Трактор Т-180. Система смазки двигателя Д-180

 

  Главная      Книги - Трактора     Трактор Т-180 (двигатель Д-180). Руководство по устройству и эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

 

 

 

Трактор Т-180. Система смазки двигателя Д-180

 

 

 


Система смазки двигателя Д-180 комбинированная. Часть поверхностен трения смазывается маслом, подаваемым принудительно под давлением, создаваемым масляным насосом, часть — разбрызгиванием.

Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, передняя шейка распределительного вала, поршневые пальцы, передняя шейка вала привода топливного насоса и регулятора, втулка вертикального вала регулятора, подшипники большой и малой промежуточных шестерен, передний подшипник водяного насоса, втулки коромысел и шатунные подшипники коленчатого вала компрессора.

Все остальные трущиеся поверхности (гильзы, поршни, кольца, пальцы в бобышках, шейки и кулачки распределительного вала, толкатели с направляющими втулками, шестерни распределения и т. д.) смазываются разбрызгиванием.

Система смазки двигателя Д-180 включает в себя следующие основные механизмы, узлы и приборы контроля: масляный насос с маслоприемниками и приводом, фильтры, радиатор, маслораспределительную плиту, сапун, резервный бак, маслопроводы, манометр и масломерную линейку.

 

 

Рис. 22. Схема смазки двигателя:
1 — фильтр грубой очистки масла; 2 — сапун; 3 — фильтр сапуна; 4 — трубка подвода масла к валикам коромысел; 5 — канал в верхней головке шатуна; 6 — поршневой палец; 7 — канал для подвода масла к верхней головке шатуна; 8 — трубка подвода масла к подшипнику вала водяного насоса; 9 — втулка большой промежуточной шестерни; 10 — трубка, подводящая масло к оси большой промежуточной шестерни; II — трубка подвода масла к переднему подшипнику распределительного вала; 12 — центральный штуцер; 13 — передний маслоприемник; 14 — втулка малой промежуточной шестерни; 15 — канал подвода масла к подшипнику валика привода топливного насоса и регулятора; 16 — трубка подвода масла к коренным подшипникам коленчатого вала; 17 — поддон картера; 18 — канал подвода масла к шатунному подшипнику; 19 — главная магистраль; 20 — центральный маслоприемник; 21 — масляный трехсекционный насос; 22 масломерная линейка; 23 — канал подвода масла от насоса к фильтрам; 24 — трубопровод подвода масла от фильтров к радиатору; 25 — трубопровод подвода масла’ от радиатора к фильтрам; 26 — наружная полость корпуса фильтров; 27 — задний маслоприемник; 28 — кронштейн масляных фильтров; 29 — фильтр тонкой очнстки масла; 30 — маслораспределительная плита; 31 — кожух фильтра; 32 — боковая трубка масляного радиатора; 33 — трубка сердцевины радиатора; 34 — пробка отверстия, соединяющего внутреннюю полость радиатора с атмосферой; 35 — верхний коллектор масляного радиатора; 36 — масляный радиатор; 37 — пластина сердцевины радиатора; 38 — нижний коллектор масляного радиатора; 39 — пробка сливного отверстия масляного радиатора; 40 — трубка подвода масла к втулке оси малой промежуточной шестерни; 41 — подвод масла в поддон картера дизеля из резервного бака

 

 

 

 

 

Масляный насос

Масляный насос (рис. 23) состоит из трех секций: средней 4, нагнетающей масло в систему; передней 6, откачивающей масло из средней части картера в поддон; задней 7, откачивающей масло поддон из задней части картера.

 

Наличие двух откачивающих секций обеспечивает надежность подачи масла к трущимся частям двигателя при любом положении трактора. Секции насоса и отделены друг от друга чугунными шлифовальными плитами 5 и скреплены болтами 12 и шпильками 13. Стальные ведущие шестерни 3 и 10 закреплены шпонками на общем валике 9, который вращается в бронзовых втулках, запрессованных в передней 2 и задней 8.крышках насоса.

Ведомые шестерни 11 и 15 свободно вращаются на оси 14. запрессованной в отверстиях крышек насоса. Валик привода 18 масляного насоса установлен в бронзовой втулке 19, запрессованной в чугунном кронштейне 17, прикрепленном к нижней плоскости блока цилиндров при помощи двух установочных штифтов 16 и четырех болтов, и хвостовик которого свободно вращается в бронзовой втулке передней крышки масляного насоса. Кроме этого, на валике закреплена шестерня 26. входящая в зацепление с шестерней хвостовика ведущего валика масляного насоса. В плитах 5, отделяющих секции насоса, имеются высверленные углубления, разгружающие насос от давления масла, создаваемого во впадинах зубьев шестерен.

В нагнетательной секции 4, насоса имеется редукционный клапан, регулирующий давление в системе смазки. Он состоит из клапана 23, пружины 22 и крышки клапана 25. Регулировка клапана при необходимости производится с помощью прокладок 24. —

Насос крепится к нижней плоскости блока цилиндров при помощи двух установочных штифтов и четырех болтов.

Центральный маслоприемник, а также маслоприемники откачивающих секций насоса снабжены однослойными сетчатыми фильтрами.

Производительность масляного насоса при противодавлении масла 3.2—3,6 кгс/см2 и 1600 об/мин. валика ведущих шестерен не менее 75 л/мин. при температуре масла 80±5°С.

 

 

Масляный фильтры и маслораспределительная плита

В системе смазки двигателя имеются три ленточных фильтра грубой очистки и три нитчатых фильтра тонкой очистки. Монтируются фильтры на общем кронштейне 23 (рис. 24), расположенном с правой стороны двигателя. Каждый из трех фильтров состоит из следующих основных частей: кожуха 10, крышки кожуха 20, наружного ленточного фильтра 15, внутреннего нитчатого фильтра 13, предохранительного шарикового клапана 1, центрального стержня 9 и стяжного винта 18. В местах соединения кожуха с

кронштейном и крышкой в их кольцевые канавки устанавливаются уплотнительные кольца 6 и 11.

Основной частью наружного ленточного фильтра является стальной каркас с гофрированной поверхностью, на которую навивается латунная фильтрующая лента с выпуклостями на одной стороне через каждые 3,6 мм высотою 0,07 мм. Нижнюю часть секции ленточного фильтра образует сборная коробка 7.

 

 

Рис. 24. Масляные фильтры и маслораспределительная плита:
1- предохранительным клапан; 2 — наружная камера кронштейна масляного фильтра; 3 — внутренняя камера кронштейна масляного фильтра; 4 — канал слива масла в картер, 5 —канал подвода масла в масляную магистраль; 6 и 11— уплотнительные кольца; 7 — сборная коробка ленточного фильтра; 8 — нижняя крышка нитчатого фильтра; 9 - центральный стержень фильтра; 10 - кожух
фильтра; 12 — каркас нитчатого фильтра; 13 — набивка нитчатою фильтра; 14 — кожух нитчатого фильтра; 15 — ленточный фильтр; 16 — верхняя крышка  нитчатого фильтра; 17 — крышка; 18 - стяжной винт; 19 — пружина; 20 —крышка кожуха фильтра; 21 — пружина перепускного клапана; 22 перепуск-поп клапан масляного радиатора; 23 — кронштейн фильтра; 24 — пробка спускною отверстия: 25 — маслораспределительная плита; 26 — верхняя камера; 27 — нижняя камера; 28 — боковая камера

 

 

Секция нитчатого фильтра в основном состоит из внутреннего стального каркаса 12 с круглыми отверстиями, обернутого мелкой стальной сеткой, и наружного стального кожуха 14, имеющего мелкие прямоугольные отверстия. Между кожухом и каркасом укладывается фильтрующая нитчатая набивка 13. Сверху и снизу секцию нитчатого фильтра ограничивают крышки 16 и 8 с уплотнительными прокладками. Кронштейн масляных фильтров имеет две отдельные камеры: наружную 2 и внутреннюю 3, которые могут сообщаться между собой через перепускной клапан 22. Обе камеры соединены маслопроводами с масляным радиатором.

В кронштейне на каждый фильтр имеется по два масляных канала. Канал 5, сообщающийся с предохранительным шариковым клапаном 1 фильтра, отводит масло в масляную магистраль после выхода его из ленточного фильтра. Предохранительный клапан открывается в том случае, если фильтры сильно засоряются и давление масла перед фильтрами возрастает. Масло при этом, проходя через предохранительные клапаны, поступает в главную магистраль неочищенным. Канал 4, выходящий под стержень фильтра, отводит масло после выхода его из нитчатого фильтра в картер. Снизу кронштейн имеет отверстие для слива масла, закрываемое пробкой 24.

Маслораспределительная плита 25 имеет три камеры: боковую 28, сообщающуюся со сверленым каналом в блоке, по которому масло поступает из насоса во внутреннюю камеру кронштейна фильтров; верхнюю 26, сообщающуюся с верхним горизонтальным сверленым каналом кронштейна фильтров, по которому очищенное масло из ленточных фильтров поступает в главную магистраль, и нижнюю 21, сообщающуюся со сверленым каналом в блоке, по которому очищенное масло из нитчатых фильтров отводится в картер

 

 

Уход за системой смазки

Для смазки двигателя нужно применять моторные масла: М10В — летом; М8В — зимой.

Уровень масла проверяется на неработающем двигателе с помощью щупа. Уровень масла должен быть не ниже метки «мало» и не выше метки «полный». Заливка масла в картер двигателя производится через отверстие в крышке колпака клапанного механизма, закрываемое сапуном. Доливка масла в картер производится

открытием клапана (рычаг повернуть вперед) резервного масляного бака. Емкость резервного бака — 25 литров. Уровень масла в нем проверяется щупом.

Слив масла из картера производится через отверстие, расположенное в нижней части картера и закрываемое магнитной пробкой.

 

 

Замена масла в картере двигателя и промывка картера


Масло в картере двигателя следует заменять через 200 часов работы двигателя сразу же после работы, пока оно еще горячее, а механические примеси находятся во взвешенном состоянии. Для спуска масла из системы необходимо отвернуть пробки в днище картера, в нижней части кронштейна масляных фильтров, в трубке, подводящей масло от масляного радиатора к фильтрам, и пробку, расположенную в правой стойке масляного радиатора.

Для удаления скопившейся грязи в двигателе систему смазки промывают моторным маслом дизеля, соответствующим сезону. масло в количестве 30 литров заливают в картер двигателя и дают двигателю проработать на средних оборотах в течение 2—3 мин. Показание манометра масла в этом случае должно быть не ниже 1,5 кГ/см2. После остановки двигателя промывочное масло следует спустить из картера двигателя, корпуса масляных фильтров, масляного радиатора и трубки радиатора. После этого в картер двигателя заливается свежее масло, двигатель запускается на 3—5 минут для заполнения маслом фильтров масляного радиатора и масляной магистрали. Затем двигатель останавливается и производится доливка масла до отметки на щупе «полный».

 

 

Уход за масляными фильтрами

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..