсионная пя-тикатковая ходовая система.
 

 

 

Трактор Т-150-05-09-25 изготавливается и поставляется в соответствии с заявкой в следующих комплектациях:

150.00.000-05-09-25 - укомплектован двигателем типа ЯМЗ-236 и трехдиапазонной коробкой передач, оборудован гидравлической системой с соединительными муфтами, задним навесным устройством, задним валом отбора мощности, жестким тягово-сцепным устройством ТСУ-1-Ж, кондиционером кабины;

150.00.000-05-09-25-06 отличается от 150.00.000-05-09-25 наличием бульдозерного оборудования.

Трактор ХТЗ-181 изготавливается и поставляется в соответствии с заявкой как правило в комплектации 181.00.000-30 - укомплектован двигателем типа ЯМЗ-238 и трехдиапазонной коробкой передач, оборудован гидравлической системой с соединительными муфтами, задним навесным устройством, задним валом отбора мощности, жестким тягово-сцепным устройством ТСУ-1-Ж, кондиционером кабины;

Тракторы могут поставляться по желанию потребителя в разных комплектациях, обусловленных наличием или отсутствием сборочных единиц и агрегатов дополнительного оборудования, в том числе и автосцепки.

 

 

1.2 Техническая характеристика

 

 

 Общие данные

 

Двигатель

 

 

Трансмиссия

Муфта сцепления . . . . . Сухая, фрикционная, одно-дисковая, постоянно замкнутая, с гасителем колебаний крутящего момента, управляемая педалью с пневматическим усилителем

Коробка передач . . . . . Механическая, ступенчатая, трехдиапазонная, обеспечивает девять скоростей переднего хода и три скорости заднего хода, с шестернями постоянного зацепления, переключаемая на ходу без разрыва потока мощности внутри диапазона с помощью гидроподжимных муфт, с раздвоением потока мощности на два борта, обеспечивающем поворот трактора, с механизмом блокировки пуска двигателя при включенном диапазоне

Карданная передача к мосту . . Жесткая, открытого типа, с игольчатыми подшипниками

Главная передача . . . . . Коническая, со спиральным зубом

Конечная передача . . . . Одноступенчатый планетарный редуктор

 

 

Гидравлическая система коробки передач

Гидронасос......Шестеренный, двухсекционный

Привод гидронасоса . . . . Шестеренный от двигателя

Максимальная производительность насоса, л/мин, не менее . . . . . 80

Рабочее давление в гидросистеме, соответствующее открытию перепускного клапана, МПа (кгс/см2) . . . . 1,0-1,2 (10,0-12,0)

 

 

 

 

 

Управление трактором

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткие сведения об устройстве тракторов


Остовом тракторов служит швеллерная клепаная рама с поперечными литыми брусьями.

На передней части рамы на резинометаллических амортизаторах установлен силовой агрегат: двигатель, муфта сцепления, коробка передач с коробкой приводов, смонтированных в отдельных корпусах и обра-зующих единый блок. Также впереди установлены радиаторы систем охлаждения и смазки двигателя, гидросистемы коробки передач.

Двигатели тракторов четырехтактные, жидкостного охлаждения и с непосредственным впрыском топлива. Отличаются экономичностью, низким уровнем шума и вибрации, удобством технического обслуживания и ремонта.

Особенности конструкции, правил эксплуатации и технического обслуживания двигателя и муфты сцепления приведены в прилагаемом к трактору руководстве по эксплуатации двигателя.

Система смазки двигателя комбинированная, система охлаждения -жидкостная закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Пуск двигателя осуществляется электростартером.

Для облегчения пуска двигателей в холодное время года на тракторах по заказу потребителя может устанавливаться предпусковой подогреватель "Термо 90SТ".

Муфта сцепления сухая, фрикционная, однодисковая постоянно замкнутая с диафрагменной пружиной вытяжного типа.

Управление муфтой сцепления дистанционное с пневматическим усилителем.

Для обеспечения безударного включения диапазонов коробки передач, в корпусе муфты сцепления установлен колодочный тормозок.

Коробка передач механическая, с шестернями постоянного зацепления и фрикционными гидроподжимными муфтами, с разделением потока мощности на два борта. Обеспечивает девять скоростей движения вперед (три диапазона по три скорости) и три скорости заднего хода (один диапазон) и одновременно выполняет функцию механизма поворота.

Переключение передач на ходу внутри каждого диапазона осуществляется рычагами переключения передач с поворотом золотников распределителей левого и правого борта. При этом безразрывность потока мощности обеспечивается автоматической подпиткой выключенной гидроподжимной муфты. Управление диапазонами и передачами осуществляется отдельными рычагами.

В конструкции коробки передач предусмотрен механизм блокировки, предотвращающий пуск двигателя при включенном диапазоне, а также механизм блокировки, дающий возможность переключать диапазоны только при полностью выключенной муфте сцепления.

В заднем картере коробки передач установлен насос гидравлической системы коробки передач, отключаемый насос гидросистемы навесного устройства и привод механизма включения независимого ВОМ.

Гидравлическая система коробки передач включает в себя следующие основные сборочные единицы: шестеренный насос, распределители переключения передач, перепускной распределитель, бак, фильтры линии

нагнетания, заборные и заправочный фильтры, клапаны поворота и радиатор.

Контроль за работой гидросистемы коробки передач осуществляется по указателям давления, расположенными на щитке приборов в кабине трактора.

Мост и конечные передачи образуют единый блок, жестко закрепленный на задней части рамы трактора.

Подвеска соединяет раму трактора с гусеничным движителем и обеспечивает плавность хода. На тракторе Т-150-05-09-25 подвеска включает в себя четыре пружинно-балансирные каретки (по две на каждый борт), каждая из которых состоит из двух балансиров с опорными катками. Подвеска трактора ХТЗ-181 комбинированная (пружинноторсионная), включающая в себя кроме четырех пружинно-балансирных кареток, дополнительно центральные опорные катки (по одному на каждый борт), индивидуально установленные на торсионах.

Для предотвращения провисания гусениц на тракторе Т-150-05-09-25 установлены четыре поддерживающих ролика (по два на каждый борт), на тракторе ХТЗ-181 - шесть поддерживающих роликов (по три на каждый борт).

В передней части рамы на коленчатых осях установлены направляющие колеса с пружинными амортизаторами и гидронатяжителями гусениц.

Кабины тракторов Т-150-05-09-25 и ХТЗ-181 - каркасные, безопасные, двухместные, установлены на четырех резиновых амортизаторах, герметизированы, термо- и шумоизолированы, оборудованы кондиционером. По отдельному заказу вместо кондиционера может быть установлен вентиляционно-отопительный блок, обеспечивающий вентиляцию кабины с обдувом и обогревом стекол, охлаждение или подогрев воздуха в кабине.

На рулевой колонке расположены приводы управления трактором, с помощью которых: обеспечивается переключение передач, поворот трактора с фиксированными радиусами за счет включения различных передач по бортам, плавный поворот осуществляется за счет полного или частичного выключения гидроподжимных муфт коробки передач, крутой поворот трактора путем затяжки тормоза борта (с радиусом поворота равным колее трактора), экстренная остановка трактора нажатием на обе педали управления тормозами.

В кабине установлены два сиденья: подрессоренное - для водителя, и дополнительное неподрессоренное. Сиденье водителя с гидравлическим амортизатором и мягкими подушкой и спинкой. Регулируется по росту и массе водителя. Дополнительное сиденье нерегулируемое и без спинки.

Сзади кабины, на продольных усилителях, установлен топливный бак. Контроль количества топлива в баке осуществляется при помощи электрического указателя уровня топлива.

 

Для освещения местности и агрегатируемых с трактором машин и орудий на тракторах установлены две передние и четыре задние рабочие фары.

Для обеспечения безопасности движения на тракторах установлены две транспортные фары, имеющие ассиметричное светораспределение при включенном ближнем свете.

На задней части рамы установлен редуктор вала отбора мощности (ВОМ) с независимым приводом. Редуктор ВОМ - двухскоростной, частота вращения выходного вала 540 об/мин или 1000 об/мин (заводская наладка). Привод к редуктору ВОМ осуществляется карданной передачей.

Включение привода ВОМ и управление гидроподжимной муфтой редуктора ВОМ осуществляется соответственно двумя рычагами.

Трактор оборудован гидравлической системой, которая служит для управления навесным устройством, орудиями и рабочими органами агре-гатируемых с трактором машин.

Для агрегатирования с гидрофицированными сельхозмашинами (орудиями) сзади трактора на кронштейне установлены быстросоединяе-мые муфты.

Для агрегатирования с навесными машинами (орудиями) на тракторе установлено навесное устройство с одним силовым гидроцилиндром, управляемым из кабины рычагом распределителя гидравлической системы. Для различных условий работы предусмотрено присоединение орудия к трактору по трехточечной или двухточечной схемам.

Внимание! Не допускается при установке на трактор нижних тяг навесного устройства с крюковыми захватами производить наладку навесного устройства по двухточечной схеме.

Для работы с прицепными машинами и орудиями трактор оборудуется прицепной и упряжной скобами, которые устанавливаются на бугеля крепления нижней оси навесного устройства.

Для снижения трудоемкости агрегатирования с навесными сельскохозяйственными машинами и орудиями на навесное устройство трактора, по заказу потребителя, может устанавливаться автосцепка и её механизм управления фиксатором рамки.

Работа составных частей и систем трактора контролируется контрольно-измерительными приборами: тахометром со счетчиком моточасов; указателем температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя; указателями давления масла: в гидравлической системе коробки передач для каждого борта, в гидравлической системе ВОМ, в системе смазки двигателя; указателем напряжения, контролирующим зарядно-разрядный режим аккумуляторных батарей, работу генератора и преобразователя напряжения; указателем уровня топлива в баке; контрольными лампами и светодиодами засоренности воздухоочистителя и фильтра грубой очистки масла в системе смазки двигателя; дальнего света транспортных фар; аварийной температуры охлаждающей жидкости в си-стеме охлаждения двигателя и аварийного давления масла в системе смазки двигателя.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1       2         ..

 

 

///////////////////////////////////////