Порядок действий при переходе

  Главная     Учебники - Спорт       Школа альпинизма. Начальная подготовка (Захаров П. П., Степенко Т. В.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  .. 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ СПУСКОВ АЛЬПИНИСТОВ НА СКАЛЬНОМ РЕЛЬЕФЕ

 

 

Порядок действий при переходе во время спуска через резко выступающие участки рельефа показан на рис. 247.

Модификацией дюльфера является спуск, при котором трение веревки через бедро альпиниста заменяется трением через восьмерку или шайбу Штихта, прикрепленную карабином к беседке (рис. 248).

Все участники группы, кроме последнего, спускаются только с верхней страховкой. Последний идет на самостраховке схватывающим узлом (Бахман, карабинный узел).

 

 

 

 

 


В практике восхождений нередки случаи многократных последовательных спусков (дюльфером или дюльфером в сочетании со спортивным способом). Ответственный момент в них — организация пунктов (станций) пересадок. Спустившийся первым, не снимая с себя дюльферной веревки и верхней страховки, организует очередную систему спуска, навешивает карабины, встает на самостраховку, снимает с себя н крепит концы спусковых веревок, отстегивает верхнюю страховку и командует наверх, что спусковые веревки свободны для очередного спуска. В оставшееся время до подхода очередного участника группы он может успеть организовать раздельные точки самостраховки для других участников. До прихода кого-либо из группы первый не должен делать больших перемещений на точке стояния, тем более отстегиваться или менять самостраховку.

При спуске дюльфером нередки случаи заклинивания одной из спусковых веревок, обычно той, на которой находятся связывающие узлы. Так бывает потому, что последний участник группы, покидая площадку, не вывел связывающие узлы за пределы ее перегиба. Другие ошибки дюльфера, часто происходящие по вине самих альпинистов: потеря регулирующей веревки, переворачивание вниз головой на спусковой веревке, зависание на схватывающем узле. Все они осложняются тем, что исправлять их приходится вися в воздухе. Единственно быстрым способом исправления положения служит использование аварийной системы, какая применяется при извлечении провалившегося в ледниковую трещину.

Последний этап спуска — выдергивание закрепленной веревки. Спускающийся последним проверяет, легко ли скользит веревка в точке закрепления, выравнивает веревки, пропускает одну из спусковых веревек через карабин обвязки, предотвращая их дальнейшее перехлестывание и закручивание, снимает собственную самостраховку и начинает спуск, предупредив командой находящихся внизу товарищей по группе. Его самосграховка производится узлом Бахмана, в крайнем случае — схватывающим.

Общее указание по спуску: никто из участников не должен спускаться резкими рывками, скорость должна соразмеряться с условиями рельефа, обязательно плавное нагружение веревок, корпус следует несколько развернуть лицом от скалы (так удобнее контролировать линию спуска), ноги чуть согнуты и идут по рельефу.

Выдергивание веревок по окончании спуска — не простая работа: слишком часты случаи заклинивания веревок при резких рывках веревкой. Тянуть нужно плавно, без рывков, следя, чтобы не запутались оба конца. Узел, связывающий веревки, должен находиться ниже петли со стороны той веревки, за которую тянут (рис. 249).

 

 

 

 

Рис. 249. Правильное положение узла, связывающего веревки при спуске

 

 



При организации спусков нужно быть внимательным и не доверять петлям и крюкам, оставшимся от прошлых восхождений.

Отдельно надо сказать о применении для спуска (страховки, амортизации) приспособления «Букашка-3» Б. Л. Кашевника (рис. 250). Это пластина с двумя пазами для прохождения веревки (по типу шайбы Штихта). Перемычка между пазами продлена вверх и вниз с отверстием и пазом под карабин. Выступ служит для фиксации веревки. Отверстие и паз меняют расстояние от карабина до пластины и меняют силу торможения. Приспособление, изготовленное для отечественной веревки, позволяет создавать усилие торможения на одинарной веревке до 280 кг при положении карабина в пазе.

Приспособление удобно для спуска последнего по закрепленной веревке. Вместе с надежным торможением оно сразу делит спусковые веревки. Более того, последнего в группе (пострадавшего) можно спускать с принудительным торможением спуска, для чего надо приложить снизу к спусковым веревкам усилие 5—10 кг, т. е. просто натянуть их. Отпадает необходимость в схватывающем узле для страховки спускающегося последним.
Амортизационные качества приспособления в ходе испытаний показали надежные результаты. Способ использования «Букашки-3» в качестве амортизатора приведен на рис. 251. (Более подробно о данном приспособлении см.: «Организация страховки при прохождении горных маршрутов». М.: Рекламбюро «Турист»,

1987).
 

 

 

 

 

Рис 250. Техническое средство страховки «Букашка-3» системы Б Л. Кашевника:
а — общий вид, закладка одной веревки для спуска, б — максимальное расстояние от карабина до корпуса пластины — меньшее усилие торможения, в — минимальное расстояние— усилие торможения больше (для удобства чтения рисунка вторая веревка опущена}

 

 

 

 

Рис 251. Приемы применения «Букашки-3»
а — фиксация веревки для закрепления; б — применение в качестве амортизатора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  ..