Самолёт Л-39. Лётная эксплуатация (руководство) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Самолёт Л-39. Лётная эксплуатация (руководство) - 1988 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

 

Самолёт Л-39. Лётная эксплуатация (руководство) - часть 2

 

 

Глава I  ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ

1. Перед полетом летчик обязан принять доклад от техника самолета о готовности самолета к полету, о заправке его систем топливом, маслом, воздухом, кислородом и жидкостью АМГ-10, а также о работах, проделанных на самолете после последнего полета.

ПРЕДПОЛЕТНЫЙ ОСМОТР САМОЛЕТА

2. Произвести внешний осмотр самолета по установленному маршруту (рис. 2); начинать с передней части самолета, после чего осмотреть правую, а затем левую сторону.

 

 

 

Рис. 2. Маршрут осмотра самолета

 

 

3. При осмотре передней части самолета проверить:

- имеются ли противопожарные средства около самолета;

- одинакова ли просадка основных стоек шасси (нет ли крена);

- установлены ли тормозные колодки под колеса самолета;

- состояние носовой части фюзеляжа (нет ли повреждений, закрыт ли лючок заправочных штуцеров воздушной и кислородной систем, исправен ли механический указатель положения передней стойки шасси и закрыты ли левая и правая откидные крышки люка отсека с оборудованием);

- давление воздуха в системе по манометру, расположенному над лючком заправки кислородом и воздухом; давление воздуха должно быть 120-150 кгс/см2;

- состояние антенны III диапазона изделия 020;

- состояние передней стойки шасси (нет ли течи из уплотнений ее штока);

- состояние арматуры внешней сигнализации выпущенного положения шасси;

- степень накачки пневматика переднего колеса (по обжатию - при полной заправке основных и концевых крыльевых топливных баков оно должно быть 18 мм), состояние покрышки и не провернулась ли она относительно реборды колеса (проверяется по рискам на реборде колеса и покрышке);

- закрыт ли лючок СРО-2М;

 

 

- состояние и чистоту остекления фонаря.

4. При осмотре правой стороны самолета проверить:

- снят ли чехол с датчика температуры наружного воздуха;

- закрыт ли лючок подсоединения рукава наземного кондиционера;

- сняты ли заглушки с правого канала воздухозаборника и с воздухозаборников тур-бохолодильной установки;

- состояние правого канала воздухозаборника двигателя (нет ли повреждений обшивки и нет ли в канале воздухозаборника посторонних предметов);

- состояние радиопрозрачного обтекателя антенны РКЛ-41;

- состояние тормозных щитков;

- исправность правой стойки шасси (нет ли течи из уплотнений цилиндров и амортизационной стойки, повреждения гидравлических шлангов, механических повреждений и грязи на деталях амортизационной стойки, состояние щитков и тяг);

- исправность правого колеса (состояние и отбортовку трубопроводов, тормозной, системы); состояние покрышки;

- состояние электропроводки и крепления датчика растормаживания колес;

- степень накачки пневматика правого колеса по обжатию (при полной заправке основных и концевых топливных баков оно должно быть 38 мм);

- состояние арматуры внешней сигнализации выпущенного положения шасси;

- нет ли течи из трубопроводов и агрегатов гидросистемы;

- исправность механического указателя положения правой стойки шасси;

- крепление держателей, бомб, блоков к ним;

- состояние обшивки правой плоскости (нет ли вмятин, трещин, отворачивания винтов, срезания заклепок и других повреждений);

- состояние приемника ПВД и снят ли с него чехол;

- состояние радиопрозрачных обтекателей;

- состояние рулежно-посадочной фары;

- состояние концевого бака (нет ли вмятин, трещин и других повреждений);

- надежность закрытия и контровку пробки заправочной горловины концевого топливного бака;

- остекление БАНО;

- состояние электростатических разрядников;

- состояние и крепление элеронов (в нейтральном ли положении находится триммер) и закрылков;

- надежность закрытия смотровых лючков на нижней поверхности крыла и правой стороне фюзеляжа;

- количество масла в маслобаке двигателя должно быть 4,5-7,5 л (по масломерному стеклу);

- наличие сигнальных ракет в ракетницах;

- закрытие нижних люков капотов осмотра двигателя;

- состояние остекления хвостового светильника С-39;

- отсутствие люфтов и легкость хода руля высоты;

- отсутствие повреждений и чистоту обшивки хвостового оперения;

- в нейтральном ли положении находятся триммеры руля высоты и направления;

- состояние антенны РСБН-5С, радиопрозрачного обтекателя антенны УКВ радиостанции и антенны III диапазона СРО-2М;

- состояние электростатических разрядников на хвостовом оперении.

5. Левую сторону самолета осмотреть в объеме, указанном для правой стороны,

кроме того, проверить:

- закрыт ли лючок блока САРПП-12ГМ;

- снят ли чехол с выхлопной трубы двигателя «Сапфир-5»;

- закрытие лючка и убедиться, нет ли течи жидкости АМГ -10 из-под штуцеров подсоединения наземной гидротележки.



ОСМОТР КАБИНЫ

6. Перед посадкой в кабины проверить:

- установлены ли предохранительные чеки в головках телескопического стреляющего механизма и механизма сброса откидной части фонаря, а также в левой тяге системы управления катапультированием;

- сняты ли предохранительные чеки с порохового ракетного двигателя, ручки аварийного сброса фонаря, пиромеханизма стабилизирующего парашюта, пиромеханизма притяга плечевых ремней и правой тяги системы управления катапультированием кресла;

- включены ли все АЗС на дополнительном электрощитке в передней кабине;

- выключены ли все АЗС и выключатели на основном электрощитке в передней и на электрощитке в задней кабинах;

- нет ли посторонних предметов в кабинах;

- находятся ли в переднем положении и законтрены ли рычаги кранов аварийного управления шасси, закрылков, тормозных щитков и соединения гидравлических систем;

- уложены ли на кресле парашютная система и носимый аварийный запас;

- расправлена и подсоединена ли подвесная система к лентам плечевого притяга и к замкам, расположенным на боковых стенках чашки кресла;

- расправлены и закреплены ли ленты фиксации ног;

- подсоединен ли трос блокировки кресла с фонарем к откидной части фонаря и установлен ли «желудь» троса в гнезде на заголовнике катапультного кресла;

- правильно ли установлена чашка кресла по высоте (проверяется по указателю, расположенному на левой стороне заголовника кресла);

- соответствует ли весу летчика (с учетом веса обмундирования и спецснаряжения) положение сопел реактивного двигателя (проверяется по указателю положения механизма регулировки сопел, расположенного на левой стороне чашки кресла);

- подсоединен ли трос выключения концевого выключателя КВ-9 на правой панели к откидной части фонаря и к рычажку микровыключателя;

- находится ли давление кислорода в пределах 130-150 кгс/см (по манометру парашютного кислородного прибора);

- подсоединен ли боуден механизма включения парашютного кислородного прибора КП-27М к верхней колодке объединенного разъема коммуникаций ОРК-9А, а шланг прибора КП-27М соединен ли со шлангом кислородного прибора КП-52М;

- установлены ли в положение МИН. головка и предохранительный клапан автомата давления АД-6Е при использовании высотного компенсирующего костюма ВКК-3М или противоперегрузочного костюма ППК-1У и в положение МАКС. - при использовании ВКК-6М;

- находится ли выключатель СИГНАЛ РАКЕТЫ в положении ОТКЛ.;

- находятся ли в неутопленном состоянии кнопки управления стрельбой ракет;

- закрыты ли краны вентиляции костюмов; рукоятки кранов ВЕНТИЛЯЦИЯ КОСТЮМА должны находиться в крайнем левом положении;

- нет ли погнутостей и других повреждений телескопических соединений подвода воздуха к шлангам герметизации откидных частей фонаря.

7. При выполнении полета одним летчиком из передней кабины в задней кабине

проверить:

- правильно ли закреплены привязные ремни;

- находится ли рычаг управления шасси в положении «НЕЙТРАЛЬНО»;

 

- включен ли выключатель СЕТЬ;

- на коррекционном механизме КМ-8 проверить установку стрелки магнитного склонения на нулевую отметку шкалы;

- выключены ли переключатели схем введения отказов КРЕН, ТАНГАЖ, ГМК, АРК на среднем пульте;

- включен ли переключатель «УКАЗАТЕЛЬ ТВГ ЗАД./ПЕРЕД.» на переднюю кабину (на самолетах, оборудованных этим переключателем);

- открыты и законтрены ли перекрывные краны статической и динамической систем питания мембранно-анероидных приборов передней кабины;

- находятся ли выключатели СТОП Д-ЛЯ, СТОП ТУРБО, АВАР. ТОПЛ. в положении ВЫКЛЮЧЕНО, закрыты и законтрены ли их предохранительные колпачки;

- открыт ли вентиль КОЛЬЦЕВАНИЕ БАЛЛОНОВ;

- закрыт ли кран ВЕНТИЛЯЦИЯ КОСТЮМА и насадок индивидуальной вентиляции (душирования);

- находится ли рукоятка РАЗГЕРМЕТ. КАБИНЫ в выключенном положении (в верхнем крайнем положении);

- находится ли в нейтральном положении и законтрен ли переключатель КОНДИЦ. (КЛИМАТ) включения отбора воздуха от двигателя на систему кондиционирования;

- закрыта ли откидная часть фонаря задней кабины.



ПРОВЕРКА ОБОРУДОВАНИЯ ПОСЛЕ ПОСАДКИ В КАБИНУ



8. После посадки в кабину самолета летчик должен проверить:

- расконтрены ли все органы управления, легкость хода педалей и ручки управления, правильность отклонения рулей и элеронов, положение триммеров (должны гореть табло сигнализации их нейтрального положения);

- правильность установки чашки катапультного сиденья по высоте (глаза летчика должны быть на уровне риски - линии на левой стороне заголовника);

- находится и запломбирован ли в исходном положении рычаг аварийного сброса фонаря;

- включен и законтрен ли переключатель разблокировки кресла РАЗБЛ. КРЕСЛА, находящийся на правом пульте кабины;

- правильность установки педалей по длине ног, для чего поставить ноги на педали (под ремни) и при необходимости отрегулировать ножное управление по росту.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Карабин фала коробки носимого аварийного запаса НД-39 без предметов комплектации к обмундированию не присоединять.

С помощью техника надеть подвесную систему парашюта.

9. При выполнении полета в ВКК подсоединить шланг натяжного устройства костюма к прибору КП-52М.

Надеть пряжку натяжного устройства гермошлема и тесьму крепления гофрированного шланга кислородной маски (КМ) или гермошлема (ГШ) на пряжку левого ножного обхвата перед соединением ее с замком ТП. Закрыть замок ТП и вставить в него пряжки грудной перемычки и ножных обхватов. Поставить предохранительную планку в положение ЗАКРЫТО и проверить надежность закрытия замка (поверхность должна быть гладкой).

Подсоединить шланг ППК (ВКК) и шланг вентилируемого комбинезона ВК-3М к верхней колодке ОРК-9А, а шланг КМ (ГШ) - к прибору КП-52М, не допуская пережатия и переключения шланга подпора клапана выхода.

 

Закрепить прибор КП-52М на замке, установленном на левом ножном обхвате подвесной системы парашюта ниже большой полупетли.

10. Соединить электроразъемы обогрева стекла ГШ и радио со жгутом на ОРК-9А, предварительно пропустив этот жгут под подвесную систему парашюта.

Примечание. Перед полетом без ВКК вместо шланга, соединяющего прибор КП-52М с костюмом, установить предохранительный клапан, прилагаемый к комплекту кислородного оборудования.

При выполнении полета в ВМСК-4 (АСЖ-58 или АСП-74) подсоединить карабин фала НАЗа к полукольцу защитного снаряжения (ВМСК, ВК-ЗМ) или полетного обмундирования, а также:

- при наличии радиомаяка «Комар-2М» состыковать электроразъем Ш-6 электрожгута блока питания с фалом НАЗ;

- при полете с использованием спасательного пояса убедиться, что лямки подвесной системы парашюта не закрывают поплавки и пусковые фишки, а поплавки находятся между соединительными лямками и ранцем парашютной системы;

- при полете с использованием жилета типа АСЖ-58 вывести мундштуки трубок поддува его камер наружу из-под лямок плечевых обхватов подвесной системы;

- при полете в ВМСК убедиться, что клапаны сброса воздуха КС-2М открыты;

- подсоединить шланги вентиляции спецснаряжения (ВМСК, ВК-3М) к верхней колодке разъема ОРК-9А;

- убедиться, что рукоятка ВЕНТИЛЯЦИЯ КОСТЮМА повернута против хода часовой стрелки до упора (вентиляция закрыта), если не будет использоваться вентиляция спецснаряжения от наземного кондиционера.

11. Подтянуть концы лямок ножных и наспинно-плечевых обхватов подвесной системы. Оставшиеся свободные концы уложить под резиновые шлевки.

12. Проверить работу механизма стопорения плечевых ремней, для чего:

- рычаг стопорения плечевых ремней, находящихся на левой стороне чашки кресла, переместить в крайнее переднее положение;

- наклонив корпус вперед, проверить степень натяжения ремней и возможность работы с переключателями и оборудованием кабины;

- придерживая рычаг стопорения плечевых ремней в переднем положении, прижаться к спинке кресла;

- отпустить рычаг стопорения плечевых ремней, который под действием пружины должен вернуться в исходное положение, и застопорить плечевые ремни;

- расстопорить ремни и убедиться, что предметы обмундирования и снаряжения не мешают работе в кабине и катапультированию.

13. Соединить разъемную колодку шлемофона с колодкой шнура радиостанции, а затем проверить:

- законтрен ли рычаг управления пожарным краном в положении ОТКРЫТО;

- открыт ли вентиль КИСЛОРОД;

- установлены ли рукоятки регулятора подачи кислорода РПК-52 100% О2-СМЕСЬ и АВАРИЯ соответственно в положения СМЕСЬ и ВЫКЛ.;

- давление кислорода в системе по манометру индикатора кислорода ИК-52 должно быть в пределах 130-150 кгс/см ;

- установлена ли в положение ВЫКЛ. рукоятка крана ВЕНТИЛЯЦИЯ ШЛЕМА;

- установлена ли в положение, соответствующее температуре воздуха в кабине в полете, ручка реостата обогрева смотрового стекла ГШ, а переключатель обогрева смотрового стекла ГШ РУЧН.-АВТ. - в положение АВТ.;

- легкость хода, надежность стопорения и фиксации рычага управления двигателем (РУД) в различных положениях от малого газа до максимала; после проверки установить его в положение СТОП;

- находится ли флажок крана переключения основной и аварийной систем ПВД в положении РАБОТА, выключены ли лампы-кнопки обогрева ПВД;

 

- находятся ли выключатели СТОП Д-ЛЯ, СТОП ТУРБО, АВАР. ТОПЛ. в выключенных положениях, закрыты и законтрены ли их предохранительные колпачки;

- находится ли переключатель ХОЛОД. ПРОКР.-ЛОЖ. ЗАПУСК-ЗАПУСК в положении ЗАПУСК (предохранительный колпачок должен быть закрыт);

- законтрен ли предохранительный колпачок кнопки пожаротушения;

- находится и законтрен ли рычаг аварийного торможения АВАРИЙНЫЙ ТОРМОЗ в крайнем переднем положении (на самолетах с 37 серии в среднем положении;

- находятся ли рукоятки кранов управления уборкой и выпуском шасси в передней кабине в крайнем нижнем положении на выпуск, в задней кабине - в среднем положении;

- стоит ли переключатель сигнальных ракет в положении ОТКЛ., и находятся ли в исходном положении кнопки пуска сигнальных ракет;

- находятся ли в выключенном положении переключатели ОРУЖИЕ и АСП ФКП на среднем пульте;

- находится ли переключатель АВАР. СБРОС в среднем положении и законтрен ли его предохранительный колпачок;

- внешнее состояние оборудования и приборов на приборной доске кабины (состояние шкал, остекления, стрелок и положения последних);

- установилась ли стрелка указателя перегрузки на деление +1;

- установлены ли стрелки барометрического высотомера на нуль, при этом показания давления на шкале прибора должны совпадать с фактическим давлением у земли или отличаться от него на величину не более ±2 мм рт. ст.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: 1. Устранять рассогласования между показаниями давления на приборе и фактическим давлением у земли с помощью отворачивания гайки кремальеры прибора запрещается.

2. В случаях, когда расхождение между показанием давления на приборе и фактическим давлением у земли (по данным метеостанции) превышает ±2 мм рт. ст., полет выполнять запрещается.

- правильность показания часов, подготовить их к полету;

- положение выключателя КВАНТ (должен быть в положении ВЫКЛ.);

- показания магнитного компаса (он должен показывать компасный курс самолета);

- крепление прицела АСП-3НМУ-39;

- давление в аварийной гидросистеме по манометрам (должно быть не менее 150

кгс/см2); если давления нет, необходимо; после запуска двигателя на оборотах КВД 85% убедиться, что давление в аварийной гидросистеме не менее 150 кгс/см ; если давления в аварийной гидросистеме нет, вылетать запрещается;

- контровку кранов аварийного выпуска шасси и закрылков;

- находится ли переключатель КОНДИЦ. (КЛИМАТ) в положении ЗАКР. (ВЫКЛ.), а переключатель АНТИОБЛЕД. - в положении ВЫКЛ. (на самолетах с 37 серии переключатель КОНДИЦ. (КЛИМАТ) отсутствует;

- установлены ли четырехпозиционные переключатели ТЕПЛО-АВТОМАТ автоматического регулятора температуры воздуха в кабине и на входе в снаряжение (на выходе из насадка индивидуальной вентиляции) в положение АВТОМАТ; установить задатчики на поддержание желаемой температуры в кабине и на входе в снаряжение (на выходе из насадка индивидуальной вентиляции);

- находится ли рукоятка КОНДИЦ.-ГЕРМЕТ. В крайнем заднем положении;

- закрыт ли предохранительный колпачок выключателя ВКЛЮЧЕНИЕ РТ-12.

14. Включить на основном электрощитке передней кабины выключатель АК-

КУМ. (при этом на указателе АГД-1 загорается красная лампа, сигнализирующая об

отсутствии питания по 36 В 400 Гц), и АЗС ДВИГАТЕЛЬ (при этом включается топливный подкачивающий насос), на электрощитке задней кабины - выключатель СЕТЬ

 

и проверить напряжение бортовой аккумуляторной батареи (оно должно быть не менее 24 В), выключить АЗС ДВИГАТЕЛЬ.

Проверку электроприборов и агрегатов производить от наземного источника электроэнергии.

15. Подать команду «Включить электропитание» и, получив от техника самолета ответ «Электропитание включено», проверить, горит ли сигнальное табло дымчатого цвета с символом тележки наземного источника.

16. Включить АЗС ДВИГАТЕЛЬ и проверить напряжение сети при подключенном источнике электроэнергии по бортовому вольтамперметру. Напряжение должно быть 27-29 В.

17. Проверить исправность цепи сигнализации пожара, для чего переключатель КОНТР. ССП на среднем пульте в передней кабине установить вверх (положение I) -должно загореться светосигнальное табло. Аналогично проверить сигнализацию установкой переключателя вниз (положение II).

18. Проверить работу измерителя вибрации двигателя, для чего включить АЗР ПРЕОБРАЗ. 115 В (АЗР-70 ПРЕОБРАЗ. I 115 В для самолетов с 37 серии) и нажать на кнопку КОНТРОЛЬ ИВ-ЗОО на левом пульте, при этом стрелка указателя вибрации должна отклониться в положение 75-100 мм/с и на сигнальном табло высветится транспарант ВИБРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ.

19. Проверить авиагоризонт АГД-1 и гиромагнитный компас ГМК-1АЭ, для чего:

- проверить, что переключатели на пульте управления ПУ-26Э установлены: СЕВ. -ЮЖН. в положение СЕВ., МК-ГПК в положение МК. Широта по потенциометру должна соответствовать широте аэродрома;

- на указателе АГД-1 рукояткой поправки шкалы тангажа установить треугольный индекс на нулевую отметку крена;

- включить АЗС АГД-ГМК, при этом за время не более 15 с красная лампа на указателе АГД-1 должна погаснуть, указатель должен показать нулевые углы крена и тангажа, через 1,5-2 мин - стояночные углы крена и тангажа, через 3 мин указатель НПП должен показать стояночный магнитный курс самолета.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При включенном авиагоризонте и нормальной его работе на земле и в полете пользоваться кнопкой арретиро-вания запрещается.

На самолете, оборудованном СДУ, включить АЗС ИСКРА, СДУ и на правом пульте передней кабины - выключатель СДУ. При этом на приборах КПП командные стрелки тангажа перемещаются из крайнего нижнего положения в нейтральное, убираются флажки-сигнализаторы «Т» и «К».

20. Убедиться в исправности световой сигнализации открытого положения откидных частей фонаря и системы кондиционирования воздуха. При открытых откидных частях фонаря и выключенной системе кондиционирования воздуха горят сигнальные табло красного цвета ФОНАРЬ НЕ ЗАКРЫТ, КОНДИЦ. ЗАКРЫТ.

21. Проверить исправность сигнальных ламп всех табло по их загоранию при нажатии кнопки КОНТРОЛЬ в левой части приборной доски и отрегулировать яркость их свечения с помощью потенциометра ЯРКОСТЬ.

22. Проверить трехстрелочный индикатор, электрический указатель поворота прибора ЛУН-1180 и топливомер, для чего после включения АЗС ДВИГАТЕЛЬ убедиться, что:

- стрелки манометров топлива и масла трехстрелочного индикатора устанавливаются на нулевые отметки шкалы, а стрелка указателя температуры масла покажет фактическую температуру;

- через 1 мин при нажатии рукой на левую и правую стороны приборной доски стрелка указателя поворота отклоняется соответственно вправо и влево, при отпускании - устанавливается в исходное положение;

- через 1 -2 мин стрелка указателя топливомера покажет количество топлива в фюзеляжных баках.

23. На основном электрораспределительном щитке выключить все выключатели
и АЗС.



ПРОВЕРКА КОМАНДНОЙ РАДИОСТАНЦИИ

24. Для проверки работы радиостанции РТЛ-11:

- включить на основном электрощитке выключатель АККУМ. и АЗС РТЛ;

- установить па пульте управления радиостанцией заданный канал связи;

- выключить подавитель шумов; в телефонах должны прослушиваться шумы с выхода приемника радиостанции;

- включить подавитель шумов;

- запросить наземную радиостанцию и убедиться в работоспособности командной радиостанции;

- регулятором громкости установить необходимую громкость.

При ухудшении слышимости наземной радиостанции в полете выключить подавитель шумов (для увеличения чувствительности приемника).

Для проверки работы радиостанции Р-832М:

- включить на основном электрощитке выключатель АККУМ., АЗР ПРЕОБРАЗ. 115 В (на самолетах Л-39 с 19-й серии и выше включить два АЗР ПРЕОБР. I и ПРЕОБР. II 115В). АЗС РТЛ;

- установить выключатели РК и ПОДАВИТЕЛЬ ШУМОВ в положение выключено;

- переключателем УПРАВЛЕНИЕ взять управление Р-832М на себя и установить заданный канал связи;

- убедиться в работоспособности приемника по появлению в телефонах характерных шумов, после чего выключатель ПОДАВИТЕЛЬ ШУМОВ установить в положение ВКЛ., шумы должны прекратиться;

- запросить наземную радиостанцию и убедиться в работоспособности Р-832М;

- по согласованию с наземной радиостанцией при необходимости проверить работу станции на остальных рабочих каналах путем обычного радиообмена;

- регулятором громкости РАД. па пульте управления СПУ-9 установить необходимую громкость.

При ухудшении слышимости наземной радиостанции в полете выключатель ПОДАВИТЕЛЬ ШУМОВ установить в положение ВЫКЛ. (для увеличения чувствительности приемника).

25. Проверить работу основного переговорного устройства СПУ (при установке па самолете радиостанции РТЛ-11), для чего установить связь между передней и задней кабиной при нажатых кнопках СПУ, затем регулятором ГРОМКОСТЬ на пульте РТЛ-11 установить желаемую громкость.

Проверить работу переговорного устройства СПУ-9 (для самолетов с 13-й серии), для чего установить связь между передней и заднеей кабиной при нажатых кнопка СПУ, затем регулятором СПУ на пульте управления СПУ-9 установить желаемую громкость.

26. Для проверки запасного СПУ необходимо на правом электрощитке в задней кабине включить автомат защиты сети СПУ и установить связь между передней и задней кабиной при нажатых кнопках СПУ, установить желаемую громкость.

 

Для проверки запасного СПУ (для самолетов с 13-й серии) на пульте управления СПУ-9 включить переключатель РЕЗ. в положение РЕЗ. После проверки переключатель РЕЗ. установить в положение выключено.

Примечание. Запрещается одновременное включение в обеих кабинах переключателя РЕЗ. в положение РЕЗ.



ПРОВЕРКА РАДИОВЫСОТОМЕРА РВ-5

27. Для проверки работы радиовысотомера РВ-5:

- включить на основном электрощитке АЗС ПРЕОБРАЗ. I, II и МРП-РВ;

- ручкой установки высоты на указателе радиовысотомера установить индекс ОПАСНАЯ ВЫСОТА против риски шкалы указателя, соответствующей опасной высоте; через 1 -2 мин стрелка указателя радиовысотомера отклонится сначала вправо до отказа, а затем установится на ноль шкалы с точностью ±1 м; при положении стрелки указателя радиовысотомера ниже индекса ОПАСНАЯ ВЫСОТА в телефонах летчиков должен прослушиваться непрерывный звуковой сигнал в течение 4-8 с и должна загораться лампа ОПАСНАЯ ВЫСОТА в левом табло и в ручке задатчика высоты на указателе;

- нажать лампу-кнопку КОНТРОЛЬ на указателе радиовысотомера; при этом стрелка указателя должна установиться на отметке 15±1,5 м.

После проверки выключить АЗС МРП-РВ.



ПРОВЕРКА И НАСТРОЙКА РАДИОКОМПАСА РКЛ-41

28. Убедиться, что на основном электрощитке передней кабины включен АЗС ПРЕОБРАЗ. I и II, на дополнительном электрощитке передней кабины - АЗС АРК, и выполнить следующее:

а) на пульте управления радиостанцией переключатель УКВ -АРК установить в положение АРК (РК-ВЫК. - в положение РК);

б) на пульте управления радиокомпасом:

- переключатель Д-Б (дальняя-ближняя) установить в положение Д;

- включить радиокомпас, переведя переключатель рода работ из положения ВЫКЛ. в положение АНТ., при этом должен включаться и подсвет шкал;

- переключатель управления радиокомпасом поставить в положение «на свою кабину»;

- проверить работу переключателя ТЛГ-ТЛФ и установить его в положение ТЛФ;

- установить максимальную громкость, повернув ручку регулятора громкости в крайнее правое положение;

- ручками настройки на декаде Д установить частоту дальней приводной радиостанции, ручкой подстройки добиться максимальной слышимости позывных ДПРМ;

- перевести переключатель ТЛГ-ТЛФ в положение ТЛГ и ручкой точной настройки подстроить радиокомпас на частоту ДПРС по максимальному отклонению стрелки индикатора настройки вправо;

- в зависимости от рода работы наземной радиостанции оставить переключатель ТЛГ-ТЛФ в положении ТЛГ (узкая полоса) или перевести его обратно в положение ТЛФ;

- переключатель рода работ установить в положение КАВТ. (РКА) или КРУЧ. (РКР); стрелка указателя радиокомпаса должна ппоказывать курсовой угол ДПРМ

- устанавливая переключатель Л-П поочередно в положения Л и П, отвести стрелку указателя соответственно влево и вправо на 160°; при возвращении переключателя в нейтральное положение стрелка указателя должна показывать курсовой угол ДПРМ;

- переключатель Д-Б (дальняя-ближняя) установить в положение Б (ближняя), произвести настройку радиокомпаса на ближнюю приводную или другую необходимую радиостанцию ручками настройки декады Б и проверить его работу в порядке, указанном для ДПРМ;

в) после проверки установить переключатель Д-Б в положение Д и добиться желаемой громкости регулятором громкости;

г) на пульте управления радиостанцией переключатель УКВ-АРК поставить в положение УКВ (РК-ВЫК. - в положение ВЫК.).



ПРОВЕРКА РАДИОНАВИГАЦИОННОЙ СТАНЦИИ РСБН-5С («Искра-К»)



29. Убедиться в том, что на основном электрощитке передней кабины включен АЗС ПРЕОЬРА3. I и II, на дополнительном электрощитке передней кабины - АЗС ПТ-500Ц.

30. Включить на основном электрощитке передней кабины АЗС ИСКРА и АГД-

ГМК.

Установить:

- на приборе ЗДВ-30 атмосферное давление аэродрома;

- на приборе КМ-8 угол магнитного склонения;

- на пульте управления станцией:

частотно-кодовые комбинации каналов навигации и посадки аэродрома; переключатель ПОСАДКА-НАВИГ.-ПРОБИВ. ОБЛАЧН. в положение НАВИГ. Через 3 мин после включения станции на приборах НПП и ППД должны отработаться соответственно значения дальности и азимута относительно наземного радиомаяка, а на пульте управления станцией - загореться лампы КОРР. ДАЛЬНОСТИ и КОРР. АЗИМУТА.

31. Включить на левой панели выключатель ПРОСЛУШИВАНИЕ и прослушать позывные наземного радиомаяка и при необходимости установить требуемую громкость вращением ручки ГРОМК. ПОЗЫВНОГО на пульте управления РСБН-5С.

32. Нажать на правой панели в задней кабине кнопку ИСКРА-СОГЛАС. ЗАДАННОГО АЗИМУТА, при этом на правом табло передней кабины должна загореться лампа СОГЛАС. АЗИМУТА, стрелка заданного курса прибора НПП задней кабины должна отработать и указать значение, которое установлено на задатчике курса НПП в передней кабине.

Нажать на кнопку-ручку УСТАНОВКА 0 АЗИМУТА. Азимутальная стрелка приборов НПП должна отработать контрольное значение азимута +1° и загореться лампа КОРР. АЗИМУТА. При необходимости установить это значение вращением ручки УСТАНОВКА 0 АЗИМУТА.

33. Нажать на пульте управления станцией РСБН-5С ручки НАЧАЛЬН. УСТ. АЗИМУТА и НАЧАЛЬН. УСТ. ДАЛЬНОСТИ вверх или вниз, при этом показания азимута и дальности должны увеличиться или уменьшиться, а лампы КОРРЕКЦИЯ АЗИМУТА и КОРРЕКЦИЯ ДАЛЬНОСТИ - погаснуть. При отпускании этих ручек показания азимута и дальности должны вернуться к исходным значениям, а лампы КОРРЕКЦИЯ АЗИМУТА и КОРРЕКЦИЯ ДАЛЬНОСТИ - вновь загореться.

Нажать на правой панели передней кабины кнопку КОНТРОЛЬ, при этом контрольные значения азимута и дальности должны установиться соответственно на 177±2° и 291,5±0,3 км и должны гореть лампы КОРРЕКЦИЯ ДАЛЬНОСТИ И КОРРЕКЦИЯ АЗИМУТА.

Отпустить кнопку КОНТРОЛЬ, при этом показания азимута и дальности должны вернуться к исходным значениям, т.е. значениям азимута и дальности до наземного радиомаяка.

 

 

34. Установить в передней кабине на правой панели переключатель ПОСАД-КА-НАВИГ.-ПРОБИВ. ОБЛАЧН. в положение ПОСАДКА и убедиться по закрытию бленкеров на НПП, что сигналы наземных маяков принимаются и планки отклонены: глиссадная - вверх, курсовая - в сторону равносигнальной зоны аэродромного маяка; показания дальности до наземного маяка при этом должны измениться.

После проверки аппаратуры установить переключатель ПОСАДКА-НАВИГ.-ПРОБИВ. ОБЛАЧН. в положение НАВИГ.



ПРОВЕРКА РАБОТЫ САРПП-12

35. Проверить работу системы автоматической регистрации параметров САРПП-12ГМ, для чего:

- включить выключатель РЕГИСТРАТОР на левом горизонтальном пульте (для самолетов до 8-й серии - выключатель НАКОПИТЕЛЬ, установленный на приборной доске внизу слева) и по миганию сигнальной лампы, установленной рядом с выключателем, убедиться в протяжке пленки;

- после проверки не позднее чем через 10 с выключить выключатель РЕГИСТРАТОР.

При достижении скорости полета 120 км/ч САРПП-12ГМ включается автоматически.



ПРОВЕРКА РАБОТЫ СРО-2М

36. Для проверки работы СРО-2М выполнить следующее:

- включить на основном электрощитке передней кабины АЗС СРО и сдвоенный выключатель питания на пульте управления СРО-2М;

- установить заданный код;

- убедиться по загоранию сигнальных ламп КОД ВКЛЮЧЕН и КОНТРОЛЬ ПИТАНИЯ (последняя желтого цвета) в готовности СРО-2М к работе; при наличии запросных сигналов должна загораться лампа с надписью ИНДИКАТОР ИЗЛУЧ.;

- выключить СРО-2М.



ПРОВЕРКА КИСЛОРОДНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

37. Для проверки исправности системы обогрева смотрового стекла ГШ в передней кабине необходимо включить электропитание и через 2-3 мин после включения подышать на стекло ГШ и убедиться, что оно не запотевает.

38. Для проверки работы комплекта кислородного оборудования без избыточного давления необходимо:

- надеть маску (закрыть смотровой щиток ГШ);

- подтянуть натяжное устройство ГШ с помощью тесьмы;

- убедиться в том, что рукоятка РПК-52 100% О2-СМЕСЬ установлена в положение СМЕСЬ;

- сделать два-три глубоких вдоха и выдоха и убедиться в легкости дыхания; при этом сегменты индикатора ИК-52 не должны реагировать на вдох и выдох, так как кислород на дыхание до высоты 2000 м не подается;

- установить рукоятку РПК-52 100% О2-СМЕСЬ в положение 100% О2 и сделать два-три глубоких вдоха и выдоха; если дыхание затруднений не вызывает и сегменты индикатора кислорода ИК-52 при вдохе сходятся, а при выдохе расходятся, комплект исправен; после проверки рукоятку 100% О2-СМЕСЬ установить в положение СМЕСЬ;

- установить рукоятку РПК-52 АВАРИЯ в положение ВКЛ.; при этом должен ощущаться обдув лица постоянным потоком; после проверки рукоятку АВАРИЯ установить в положение ВЫКЛ., обдув лица должен прекратиться;

- в передней кабине установить рукоятку крана ВЕНТИЛЯЦИЯ ШЛЕМА в положение ВКЛ., при этом должен ощущаться обдув лица постоянным потоком; после проверки рукоятку крана ВЕНТИЛЯЦИЯ ШЛЕМА установить в положение ВЫКЛ., обдув лица должен прекратиться,

39. В случае использования в полете в передней кабине ВКК с КМ (ГШ) необходимо проверить работу комплекта под избыточным давлением, для чего:

- установить рукоятки РПК-52 100% О2-СМЕСЬ и АВАРИЯ в положение 100% О2 и ВКЛ. соответственно;

- убедиться в течение 15-20 с, что нет нарастания избыточного давления кислорода в КМ (ГШ) по манометру М-2000; если давление растет (КП-52М неисправен), проверку прекратить, выполнять полет при этом запрещается;

- открыв лючок КОНТРОЛЬ О2, нажать на гашетку ручного включения большой подачи кислорода на РПК-52 и удерживать ее нажатой на протяжении всей проверки;

- после прохождения большой подачи кислорода, прикрывая пальцем отверстие на регуляторе прибора КП-52М, создать по манометру М-2000 избыточное давление в КМ до 500 мм вод. ст. (в ГШ - до 1000 мм вод. ст.); если же указанное давление создать невозможно, это свидетельствует о неисправности кислородного оборудования; выполнять полет при этом запрещается;

- сделать несколько вдохов и выдохов; если стрелка манометра М-2000 при вдохе отклоняется влево, а при выдохе возвращается в исходное положение и компенсирующий костюм плотно (без болезненных ощущений) облегает тело, комплект исправен. После проверки плавно открыть отверстие на регуляторе прибора КП-52М, отпустить гашетку ручного включения большой подачи кислорода, а рукоятки РПК-52 100% О2-СМЕСЬ и АВАРИЯ установить в положение СМЕСЬ и ВЫКЛ. соответственно.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: 1. Проверку комплекта под избыточным давлением без компенсирующего костюма во избежание травмирования легких производить запрещается.

2. В задней кабине работа комплекта кислородного оборудования под избыточным давлением не проверяется, так как применение в ней ВКК не предусмотрено.



БУКСИРОВКА САМОЛЕТА

40. Буксировку самолета производить с закрытыми фонарями кабин.

Во время буксировки летчик или техник должен сидеть в передней кабине и держать руку на тормозном рычаге (на случай возникновения необходимости торможения колес самолета).

Буксировать самолет по бетонированной рулежной дорожке разрешается со скоростью не более 15 км/ч, по грунту - со скоростью не более 6 км/ч. При буксировке ночью на самолете должны быть включены АНО.



ПОДГОТОВКА К ЗАПУСКУ ДВИГАТЕЛЯ

41. Запускать двигатель можно от аэродромного источника питания или от бортового аккумулятора.

42. Перед запуском необходимо проверить:

- снят ли чехол с датчика РИО-3;

 

- нет ли впереди и сзади самолета посторонних предметов; самолет должен быть по возможности установлен против ветра и площадка перед воздухозаборниками должна быть очищена;

- стоит ли РУД в положении СТОП;

- стоит ли в положении ЗАПУСК переключатель ХОЛОД ПРОКР.-ЛОЖ. ЗАПУСК-ЗАПУСК (предохранительный колпачок должен быть закрыт);

- стоят ли в положении ВЫКЛЮЧЕНО выключатели управления кранами отбора воздуха от двигателя.

43. Включить на основном электрощитке АЗС АККУМ. Убедиться, что горят табло МИН. ДАВЛЕНИЕ МАСЛА, ГЕНЕРАТОР, ЗАПАСНОЙ ГЕНЕРАТОР и НЕ ЗАПУСКАЙ. В случае же подключения наземного источника питания загорается его сигнальное табло на левой панели.

44. Включить АЗС ДВИГАТЕЛЬ на основном электрощитке. Сигнальное табло НЕ ЗАПУСКАЙ гаснет. Включить АЗС РТ-12. Вольтамперметр должен показывать не менее 24 B-10% (21,6 В). Если напряжение меньше 24 В, запуск двигателя не производить.

45. Включить УКВ радиостанцию и запросить разрешение на запуск двигателя.

После получения разрешения убедиться, что температура масла на входе в двигатель не ниже -40°С, и, включив накопитель САРПП, приступить к запуску двигателя.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Запускать двигатель с открытым фонарем задней кабины запрещается.



ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ



46. Подать команду технику «Подключить питание, снять чеки». Получив от техника самолета доклад «Питание подключено, чеки сняты», подать команду «От двигателя». Получив ответ «Есть от двигателя», произвести запуск вспомогательного двигателя «Сапфир-5», для чего:

- посмотреть на световое табло и, если на нем сигнал НЕ ЗАПУСКАЙ не горит, нажать на 1-2 с кнопку ТУРБОСТ.;

- убедившись по звуку о начале запуска вспомогательного двигателя, перевести взгляд на правое световое табло; через 23-24 с после начала запуска должно загореться сигнальное табло ТУРБОСТАРТЕР, после чего можно производить запуск двигателя.

Примечания: 1. В случае невыхода вспомогательного двигателя «Сапфир-5» на режим холостого хода (табло ТУРБОСТАРТЕР не загорается за время более 31 с) откинуть колпачок и переключателем СТОП ТУРБО выключить вспомогательный двигатель «Сапфир-5».

2. Повторный запуск вспомогательного двигателя «Сапфир-5» можно производить после охлаждения его стартера в течение 20 мин.

47. Убедившись в загорании табло ТУРБОСТАРТЕР, произвести запуск двигателя, для чего:

- одновременно нажать кнопку секундомера на 1-2 с и кнопку ДВИГАТ.; через 3-6 с после нажатия кнопки ДВИГАТ. перевести РУД в положение МАЛЫЙ ГАЗ; не снимать руку с РУД до завершения процесса запуска двигателя;

- посмотреть на указатель оборотов двигателя; обороты ротора КВД должны непрерывно нарастать и на 15-й секунде с момента нажатия на кнопку ДВИГАТ. они должны быть не менее 20%, при этом должны начать нарастать и обороты ротора КНД;

- перевести взгляд на указатель температуры и следить за температурой газов за турбиной, которая не должна превышать 550°С; как только в процессе запуска рост температуры газов за турбиной прекратится и температура газов за турбиной начнет

 

уменьшаться, перевести взгляд на указатель оборотов и после выхода двигателя на установившийся режим малого газа нажать кнопку секундомера.

48. При достижении ротором КВД оборотов 41,5-44,5% за время не более 45 с вспомогательный двигатель «Сапфир-5» автоматически выключается, воздушный стартер отключается, табло ТУРБОСТАРТЕР гаснет и пусковой цикл на этом заканчивается, а двигатель самостоятельно выходит на обороты малого газа (обороты ротора КВД

54,5-57,5%).

Если по истечении 45 с от момента нажатия кнопки ДВИГАТ. обороты ротора КВД по какой-либо причине не достигают 41,5-44,5%, вспомогательный двигатель переходит автоматически на режим малого газа. После неудавшегося запуска через 30 с после полной остановки двигателя можно повторить его запуск в течение всего времени (10 мин) рабочего цикла вспомогательного двигателя.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При возникновении на самолете пожара необходимо:

- закрыть пожарный кран;

- установить РУД в положение СТОП и выключить ВСУ выключателем СТОП ТУРБО;

- выключить в кабине все выключатели и АЗС;

- покинуть кабину самолета и при необходимости применить наземные средства пожаротушения.

49. Повторный запуск двигателя возможен только после выявления и устранения причины неудавшегося запуска.

Примечания: 1. В процессе запуска двигателя возможно кратковременное мигание сигнальной лампы красного цвета на аварийном световом табло ФИЛЬТР ТОПЛИВА.

2. При наличии обледенения сразу же после запуска двигателя установить переключатель АН-ТИОБЛЕД. в положение ВРУЧН.

50. После выхода двигателя на установившийся режим малого газа проверить:

- обороты ротора КВД, должны быть 54,5-57,5%;

- давление масла, должно быть не менее 2 кгс/см2, табло МИН. ДАВЛЕНИЕ МАСЛА

не горит;

- температуру газов за турбиной, должна быть не более 600°С;

- положение рычага «СТОП» (по контрольным меткам, нанесенным согласно УГИ ВВС № 34 (8139) от 06.04.90 г.), и надежность фиксации РУДа на упоре МАЛЫЙ ГАЗ.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Запуск двигателя прекратить постановкой РУД в положение СТОП с последующим немедленным выключением

вспомогательного двигателя выключателем СТОП ТУРБО, если в про-

цессе запуска двигателя наблюдается следующее:

- до 8-й секунды нет роста оборотов ротора КВД;

- до 25-й секунды нет показания температуры газов турбиной;

- температура газов за турбиной стремится превысить 550°С (темп нарастания температуры 10° в секунду и более). В случае заброса температуры газов в процессе запуска двигателя на земле до 700°С и выше (загорание лампы 700°С) двигатель отстраняется от эксплуатации установленным порядком;

- в процессе нарастания оборотов не появляется давление масла на входе в двигатель;

- при давлении масла 2 кгс/см2 и более продолжает гореть табло МИН. ДАВЛЕНИЕ МАСЛА;

- прекратился рост оборотов ротора КВД (двигатель «завис»);

- при оборотах ротора КВД 30% нет оборотов ротора КНД;

- двигатель не выходит на режим за 50 с;

- не происходит выключения вспомогательного двигателя «Сапфир-5» при достижении оборотов КВД 44,5% за время менее или равное 45 с;

- несоответствие параметров работы двигателя режиму малого газа.

51. После запуска двигателя включить выключатель ГЕНЕРАТОР и ЗАП. ГЕНЕРАТОР и взмахом руки подать команду технику «Отключить наземный источник электроэнергии», при этом гаснут сигнальные табло ГЕНЕРАТОР, ЗАПАСНОЙ ГЕНЕРАТОР и табло наземного источника. Убедиться по вольтамперметру, что напряжение в бортовой сети 27-29 В. Затем включить АЗС ГМК, ПРЕОБРАЗ. (I и II), РТЛ-РВ, ИСКРА и КВАНТ (на самолетах 12 серии).

АЗС БАКИ включать при заправке концевых топливных баков. Сигнальное табло БАКИ (зеленого цвета) горит только при отсутствии поддавливания в концевых баках (после выработки из них топлива).

Подать команду технику «Закрыть фонарь». Техник, проконтролировав включение необходимых для полета АЗС и выключателей, закрывает фонарь передней кабины.

После закрытия фонаря перевести левой рукой рычаг закрытия замков фонаря в крайнее переднее положение и убедиться в надежности их закрытия по погасанию красного сигнального табло ФОНАРЬ НЕ ЗАКРЫТ; правой рукой загерметизировать кабину движением рычага КОНДИЦ.-ГЕРМЕТ. вперед до отказа (для самолетов с 37 серии до метки ГЕРМЕТ.).



ПРОГРЕВ И ОПРОБОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ



52. Прогрев двигателя производить на режиме малого газа (иКВд=54,5-57,5%) в течение 1 мин и на оборотах ротора КВД 85% в течение 1 мин. Температура масла на входе в двигатель в конце прогрева должна быть не ниже -5°С. Если температура масла на входе в двигатель не достигает -5°С в течение 2 мин прогрева, вывести двигатель на режим, соответствующий оборотам ротора КВД 93%, и произвести прогрев двигателя на этом режиме до повышения температуры масла на входе в двигатель до -5°С.

53. При увеличении режима в процессе прогрева двигателя произвести проверку оборотов ротора КВД, при которых закрываются клапаны перепуска воздуха (КПВ) из компрессора. Проверку выполнять визуально по указателю счетчика оборотов в следующем порядке:

- медленно, с темпом нарастания оборотов ротора КВД 1 -2% в секунду, переместить РУД в сторону увеличения режима, следя при этом за стрелками указателя оборотов роторов КВД и КНД; в момент закрытия КПВ за V ступенью стрелка указателя оборотов ротора КНД скачком переместится в сторону больших оборотов примерно на 3-4%, а при закрытии КПВ за III ступенью - примерно на 1-2%.

Обороты ротора КВД в момент скачка оборотов ротора КНД и являются оборотами закрытия КПВ и должны соответствовать 74-77% при закрытии КПВ за V ступенью и 86-89% при закрытии КПВ за III ступенью.

54. В процессе прогрева двигателя на оборотах ротора КВД 85% убедиться в нормальной работоспособности АГД-1, ГМК-1АЭ, ЭУП, РТЛ-11 (Р-832М), РВ-5, РКЛ-

41, РСБН-5С («Искра-К»), СРО-2М и проверить работу гидравлической системы торможением колес, выпуском и уборкой закрылков и тормозных щитков.

При нейтральном положении педалей нажать тормозной рычаг, при этом манометры тормозов должны показывать от 2 до 33 кгс/см2.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Запрещается нажимать на рычаг основного торможения колес при отсутствии давления в основной гидросистеме.

 

Для проверки выпуска закрылков во взлетное положение (на 25°) нажать кнопку выпуска закрылков во взлетное положение, при этом должна погаснуть контрольная лампа зеленого цвета на левом пульте.

После выпуска закрылков на 25° должна загореться контрольная лампа зеленого цвета, механические указатели должны выйти в первое положение, а кнопка выпуска должна стать в исходное положение.

Для уборки закрылков необходимо нажать кнопку уборки закрылков, при этом должна погаснуть контрольная лампа зеленого цвета, манометр основной гидросистемы должен показывать падение давления. После уборки закрылков на левом пульте должна загореться сигнальная лампа зеленого цвета, механические указатели должны утопиться внутрь крыла, кнопка уборки должна стать в исходное положение.

Проверка выпуска закрылков в посадочное положение (на 44°) производится нажатием на кнопку выпуска закрылков в посадочное положение. После выпуска закрылков на 44° на левом пульте должна загореться сигнальная лампа зеленого цвета, а механические указатели должны выйти во второе положение.

После проверки системы необходимо убрать закрылки и убедиться в полной их уборке по электрической и механической сигнализациям.

55. При проверке системы уборки и выпуска тормозных щитков сначала поставить нажимной (перекидной) переключатель тормозных щитков на РУД в положение ОТКРЫТИЕ, при выпуске тормозных щитков должна загореться сигнальная лампа зеленого цвета.

По докладу техника необходимо убедиться в выпуске тормозных щитков и убрать их. Для уборки тормозных щитков нажимной (перекидной) переключатель на РУД поставить в положение УБРАНО, при этом в процессе уборки тормозных щитков давление в основной гидросистеме падает и после полной уборки тормозных щитков должна погаснуть сигнальная лампа зеленого цвета.

Для уборки и выпуска тормозных щитков при помощи кнопки на ручке управления самолетом в передней кабине необходимо нажимной (перекидной) переключатель на РУД поставить в положение УБРАНО. При нажатии на кнопку щитки выпустятся и загорится зеленая лампа. После освобождения кнопки щитки возвращаются в положение УБРАНО. Зеленая лампа при полной уборке тормозных щитков гаснет, а манометр основной системы должен показывать падение давления.

56. Включить систему кондиционирования воздуха кабины, для чего вначале переместить рукоятку КОНДИЦ.-ГЕРМЕТ. на правом пульте в переднее крайнее положение, а затем переключатель КОНДИЦ. установить в положение ОТКР. (ВКЛ.). Открыть насадок индивидуальной вентиляции. По погасанию сигнального табло КОНДИЦ. ЗАКРЫТО и по ощущению рукой обдува воздухом, выходящим из коллектора обдува фонаря и из насадка индивидуальной вентиляции, убедиться в подаче воздуха от двигателя. Выключение системы производить в обратной последовательности.

57. Если полет будет выполняться в снаряжении ВМСК-4 или ВК-3М, необходимо:

- повернуть рукоятку крана ВЕНТИЛЯЦИЯ КОСТЮМА на 45° по часовой стрелке и убедиться в поступлении из штуцера ФК-9А воздуха приемлемой температуры;

- подсоединить шланг костюма ВК-3М к разъему ОРК-9А;

- по ощущению установить задатчик температуры на щитке ОБДУВ-КОСТЮМ на желаемую температуру, а краном ВЕНТИЛЯЦИЯ КОСТЮМА отрегулировать необходимый расход воздуха.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. До устранения недостатка по ограничению температуры воздуха на входе в снаряжение устанавливать четырехпозиционный переключатель ТЕПЛО-ХОЛОД-АВТОМАТ на щитке ОБДУВ-КОСТЮМ в положение ТЕПЛО запрещается.

58. Проверить систему противоперегрузочного костюма, для чего через резиновый колпачок нажать кнопку, расположенную на головке автомата давления АД-6Е, и убедиться в подаче воздуха в камеры костюма. При этом костюм должен плотно обжать тело летчика, не вызывая болезненных ощущений; при отпускании кнопки воздух из камер костюма должен стравиться.

59. При температуре наружного воздуха +5°С и ниже, а также перед полетами в сложных метеоусловиях и ночью проверить противообледенительную систему самолета (ПОС), для чего:

- поставить выключатель РИО в положение ВКЛЮЧЕНО, переключатель АНТИОБ-ЛЕД. - в положение АВТОМАТ и нажать кнопку КОНТРОЛЬ РИО, при этом должна загореться лампа контроля, расположенная рядом с кнопкой;

- отпустить кнопку, а переключатель АНТИОБЛЕД. поставить в положение ОТКР.;

- убедившись, что переднее стекло фонаря обдувается горячим воздухом, поставить переключатель АНТИОБЛЕД. в положение АВТОМАТ.

60. Дальнейший прогрев и опробование двигателя производить на режимах 0,85 номинального, номинальном и максимальном (взлетном). Каждый из перечисленных режимов выдерживать 15-20 с.

Режим установить постановкой РУД в положение, соответствующее заданному режиму.

 

 

 

Рис. 3. Зависимость изменения оборотов ротора КВД на режимах максимальном, номинальном и 0,85 номинального (V = 0, Н = 0).


При работе двигателя на каждом режиме проверить: обороты ротора КВД, которые должны по величине находиться в соответствии с графиком, представленным на рис. 3;

- температуру газов за турбиной, которая должна быть не более 590°С на режиме 0,85 номинального, не более 625°С - на номинальном режиме и не более 660°С - на взлетном режиме;

- давление масла, которое на режимах с оборотов ротора КВД, равных 95% и выше, должно находиться в пределах 3-4,5 кгс/см ;

- давление топлива перед рабочими форсунками, которое должно быть не более 65 кгс/см2;

- температуру масла, которая должна быть не боле 90°C.

При работе двигателя на взлетном режиме проверить обороты ротора КНД, которые должны по величине находиться в соответствии с графиком, представленным на рис. 3а, с допуском ±4%. Указанную проверку выполнять при каждом взлете самолета.

При проверке работы двигателя на взлетном (максимальном) режиме запомнить величину давления топлива перед рабочими форсунками, по которой необходимо ориентироваться при проверке времени приемистости.

61. Плавным перемещением РУД установить режим малого газа. При изменении режима проверить обороты ротора КВД, соответствующие открытию КПВ. В момент открытия КПВ за III ступенью компрессора стрелка указателя оборотов ротора КНД скачком переместится в сторону меньших оборотов примерно на 1 -2%, а при открытии КПВ за V ступенью компрессора - примерно на 3-4%.

Запомнить величину давления топлива перед рабочими форсунками на режиме малого газа, по которой необходимо ориентироваться при определении времени дросселирования двигателя.

 

 

Рис. 4. График опробования двигателя

 

 

 

62. Проверить приемистость двигателя, для чего переместить РУД с упора МАЛЫЙ ГАЗ до упора ВЗЛЕТ за 1 -2 с. Время приемистости определяется с момента начала перевода РУД до достижения величины давления топлива перед рабочими форсунками, на 10% меньшей величины давления на взлетном режиме. Время приемистости должно находиться в пределах 9-12 с.

После работы двигателя на взлетном режиме в течение 15-20 с плавно (за 1-2 с) перевести РУД в положение МАЛЫЙ ГАЗ.

Время достижения двигателем режима малого газа определяется с момента начала уборки РУД до достижения давления топлива перед рабочими форсунками величины, зафиксированной при работе двигателя на режиме малого газа, и не должно превышать 5 с.

После того как двигатель проработал на малом газе не менее 20 с, проверить обороты КВД на режиме малого газа, которые должны быть равными 54,5-57,5%.

63. Прогрев и опробование двигателя согласно графику (рис. 4) производить в случаях, предусмотренных Регламентом технического обслуживания самолета Л-39 (ч.

1). В случаях, когда Регламентом технического обслуживания не предусмотрено полное опробование двигателя, в том числе и в начале летного дня, необходимо после запуска двигателя произвести его прогрев, как указано в ст. 52. После чего разрешается применять режимы с оборотами ритора КВД выше 93% и производить взлет.

64. При наличии условий обледенения работа двигателя на оборотах ротора КВД ниже 85% разрешается не более 5 мин с последующим увеличением режима работы до оборотов ротора КВД 93%, на котором проработать не менее 1 мин.



ПОДГОТОВКА К ВЫРУЛИВАНИЮ И ВЫРУЛИВАНИЕ



65. Надеть кислородную маску, а при полете в гермошлеме закрыть смотровой щиток и включить вентиляцию гермошлема, установив кран ВЕНТИЛЯЦИЯ ШЛЕМА в положение ВКЛ.

66. Выпустить закрылки на 25°. Запросить разрешение на выруливание и, получив разрешение, подать технику команду «Убрать колодки».

67. Убедившись, что колодки убраны и снят чехол с датчика РИО-3 (техник самолета прикладывает руку к головному убору), осмотреться:

- влево назад - нет ли людей и машин у хвоста самолета;

- влево - не выруливает ли одновременно другой самолет;

- влево вперед - нет ли препятствий и людей впереди самолета.

В такой же последовательности осмотреть правую сторону.

68. Проверить работу тормозов, для чего:

- поставить педали нейтрально;

- нажать тормозной рычаг до отказа и плавно увеличить обороты ротора КВД до 90%, при этом самолет должен удерживаться тормозами на месте;

- установить РУД в положение МАЛЫЙ ГАЗ.

69. Еще раз убедившись, что фонарь кабины закрыт и в полосе предполагаемого руления препятствий нет, плавно увеличить обороты двигателя настолько, чтобы самолет начал движение. Если переднее колесо было развернуто в момент движения с места, начавшийся разворот парировать тормозами.

70. Во время руления пользоваться тормозами плавно, нажимая на тормозной рычаг импульсами.

Скорость на рулении устанавливать в зависимости от обстановки и состояния поверхности аэродрома. На прямолинейных участках скорость руления не должна превышать 30 км/ч без внешних подвесок и 15 км/ч с внешними подвесками. Перед вы-полнением разворота и в процессе разворота на рулении скорость не должна превышать 10 км/ч.

На рулении необходимо проверить синхронность и, эффективность работы тормозов. Для этого при нейтральном положении педалей нажать на тормозной рычаг; если при этом самолет не начинает разворачиваться, тормоза отрегулированы правильно.

Скорость руления по аэродрому, покрытому лужами воды, необходимо снижать с таким расчетом, чтобы брызги воды не попадали во входные каналы двигателя.

Допускается совмещать руление с прогревом двигателя, применяя при этом режимы, разрешенные для прогрева. Режим с оборотами ротора КВД выше 93% разрешается применять на рулении только после прогрева двигателя.

71. Перед выруливанием на линию исполнительного старта (на ВПП) необходимо осмотреться и убедиться:

- нет ли препятствий и самолетов на взлетной полосе;

- нет ли самолетов, планирующих на посадку после четвертого разворота или уходящих на второй круг.

Запросить по радио разрешение вырулить на линию исполнительного старта для

взлета.

72. Получив разрешение, вырулить на ВПП, прорулить по прямой 10-15 м для

установки переднего колеса по линии взлета. Затормозить колеса. Проверить правиль-

ность установки триммеров руля высоты и элеронов, правильность показаний компаса ГМ.К-1АЭ (при необходимости согласовать его) и радиокомпаса РКЛ-41. Застопорить привязные ремни в крайнем заднем положении, увеличить обороты до 90% и запросить разрешение на взлет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..