Трактор Т-180. Пневмооборудование

 

  Главная      Книги - Трактора     Трактор Т-180 (двигатель Д-180). Руководство по устройству и эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

 

Трактор Т-180. Пневмооборудование

 

 

 

 

ПНЕВМООБОРУДОВАНИЕ
Пневмооборудование трактора предназначено для облегчения управления трактором и навесным оборудованием.

Пневмооборудование (рис. 80) состоит из компрессора с регулятором давления воздуха, ресиверов, сервомеханизмов, тормозной пневмокамеры муфты сцепления, двух тормозных пневмоцилиндров планетарного механизма поворота, предохранительного и обратного клапанов, пневматического двухтонального сигнала с включателем, стеклоочистителей с краном их управления, крана управления навесным оборудованием, манометра и трубопроводов. 

Рис. 80. Пневмооборудование трактора:

 

 

Компрессор

Компрессор (рис. 81) поршневого типа, непрямоточный, двухцилиндровый, одноступенчатого сжатия. Воздух из воздухоочистителя пускового двигателя поступает в цилиндры компрессора через пластинчатые впускные клапаны 31. Сжатый поршнями 2 воздух вытесняется в пневматическую систему через расположенные в головке цилиндров 6 пластинчатые нагнетательные клапаны 7.

Болт 23 и головка 6 охлаждаются жидкостью, подводимой из системы охлаждения двигателя. Жидкость в систему охлаждения

компрессора подается от водяного насоса по трубке 9 в блок цилиндров компрессора и сливается из головки по трубке 25 в подводящую трубу водяного насоса.

Прекращение нагнетания воздуха компрессором в пневматическую систему осуществляется следующим образом.

При достижении в пневматической системе давления воздуха 7,0—7,5 кГ/см2 регулятор давления срабатывает и подает сжатый

 воздух по каналу В в блоке цилиндров под плунжеры 36, которые, поднимаясь, открывают впускные клапаны двух цилиндров, прекращая тем самым подачу воздуха в пневматическую систему, так как воздух получает возможность свободно переходить из цилиндра в цилиндр.

Когда давление воздуха в пневматической системе снизится до 5,5—6,0 кГ/см2, регулятор выпускает воздух из-под плунжеров в атмосферу, плунжеры отпускаются, освобождая впускные клапаны и компрессор снова начинает нагнетать воздух в пневматическую систему.

Система смазки компрессора комбинированная. Масло к трущимся поверхностям компрессора поступает от переднего коренного подшипника двигателя по трубке 13 и задней крышке 10 картера компрессора и через уплотнитель 12 по каналам коленчатого вала 15 к шатунным подшипникам. Коренные шарикоподшипники, поршневой палец 3 и стенки цилиндров смазываются разбрызгиванием

 

 

 

Рис. 81. Компрессор: 1 — шкив; 2 — поршень с кольцами; 3 — поршневой палец с заглушками; 4 — пружина нагнетательного клапана; 5 — пробка нагнетательного клапана; 6 — головка цилиндра; 7 — нагнетательный клапан; 8 — седло нагнетательного клапана; 9 — трубка подвода охлаждающей жидкости; 10 — крышка картера; 11 — пружина уплотнителя; 12 — уплотнитель; 13 — трубка подвода масла; 14 — кольцевая ганка затяжки подшипника; 15 — коленчатый вал; 16 — стопорный болт; 17 — регулировочная муфта шкива; 18 — передняя крышка картера; 19 — сальник коленчатого вала; 20 — передний подшипник коленчатого вала;
21 — шатун; 22 — кронштейн; 23 — блок цилиндра; 24 — трубка отвода воздуха; 25 — трубка отвода охлаждающей жидкости; 26 — трубка подвода воздуха; 27 — шток впускного клапана; 28 — направляющая впускного клапана; 29 — направляющая пружина коромысла; 30 — пружина впускного клапана; 31 — впускной клапан; 32 — пружина коромысла; 33 — коромысло; 34 — гнездо штока впускного клапана; 35 — уплотнительные кольца; 36 — плунжер

 

 

Регулятор давления

Регулятор давления (рис. 82) устанавливают на блоке цилиндров компрессора.

Для увеличения эффективности работы регулятора давления он снабжен двумя фильтрами: один фильтр 12 установлен в месте поступления воздуха из пневматической системы, другой фильтр 15 — в месте входа воздуха из разгрузочного устройства компрессора.

 

 

Pиc. 82. Регулятор давления:
I — кожух; 2 — пружина регулятора; 3 — упорный шарик; 4 — регулировочный колпак; 5 — контргайка регулировочного колпака; 6 — регулировочные прокладки; 7 — выпускной клапан; 8 — впускной клапан; 9 — прокладка клапана; 10 — уплотнительное кольцо; 11 — корпус регулятора давления; 12 — металлокерамический фильтр; 13 — седло выпускного клапана регулятора давления; 14 — шток клапана; 15 — сетчатый фильтр; 16 — пробка фильтра

 

 

Ресиверы
Ресиверы (воздушные баллоны) закрепляются лентами на кронштейнах, приваренных к раме трактора. В нижней части каждого ресивера имеется краник для слива конденсата. 

 

Сервомеханизмы


Сервомеханизмы (рис. 83) служат для пневмосервирования и управления подачей сжатого воздуха в пневмокамеры или пневмоцилиндры.

Сервомеханизм состоит из корпуса 10, плунжера 1. клапана 11. резиновых уплотнительных манжет 3, пружин 7 и 13, гаек 2 и 17, втулок 4, 6, 19 и регулировочных колец 8. Для установки сервомеханизмов имеются специальные кронштейны с клеммовым зажимом. 

 

Рис. 83. Сервомеханизм:

 

 

Пневмокамеры и пневмоцилиндры

Пневмокамера (рис. 84) служит для облегчения выключения муфты сцепления. Она состоит из корпуса 1, крышки 4, диафрагны 2, штока 3 и возвратной пружины 5. Устанавливается пневмокамера на кожухе муфты сцепления.

Пневмоцилиндры (рис. 85) служат для облегчения затяжки лент барабанов остановочных тормозов с одновременным растор-маживанием лент барабанов тормозов прямого хода.

Пневмоцилиндр состоит из корпуса 3, крышки 4 с сальником 6 и фильтром 7, поршня 11 с манжетой 1 и уплотнительным кольцом 2, пружины 8 и штока 10. Пневмоцилиндры устанавливаются на корпусах тормозов. 

 

Предохранительный и обратный клапаны

Предохранительный клапан (рис. 86) служит для предохранения пневматической системы от чрезмерного повышения давления в случае порчи автоматического регулятора давления. Клапан установлен на заднем ресивере и отрегулирован на давление 10— 10,5 кГ/см2.

Обратный клапан (рис. 87) автоматически отключает пневмо-систему аварийного торможения от пневмосистемы трактора в случае ее выхода из строя. Клапан установлен на ресивере аварийного торможения. 

 

 

 

 

 

Рис. 84. Пневмокамера: 1 — корпус камеры; 2 — диафрагма; 3 — шток; 4 — крышка корпуса; 5 — пружины; 6 — болт крепления камеры 

 

Стеклоочистители

Стеклоочистители однощеточные, с плавной регулировкой скорости.

Стеклоочиститель состоит из пневматического поршневого двигателя с клапанным распределением, рычажного механизма с резиновой щеткой и крана управления стеклоочистителем.
Включается стеклоочиститель поворотом против часовой стрелки головки крана, расположенной на щитке приборов.

Вращая головку, можно регулировать скорость движения щетки стеклоочистителя. При вращении головки против часовой стрелки интенсивность работы щетки стеклоочистителя увеличивается, при вращении по часовой стрелке — интенсивность уменьшается. При повороте головки крана вправо до упора стеклоочиститель выключается. 

 

Рис. 85. Пневмоцилиндр: I — манжета поршня: 2 — уплотнительное кольцо; 3 — корпус цилиндра; 4 — крышка; 5 — вилка; 6 — сальник; 7 — фильтр; 8 — пружина; 9 — направляющая штока; 10 — шток; 11 — поршень; 12 — бобышка корпуса

 

 

Рис. 86. Предохранительный клапан: 1-седло; 2 — корпус; 3 — шарик; 4 — пружина; 5 — контргайка; 6 — регулировочный винт; 7 — стержень 

 

Рис. 87. Обратный клапан: I — клапан; 2 — корпус, 3 пружина; 4 — прокладка; 5 -гайка

 

 

Кран управления навесным оборудованием

Кран управления навесным оборудованием (рис. 88) служит для управления работой навесного оборудования (лебедкой бульдозера, скрепера и др.), навешиваемого на трактор. Кран устанавливается в кабине трактора справа от водителя. По договоренности с заказчиком кран управления может устанавливаться с двумя или четырьмя сервомеханизмами (одно- или двухрычажный — соответственно для бульдозера или скрепера). На гидрофицированном тракторе Т-180Г кран не устанавливается. 

 

Пневматический двухтональный сигнал


Пневматический двухтональный сигнал (рис. 89) имеет корпус 3, отлитый из цинкового сплава, и литую крышку 1 из того же материала, между которыми установлены стальные вибраторы 2, перекрывающие входные отверстия 6 штуцеров резонирующих рупоров 4. собранных на общем кронштейне 5, укрепленном в средней части двигателя с правой стороны. Сигнал включают в работу с помощью ножного включателя, установленного на передней стенке кабины. 

 



Рис. 88. Кран управления навесным оборудованием: 1 — рукоятка; 2 — фланец; 3 — корпус; 4 — двухплечий рычаг; 5 — рычаг; 6 — шток сервомеханизма; 7 — сервомеханизм; 8 — выпускная камера; 9 — трубки подвода воздуха; 10 — клеммовый зажим; 11 — трубка отвода воздуха; 12 — смотровое окно для контроля зазора А

 

 

Рис. 89. Пневматический двухтональный сигнал: 1 — крышка; 2 — вибратор; 3 — корпус; 4 — резонирующие рупоры; 5 — кронштейн; 6 — входное отверстие

 

 

Работа пневмооборудования

При работающем двигателе воздух от воздухоочистителя пускового двигателя по трубке 2 (рис. 90) поступает через впускные клапаны в цилиндры компрессора, где сжимается до определенного давления и выталкивается через нагнетательные клапаны в передний ресивер 20. В ресивере воздух охлаждается, при этом пары влаги и масла конденсируются и стекают в нижнюю часть ресивера. Сжатый воздух из переднего ресивера по трубопроводу поступает в задний ресивер 5, затем по отводящей трубке — к манометру 9, к включателю 13 пневматического сигнала. При включении пневматического сигнала 12 по отводящему шлангу сжатый воздух поступает к сервомеханизму 7 муфты сцепления, при срабатывании которого воздух попадает в пневмокамеру 8 муфты сцепления. В ресивере сжатый воздух дополнительно очищается от конденсата влаги и масла.

Воздух из заднего ресивера поступает:

по трубопроводу на регулятор давления 4 компрессора для автоматического поддержания и регулирования давления воздуха в пневмосистеме;

по трубопроводу к сервомеханизмам 14 планетарного механизма поворота трактора, при срабатывании которых воздух поступает через сервомеханизмы 17 аварийной системы торможения на пневмоцилиндры 16;

по трубопроводу в кабину на кран 15 управления навесным оборудованием, при срабатывании которого воздух поступает по трубам на пневмокамеры лебедки навесного оборудования;

по отводящему шлангу на обратный клапан 19, который срабатывает и пропускает воздух в ресивер 18 системы аварийного торможения. Из ресивера аварийного торможения воздух поступает к аварийным сервомеханизмам. При срабатывании аварийных сервомеханизмов воздух поступает одновременно на два тормозных пневмоцилиндра, которые затормаживают оба борта трактора. 

 

УХОД ЗА ПНЕВМООБОРУДОВАНИЕМ

Уход за компрессором

Через 900—1000 часов работы надо снимать головку компрессора для очистки поршней, клапанов, седел пружин, а также для проверки работы и герметичности клапанов.

Клапаны, не обеспечивающие герметичности, необходимо притереть к седлам, а сильно изношенные или поврежденные заменить новыми. Новые клапаны также следует притереть к седлам до получения непрерывного кольцевого контакта при проверке «на краску».
 

 

Рис. 90. Схема пневмооборудований:
1 — трубка отвода воды; 2 — трубка подвода воздуха; 3 — трубка подвода воды к компрессору; 4 — регулятор давления; 5 — задний ресивер; 6 — предохранительный клапан; 7 — сервомеханизм муфты сцепления двигателя; 8 — пневмокамера муфты сцепления; 9 — манометр; 10 — стеклоочистители; 11 — кран управления стеклоочистителями; 12 — пневматический сигнал; 13 — включатель пневмосигнала; 14 — сервомеханизмы планетарного механизма поворотов; 15 — кран управления навесным оборудованием; 16 — тормозной пиевмоцнлиндр; 17 — аварийные сервомеханизмы; 18 — аварийный ресивер; 19 — обратный клапан; 20 — передний ресивер; 21 — трубка подвода масла к компрессору; 22 — компрессор

 

 

 

Проверять состояние уплотнительных колец плунжеров и заменять кольца можно без снятия головки компрессора. Для этого нужно снять патрубок подвода воздуха, вынуть пружину и коромысло. Затем надо поднять гнездо штока вверх и снять его вместе со штоком, после чего вынуть плунжер из гнезда проволочным крючком, введя его в отверстие диаметром 2,5 мм в торце плунжера или подводя сжатый воздух в горизонтальный канал разгрузочного устройства блока цилиндров.

Изношенные уплотнительные резиновые кольца плунжеров заменяют новыми.

Перед установкой плунжеры следует смазать . смазкой ЦИАТИМ-201. Гайки шпилек, крепящие головку, следует затягивать в порядке, указанном на рисунке 91. Затяжку надо производить равномерно, в два приема. Окончательный момент затяжки должен быть в пределах 1,2—1.7 кГм.
 

 

Рис. 91. Последовательность затяжки гаек шпилек крепления головки блока цилиндров компрессора

 

 

Регулировка натяжения ремня компрессора

Для регулировки натяжения ремня компрессора необходимо расшплинтовать стопорный болт регулировочной муфты шкива и отпустить его. Путем поворота регулировочной муфты по резьбе (уменьшая ширину ручья) произвести натяжение ремня так, чтобы при нажатии пальцем посредине ремня с усилием 5—7 кГ стрела прогиба была 20—25 мм.

Для предупреждения заклинивания ремня необходимо через каждые 1/4 оборота регулировочной муфты производить прокручивание шкива компрессора путем поворота коленчатого вала дизеля пусковым двигателем с помощью пусковой рукоятки.

По окончании регулировки необходимо совместить ось стопорной канавки (всего четыре канавки, расположенные на равном расстоянии по окружности регулировочной муфты) с осью стопорного болта, завернуть стопорный болт и зашплинтовать проволокой. 

 

Уход за регулятором давления


Регулятор давления автоматически поддерживает необходимое давление сжатого воздуха в системе путем впуска воздуха в разгрузочное устройство компрессора или выпуска воздуха из него.

При достижении в пневматической системе давления 7,0—

7.5 кГ/см2 регулятор отключает подачу воздуха компрессором, а при снижении давления до 5,5—6,0 кГ/см2 снова включает компрессор.

Если регулятор не поддерживает давление воздуха в заданных пределах, то следует его разобрать, детали промыть в бензине и просушить. Повреждение поверхности шариков и их гнезд недопустимо. Регулировку регулятора производят в такой последовательности:

1. Вращая колпак 4 (рис. 82), добиться, чтобы компрессор включался в работу при давлении 5,5 6,0 кГ/см2. При завинчивании колпака давление увеличивается, при отвинчивании — уменьшается. Колпак закрепляют контргайкой 5.

2. Изменяя количество прокладок 6, получить давление 7,0—

7.5 кГ/см2, при котором компрессор отключается. С увеличением числа прокладок давление понижается, с уменьшением —повышается.

Через 900—1000 часов работы следует промывать в бензине воздушные фильтры регулятора. 

 

Уход за ресиверами

Ежедневно 1—2 раза за смену сливать конденсат из ресиверов. Слив конденсата производится при наличии давления в ресиверах. При работе в холодное время года, во избежание размораживания пневмоснстемы, слив конденсата необходимо производить сразу после остановки трактора.
 

 

Уход за сервомеханизмами и краном управления навесным оборудованием

Уход за сервомеханизмами и краном управления заключается в периодическом осмотре и проверке герметичности, регулировке и очистке их от грязи. Необходимо следить за состоянием уплотнительных резиновых манжет, так как потеря герметичности и попадание грязи во внутреннюю полость сервомеханизма могут привести к прекращению их работы.

При нарушении работы следящих устройств пневмосервнрования (рис. 92) необходимо:

1. Проверить зазор В=-2.5----3,0 мм между плунжером и клапаном. Зазор устанавливается за счет регулировочных колец 8 (рис. 83) при сборке сервомеханизма.

2. Восстановить зазор Л = 0,2 мм передвижением корпуса сервомеханизма при ослабленном клеммовом зажиме. 

 

Рис. 92. Следящее устройство пневмосервирования: 1 — кронштейн; 2 — сервомеханизм: 3 — кулачок; 4 — рычаг; 5 — тяга; 6 — клеммовый зажим

 

 

Уход за пневмокамерой и пневмоцилиндрами

Периодически необходимо проверять герметичность пневмокамеры и пневмоцилиндров. Проверяемое место покрывают мыльной

эмульсией, утечку воздуха обнаруживают по появлению мыльных пузерей.

 

 

Уход за предохранительным и обратным клапанами

Необходимо периодически с помощью мыльной эмульсии проверять герметичность клапанов. Для устранения повышенной утечки воздуха клапаны следует разобрать, тщательно промыть в керосине и просушить.

При технических уходах нужно проверять исправность работы предохранительного клапана. Для этого следует потянуть за стержень клапана; если при этом клапан будет пропускать воздух, то он исправен. Затем надо отпустить стержень, если в этом случае прекратится выпуск воздуха, значит, клапан работает нормально. 

 

Рис. 93. Схема электрооборудования:
1- генератор; 2 — датчик указателя температуры воды; 3 — передняя фара;
4 - лампа освещения приборов; 5 — электродвигатель вентилятора кабины; 6 — указатель температуры воды; 7 — переключатель; 8 — предохранитель биметаллический; 9 — электродвигатель отопителя кабины; 10 — плафон; 11 — задняя фара; 12 — штепсельная розетка; 13 — аккумуляторная батарея; 14 — включатель массы; 15 — включатель; 16 — магнето; 17 — амперметр; 18 — переносная лампа; 19 — подкапотная лампа; 20 — реле-регулятор; 21 — стартер

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..