В конце учебного года подводят итог работы кружка. Формой подведения
итога может быть отчет, фотоальбом, соревнования, выставка, сдача
нормативов на значок «Юный радиолюбитель», слет юных радиолюбителей в
масштабе района, города, области. Заключительной формой работы кружков
различных направлений является слет юных техников. Может быть сочетание
нескольких форм подведения итогов работы кружков: выставка творчества
юных радиолюбителей и слет; отчет и фотоальбом; соревнования по
скоростной сборке простых приемников, выставка и слет и т. д.
В годовом отчете о работе кружка указывается количество записавшихся
ребят и количество кружковцев в конце учебного года, сообщается о
выполнении программы, приводится список изготовленных конструкций,
отмечаются положительные и отрицательные стороны работы кружка, дается
список кружковцев, представляемых к награждению грамотами за активную
работу.
Фотоальбом содержит ряд фотографий, характеризующих работу кружка в
целом и некоторых его членов в отдельности на протяжении всего учебного
года. Например: занятия кружка, экскурсии, вечера, встречи, слеты,
выставки и т. д. Такой фотоальбом с успехом могут изготовить члены
фотокружка Дома пионеров. Желательно годовой отчет также дополнить
фотоснимками о работе кружка в течение всего учебного года.
Соревнования по скоростной сборке простейших приемников могут быть как
бы заключительным экзаменом кружковцев. В дополнение к соревнованиям
можно организовать еще и радиотехническую викторину. Победители
соревнований и викторины награждаются дипломами.
Соревнования и викторину можно сочетать со сдачей нормативов на значок
«Юный радиолюбитель». При этом схемы приемников для сборки и вопросы для
викторины подбираются по нормативам положения о значке «Юный
радиолюбитель» (см. приложение в конце пособия).Тогда кружковцам,
выполнившим нормативы, вручаются удостоверения и значки «Юный
радиолюбитель».
Выставка творчества юных радиолюбителей может быть организована в
масштабе одного или нескольких кружков, Домов
пионеров, района, города, области. В ней могут
принять участие как начинающие, так и опытные юные радиолюбители из
кружков Домов пионеров, школ, ЖЭКов и других учреждений. На выставке
могут быть показаны приемники, измерительные приборы, приборы для
народного хозяйства, усилители, магнитофоны и другая аппаратура. При
отборе на выставку конструкций из общего числа изготовленных к концу
учебного года следует учитывать в первую очередь конструкции с
элементами творчества, а не простого копирования образцов по описаниям.
К отобранным конструкциям прилагаются краткие описания, принципиальные
схемы, фотографии внешнего вида и монтажа. Желательно приложение и
монтажной схемы. Описание конструкции должно содержать техническую
характеристику, в которой указывают, например для приемника, диапазон
принимаемых частот, чувствительность, промежуточную частоту (для
супергетеродинов), выходную мощность, потребляемый ток, напряжение и тип
источников питания, краткое описание работы схемы, примененные и
изготовленные детали, конструкцию приемника, методику налаживания работы
конструкции.
Отобранные на выставку конструкции регистрируются в журнале учета по
форме: 1. № экспоната. 2. Название экспоната. 3. Фамилия, имя
конструктора. 4. Организация, школа, класс. 5. Район. 6. Примечание.
На конструкцию наклеивают (лучше резиновым клеем, так как он хорошо
держит этикетку и не оставляет после себя пятен) бумажную этикетку или
привязывается бирка с номером экспоната.
Все экспонаты распределяются по отделам:
1. Приборы для народного хозяйства (этот отдел, в свою очередь, может
делиться на подотделы по отраслям: медицина, химия, металлургия и т.
д.).
2. Усилительная аппаратура.
3. Приемная аппаратура (в свою очередь, может делиться на два подотдела:
ламповые приемники и транзисторные приемники).
4. Телевидение.
5. Звукозапись.
6. Измерительная аппаратура.
7. Радиоуправление.
8. Приспособления и детали.
9. Источники тока.
10. Спортивная аппаратура (может делиться на подотделы: КВ аппаратура,
УКВ аппаратура, аппаратура для «охоты на лис»).
Непременным условием для создания отдела является наличие не менее пяти
экспонатов по данной тематике. По каждому отделу жюри выставки
присуждает три диплома: 1-й, 2чй и 3-й степени за лучшие конструкции.
При наличии в отделе большого количества экспонатов можно присуждать,
например, один диплом 1-й степени, два 2-й и три 3-й степеней. К
дипломам желательно придавать какие-либо призы.
Оценку экспонатов производят по пятибалльной системе, учитывая
опрятность и современность внешнего вида в схеме прибора, элементы
новизны, качество монтажа; рациональность конструкции, качество работы
прибора и хозяйственно-полезную ценность (для приборов народного
хозяйства).
Оценивают экспонаты рецензенты отделов выставки с записью в ведомость, в
которой должны быть указаны: помер экспоната, внешний вид, схема,
монтаж, конструкция, работа, хозяйственнополезная ценность, сумма
баллов, занимаемое место. Если два экспоната получают одинаковое
количество очков, то их просматривают более тщательно в присутствии
председателя жюри и решают вопрос о занимаемом месте.
Результаты оценки экспонатов, занявших первые три места, заносятся в
протокол заседания жюри. К протоколу прилагаются ведомости оценки
экспонатов рецензентами по отделам. На основании протокола заседания
жюри участники выставки награждаются дипломами и призами. Дипломы и
призы должны быть вручены участникам в последний день работы выставки на
итоговом собрании или слете (в зависимости от масштабов выставки).
К участию в работе жюри следует привлекать руководителей радиокружков,
инженерно-технический персонал предприятий и учреждений, радиолюбителей.
Желательно, чтобы рецензенты 'имели судейские звания по радиоспорту.
На слете юных техников желательно организовать выступления знатных
людей, ученых, спортсменов, демонстрацию работы моделей и приборов
авторами конструкций лучших экспонатов выставки. Со зрителями желательно
провести техническую викторину, предусмотрев награждение победителей по
каждому вопросу викторины. До начала слета в фойе можно организовать
соревнования по техническим видам спорта: скоростной сборке простых
приемников, передаче радиограмм, «охоте на лис» и другим.
В соревнованиях по скоростной сборке приемников могут участвовать все
юные радиолюбители. Для проведения соревнований заранее подготавливают
не менее двух рабочих мест, оснащенных необходимым инструментом,
комплектами деталей и принципиальными схемами. Соревнующиеся по команде
судьи начинают работу. Окончание работы может быть установлено временем,
отведенным на сборку или изготовлением первого приемника.
В соревнованиях по передаче радиограмм и «охоте на лис» могут
участвовать все желающие. Для проведения соревнований по передаче
радиограмм готовится одно место, оснащенное ключом и звуковым
генератором. Передача ведется на громкоговоритель, чтобы все могли
слышать радиограмму. Над столом с аппаратурой прикрепляют щит с
алфавитом и азбукой Морзе. Соревнующийся садится на рабочее место,
получает радиограмму из двух-трех слов и, глядя на щит, находит нужные
буквы. Соответственно видимым точкам и тире ведет передачу ключом. Судья
следит за правильностью передачи и отсчитывает время секундомером. В
таблице соревнований записывают фамилию и имя участника,
продолжительность времени передачи, количество ошибок, занимаемое место.
«Охоту на лис» проводят в зале. «Охотникам» объясняют, как надо искать
«лису». Затем им завязывают глаза, а в это время передатчик переставляют
в другое место зала. По команде судьи включают секундомер, и «охотники»
начинают поиск «лисы». Победитель определяется лучшим временем поиска.
По окончании официальной части слета для участников организуют концерт,
спектакль или показывают кинофильм.