Минитрактора, выпускаемые в СССР и других странах

  Главная       Учебники - Трактора      Мини-тракторы (Бурков В. В.) - 1987 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 


1.2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИНИ-ТРАКТОРОВ ЗА РУБЕЖОМ И В СССР

 

 

Минитрактора, выпускаемые в СССР и других странах

 

 

В настоящее время в стране развернуты широкие работы по созданию современных конструкций минитракторов, большая группа моделей которых отнесена к товарам народного потребления. Разработку и освоение производства мотоблоков осуществляют Минский тракторный завод (рис. 1.12, см. вклейку), Харьковский завод тракторных самоходных шасси (рис. 1.13, см. вклейку) [20] и предприятия машиностроительной промышленности (рис. 1.14 и 1.15, см. вклейку). Для обработки личных участков площадью 0,04—0,1 га в стране подготавливается производство мотокосилки «Серна». Мотокосилка экономична: за 1 ч работы ею можно обработать
0,2 га, израсходовав при этом не более 1,1 кг смеси бензина А-76 с моторным маслом М-8А. Со второй половины 1986 г. предприятия машиностроительной промышленности начинают выпуск на базе мотокультиватора МК-1 мотоблоков МК-2, предназначенных для использования на личных садовых участках. В отличие от МК-1 мотоблок имеет двухколесную ходовую часть с регулируемой колеей. В редукторе МК-2 имеется передача заднего хода. Прицепная тележка позволяет перевозить грузы массой до 200 кг. Навесная косилка имеет ширину захвата 80 см. Навесной водяной насос, окучник, ротор для прополки, диски для защиты растений — вот перечень дополнительных орудий, которые окажутся полезными для садоводов. Выпуск мотоорудий и мотоблоков производят также машиностроительные предприятия городов Пермь, Каунас, Уфа и др. [16, 18, 19, 21 ].

Кутаисский завод мотоблоков (Министерство сельскохозяйственного и тракторного машиностроения СССР) по лицензии с фирмой «Гольдони» (Goldoni, Италия) осваивает выпуск 35 тыс. мотоблоков в год серии «Кутаиси Супер-600» [14 ] Внешний вид такого мотоблока представлен на рис. 1.16 (см. вклейку). В 1986 г. Петропавловский завод малолитражных двигателей начал выпуск мотоблоков М-03 «Пчелка», имеющих двигатели мощностью 2,2—3,7 кВт. «Пчелка» может обрабатывать почву, косить траву и перевозить до 350 кг грузов 2.

Особенно показательным является эффективное использование мини-тракторов в сельском хозяйстве ВНР, в котором приусадебное мелкотоварное производство, как и в СССР, дает примерно одну треть всего сельскохозяйственного производства, одну пятую сельскохозяйственной товарной продукции, поступающей в торговое обращение. Эти приусадебные и мелкие хозяйства играют огромную роль в формировании жизненного уровня населения ВНР, быстро и гибко реагируют на меняющуюся конъюнктуру рынка, оказывая дополнительную помощь крупным хозяйствам. В своем производственном цикле приусадебные и мелкие хозяйства все шире используют средства малой механизации, в частности мотоблоки собственного производства, предусмотренные введением в 1980 г. программы «Роби» (Robi).

 

 

 

Рис. 1.10. Мотоблок СОТ с металлическими колесами (Масса 280 кг, мощность двигателя 2,2 кВт, трансмиссия цепная):
1 — рукоятка тяги механизма раздельного выключения ведущих колес; 2 — кнопка; 3 — тормозной рычаг; 4 — рычаг включения муфты сцепления; 5 — рычаг регулирования высоты прицепа; 6 — передние кронштейны рамы; 7 — опорный брус; 8— рукоятка управления трактором

 

 

 


Первоначально производство машин семейства «Роби» осваивалось с помощью французской фирмы «Мотостандарт» (Motostandardt) путем последовательного выпуска крупных партий мотоблоков французской марки, двигатели к которым также закупались во Франции. Но, начиная с 1983 г., на мотоблоки «Роби-151» стали устанавливать более мощные (4 кВт) двигатели венгерского производства.

Семейство «Роби» состоит из четырех базовых моделей («Роби-54», «Роби-55», «Роби-151» и «Роби Рекорд-151»), выпускаемых предприятием «Сельмаш-Веспрем» (Veszp-remi Mezogep, Венгрия) в виде почвенных мотофрез и многочисленных дополнительных агрегатов и приспособлений, присоединяемых к базовым машинам. Эти машины сконструированы с учетом запросов в первую очередь приусадебных и подсобных хозяйств, небольших садов и виноградников. Выпуск мотоблоков составляет 25 тыс. в год.

Производством мотоблоков в других социалистических странах заняты предприятия: «Фортшритт» (Fortschritt, ГДР), «Агрострой Ичин» (Agrozetem Jicin, ЧССР), «Предом-Меско» (Predom-Mesko, ПНР) и др. Машиностроители ЧССР, например, планируют довести к 1990 г. выпуск мотоблоков до 35 тыс. штук в год. В ЧССР подготавливают к производству новые конструкции: систему мотоблоков УНИ (UNI) и мотоблок «Вари» (Vari). ^Первая из них использует двигатель мощностью 3,2 кВт. и 16 типов агрегатируемых орудий, а второй —двигатель мощностью 5,15 кВт и 23 типа орудий [25].

За последние годы машиностроители ВНР создали конструкцию и освоили производство микротрактора «Раба-15» (рис. 1.17, см. вклейку), а тракторостроители ЧССР в течение более двух десятков лет выпускают

 

микротракторы на заводе «Агрострой Простеев» (Agro-zetem Prostejov, ЧССР): Т-4 К-12-1, Т-4 К-14 и TZ-4K-14. Последние из них изготавливаются в количестве 290 шт. в год и поставляются в СССР и ГДР. В дальнейшем в ЧССР в мощностной категории 10—15 кВт подготавливается внедрение нового микротрактора МТ8-050, оснащенного предохранительной кабиной для оператора, полуавтоматической сцепкой и другим современным оборудованием. Шлейф этого микротрактора составляет 20 видов агрега-тируемых орудий, а их годовой выпуск должен достичь 5000 комплектов. В ЧССР намечено также осуществить производство другого нового типа микротрактора МТ8-070 мини, имеющего двигатель мощностью 8 кВт и агрегатируемого с девятью типами навесных и прицепных орудий. Годовой выпуск этих машин будет составлять 3 тыс. шт. [25].

В начале 1983 г. на Гомельской областной выставке демонстрировался микротрактор АМЖК-8 с колесной формулой 4x2; опытная партия была изготовлена вместе с набором сельскохозяйственных орудий на производственном объединении «Гомсельмаш» . Микротрактор оборудован двигателем мощностью 5,9 кВт и предназначен для личных подсобных хозяйств. Гидронавесная система и два вала отбора мощности, раположенные спереди и сзади, позволяют микротрактору работать с орудиями, имеющими активные рабочие органы. Для его агрегатирования разрабатываются 36 видов навесного и прицепного оборудования, причем комплектоваться ими он будет по желанию заказчика.

На Харьковском заводе тракторных самоходных шасси в 1982 г. создан универсальный микротрактор «Малыш», который при оборудовании соответствующими приспособлениями может вести механизированную рубку, вывозку хлыстов и хвороста, подготовку почвы и посадку молодых деревьев. У «Малыша» передние и задние колеса выполнены ведущими, его шарнирная и высокорасположенная рама, а также мощный двигатель обеспечивают хорошую проходимость и маневренность агрегата. Кроме лесотехнической модели микротрактора на заводе создана модель, предназначенная для механизации основных процессов в тепличных хозяйствах. Для этой цели используются следующие орудия: роторный копатель, фреза, виброборона, вакуумная сеялка, междурядный культиватор, приспособления для внесения удобрений.

Американская фирма «Кейс» (Case) в 1970-х гг. разработала типоразмерный ряд микротракторов, состоящий из шести моделей: 107, 117, 220, 222, 442 и 444, основные технические данные которых приведены в табл. 1.4. Все эти микротракторы рассчитаны на возможность их управления подростками (рис. 1.18, см. вклейку) и женщинами (рис. 1.19, см. вклейку).

Карбюраторные четырехтактные двигатели этих микротракторов имеют мощность от 5,2 до 10,3 кВт и для упрощения управлением обеспечены запуском от электрического стартера, работающим от напряжения 12 В. Трансмиссии на всех моделях выполнены гидрообъемными, кроме модели 107, на которой применяется механическая шестеренная коробка передач. Использование бесступенчатых гидропередач резко упрощает управление агрегатом при движении как передним, так и задним ходом. Емкость бензобаков на моделях 107 и 117 составляет 3,8 л, а на остальных — 11,4 л.

Особенность ходовой части всех моделей состоит в применении задних ведущих колес большего диаметра, чем передние, которые являются управляемыми. На микротракторах используются рулевые механизмы типа «шестерня и сектор» и тормозные трансмиссионные системы ленточного типа. Колесная база моделей 107 и 117 составляет 107 мм, остальных — 117 мм. Скорость движения микротракторов плавно изменяется от 0 до 10— 12,5 км/ч. У всех моделей агрегатирование с прилагаемыми орудиями производится с помощью механической сцепки.

В 1986 г. появились сообщения [24] о создании японской фирмой «Кубота» (Kubota) серии микротракторов мощностью 8; 9; 10,3; 11,2; 11,7; 12,7 и 14,2 кВт. Все микротракторы имеют близкую конструкцию, оборудуются либо механической, либо гидрообъемной трансмиссией с двумя или четырьмя ведущими колесами. Наиболее мощная модель микротрактора В-820 оснащена трехцилиндровым дизелем мощностью 14,2 кВт при частоте вращения 2600 мин-1. Вся эта мощность может быть реализована на микротракторе через вал отбора мощности. Микротрактор с гидрообъемной трансмиссией

оборудован гидронасосом с подачей 22,7 л/мин, что обеспечивает работу агрегата с различными орудиях», в. том числе с фронтальным погрузчиком. Микротрактор с Механической трансмиссией имеет девять передач ререднего хода и три — заднего, в том числе шесть передач в основном рабочем диапазоне при скорости до 8,5 км/ч. Сухая масса микротрактора 710 кг, емкость топливного бака увеличена до 20 л, что сокращает потери времени на заправку. В ЧССР создан новый микротрактор МТ8-070, который в сочетании с полным набором сельскохозяйственных орудий, а также прицепной одноосной тележкой грузоподъемностью 400 кг предназначен для использования в личных хозяйствах.

Необходимо отметить, что за последние годы получают распространение, в частности в Японии, четырехколесные мотоциклы, сочетающие в себе элементы конструкций мотоциклов и автомобилей. Фирма «Судзуки», например, выпускает машины с четырехтактными двигателями мощностью 6,1; 12,5; 14,7 и 16,9 кВт при частоте вращения от 6000 до 8500 мин-1. Представленный на рис. 1.20 (см. вклейку) четырехколесный, мотоцикл «Судзуки-ЬТ125» имеет мощность двигателя 6,1 кВт л следующие габаритные размеры: длину 1960 мм, ширину 950 мм и высоту 980 мм. Оператор размещается в средней части на сидении мотоциклетного типа. Руль также мотоциклетного типа, он имеет рулевой привод к обоим передним колесам. В задней и передней части мотоцикла имеются грузовые площадки, на которых могут закрепляться перевозимые мотоциклом грузы. Кроме того, четырехколесный мотоцикл может работать с прицепной тележкой, буксировать тросом бревна, хворост и бруски, работать с другими сельскохозяйственными и коммунальными орудиями.

Таким образом, эти четырехколесные мотоциклы можно рассматривать как еще одну появившуюся функциональную разновидность мини-тракторов (микротракторов).

Разработанный еще в 1958 г. для облегчения удаления навоза, на птицефермах малогабаритный погрузчик «Боб-кет» (Bobcat), выпуск которого был налажен бельгийской фирмой «Кларк Бобкет Юроп» (Clark Bobcat Europe), являющейся отделением многонациональной фирмы «Кларк Эквипмент» (Clark Equipment Corp., США), быстро доказал свои преимущества. В настоящее время этот микропогрузчик (рис. 1.21) кроме сельского хозяйства используется на предприятиях многих других отраслей:

на строительстве, в лесоводстве, при ремонте дорог, в промышленности, при разгрузке и погрузке крытых железнодорожных вагонов, в распределении грузов на морских и речных судах и т. д. Разработанные на единых принципах в шестнадцати основных моделях (среди которых имеются и более крупные модификации) эти погрузочно-разгрузочные машины «Бобкет» используются более чем в 70 странах мира.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.21. Микропогрузчик «Бобкет-443» (Бельгия): а — общий вил микропогрузчика спереди справа; б — вид сзади слева с открытой дверью моторного отделения; в — посадка оператора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..