Станок АВБ-3-100 предназначен для бурения скважин глубиной до 200 м и
диаметром 53/4 дюйма. Бурение производится вращательным способом,
сплошным забоем с промывкой скважины глинистым раствором. Станок, помимо
бурения, поднимает и спускает бурильные и обсадные трубы. Механизмы
станка смонтированы на шасси автомобиля ЗИЛ-150. Рабочие органы
приводятся в действие от автомобильного двигателя.
Буровой инструмент, обсадные и бурильные трубы перевозят дополнительным
транспортом.
Станок состоит из коробки отбора мощности, редуктора, лебедки с
механическим приводом, грязевого насоса, ротора, вышки и вертлюга с
нажимным устройством.
Во время работы станка двигатель автомашины через коробку отбора
мощности передает движение рабочей штанге и связанным с ней бурильным
трубам и долоту. Долото разрушает породу в забое скважины. Измельченные
частицы выносятся из скважины на поверхность земли струей глинистого
раствора, проходящего по зазору между стенками скважины и бурильными
трубами.
Глинистый раствор приготавливают на месте бурения скважин, в яме,
называемой амбаром. Раствор, вышедший из скважины и содержащий частицы
породы, проходит ряд отстойников, где частицы оседают, а очищенный
раствор сливается обратно в амбар, откуда насосом вновь подается в
скважину.
Скорость проходки скважины зависит от твердости пород, давления
инструмента на забой и числа оборотов долота. По мере углубления
скважины наращивают бурильные трубы.
Для этого рабочую штангу разъединяют с колонной буровых труб, поднимают
кверху и на ее место ставят очередную бурильную трубу, которая
соединяется со штангой и буровыми трубами, находящимися в скважине.
После бурения на нужную глубину бурильные трубы вытаскивают из скважины,
а стенки ее крепят обсадными трубами, которые лебедкой постепенно
опускают в скважину и соединяют муфтами. На конец колонны обсадных труб
устанавливают фильтр.
Станок обслуживает бригада из 4—5 человек. Его производительность за час
работы до
5,5 м проходки скважины. Вес станка (включая вес автомашины ЗИЛ-150)
6500 кг.