ТРАКТОР ДТ-75М. УСТРОЙСТВО И РАБОТА СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ТРАКТОРА
ТРАКТОР ДТ-75М.
МЕХАНИЗМЫ И СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЯ А-41
Блок-картер двигателя А-41
Блок-картер является остовом двигателя и представляет собой чугунную
отливку коробчатой формы, разделенную вертикальными перегородками на
отсеки. Торцовые стенки и вертикальные перегородки блок-картера имеют в
нижней части приливы, образующие опоры для вкладышей коренных
подшипников.
В блок-картере устанавливаются «мокрые» гильзы цилиндров. По нижнему
посадочному поясу гильзы уплотняются тремя резиновыми уплотнительными
кольцами.
В вертикальных перегородках блок-картера расположены опоры
распределительного вала.
Головка цилиндров двигателя А-41
На двигатель устанавливается одна, общая для всех цилиндров головка.
Головка цилиндров представляет собой чугунную отливку, которая крепится
шпильками, ввернутыми в блок-картер. Стык головки цилиндров и
блок-картера уплотняется асбосталь-ной прокладкой. Головка имеет водяную
рубашку, сообщающуюся с водяной рубашкой блок-картера.
В головке цилиндров размещены клапаны с пружинами, коромысла клапанов,
стойки коромысел и форсунки.
Рабочие фаски седел впускных клапанов расточены непосредственно в теле
головки, а седлами выпускных клапанов служат вставки, изготовленные из
жаростойкого чугуна.
Кривошипно-шатунный механизм двигателя А-41
Кривошипно-шатунный механизм (рис. 9) состоит из коленчатого вала 2 с
маховиком 13 и вкладышами, шатунов 5 и поршневого комплекта.
Коленчатый вал — стальной, имеет четыре шатунных и
пять коренных шеек.
Шатунные шейки вала имеют полости 21, закрытые заглушками 4, в которых
масло подвергается дополнительной центробежной очистке перед
поступлением в шатунные подшипники. Осевые усилия, передаваемые на
коленчатый вал, воспринимаются через упорный бурт полукольцами 18.
Носок и хвостовик коленчатого вала уплотняются резиновыми самоподжимными
манжетами. Вкладыши подшипников коленчатого вала и нижней головки шатуна
изготовлены из биметаллической сталеалюминиевой ленты. В верхних
шатунных и коренных вкладышах имеется отверстие для подвода масла. От
осевого смещения вкладыши фиксируются выштампованными усиками, входящими
в пазы блок-картера, шатуна и крышек подшипников.
Верхний и нижний широкие вкладыши 1, 3, 5-й коренных опор
взаимозаменяемы.
Верхний и нижний узкие вкладыши 2-й и 4-й коренных опор не
взаимозаменяемы.
Маховик крепится болтами к заднему торцу коленчатого вала, болты
предохраняются от самоотвертывания замковыми шайбами, каждая из которых
устанавливается под два болта. Маховик точно фиксируется относительно
шеек коленчатого вала двумя штифтами. Зубчатый венец маховика
предназначен для пуска двигателя.
Шатун — стальной, двутаврового сечения, с косым разъемом нижней головки.
Подшипник нижней головки шатуна имеет сменные вкладыши. Подшипником для
поршневого пальца служит бронзовая втулка, запресоьанная в отверстие
верхней головки шатуна. Фиксация крышки нижней головки шатуна
осуществляется при помощи шлицевого замка с треугольными зубьями, что
надежно предохраняет крышку от радиального сдвига относительно шатуна.
Болты крепления крышки шатуна предохраняются от самоотвертывания
замковыми шайбами с усами, отогнутыми на грани болтов и крышки.
Поршневой комплект состоит из поршня, поршневых колец, поршневого пальца
и стопорных колец.
Поршень изготовлен из высококремниестого алюминиевого сплава. Выемка в
днище поршня образует камеру сгорания. Из-за смещения форсунки камера
сгорания несколько смещена относительно оси поршня в плоскости,
перпендикулярной оси поршневого пальца, в сторону, противоположную
распределительному валу.
На поршень устанавливаются пять колец (рис. 10): три компрессионных 10 и
два маслосъемных кольца 11. Комплект поршневых колец унифицирован с
комплектом' двигателя СМД-60. Маслосъемные кольца имеют радиальные
расширители 12.
Поршень с шатуном соединяется пальцем 8 «плавающего типа», осевое
перемещение которого в поршне ограничивается стопорными кольцами 7.
Рис. 9. Кривошипно-шатунный механизм двигателя
А-41: