Вспомогательное оборудование мотоблоков и мини-тракторов

  Главная       Учебники - Трактора      Мини-тракторы (Бурков В. В.) - 1987 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

 

 

2.2. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО МИНИ-ТРАКТОРОВ

 

 

Вспомогательное оборудование мотоблоков и мини-тракторов

 

 

 

Вспомогательное оборудование служит для улучшения условий труда оператора. К нему относят капот, крылья, обшивку, сидение. На микротракторах применяют подрессоренные сидения, которые имеют подвеску параллелограммного типа (микротрактор TZ-4K-14), в качестве упругого элемента использован пн евмоаморти затор.

Рассмотрим более подробно конкретные примеры общих компоновок с техническими данными современных марок мотоорудий, мотоблоков, микротракторов и микропогрузчиков.

Представленный на рис. 1.12 мотоблок МТЗ-05 является одноосной самоходной машиной, состоящей из двигателя 1, механической шестеренной трансмиссии 5, реверсируемой штанги управления 3 и двух ведущих колес. Четырехтактный карбюраторный двигатель УД-15 имеет мощность 2,9 кВт при частоте вращения 3000 мин-1. В передней по ходу мотоблока части двигателя расположен вентилятор 7 системы воздушного охлаждения. Тут же находится откидной упор 8. Остовом мотоблока являются соединенные между собой картеры двигателя и трансмиссии. Сверху над трансмиссией размещается топливный бак 4 емкостью 6,3 л. Ходовая часть мотоблока включает в себя два ведущих колеса с пневматическими шинами размером 5,90x13. Наибольшая масса орудий, навешиваемых на мотоблок, составляет 30 кг. Мотоблок может агрегатироваться с прицепной тележкой 2, наибольшая масса которой (вместе с грузом) составляет 650 кг. На оба колеса могут устанавливаться дополнительные грузы 6, суммарная масса которых 34 кг. Глубина преодолеваемого мотоблоком брода 0,3 м; наименьший радиус поворота 1 м при ширине колеи 450 мм; максимально преодолеваемый подъем 10° (в агрегате с прицепной тележкой).

Созданный Харьковским ЗТСШ универсальный мотоблок М-3 (см. рис. 1.13) снабжен одноцилиндровым карбюраторным двигателем СД60Б с воздушным охлаждением. Двигатель 4 развивает мощность, равную 1,5 кВт, и имеет удельный расход топлива 680 г/(кВт-ч). Механическая трансмиссия 6 обеспечивает две передачи только вперед и включает в себя многодисковое сцепление, работающее в масляной ванне. На передней крышке 10 корпуса трансмиссии установлен зависимый вал отбора мощности 9 с рычагом включения 11, а снизу крепится корпус 7 вертикального приводного вала к главной конической передаче ведущего моста 8. Ведущие колеса снабжены пневматическими шинами. Штанга управления 3 не реверсируется; рычаг переключения передач 2 расположен справа, а воздушный фильтр двигателя 5 — слева по ходу мотоблока. В верхней части мотоблока (над трансмиссией) расположен топливный бак 1. С мотоблоком М-3 агрегатируются 12 первоочередных орудий: почвенная фреза, прицепная тележка, окучник-выкопщик, косилка фронтальная, грабли фронтальные, борона, опрыскиватель, культиватор, насосная установка, снегоочиститель, однокорпусный плуг и емкость для перевозки жидкостей.

Предприятия машиностроительной промышленности страны наладили серийный выпуск однотипных мотоблоков МБ-1 «Нева» и МБ-1 «Луч», причем на 1985 г. был запланирован выпуск 35 тыс. таких мотоблоков [18]. Мотоблок (см. рис. 1.14) имеет небольшие размеры и прост по конструкции. В верхней части мотоблока на раме 10 расположены двигатель 5 с топливным баком 6, клиноременная передача 4 от двигателя к редуктору 14 цепной передачи с рукояткой переключения 13, штанга управления 1 и прицепная скоба 12. Сзади на мотоблок устанавливается сошник 11. Используется четырехтактный карбюраторный одноцилиндровый двигатель ДМ-1 с принудительной воздушной системой охлаждения 8. Мощность двигателя 3,7 кВт. Роль сцепления в трансмиссии выполняет натяжное устройство клиноременной передачи, один из ремней которой обеспечивает движение передним ходом, а другой — задним. Управление дроссельной заслонкой осуществляется рычагом 3. Цепной редуктор 14 трансмиссии имеет две передачи переднего хода: рабочую и транспортную. В ходовой части применена неразрезная ось ведущих колес. Колеса с пневматическими шинами размером 4,00x10" могут заменяться либо цельнометаллическими колесами с развитыми грунто-зацепами, либо почвенной фрезой. Штанга управления 1 с расположенными на ней рычагами 2 и 15 регулируется по высоте. Увеличение сцепной массы достигается балластированием мотоблока съемными грузами, которые навешиваются на специальный штырь в передней части рамы. Этот же штырь используется для навески фронтальной косилки с шириной захвата 110 см, которая имеет клиноременный привод. Прицепная скоба 12 со шкворнем расположена на раме сзади и предназначена для крепления или дышла прицепной самосвальной тележки с двухместным сидением, или пассивных сельскохозяйственных
орудий. В передней части мотоблока прикреплена к раме ручка 7, а грязеЕой щиток 9 расположен горизонтально. Навесные и прицепные орудия, входящие в комплект мотоблока, могут выполнять различные работы на приусадебных участках: вспахивать борозды, окучивать и выкапывать корнеплоды, косить траву, опрыскивать растения, вести полив, перевозить удобрения и мелкие грузы, дробить корма, бурить неглубокие скважины для столбов ограждения и подпитки плодовых деревьев, очищать от снега дороги и дворы, осуществлять привод циркулярной пилы и электрогенератора.

Работающий с мотоблоком человек не нуждается в специальной подготовке, однако эксплуатация каждого из перечисленных орудий требует определенных навыков. Для смены навесных орудий затрачивается от двух до десяти минут, причем монтажные и демонтажные работы могут выполняться только одним человеком. Мотоблоки могут использоваться для работы в защищенном грунте и в горном земледелии с креном до 8°, в том числе при возделывании чая и субтропических культур.

Розничная цена мотоблока МБ-1 с пневмоколесами 580 руб. В комплект входит набор фрез для рыхления почвы. Остальные орудия продаются за дополнительную оплату: плуг — 142 руб., сенокосилка — 200 руб., а самосвальная прицепная тележка — 300 руб. [18].

Мотокультиватор МК-1 «Крот», внешний вид которого представлен на рис. 1.15, имеет цену 275 руб. в комплекте только с одним рабочим органом — почвенной фрезой. Применение МК-1 особенно эффективно на тяжелых глинистых почвах, так как фреза диаметром 320 мм, обладая большим вращающим моментом, хорошо измельчает почву. Намечается разработать дополнительные приспособления, расширяющие сферу использования мотокультиватора и мотофрезы [21].

МК-1 «Крот» состоит из рамы 14, на которой установлены двухтактный карбюраторный двигатель 7 с принудительным воздушным охлаждением, цепной редуктор 11, штанга управления 17 с рукоятками 1 и 4, рычаги транспортировочных колес. Единственный цилиндр 16 двигателя отклонен от продольной оси мотокультиватора на 40°. Ручной стартер совмещен с вентилятором 10 двигателя и расположен с левой по ходу стороны мотоблока. В верхней части над двигателем расположен топливный Гак 6 емкостью 1,5 л, прикрытый капотом 5. В передней

части двигателя установлены воздушный фильтр 8 и бензокран 9.

На рабочем (выходном) валу 12 цепного редуктора 11 установлены ножевые звездочки 13 почвенной фрезы (от 2 до 4). Дополнительно могут быть установлены еще две ножевые звездочки. Соответственно ширина обработки почвенной фрезой составляет от 33 до 58 см, а с дополнительными ножевыми звездочками — до 83 см. Вращающий момент почвенной фрезе передается от коленчатого вала двигателя через клиноременную передачу (передаточное число 2,77), прикрытую кожухом 15, к входному валу цепного редуктора, а далее — от ведущей звездочки редуктора к ведомой — через цепь (передаточное число 8). Частота вращения рабочего вала редуктора 85 мин-1.

Роль механизма сцепления в трансмиссии выполняет клиноременная передача, натяжной ролик которой управляется специальным рычагом 18, находящимся на правой рукоятке штанги управления 17. На левой рукоятке 4 штанги расположен рычаг 3 управления дроссельной заслонкой карбюратора. Для остановки двигателя служит кнопка 2 «стоп». Часовой расход топлива мотокультиватором— не более 1,2 кг/ч.

Внешний вид мотоблока «Кутаиси Супер-600» с прицепной тележкой, экспонированного на выставке «Сельхозтехника-84», представлен на рис. 1.16. Мотоблок имеет переднее расположение двигателя 15. Двигатель АЛН-33ОВ — четырехтактный, карбюраторный, с вертикально расположенным цилиндром; он оборудован воздушной системой охлаждения с принудительным движением воздуха. Мощность двигателя 5,1 кВт при частоте вращения 3600 мин-1. В передней части двигателя установлен ручной стартер с рукояткой 14, совмещенный с маховиком-вентилятором 12. От возможных ударов двигатель спереди предохраняется специальной дугой 13, над двигателем установлен капот 11.

Картер двигателя соединен с картером механической трансмиссии 16, включающей в себя сухое конусное сцепление, механическую коробку передач (с реверсированием на всех передачах), червячную главную передачу, а также механизм отключения колес в виде шариковых муфт, что облегчает осуществление поворотов агрегата. Вал отбора мощности (ВОМ) расположен сзади и включается принудительно. В корпусе ползунов управления коробкой передач и ВОМ имеется предохранительное устройстве; которое делает невозможным одновременное включение заднего хода и ВОМ, что обеспечивает безопасность оператора при работе с мотоблоком. Ходовая часть — с пневматическими шинами или металлическими колесами (по специальному заказу). Размер шин 4,00х 10". Штанга управления 8 реверсируется на 180° (см. рис. 1.8, г) и может регулироваться по высоте.

Низкое расположение центра тяжести мотоблока позволяет использовать его на склонах значительной крутизны, а шлейф из двенадцати орудий и приспособлений (навесных и прицепных) — выполнять практически все виды сельскохозяйственных работ на поле и приусадебных участках. Цена мотоблока 3259 руб. в комплекте с орудиями.

Познакомимся подробнее с общей компоновкой микротрактора «Раба-15», внешний вид которого представлен на рис. 1.17. Микротрактор имеет шарнирно сочлененную раму и четырехколесную ходовую часть, причем все колеса ведущие. Такая конструкция обеспечивает хорошую маневренность и проходимость микротрактора. Двигатель 10 установлен на передней полураме и закрыт сверху капотом 7. В передней части моторного отделения имеется воздухозаборник 8 системы воздушного охлаждения двигателя, а в его передней части расположен глушитель 9.

Оператор располагается на сидении 1, находящемся на задней полураме, сочлененной с передней полурамой шарнирным соединением 11. Одна полурама относительно другой может поворачиваться вокруг вертикальной оси на 90°, а вокруг горизонтальной, совпадающей с продольной осью машины, — на 11° в обоих направлениях. Рулевой механизм, производящий поворот одной полу-рамы относительно другой, имеет либо гидравлический, либо механический привод, который связан с рулевым колесом 2. Перед водителем находятся также распределитель 3 гидросистемы, рычаг 4 управления ВОМ, щиток приборов 5.

Тормозные механизмы всех колес колодочные с механическим приводом: к задним колесам — от ножной педали, к передним — от ручного рычага 6. Тормоза передних колес являются стояночными, для чего рычаг 6 имеет фиксирующее устройство. Размер шин 6,00 X16". Находящийся перед водителем распределитель 3 шлангами 12 связан с силовым гидроцилиндром 13, воздействующим на навесную систему 15 микротрактора. Над передними и задними колесами установлены грязевые щитки 14.

Над механической трансмиссией, включающей сухое однодисковое сцепление, механическую коробку передач и ведущие мосты с главными передачами и колесными редукторами, расположен двухкамерный бак, вмещающий 11 л дизельного топлива и 6 л масла гидросистемы.

Микротрактор пригоден для работы на склонах крутизной до 25°, его максимальная скорость до 18 км/ч и минимальный радиус поворота 1,9 м (при ширине колеи 700 мм). Осевая нагрузка на передний мост 57 кН, на задний — 3 кН.

Общее устройство микропогрузчика рассмотрим на примере «Бобкет-43», представленного на рис. 1.21. Микропогрузчик имеет компоновку, наиболее полно отвечающую его целевому назначению. Так, высокая в плане компактность микропогрузчика характеризуется крайне малой его общей длиной и общей шириной, а также колесной базой и шириной колеи колес. Эта площадь в принятой компоновке машины практически определяется только размерами рабочего места оператора, включающего органы управления и панель 1 контрольных приборов внутри кабины 3. На панели приборов установлены вольтметр, счетчик моточасов, указатель температуры двигателя, предохранители, замок зажигания и сигнальные лампы.

Оператор входит в кабину спереди через открытый проем 29 и размещается на регулируемом сидении, откуда ему обеспечен хороший обзор рабочей зоны. Удобство входа оператора повышается наличием ручки 28. Оператор застегивает ремни безопасности 26 и опускает защитный упор 27, фиксируя им свое положение в кабине. Опускаясь, защитный упор снимает блокировку педалей управления подъемными рычагами 25 микропогрузчика. В своем нижнем положении защитный упор предотвращает в случае аварии выпадание оператора вперед через открытый проем кабины. Сама кабина вместе с сидением может откидываться вверх, поворачиваясь вокруг шарнира 5. При этом открывается свободный доступ к трансмиссионному отделению 22, расположенному в нижней части микропогрузчика под полом кабины, что упрощает техническое обслуживание находящихся там узлов и

трубопроводов основной и вспомогательной гидросистем, а также конечных передач.

В задней части микропогрузчика над моторным отделением на кабине в гнезде 2 располагается фара заднего света. За спиной оператора и частично под ним размещается моторное отделение, защищаемое сзади поворачивающейся на шарнирах 6 массивной дверью 9, выполненной из стального листа толщиной 3,5 мм. Эта дверь предохраняет узлы, находящиеся в моторном отделении, от повреждения при наездах, а ее повышенная масса благоприятствует устойчивости микропогрузчика при подъеме груза. В верхней части моторного отделения располагается топливный бак емкостью около 25 л (из расчета на дневную выработку). Заливная горловина бака 4 вынесена на левую сторону погрузчика. Тут же, несколько ниже, находится водяной радиатор 7 системы охлаждения трехцилиндрового дизеля фирмы «Кубота». Сам дизель 10 размещен в нижней части моторного отделения, а левее его расположена аккумуляторная батарея 13. Там же находятся изолированный бак 12 объединенной гидросистемы микропогрузчика и легкоразборный масляный фильтр 11, задерживающий частицы загрязнителей размером до 3 мкм. В двигателе в основной и во вспомогательной системах гидропривода, а также для смазывания конечных (бортовых) передач используется один сорт масла. В средней части моторного отделения находится искрогаситель 8, который предотвращает возможность возникновения пожара, особенно при работе микропогрузчика в закрытых помещениях.

Ходовую часть микропогрузчика составляют четыре ведущих колеса 15, имеющие на ободе 17 обычные или широкопрофильные шины. Колеса не имеют подвески: они жестко прикреплены к корпусу машины, а необходимая плавность хода микропогрузчика обеспечивается за счет деформации шин. Гидрообъемный реверсируемый привод 16 колес левого и правого бортов машины осуществляется через цепные конечные передачи от двух гидромоторов, питаемых от гидронасоса, соединенного с дизелем. Оператор с помощью двух рычагов 30 управляет скоростью и направлением вращения отдельно колес левого и правого борта машины, обеспечивая тем самым не только необходимую скорость и направление движения машины, но и ее поворот (см. рис. 1.8, з), причем в том случае, когда колеса левого и правого бортов вращаются

в разные стороны, поворот на 360° осуществляется практически вокруг вертикальной оси, проходящей через центр тяжести машины, и в пределах ее собственной длины. Описанная система гидрообъемного привода и управления обеспечивает, таким образом, микропогрузчику исключительные подвижность и маневренность, особенно внутри помещений, недоступных обыкновенным машинам. Необходимо отметить, что последнему в немалой степени способствует весьма короткая колесная база машины, составляющая всего 722 мм.

В передней части микропогрузчика располагается сцепное устройство 21, а на подъемных рычагах 25 устанавливается ковш 19 (20 — открытая его сторона) грузоподъемностью около 270 кг. Гидроцилиндры 24 вспомогательной гидравлической системы 23, воздействуя на подъемные рычаги 25, поднимают ковш 19 на высоту до 2,3 м, обеспечивая этим его разгрузку. Другие концы рычагов 25 и гидроцилиндров 24 шарнирно закреплены на стойках 14. Представленный на рис. 1.21 ковш может быть легко заменен другими рабочими орудиями, выполняющими различные технологические операции (см. гл. 6).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..