ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2014 года - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2014 года

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2014 года - часть 7

 

 

80 

Стандарты (правила), в соответствии с которыми подготовлена бухгалтерская(финансовая) отчетность и 
произведены расчеты, отраженные в настоящем пункте ежеквартального отчета: 

Бухгалтерская отчетность Общества составлена исходя из действующих в Российской Федерации 
правил бухгалтерского учета и отчетности, в частности, Федерального закона «О бухгалтерском 
учете»  от  6  декабря  2011  г.  №  402-ФЗ  и  Положения  по  ведению  бухгалтерского  учета  и 
бухгалтерской  отчетности  в  Российской  Федерации,  утвержденного  приказом  Министерства 
финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, а также Положения по учетной политике, утвержденного 
приказом  ОАО «Газпром»  от  26  декабря  2013  г.  №  563,  а  также  иных  нормативных  актов, 
входящих в систему регулирования бухгалтерского учета и отчетности организаций в Российской 
Федерации. 

 

 
 

3.2.3. Материалы, товары (сырье) и поставщики эмитента 

За 6 мес. 2014 г. 

Поставщики эмитента, на  которых приходится не  менее  10 процентов всех поставок материалов и 
товаров (сырья) 
 
Полное  фирменное  наименование:  Общество  с  ограниченной  ответственностью  «Газпром 
центрремонт»
 
Место нахождения: Российская Федерация, 141100, Московская область, г. Щелково, ул. 
Московская, д.1
 
ИНН: 5050073540 
ОГРН: 1085050006766 
 
Доля в общем объеме поставок, %: 97.2 
 

Информация  об  изменении  цен  более  чем  на  10%  на  основные  материалы  и  товары  (сырье)  в  течение 
соответствующего  отчетного  периода  по  сравнению  с  соответствующим  отчетным  периодом 
предшествующего года: 

ОАО «Газпром» в рамках ведения своей основной хозяйственной деятельности сырье не использует. 
Для  обеспечения  основной  хозяйственной  деятельности  Обществом  осуществляются  закупки 
материально-технических ресурсов (МТР). 

  

Изменение  цен  на  основные  группы  МТР,  централизованно  поставленные  дочерним  обществам  и 
организациям ОАО «Газпром» за 6 месяцев 2014 года по сравнению с 6 месяцами 2013 года: 

 

№ 

п/п 

 
 

Наименование МТР (группы МТР) 

Изменение цены 

(в % к аналогичному периоду 

предыдущего финансового года) 

6 месяцев 2014 года / 

6 месяцев 2013 года 

1. 

Трубы стальные диаметром до 530 мм 

-1,5 

2. 

ГПА и комплектующие к ним 

3,0 

3. 

Насосно-компрессорное оборудование 

2,5 

4. 

Нефтехимаппаратура 

2,9 

5. 

Трубопроводная арматура 

3,0 

6. 

Стальные газовые краны диаметром до 700 мм 

3,0 

7. 

Низковольтное и высоковольтное оборудование 

3,2 

8. 

Кабельно-проводниковая продукция 

0,00 

9. 

КИП и А 

4,5 

10. 

Оборудование технологической связи 

4,0 

11. 

Прокат черных, цветных металлов и метизов 

0,3 

12. 

Строительные материалы и конструкции 

1,9 

81 

13. 

Топливо и масла 

0,00 

14. 

Химические и специальные материалы 

2,1 

15. 

Газопромысловое и буровое оборудование 

1,4 

16. 

Продукция машиностроения 

3,0 

 

Доля импорта в поставках материалов и товаров, прогноз доступности источников импорта в будущем и 
возможные альтернативные источники: 

Доля  поставок  по  импортным  контрактам  в  общем  объеме  материально-технических  ресурсов, 
поступивших  дочерним  обществам  и  организациям  ОАО  «Газпром»  за  6  месяцев  2014  года 
составила 9,33%. 

Прогнозы  эмитента  в  отношении  доступности  этих  источников  в  будущем  и  о  возможных 
альтернативных источниках: 
В  основном  поставщики  материально-технических  ресурсов  для  ОАО  «Газпром»,  включая 
зарубежных поставщиков МТР, работают на конкурентном рынке. Наличие большого количества 
российских и зарубежных компаний - потенциальных поставщиков МТР позволяет предположить, 
что  в  будущем  для  ОАО  «Газпром»  не  возникнет  ограничений  в  доступности  материально-
технических ресурсов. 

В настоящее время Обществом осуществляется переход на централизованные поставки товарно-
материальных  ресурсов  через  ООО  «Газпром  комплектация»  и  ООО  «Газпром  центрремонт». 
Централизация  поставок  МТР  позволила  создать  условия  для  качественного  изменения  системы 
организации  закупок  за  счет  более  масштабного  внедрения  тендерных  процедур  по  крупным 
объединенным  партиям  продукции.  В  ОАО  «Газпром»  действует  Департамент  по  управлению 
конкурентными  закупками,  основными  задачами  которого  является  определение  на  конкурсной 
основе подрядных организаций и поставщиков услуг для нужд Общества. 
 
За  проведение  конкурсов  на  закупку  МТР  для  нужд  ОАО  «Газпром»  и  его  дочерних  обществ 
отвечают  Управление  подготовки  и  проведения  конкурентных  закупок  и  Конкурсная  комиссия 
ООО «Газпром комплектация». 

В  связи  с  ограниченными  сроками  подготовки  Ежеквартального  отчета  сбор  оперативной 
информации об объемах поставок материально-технических ресурсов ОАО «Газпром» за 9 месяцев 
2014  года  не  представляется  возможным.  В  этой  связи  данные  о  поставщиках  и  объемах 
материально-технических  ресурсов  Общества  за  9  месяцев  2014  года  будут  приведены  в 
Ежеквартальном отчете ОАО «Газпром» за IV квартал 2014 года.
 
 

 

 

3.2.4. Рынки сбыта продукции (работ, услуг) эмитента 

Основные рынки, на которых эмитент осуществляет свою деятельность: 
 

Российский рынок.  

За последнее десятилетие в России увеличилась доля газа в потреблении энергии по отношению к 
другим  видам  топлива.  Доля  газа  в  топливно-энергетическом  балансе  страны  возросла  с  42%  в 
1990 году  до  50%  -  в  настоящее  время.  Во  многом  это  связано  с  относительно  низкими 
регулируемыми  ценами  на  газ.  В  России  газ,  в  основном,  поставляется  электрогенерирующим 
компаниям,  предприятиям  металлургической  и  химической  промышленности.  По  оценкам 
ОАО «Газпром»  структура  поставок  газа  на  внутренний  рынок,  включая  собственную  покупку  у 
независимых  организаций,  характеризуется  следующими  данными  (по  итогам

  9  месяцев 

2014 года): 

- 19,18% - для нужд населения, 
- 32,64% - организациям электроэнергетики, 
- 34,97% - другим промышленным потребителям, 
- 13,21% - коммунально-бытовым потребителям. 

Энергетическая  стратегия  России  предполагает  снижение  доли  газа  в  топливно-энергетическом 
балансе  за  счет  его  более  рационального  использования.  При  этом  ОАО  «Газпром»  планирует 
годовой объем добычи в размере до 620 млрд. куб. м к 2020 году (с учетом добычи на Востоке России). 

82 

В настоящее время ОАО «Газпром» занимает доминирующее положение на внутреннем рынке газа 
и  обеспечивает  почти  80%  поставок.  В  соответствии  с  Энергетической  стратегией  России  в 
долгосрочной  перспективе  к  2020  году  ОАО  «Газпром»  будет  сохранять  основную  долю  в  объемах 
добычи и поставок газа на российский рынок. 
 
Регулирование отношений в сфере транспортировки и поставок газа на российском рынке. 

Отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Правилами поставки газа в 
Российской  Федерации,  утвержденными  постановлением  Правительства  Российской  Федерации 
от 5 февраля 1998 г.  № 162. 

Преимущественное  право  на  заключение  договоров  на  поставку  газа  имеют  покупатели  газа  для 
государственных  нужд,  для  коммунально-бытовых  нужд  и  населения,  а  также  покупатели, 
заключившие договоры на поставку газа ранее и желающие продлить их действие. 

Организации,  деятельность  которых  финансируется  за  счет  средств  федерального  бюджета, 
обязаны  заключать  государственные  контракты  на  поставки  газа  с  поставщиками.  Такие 
контракты  заключаются  в  порядке,  установленном  постановлением  Правительства  Российской 
Федерации  «О  заключении  государственных  контрактов  на  поставку  газа  организациям, 
финансируемым  за  счет  средств  федерального  бюджета»  от  4  октября  2000  г.  №  753. 
Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  «Об  обеспечении  устойчивого  газо-  и 
энергоснабжения  финансируемых  за  счет  средств  федерального  бюджета  организаций, 
обеспечивающих  безопасность  государства»  от  29 мая  2002  г.  №  364  установлены  особые  условия 
поставки  газа  и  их  оплаты,  которые  в  обязательном  порядке  включаются  в  государственные 
контракты на поставку газа, заключаемые государственными заказчиками с поставщиками газа, а 
также  в  договоры  поставки  газа,  заключаемые  газоснабжающими  организациями  независимо  от 
организационно-правовой  формы  с  финансируемыми  за  счет  средств  федерального  бюджета 
организациями-потребителями 

топливно-энергетических 

ресурсов, 

обеспечивающими 

безопасность  государства.  Эти  условия,  в  частности,  предусматривают,  что  государственный 
заказчик  обязан  при  доведении  до  подведомственных  организаций  лимитов  бюджетных 
обязательств  исходить  из  необходимости  обеспечения  оплаты  потребляемого  ими  газа  в  полном 
объеме. При этом поставщик обязан не допускать прекращения или ограничения подачи газа ниже 
доведенных  заказчиком  до  своих  подведомственных  организаций  лимитов  бюджетных 
обязательств. 

В  целях  совершенствования  государственного  регулирования  цен  на  газ  и  развития  рыночных 
принципов  ценообразования  на  внутреннем  рынке  газа  Правительство  Российской  Федерации 
28 мая  2007  г.  приняло  постановление  №  333  «О  совершенствовании  государственного 
регулирования  цен  на  газ»  (далее  –  Постановление),  которым  установлено,  что  регулирование 
оптовых цен на газ осуществляется исходя из поэтапного достижения уровня равной доходности 
поставки  газа  на  внутренний  и  внешний  рынки  и  с  учетом  стоимости  альтернативных  видов 
топлива.  

Постановлением  установлено,  что  оптовые  цены  на  газ,  добываемый  открытым  акционерным 
обществом  «Газпром»  и  его  аффилированными  лицами,  на  выходе  из  системы  магистрального 
газопроводного  транспорта  определяются  по  соглашению  сторон  при  заключении  договоров 
поставки  газа  (в  том  числе  долгосрочных),  включая  случаи  его  перепродажи,  в  диапазоне  между 
предельными  максимальным  и  минимальным  уровнями  оптовых  цен  с  учетом  особенностей, 
определяемых  федеральным  органом  исполнительной  власти  в  сфере  государственного 
регулирования цен (тарифов) для следующих групп потребителей (кроме населения):  

-  конечные  потребители,  впервые  заключившие  договоры  поставки  газа  с  началом  поставки 
после 1 июля 2007 г.;  

-  конечные  потребители,  приобретающие  газ  сверх  объемов,  зафиксированных  в  договорах 
поставки газа на 2007 год;  

- конечные потребители, поставка газа которым осуществляется в связи с проведением работ 
по расширению Единой системы газоснабжения. 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 858 
ОАО «Газпром» обеспечивает доступ независимых организаций к своей газотранспортной системе. 
Такой доступ предоставляется при наличии свободных мощностей в газотранспортной системе, а 
также  при  условии,  что  качество  и  параметры  газа  независимых  организаций  соответствуют 
стандартам и техническим условиям, действующим в газотранспортной системе ОАО «Газпром», 
и  что  к  потребителям  проложены  газопроводы-отводы,  а  у  поставщиков  имеются  подводящие 
газопроводы. 

83 

Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  29.10.2010  № 872  утверждены 
Стандарты раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги 
по  транспортировке  газа,  в  соответствии  с  которыми  ОАО  «Газпром»  обязано  раскрывать 
информацию  по  различным  направлениям  деятельности  путем  ее  опубликования  в  интернете,  в 
официальных  печатных  средствах  массовой  информации,  а  также  путем  предоставления  по 
письменному запросу потребителей услуг по транспортировке газа по трубопроводам. 

В соответствии с Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации» потребители 
обязаны  оплачивать  поставки  газа  и  услуги  по  транспортировке  газа,  а  также  снабженческо-
сбытовые  услуги  Поставщика  в  соответствии  с  постановлением  Федеральной  службы  по 
тарифам. Если потребители не производят такой оплаты, поставщики имеют право уменьшить 
или прекратить поставки газа таким потребителям в соответствии с порядком, установленным 
постановлением  Правительства Российской Федерации «О  порядке  прекращения  или ограничения 
подачи  электрической  и  тепловой  энергии  и  газа  организациям-потребителям  при  неоплате 
поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» от 5 января 1998 г. № 1.  
 
Поставки газа российским потребителям. 

За  9  месяцев  2014  года  ОАО  «Газпром»  (головная  компания)  реализовало  потребителям  России 
171,209
 млрд. куб. м природного газа. 

Реализацией  газа  на  территории  Российской  Федерации,  в  основном,  занимается  дочерняя 
компания  ООО  «Газпром  межрегионгаз».  Вместе  с  тем,  незначительные  объемы  газа  реализует 
непосредственно ОАО «Газпром», а также газодобывающие и газотранспортные организации.  

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2006 г. 
№ 534 «О проведении эксперимента по реализации газа на электронной торговой площадке» и  от 
10  декабря  2007  г.  №  851  «О  продолжении  эксперимента  по  реализации  газа  на  электронной 
торговой  площадке  в  2008  году»  ОАО  «Газпром»  осуществляло  реализацию  ограниченных  объемов 
газа  через  электронную  торговую  площадку  ООО  «Газпром  межрегионгаз»  наряду  с  газом 
независимых производителей по не регулируемым  государством ценам. С января 2008 г. по декабрь 
2008  г.  включительно  было  реализовано  6,1  млрд.  куб.  м  газа,  из  которых  3,0  млрд.  куб.  м  -  газ 
независимых производителей и 3,10 млрд. куб. м - газ ОАО «Газпром» и его аффилированных лиц.  
 
Поставки газа в страны бывшего Советского Союза, за исключением России 

За  9  месяцев  2014  года  ОАО  «Газпром»  реализовало  на  территории  стран  бывшего  Советского 
Союза, за исключением России 34,422 млрд. куб. м природного газа. 
В  приведенной  ниже  таблице  представлены  данные  об  объемах  продаж  газа  в  страны  бывшего 
Советского Союза, за исключением России за 9 месяцев 2014 года 

1)

Страна 

9 месяцев 2014 

(1)

 

(млрд.куб.м) 

Украина 

13,932 

Беларусь 

13,90 

Молдова 

1,90 

Литва 

1,80 

Латвия 

0,52 

Эстония  

0,25 

Казахстан 

0,63 

Южная Осетия 

0,02 

Армения 

1,34 

Грузия 

0,13 

Итого 

34,422 

1)

 Оперативные данные. 

Основные  маршруты  газопроводов  от  газовых  месторождений  в  Западной  Сибири  к  экспортным 
рынкам  Западной  Европы  проходят  через  Украину,  которая,  в  свою  очередь,  является  крупным 
потребителем газа среди стран бывшего Советского Союза, за исключением России. Поставки газа 
из России в Украину до 2006 года осуществлялись в оплату транзита российского природного газа 
по  территории  Украины  в  соответствии  с  Дополнениями  к  Контракту  между  НАК  «Нафтогаз 
Украины»  и  ОАО  «Газпром»  об  объемах  и  условиях  транзита  природного  газа  через  территорию 
Украины на период с 2003 по 2013 год от 21 июня 2002 г. Указанные Дополнения подписывались на 

84 

основе  ежегодных  межправительственных  протоколов  к  Соглашению  между  Правительством 
Российской  Федерации  и  Кабинетом  Министров  Украины  о  дополнительных  мерах    по  
обеспечению  транзита  российского природного газа по территории Украины от 4 октября 2001 г.  

2 октября  2008 г.  Председатель  Правительства  Российской  Федерации  В.В.Путин  и  Премьер  -
Министр  Украины  Ю.В.Тимошенко  подписали  Меморандум,  в  котором  договорились  об 
установлении  с  1 января  2009 г.  прямых  долгосрочных  отношений  между  ОАО «Газпром»  и 
НАК «Нафтогаз  Украины»  и  признали,  что  эффективность  перехода  на  прямые  отношения 
обусловлена погашением накопленной задолженности, своевременной оплатой будущих поставок и 
возможностью предприятий Группы Газпром поставлять природный газ потребителям Украины. 
Кроме  того,  в  указанном  документе  подтверждено  намерение  Сторон  в  течение  трех  лет 
осуществить поэтапный переход на рыночные, экономически обоснованные и взаимосогласованные 
цены на импортированный природный газ для потребителей Украины и тарифы на транзит газа 
через территорию Украины. В январе 2009 года между ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины» 
подписан прямой долгосрочный контракт на поставку газа потребителям Украины. 

27 

декабря 

2005 

г. 

ОАО «Газпром» 

и 

ОАО «Белтрансгаз» 

(в 

настоящее 

время 

ОАО «Газпром трансгаз  Беларусь»)  подписали  контракт  об  объемах  и  условиях  поставки 
природного  газа  в  Республику  Беларусь  и  транзите  газа  через  территорию  Республики  Беларусь  в 
2006  году,  в  котором  сохранены  условия  контракта  2005  года.  С  2007  года  ОАО  «Газпром»  и 
ОАО «Белтрансгаз» (в настоящее время ОАО «Газпром трансгаз Беларусь») заключен контракт, в 
котором  предусмотрены  условия  постепенного  повышения  цен  до  рыночного  уровня.  В  2007  году 
цена газа, поставляемого в Республику Беларусь, составляла 100 долларов США за 1000 куб.м газа. 
С 2008  года  цена  на  газ,  поставляемый  ОАО «Газпром»  ОАО «Белтрансгаз»  (в  настоящее  время 
ОАО «Газпром трансгаз Беларусь»), рассчитывается ежеквартально по формуле с учетом индексов 
изменения цен на газойль и мазут. В 2012 году цена газа составляла 165,6 долл. США за 1000 куб. м. 
С 2013 года цена рассчитывается по формуле, определенной условиями Межправсоглашения. 

В  июле  2013  г.  контрактная  цена  составила 163,06 долл.  США  за  1000  куб.  м,  в  августе-сентябре 
2013 г. – 164,44 долл. США за 1000 куб. м., в октябре-декабре – 166,90 долл. США за 1000 куб. м. 

В III квартале 2014 г. контрактная цена составила 166,37 доллара США за 1000 куб. м. 

В  первом  полугодии  2006  года  в  Республику  Молдова  поставка  российского  природного  газа 
осуществлялась  по  цене  110 долларов  США  за  1000 куб.  м.  Со  второго  полугодия  2006  года  с 
АО «Молдовагаз»  заключен  контракт  на  поставку  газа  по  цене  160  долларов  США  за  1000  куб.  м. 
В 2007  году  цена  на  газ  установлена  в  размере  170  долларов  США  за  1000  куб.  м.  В  дальнейшем 
предусмотрено  постепенное  повышение  цен  до  рыночного  уровня.  C  2008  года,  цена  на  газ, 
поставляемый  ОАО «Газпром»  АО «Молдовагаз»,  устанавливается  ежеквартально  по  формуле  с 
учетом индексов изменения цен на газойль и мазут.  

В III квартале 2014 г. контрактная цена составила 372,58 доллара США за 1000 куб. м. 

Цена  газа  для  покупателей  в  странах  Балтии  соответствует  европейскому  уровню  и 
рассчитывается по формуле в зависимости от усредненной за 6-9 месяцев цены мазута и газойля, 
что соответствует европейским и мировым нормам.  

В III квартале 2014 г. средневзвешенная по странам Балтии цена составила 419,39 доллара США за 
1000 куб.  м. 

Политический  и  экономический  кризис  в  Украине  привел  к  увеличению  задолженности  за  газ  и 
нарушению  контрактных  обязательств  по  оплате  со  стороны  Украины.  Задолженность 
«Нафтогаза  Украины»  перед  «Газпромом»  за  поставленный  газ  по  состоянию  на  30.09.2014 
составляла  около  5,3 млрд  долл.  США.  05.11.2014 НАК  «Нафтогаз  Украины»  осуществила 
частичное погашение задолженности за поставленный газ в сумме $1,45 млрд долл. США. 

В условиях,  когда  Украина  не  исполняет  договоренности,  ОАО  «Газпром»

 

в полном  соответствии 

с действующим  контрактом  с  16  июня  2014  года  перевело  НАК  «Нафтогаз  Украины» 
на предоплату поставок газа

.

 

Осложнения  в  экономике  Республики  Беларусь  в  условиях  мирового  кризиса  привели  к  понижению 
уровня  платежеспособности  потребителей  газа.  За  газ,  поставленный  в  январе  -  июне  2009  г., 
образовалась  задолженность  перед  ОАО  «Газпром»  на  сумму  285  млн  долларов  США.  В  августе 
2009 г.    ОАО  «Белтрансгаз»  (в  настоящее  время  ОАО  «Газпром  трансгаз  Беларусь»)  начало 
частично  погашать  указанную  задолженность.  Полное  погашение  задолженности  было 
осуществлено 23.12.2009. 

Задолженность  ОАО «Белтрансгаз»  (в  настоящее  время  ОАО  «Газпром  трансгаз  Беларусь»)  за 
поставленный  газ  в  январе-апреле  2010  г.  составила  порядка  187,9  млн  долларов  США. 

85 

Задолженность была в основном погашена 23 июня 2010 г. 

За газ, поставленный ОАО «Белтрансгаз» (в настоящее время ОАО «Газпром трансгаз Беларусь») во 
втором  полугодии  2011  г.,  была  предоставлена  частичная  отсрочка  по  оплате  (расчет 
осуществлялся,  исходя  из  цены  245  долларов  США  за  1000  куб.  м)  на  период  2012  года,  в  течение 
которого и была ликвидирована задолженность.  

В  2011  –  2014  годах  из-за  неплатежей  потребителей  Приднестровья  еще  более  возросла 
дебиторская задолженность Республики Молдова. 

Неплатежи  названных  потребителей  газа  приводят  к  недополучению  денежных  средств 
ОАО «Газпром». 

 

Европейский рынок. 

За 9 месяцев 2014 года ОАО «Газпром» реализовало в Европу 114,246 млрд. куб. м природного газа. 

ОАО «Газпром» продает природный газ в Европу в основном по долгосрочным контрактам. Большая 
часть экспортных контрактов, помимо прочего, содержит следующие условия: 

 

контрактную цену, которая привязана к ценам нефтепродуктов; 

 

условия  пересмотра  цены,  в  соответствии  с  которыми  цена  на  природный  газ  по 

контракту  может  пересматриваться,  как  правило,  один  раз  в  два-три  года,  при  условии 
существенных изменений конъюнктуры рынков газа; 

 

условие  «бери-или-плати»,  которое  обеспечивает  следующее:  (а)  покупатель,  не 

исполнивший  свои  обязательства  по  отбору  газа,  частично  оплачивает  неотобранные 
количества,  и  (б)  впоследствии  эти  объемы  могут  быть  отобраны  с  соответствующей 
доплатой после отбора минимальных годовых количеств, предусмотренных контрактами 
в соответствующем году поставки. 

К  настоящему  времени  достигнуты  договоренности  по  продлению  контрактов  на  поставку  с 
большинством покупателей природного газа на европейском рынке.  

Ряд европейских покупателей обратился в ООО «Газпром экспорт» с требованиями о пересмотре 
контрактной цены в рамках долгосрочных контрактов,  обосновывая данный  шаг изменениями на 
мировом  газовом  рынке  (избыточное  предложение  газа,  существенный  разрыв  между  спотовыми 
ценами и ценами долгосрочных контрактов). По итогам проведенных переговоров в 2010 году были 
достигнуты  договоренности  с  компаниями:  «Э.ОН  Глобал  Комодитиз»  (ранее  «Э.ОН  Рургаз»), 
«ВИЕХ»,  «ВИНГАЗ»,  «ГДФ  СУЭЗ»,  «ЭНИ»,  «Акспо  Трейдинг»  (ранее  «ЕГЛ»),  «Синерджия 
Италиане»,  «ЕРГ»,  «Газпром  Австрия»  (ранее  «ГВХГазхандель»),  «ЭконГаз»,  «Центрекс»  и 
«ГазТерра».  

В  2011  году  были  пересмотрены  цены  с  компаниями  «ПремиумГаз»,  «Эдисон»  (поставки  через  
СП  «Промгаз»),  «Синерджия  Италиане»,  «ГДФ  СУЭЗ»,  «ВИЕХ»,  «ВИНГАЗ»,  «СПП».  В  2012  году 
достигнуты новые  ценовые  договоренности с компаниями  «ЭконГаз» «ЭНИ», «Газпром  Австрия», 
«Э.ОН  Глобал  Комодитиз»,  «ГазТерра»,  «Центрекс»,  «Вемекс»,  «Шелл  Энерджи  Юроп  Лтд.», 
«Акспо Трэйдинг», «ПГНиГ» и «ДОНГ»; в 2013 году - с компаниями «ЭНИ», «ЭконГаз», «Синерджия 
Италиане»  и  «ПремиумГаз»,  а  также  по  решению  международного  арбитража  при  МТП  была 
пересмотрена  цена  с  «РВЕ  Сапплай  &  Трейдинг  ЧР»  (ранее  «РВЕ  Трансгаз»).    Кроме  того,  в 
2013 году  с  компанией  «ГДФ  СУЭЗ»  подписано  соглашение  по  изменению  условий  долгосрочных 
контрактов,  а  также  завершены  переговоры  по  пересмотру  цен  для  Венгрии  с  компаниями 
«Панрусгаз» и «Центрекс Хунгария». В 2014 году достигнуты договоренности в рамках переговоров 
по  пересмотру  цены  с  компаниями  «РВЕ  Сапплай  &  Трейдинг  ЧР»  (с  данной  компанией  в 
настоящее время существует договоренность о временной приостановке поставок по контракту), 
«СПП», «Газпром Австрия», «Центрекс» и «ЕРГ», «ЭНИ», «Акспо Трейдинг». 

В I квартале 2014 года были пересмотрены цены по контрактам с турецкими компаниями «Акфель 
Газ»,
 «Авразия Газ», «Бати-Хатти», «Босфорус Газ», «Кибар Энерджи», «Шелл Энерджи», «Энерко 
Энерджи» на период 01.01.2014 – 31.12.2015. Также была пересмотрена цена с греческой компанией 
«ДЕПА» и подписано соответствующее дополнение. 

В  августе  2014  года  было вынесено  решение  арбитража  о  пересмотре  цены  по  контракту  между 
компанией «Промгаз С.п.А.» (100% группа Газпром) и «Эдисон С.п.А.» на поставку газа в Италию. 
Иск «Эдисон С.п.А.» был удовлетворен частично (порядка 35% от исковой суммы). 

С  рядом  покупателей  ведутся  переговоры  по  пересмотру  контрактной  цены.  Как  было  объявлено 

86 

ранее,  с  компанией  «Э.ОН  Глобал  Комодитиз»  спор  передан  на  рассмотрение  международного 
арбитража. 

 

Западная Европа. 

За 9 месяцев 2014 года ОАО «Газпром» реализовало в Западную Европу 91,488 млрд. куб. м природного 
газа. 

В приведенной ниже таблице представлены данные о продажах природного газа в страны Западной 
Европы за 9 месяцев 2014 года 

(1)

Страна 

9 месяцев 2014 

(3)

 

(млрд.куб.м) 

Германия 

27,592 

Италия 

18,364 

Турция

(2)

 

20,744 

Франция 

5,773 

Финляндия 

2,236 

Австрия 

3,365 

Греция 

1,247 

Нидерланды 

2,951 

Швейцария 

0,203 

Бельгия 

0,000 

Дания 

0,228 

Великобритания 

8,786 

Итого 

91,488 

(1)

  В  связи  с  различиями  в  методологии  подготовки  управленческой  отчетности  и  бухгалтерской  отчетности 

показатели объема поставок газа потребителям, рассчитанные по данным методикам, могут не совпадать.  В данной 
таблице  для  расчета  показателей  использовалась  методика  подготовки  управленческой  отчетности  ООО  «Газпром 
экспорт». 

(2)

 Включена в число стран Западной Европы в целях составления настоящей таблицы. 

(3)

 Оперативные данные. 

ОАО  «Газпром» поставляет газ в Западную Европу с конца 1960-х годов, что позволило Компании 
накопить значительный опыт коммерческой деятельности в регионе. Действуя через свое дочернее 
общество  ООО  «Газпром  экспорт»,  ОАО  «Газпром»  осуществляет  поставки  газа  в 
западноевропейские страны, главным образом, на основе долгосрочных контрактов, срок действия 
которых, как правило, составляет 20 лет и более. Действующие в настоящее время долгосрочные 
контракты  с  основными покупателями  в  Западной Европе  останутся  в  силе еще  на  срок от 4  до 
30 лет. 

Основными партнерами ОАО «Газпром» в Западной Европе являются: в Германии – «Э.ОН Рургаз» 
и совместные  предприятия  с  концерном  БАСФ «ВИЕХ» (доля Группы Газпром  50%) и «ВИНГАЗ» 
(доля  Группы  Газпром  49,98%),  в  Италии  -  «ЭНИ»  и  «Промгаз  С.п.А.»  (в  настоящий  момент 
компания      на  100%  контролируется  компаниями  Группы  ОАО  «Газпром»),  во  Франции  -  «ГДФ-
СУЭЗ»,  в  Великобритании  –  «Газпром  Маркетинг  и  Трейдинг»  (доля  Группы  Газпром  100%)  и  в 
Турции  -  «Боташ».  За  газ,  реализуемый  в  Западной  Европе,  ОАО  «Газпром»  получает  оплату  в 
долларах США или евро, а также, в меньшей степени, в английских фунтах стерлингов. 
 
Центральная Европа. 

ОАО «Газпром» занимает ведущее положение на газовых рынках стран Центральной Европы, что 
обусловлено  сложившимися  историческими,  экономическими,  географическими  и  политическими 
факторами.  

За  9  месяцев  2014  года  ОАО  «Газпром»  реализовало  в  Центральную  Европу  22,758  млрд.куб.м 
природного  газа.  За  газ,  реализуемый  в  Центральной  Европе,  ОАО  «Газпром»  получает  оплату  в 
долларах США. 

В  приведенной  ниже  таблице  представлены  данные  о  продажах  природного  газа  в  страны 
Центральной Европы за 9 месяцев 2014 года

(1)

87 

Страна 

9 месяцев 2014 

(2)

 

(млрд.куб.м) 

Венгрия 

4,469 

Польша 

7,119 

Словакия 

3,756 

Чехия 

3,725 

Румыния 

0,264 

Болгария 

2,010 

Сербия 

0,938 

Хорватия  

0,000 

Словения 

0,338 

Босния и Герцеговина 

0,105 

Македония 

0,034 

Итого 

22,758 

 (1)

  В  связи  с  различиями  в  методологии  подготовки  управленческой  отчетности  и  бухгалтерской  отчетности 

показатели  объема  поставки  (реализации)  газа  потребителям,  рассчитанные  по  данным  методикам,  могут  не 
совпадать.  В  данной  таблице  для  расчета  показателей  использовалась  методика  подготовки  управленческой 
отчетности ООО «Газпром экспорт». 

 (2)

 Оперативные данные.

 

 

Поставки СПГ 
 
В  приведенной  ниже  таблице  представлены  данные  об  объемах  продаж  СПГ  через  «Газпром 
Маркетинг и Трейдинг Сингапур» и «Газпром Глобал СПГ» за 9 месяцев 2014 года

 (1)

 : 

 

9 месяцев 2014 

(2)

  

(млрд. куб. м) 

СПГ 

3,0 

(1)

  В  связи  с  различиями  в  методологии  подготовки  управленческой  отчетности  и  бухгалтерской  отчетности 

показатели  объема  поставки  (реализации)  газа  потребителям,  рассчитанные  по  данным  методикам,  могут  не 
совпадать.  В  данной  таблице  для  расчета  показателей  использовалась  методика  подготовки  управленческой 
отчетности ООО «Газпром экспорт».

  

(2)

 Оперативные данные.

 

 

 

Факторы,  которые  могут  негативно  повлиять  на  сбыт  эмитентом  его  продукции  (работ,  услуг),  и 
возможные действия эмитента по уменьшению такого влияния: 

Негативные факторы, которые могут повлиять на сбыт продукции ОАО «Газпром» представляют 
собой  политические  риски,  связанные  с  взаимоотношением  с  Правительством  и  местными 
органами  власти;  экономические  риски,  связанные  с  колебаниями  цен;  конкурентные,  связанные  с 
конкуренцией  со  стороны  альтернативных  видов  топлива  и  конкуренцией  в  Европе  с  другими 
поставщиками газа; риски, связанные с эксплуатацией (добыча и транспортировка газа), а также 
иные риски.  

Более  подробно  описание  влияния  негативных  факторов  на  сбыт  продукции  ОАО  «Газпром»  и 
возможные  ответные  действия  ОАО  «Газпром»  представлено  в  разделе  2.5.  «Риски,  связанные  с 
приобретением размещаемых эмиссионных ценных бумаг» настоящего Ежеквартального отчета.
 
 

 

3.2.5. Сведения о наличии у эмитента разрешений (лицензий) или 
допусков к отдельным видам работ 

Орган (организация), выдавший соответствующее разрешение (лицензию) или допуск к отдельным 
видам работ: МПР России, Российский Федеральный геологический фонд 
Номер разрешения (лицензии) или документа, подтверждающего получение допуска к отдельным 
видам работ: ACT № 10866 HP 
Вид деятельности (работ), на осуществление (проведение) которых эмитентом получено 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..