МЧС. Доклад об осуществлении Министерством РФ по делам гражданской обороны ЧС и ликвидации последствий (2013 год) - часть 6

 

  Главная      Учебники - МЧС     МЧС. Доклад об осуществлении Министерством РФ по делам гражданской обороны ЧС и ликвидации последствий (2013 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

МЧС. Доклад об осуществлении Министерством РФ по делам гражданской обороны ЧС и ликвидации последствий (2013 год) - часть 6

 

 

161

 

 

проверки,  применены  меры  дисциплинарного  характера  в  2012  году 

составила  0,0029 %  (1  полугодие  0,0000 %,  2  полугодие  –  0,0053 %)  от 

общего  количества  проверок  (1  проверка).  По  сравнению  с  2011  годом  (3 

проверки -0,0133 %) доля указанных проверок снизилась на 0,0104 %. 

Наряду  с  увеличением  на  53,9%  количества  проведенных  проверок  в 

2012  году  по  сравнению  с  2011  годом,  а  также  снижения  числа  проверок, 

результаты  которых  признаны  недействительными,  количество  проверок, 

проведенных  с  нарушением  требований  законодательства  о  порядке  их 

проведения,  по  результатам  выявления  которых  к  должностным  лицам, 

осуществившим  такие  проверки,  применены  меры  дисциплинарного, 

административного  наказания  также  уменьшилось,  что  свидетельствует  о 

повышении  требовательности  руководителей  надзорных  подразделений  к 

своим  подчиненным  и  следовательно  о  повышении  качества  работы 

надзорных органов. 

Общее 

количество 

юридических 

лиц 

и 

индивидуальных 

предпринимателей, в отношении которых в 2012 году проводились плановые, 

внеплановые проверки – 33 115 (1 полугодие – 15 774, 2 полугодие – 17 341).  

Доля  юридических  лиц,  индивидуальных  предпринимателей,  в 

отношении  которых  органами  государственного  надзора  в  области  защиты 

населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и 

техногенного характера были проведены поверки в 2012 году (в процентах от 

общего  количества  юридических  лиц,  индивидуальных  предпринимателей, 

осуществляющих  деятельность  на  территории  Российской  Федерации, 

конкретного 

субъекта 

Российской 

Федерации 

и 

муниципального 

образования)  составила  22,05 %  (1  полугодие  -  14,77 %,  2  полугодие  - 

11,55 %)  по  сравнению  с  2011  годом  (26,88 %)  наблюдается  снижение  этого 

показателя  на  4,83 %.  Это  связано  с  увеличением  количества  поднадзорных 

объектов в 1,9 раза. 

Среднее  количество  проверок,  проведенных  в  отношении  одного 

юридического  лица,  индивидуального  предпринимателя  в  2012  году 

162

 

 

составило 0,23 (1 полугодие  – 0,15; 2 полугодие  - 0,43). Этот показатель по 

сравнению с 2011 годом (0,28 проверок) года снизился на 0,05 %. 

В 2012 году проведено 10 642 внеплановые проверки юридических лиц 

и  индивидуальных  предпринимателей,  что  на  4  070  проверок  превышает 

показатель 2011 г. 

Доля  внеплановых  проверок  от  общего  количества  проверок, 

проведенных  в  2012  году,  составила  30,58 %  (1  полугодие  –  21,01 %, 

2 полугодие - 38,66 %), что на 1,51 % больше, чем в 2011 году (29,07 %). 

Увеличение  числа  внеплановых  мероприятий  по  контролю  связано  с 

проведением  проверок  локальных  систем  оповещения,  установленных  на 

потенциально 

опасных 

объектах, 

объектах 

жизнеобеспечения, 

гидротехнических  сооружений  и  объектах  гражданской  обороны, 

осуществленных во исполнение приказа МЧС России от 18 июля 2012 г. № 

427 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 17 

июля  2012  года  №  1015  «О  мерах  по  ликвидации  последствий  стихийного 

бедствия – наводнения в Краснодарском крае». 

Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены 

правонарушения в 2012 году составило 14 451 (плановые проверки – 10 557, 

внеплановые проверки – 3 894). 

Доля 

правонарушений, 

выявленных 

по 

итогам 

проведения 

внеплановых  проверок  (от  общего  числа  правонарушений,  выявленных  по 

итогам проверок), составляет 25,55 % (1 полугодие – 17,67 %, 2 полугодие – 

30,82 %). Это на 3,06 % больше, чем в 2011 году (22,49 %). Увеличение этого 

показателя связано с ростом количества внеплановых проверок в 2012 году. 

Доля  внеплановых  проверок,  проведенных  по  фактам  нарушений,  с 

которыми  связано  возникновение  угрозы  причинения  вреда  жизни  и 

здоровью  граждан,  вреда  животным,  растениям,  окружающей  среде, 

объектам  культурного  наследия  (памятникам  истории  и  культуры)  народов 

Российской  Федерации,  имуществу  физических  и  юридических  лиц, 

безопасности  государства,  а  также  угрозы  чрезвычайных  ситуаций 

163

 

 

природного  и  техногенного  характера,  с  целью  предотвращения  угрозы 

причинения такого вреда в 2012 году составила 1,52 % (1 полугодие – 2,87 %, 

2 полугодие – 0,90 %). Показатель за 2011 год составил 0,41 %, что на 1,11 % 

меньше,  чем  за  2012  год.  Увеличение  этого  показателя  в  2012  г.  связано  с 

проведением  проверок  локальных  систем  оповещения,  установленных  на 

потенциально 

опасных 

объектах, 

объектах 

жизнеобеспечения, 

гидротехнических  сооружений  и  объектах  гражданской  обороны, 

осуществленных во исполнение приказа МЧС России от 18 июля 2012 г. № 

427 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 17 

июля  2012  года  №  1015  «О  мерах  по  ликвидации  последствий  стихийного 

бедствия – наводнения в Краснодарском крае». 

Доля  внеплановых  проверок,  проведенных  по  фактам  нарушений 

обязательных  требований,  с  которыми  связано  причинение  вреда  жизни  и 

здоровью  граждан,  вреда  животным,  растениям,  окружающей  среде, 

объектам  культурного  наследия  (памятникам  истории  и  культуры)  народов 

Российской  Федерации,  имуществу  физических  и  юридических  лиц, 

безопасности  государства,  а  также  возникновение  чрезвычайных  ситуаций 

природного  и  техногенного  характера,  с  целью  прекращения  дальнейшего 

причинения  вреда  и  ликвидации  последствий  таких  нарушений  в  2012  году 

составила 0,1503 % (1 полугодие – 0,1495 %, 2 полугодие – 0,1507 %). Это на 

0,0894 %  больше,  чем  в  2011  году  (0,0609 %).  Это  свидетельствует  о 

повышении качества работы надзорных органов. 

Доля  проверок,  по  итогам  которых  выявлены  правонарушения  (в 

процентах  от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок) 

в 2012 году составила 41,53 % (1 полугодие - 43,52 %, 2 полугодие - 39,85 %), 

что на 10 % процентов ниже, чем в 2011 году (51,53 %). Это свидетельствует 

о  повышении  уровня  защищенности  объектов  и  эффективности  ранее 

проведенных мероприятий по надзору.  

Доля  проверок,  по  итогам  которых  по  результатам  выявленных 

правонарушений 

были 

возбуждены 

дела 

об 

административных 

164

 

 

правонарушениях  (в  процентах  общего  числа  проверок,  по  итогам  которых 

были выявлены правонарушения) в 2012 году составила 85,74 % (1 полугодие 

–  78,45 %,  2  полугодие  –  92,46 %).  В  сравнении  с  2011  годом  (82,51 %) 

отмечается  увеличение  показателя  на  3,23 %.  Увеличение  этого  показателя 

связано с увеличением общего числа проверок. 

Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений 

применены  административные  наказания  (в  процентах  общего  числа 

проверок,  по  итогам  которых  по  результатам  выявленных  правонарушений 

возбуждены  дела  об  административных  правонарушениях)  в  2012  году 

составила  82,03 %  (1  полугодие  –  69,67 %,  2  полугодие  –  91,69 %).  Данный 

показатель  в  2011  году  не  рассчитывался,  так  как  не  был  предусмотрен 

формой № 1-контроль, утвержденной приказом Росстата от 21 декабря 2011 

г.  № 503,  редакция которого действовала  на момент  подготовки  Доклада за 

2011 год. 

Доля  юридических  лиц,  индивидуальных  предпринимателей,  в 

деятельности  которых  выявлены  нарушения  обязательных  требований, 

представляющие  непосредственную  угрозу  причинения  вреда  жизни  и 

здоровью  граждан,  вреда  животным,  растениям,  окружающей  среде, 

объектам  культурного  наследия  (памятникам  истории  и  культуры)  народов 

Российской  Федерации,  имуществу  физических  и  юридических  лиц, 

безопасности  государства,  а  также  угрозу  чрезвычайных  ситуаций 

природного  и  техногенного  характера  (в  процентах  общего  числа 

проверенных  лиц)  в  2012  году  составила  10,35 %  (1  полугодие  –  10,84 %, 

2 полугодие – 9,91 %). Данный показатель в 2011 году не рассчитывался, так 

как  не  был  предусмотрен  формой  №  1-контроль,  утвержденной  приказом 

Росстата  от  21  декабря  2011  г.  №  503,  редакция  которого  действовала  на 

момент подготовки Доклада за 2011 год. 

Доля  юридических  лиц,  индивидуальных  предпринимателей,  в 

деятельности  которых  выявлены  нарушения  обязательных  требований, 

явившиеся  причиной  причинения  вреда  жизни  и  здоровью  граждан,  вреда 

165

 

 

животным,  растениям,  окружающей  среде,  объектам  культурного  наследия 

(памятникам  истории  и  культуры)  народов  Российской  Федерации, 

имуществу  физических  и  юридических  лиц,  безопасности  государства,  а 

также  возникновения  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного 

характера  (в  процентах  общего  числа  проверенных  лиц)  в  2012  году 

составила  3,42 %  (1  полугодие  –  3,60 %,  2  полугодие  –  3,25 %).  Данный 

показатель  в  2011  году  не  рассчитывался,  так  как  не  был  предусмотрен 

формой № 1-контроль, утвержденной приказом Росстата от 21 декабря 2011 

г.  № 503,  редакция которого действовала  на момент  подготовки  Доклада за 

2011 год. 

Количество 

случаев 

причинения 

юридическими 

лицами, 

индивидуальными  предпринимателями  вреда  жизни  и  здоровью  граждан, 

вреда  животным,  растениям,  окружающей  среде,  объектам  культурного 

наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, 

имуществу  физических  и  юридических  лиц,  безопасности  государства,  а 

также  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного  характера  в 

2012 году  составило  59  321  (1  полугодие  –  18,  2  полугодие  –  59  303).  

В таблице 13 приведены подробные сведения, составляющие вышеуказанный 

показатель эффективности. 

Таблица 13 

Показатель 

эффективности 

2011 год 

1 полугодие 

2012 

2 полугодие 

2012 

Отчетный 

год (2012) 

Количество 

случаев 

причинения  вреда  жизни, 
здоровью граждан 

нет данных 

59 265 

59 266 

Количество 

случаев 

причинения 

вреда 

животным, 

растениям, 

окружающей среде 

нет данных 

Количество 

случаев 

причинения 

вреда 

объектам 

культурного 

наследия 

(памятникам 

истории 

и 

культуры) 

народов 

Российской 

Федерации 

нет данных 

166

 

 

Показатель 

эффективности 

2011 год 

1 полугодие 

2012 

2 полугодие 

2012 

Отчетный 

год (2012) 

Количество 

случаев 

возникновения 
чрезвычайных  ситуаций 
техногенного характера 

нет данных 

15 

35 

50 

 

Данный  показатель  в  2011  году  не  рассчитывался,  так  как  не  был 

предусмотрен формой № 1-контроль, утвержденной приказом Росстата от 21 

декабря 2011 г. № 503, редакция которого действовала на момент подготовки 

Доклада за 2011 год. 

Доля  выявленных  при  проведении  проверок  правонарушений, 

связанных  с  неисполнением  предписаний  (в  процентах  от  общего  числа 

выявленных правонарушений) в 2012 году составила 14,73 % (1 полугодие – 

12,04 %,  2  полугодие  –  16,53 %),  что  на  1,87 %  процента  выше,  чем  за 

предшествующий 2011 год (12,86 %). 

 

3.7.  Выводы  и  предложения  по  результатам  осуществления 

государственных  надзоров  в  области  пожарной  безопасности, 
гражданской  обороны  и  защиты  населения  и  территорий  от 
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

 

Законодательством  определены  основные  требования  в  области 

пожарной  безопасности,  гражданской  обороны  и  защиты  населения  и 

территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,  а  также  права  и  обязанности 

надзорных органов МЧС России по контролю за их выполнением. 

В  2012    году  принят  ряд  федеральных  законов  и  постановлений 

Правительства  Российской  Федерации,  7  административных  регламентов  и 

другие нормативные правовые акты.  

Утверждена федеральная целевая программа «Пожарная безопасность 

в Российской Федерации на период до 2017 года». 

 

167

 

 

 

Среди принятых - изменения в Технический регламент о требованиях 

пожарной  безопасности.  В  новой  редакции  устранены  избыточные 

административные 

и 

технические 

барьеры, 

исключены 

излишне 

детализированные  требования  к  объектам  защиты.  Многие  жесткие  и 

фиксированные  положения  вынесены  в  нормативные  документы  второго 

уровня. 

168

 

 

 

Это  упростило  процедуру  подтверждения  соответствия  объекта 

требованиям пожарной безопасности и сократило период от проектирования 

до ввода объекта в эксплуатацию. 

Впервые  постановлением  Правительства  Российской  Федерации 

приняты Правила противопожарного режима.  

При  этом  более  чем  в  6  раз  сокращены  мероприятия,  требующие 

согласования с  органами  надзора МЧС  России, исключены  все  технические 

требования. 

Фактически  в  этих  документах  заложены  и  уже  реализуются  новые 

подходы  к  обеспечению  пожарной  безопасности  объектов  экономики  и 

социальной инфраструктуры, а также организации контроля в этой сфере. 

169

 

 

 

С  целью  повышения  ответственности  бизнеса  и  исключения 

предвзятого  отношения  со  стороны  надзорных  органов  принято  решение  о 

рассмотрении административных дел в отношении предпринимателей только 

в присутствии членов общественных организаций.  

 

Необходимо отметить, что при остающемся значительном показателе 

количества  проводимых  плановых  проверок,  основной  упор  делается  на 

контроле  за  соблюдением  требований  в  области  гражданской  обороны  и 

170

 

 

защиты  от  чрезвычайных  ситуаций.  Причиной  тому  послужил  ряд 

чрезвычайных  ситуаций,  связанных  с  лесными  пожарами  2010  года, 

трагическими событиями летом 2012 года в Краснодарском крае. 

Все внеплановые проверки связаны исключительно с контролем ранее 

выданных  предписаний  и  выполнением  поручений  Президента  и 

Правительства Российской Федерации, а также органов прокуратуры. 

Учитывая  значимость  вопросов  безопасности  Президентом  и 

Правительством 

Российской 

Федерации 

приняты 

ряд 

решений, 

направленных на повышение ответственности за неисполнение требований в 

области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения 

и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного 

характера. 

Вместе  с  тем,  санкции  за  нарушение  требований,  контроль  за 

исполнением  которых  подведомственен  МЧС  России,  не  являются  самыми 

строгими  в  Кодексе  Российской  Федерации  об  административных 

правонарушениях. 

РАЗМЕРЫ ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ 

ТРЕБОВАНИЙ В ОТДЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ

Субъект

правоот-

ношений

Область правоотношений

Промыш-

ленная

безопас-

ность

Строитель-

ство

Охрана 

недр

Санитарно 

эпидем. 

безопас-

ность

Пожарная 

безопасность

Гражданская 

оборона

Защита 

населений и 

территорий от 

чрезвычайных 

ситуаций

Должност
ные лица

от 20 т. р. 
до 50 т. р.

от 5 т. р.

до 50 т. р.

от 10 т. р. 
до 50 т. р.

от 10 т. р. 
до 15 т. р.

от 6 до 50 

т.р.

от 5  до 20 

т.р. 

от 10 до 20 т.р.

Юридичес-
кие лица

от 200 т. р.
до 1 млн. 
р.

от 30 т. р. 
до 1 млн. р.

от 300 т. р.

до 1 млн. 

р.

от 300 т. р. 
до 500 т. р.

от 90 до 500 

т.р.

от 50 до 100

т.р.

от 100 до 200 

т.р.

 

171

 

 

Результаты  правоприменительной  практики  показали  эффективность 

принятых решений. 

Так, например, только в области пожарной безопасности в 2012 году 

снижение  количества  пожаров  составило  3,3%,  а  погибших  при  них  людей 

3,2%. 

 

В  2012  году  целенаправленная  работа  совместно  с  органами 

образования,  социальной  защиты,  средствами  массовой  информации,  в 

школах,  интернатах,  общежитиях,  объектах  здравоохранения,  социального 

обеспечения позволила привести их, в основном, в надлежащее состояние. 

 

172

 

 

 

 

За  2012  год  пожаров,  имевших  серьезные  последствия  и 

общественный резонанс, на социально-значимых объектах не допущено. 

Несмотря на сухую жаркую погоду, особенно в Сибири и на Дальнем 

Востоке,  в  результате  мероприятий,  проводимых  при  паспортизации 

населенных пунктов, в течение 2012 года не допущено перехода природных 

пожаров  на  жилой  сектор,  детские  оздоровительные  лагери,  критически 

важные объекты. 

 

 

173

 

 

 

Снижено  также  количество  пожаров  на  объектах  экономики  и 

жизнеобеспечения. Отмечается рост степени выполнения  предписаний.  

Всѐ  это  свидетельствует  о  повышении  эффективности  работы 

надзорных органов при снижении администрирования бизнеса. 

 

 

 

 

174

 

 

Предложения по совершенствованию осуществления государственных 

надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны  

и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 

природного и техногенного характера 

 

1.  Повышение  эффективности  работы  по  предупреждению 

чрезвычайных  ситуаций  и  пожаров.  Введение  публичной  отчетности 

контрольно-надзорных  органов  об  итогах  проверок,  а  также  о 

затраченных на их проведение финансовых и людских ресурсах.  

В  целях  повышения  публичности  деятельности  надзорных  органов 

МЧС  России  при  формировании  планов  проверок  объектов  защиты,  в 

обязательном порядке рассматривать их на комиссиях по предупреждению и 

ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности 

на уровне субъектов Российской Федерации. 

2.  Развитие  и  совершенствование  системы  предоставления 

государственных  услуг  в  электронном  виде,  а  также  системы 

межведомственного 

электронного 

взаимодействия 

на 

основе 

использования информационных технологий.  

От  выполнения  этой  задачи  граждане  и  бизнес-сообщества  вправе 

ожидать  свободного  доступа  к  информации,  с  тем,  чтобы  сделать 

взаимодействие  с  государственными  органами  простым  и  удобным.  Это 

обеспечит не только менее затратное администрирование, но и кардинальное 

изменение взаимоотношений между обществом и органами исполнительной 

власти. 

В  целях  упрощения  форм  и  процедуры  рассмотрения  деклараций 

пожарной  безопасности  предусмотреть  возможность  их  предоставления  с 

использованием  сети  Интернет,  в  том  числе  через  федеральную 

государственную 

информационную 

систему 

«Единый 

портал 

государственных и муниципальных услуг». 

175

 

 

3. Активное взаимодействие с органами местного самоуправления 

по  вопросам  пожарной  безопасности,  гражданской  обороны  и  защиты 

населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и 

техногенного характера.  

По-прежнему остается высоким количество пожаров и последствий от 

них  в  жилом  секторе.  Для  изменения  сложившейся  ситуации  необходимо 

выработать новые формы взаимодействия, в том числе по сотрудничеству с 

Ассоциациями и Советами руководителей органов местного самоуправления, 

заключению Соглашений с органами местного самоуправления. Приглашать 

членов Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного 

самоуправления на обсуждение проблемных вопросов. 

4.  Снижение  уровня  государственного  регулирования  в  области 

гражданской 

обороны,  защиты 

населения  и 

территории  от 

чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.  

Организация 

широкомасштабной 

разъяснительной 

работы 

о 

необходимости  исполнения  требований  в  этих  областях  с  хозяйствующими 

субъектами  и  гражданами.  Оптимизация  количества  проверок  в  отношении 

объектов  малого  и  среднего  бизнеса  за  счет  дальнейшего  внедрения 

независимой оценки рисков. 

5.  Дальнейшее  развитие  системы  технического  регулирования  в 

области 

безопасности, 

гармонизированной 

с 

международными 

нормативными документами. 

На  МЧС  России  решением  Совета  Евразийской  экономической 

комиссии  возложена  ответственность  по  разработке  и  утверждению 

Технического  регламент  Таможенного  союза  «О  требованиях  к  средствам 

обеспечения  пожарной  безопасности  и  пожаротушения».  Это  позволит 

обеспечить  продвижение  товаров  Российской  Федерации  на  рынок 

государств  Таможенного  союза  и  защитить  от  недобросовестных 

поставщиков не качественной продукцией. 

 

176

 

 

Глава 4. Осуществление государственного надзора за пользованием 

маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок  

во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации 

 

4.1.  Состояние  нормативно-правового  регулирования  в  области 

осуществления  государственного  надзора  за  пользованием  маломерными 
судами и базами (сооружениями) для их стоянок во внутренних водах и в 
территориальном море Российской Федерации 

 

Данные  анализа  нормативных  правовых  актов,  устанавливающих 

обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и 

индивидуальных  предпринимателей,  соблюдение  которых  подлежит 

проверке  в  процессе  осуществления  государственного  надзора,  в  том  числе 

исходя  из  их  достаточности,  полноты,  объективности,  научной 

обоснованности,  доступности  для  юридических  лиц,  индивидуальных 

предпринимателей,  возможности  их  исполнения  и  контроля,  отсутствия 

признаков коррупциогенности. 

В  соответствии  с  Положением  о  Министерстве  Российской  Федерации 

по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации 

последствий  стихийных  бедствий,  утвержденным  Указом  Президента 

Российской  Федерации  от  11  июля  2004  г.  №  868,  постановлениями 

Правительства  Российской  Федерации  от  23  декабря  2004  г.  №  835  «Об 

утверждении  Положения  о  Государственной  инспекции  по  маломерным 

судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, 

чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации  последствий  стихийных  бедствий» 

исполнение  государственной  функции  по  надзору  во  внутренних  водах  и  в 

территориальном 

море 

Российской 

Федерации 

за 

пользованием 

маломерными  судами  и  базами  (сооружениями)  для  их  стоянок 

осуществляется  Министерством  Российской  Федерации  по  делам 

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий 

стихийных бедствий и входящей в его систему Государственной инспекцией 

по  маломерным  судам  Министерства  Российской  Федерации  по  делам 

177

 

 

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий 

стихийных бедствий. 

Предметом  государственного  надзора  во  внутренних  водах  и  в 

территориальном  море  Российской  Федерации  является  проверка 

соблюдения гражданами (судоводителями), а также юридическими лицами и 

индивидуальными  предпринимателями  требований,  регламентирующих 

порядок  пользования  маломерными  судами,  поднадзорными  ГИМС  МЧС 

России, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами 

массового  отдыха  на  водоемах  (далее  -  пляжи),  переправами  (кроме 

паромных  переправ),  на  которых  используются  маломерные  суда,  и 

ледовыми  переправами  (далее  -  переправы)  и  наплавными  мостами,  во 

внутренних  водах,  не  включенных  в  Перечень  внутренних  водных  путей 

Российской Федерации. 

Таким  образом,  органы  ГИМС  МЧС  России  проводят  мероприятия  по 

надзору в отношении: 

граждан-судоводителей маломерных судов; 

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - владельцев баз 

(сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных 

мостов. 

Мероприятия по надзору в отношении судоводителей маломерных судов 

проводятся  в  форме  рейда  (патрулирования)  и  не  являются  предметом 

данного анализа. Мероприятия по надзору в отношении  юридических лиц и 

индивидуальных  предпринимателей  проводятся  в  форме  ежегодного 

технического  освидетельствования  баз  (сооружений)  для  стоянок 

маломерных  судов,  пляжей,  переправ  и  наплавных  мостов  владельцами 

которых они являются. 

Нормативные 

правовые 

акты, 

устанавливающие 

обязательные 

требования  к  осуществлению  деятельности  юридических  лиц  и 

индивидуальных  предпринимателей  по  пользованию  поднадзорными 

178

 

 

объектами, 

позволяют 

достаточно 

эффективно 

осуществлять 

государственный надзор. 

Обязательные  требования  к  осуществлению  деятельности,  указанной 

выше,  до  юридических  лиц,  индивидуальных  предпринимателей  доступны, 

организация их исполнения возможна. 

Доступность  данных  актов  для  юридических  лиц  и  индивидуальных 

предпринимателей  подтверждается  их  официальным  опубликованием  в 

печатных  изданиях,  размещением  в  информационно-правовых  системах 

«Гарант»,  «Консультант  +»,  в  том  числе  размещением  в  сети  Интернет  на 

сайте МЧС России. 

 
 
4.2.  Организация  государственного  надзора  за  пользованием 

маломерными  судами  и  базами  (сооружениями)  для  их  стоянок  во 
внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации 

 

Сведения  об  организационной  структуре  и  системе  управления 

органов государственного надзора 

Органами, осуществляющими надзор, являются: 

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, 

чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий  стихийных бедствий  в 

лице  Управления  Государственной  инспекции  по  маломерным  судам  МЧС 

России (Управление ГИМС МЧС России); 

отделы  Государственной 

инспекции  по 

маломерным 

судам 

региональных  центров  по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным 

ситуациям  и  ликвидации  последствий  стихийных  бедствий  (далее  –  отделы 

ГИМС региональных центров МЧС России); 

отделы  ГИМС  в  составе  главных  управлений  МЧС  России  по 

субъектам Российской Федерации; 

федеральные  казенные  учреждения  -  центры  ГИМС  МЧС  России  по 

субъектам Российской Федерации. 

Структура ГИМС МЧС России представлена на рисунке 61. 

179

 

 

 

 

Рис. 61. Структура ГИМС МЧС России 

 

Перечень 

и 

описание 

основных 

и 

вспомогательных 

(обеспечительных) функций 

Государственная  инспекция  по  маломерным  судам  осуществляет 

следующие функции: 

организует  в  пределах  своей  компетенции  надзор  и  контроль  за 

выполнением  требований  по  обеспечению  безопасности  людей  и  охраны 

жизни  людей  на  базах  (сооружениях)  для  стоянок  маломерных  судов, 

пляжах, переправах и наплавных мостах; 

участвует в разработке правил классификации маломерных судов; 

организует 

контроль 

за 

соблюдением 

правовых 

актов, 

регламентирующих  порядок  пользования  маломерными  судами,  базами 

(сооружениями)  для  их  стоянок,  пляжами,  переправами  и  наплавными 

мостами; 

осуществляет 

в 

установленном 

порядке 

классификацию, 

государственную  регистрацию,  учет,  первичные  и  ежегодные  технические 

освидетельствования  и  осмотры  маломерных  судов,  присвоение  им 

государственных  (бортовых)  номеров,  выдачу  судовых  билетов  и  иных 

документов на зарегистрированные маломерные суда; 

Центральный аппарат МЧС России

Управление ГИМС

(16 чел.)

Региональные центры – 8

Отделы ГИМС

(35 чел.)

Главные управления МЧС России по субъектам

Российской Федерации - 83

Отделы ГИМС (428 чел.)

Центры ГИМС МЧС России по субъектам
Российской Федерации – 78
(юридическое лицо 5130 чел.)

Инспекторские подразделения

(отделения, участки, группы)

(5130 чел.)
в том числе госинспекторы – 2678 чел.

Центр обеспечения

деятельности ГИМС

МЧС России

(25 чел.)

- оперативное
руководство

- руководство
надзорной и
контрольной
деятельностью

- методическое
обеспечение

180

 

 

разрабатывает  типовые  программы  обучения  и  осуществляет  прием 

экзаменов  по  судовождению,  правилам  пользования  и  навыкам 

практического  управления  маломерными  судами,  водными  мотоциклами 

(гидроциклами),  аттестацию  судоводителей  и  выдачу  им  удостоверений  на 

право управления маломерным судном; 

осуществляет 

ведение 

единого 

реестра 

зарегистрированных 

маломерных  судов  и  государственный  учет  выдаваемых  удостоверений  на 

право  управления  маломерными  судами,  регистрационных  и  иных 

документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к 

участию в плавании; 

устанавливает в зависимости от конструкции судна и вносит в судовой 

билет  обязательные  условия,  нормы  и  технические  требования  по 

пассажировместимости,  грузоподъемности,  предельной  мощности  и 

количеству  двигателей,  допустимой  площади  парусов,  району  плавания, 

высоте  волны,  при  которой  маломерное  судно  может  плавать,  осадке, 

минимальному 

надводному 

борту, 

оснащению 

спасательными 

и 

противопожарными  средствами,  сигнальными  огнями,  навигационным  и 

другим оборудованием; 

проводит  в  установленном порядке регулярные  проверки маломерных 

судов  на  соответствие  техническим  нормативам  выбросов  в  атмосферный 

воздух вредных (загрязняющих) веществ; 

осуществляет  учет  аварий  и  происшествий  с  маломерными  судами, 

несчастных случаев с людьми на воде; 

осуществляет  учет,  ежегодное  освидетельствование  баз  (сооружений) 

для  стоянок  маломерных  судов,  пляжей,  переправ  и  наплавных  мостов, 

выдачу  разрешений  на  эксплуатацию  баз  (сооружений)  для  стоянок 

маломерных  судов,  переправ  и  наплавных  мостов,  а  также  разрешений  на 

пользование пляжами; 

181

 

 

осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации 

работников Государственной инспекции по маломерным судам по профилю 

их профессиональной деятельности; 

проводит  разъяснительную  и  профилактическую  работу  среди 

населения  в  целях  предупреждения  аварийности  маломерных  судов  и 

снижения травматизма людей на водных объектах; 

осуществляет  в  установленном  порядке  производство  по  делам  об 

административных правонарушениях в пределах своей компетенции; 

представляет  в  соответствии  с  законодательством  Российской 

Федерации  сведения  в  налоговые  органы  о  зарегистрированных,  снятых  с 

учета  и  состоящих  на  учете  маломерных  судах  и  лицах,  на  которых 

зарегистрированы эти суда; 

участвует в поиске и спасании людей на водных объектах; 

участвует  в  реализации  мероприятий  по  предупреждению  и 

ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; 

участвует в формировании соответствующих технических регламентов 

и технических требований; 

устанавливает с учетом местных условий дополнительные ограничения 

в  режимах  пользования  поднадзорными  судами  по  мощности  и  количеству 

двигателей, площади парусов и скоростям движения. 

 

Наименование  и  реквизиты  нормативных  правовых  актов, 

регламентирующих порядок осуществления государственного надзора  в 

области  использования  маломерных  судов  и  баз  (сооружений)  для  их 

стоянок 

1.

 

Конституция Российской Федерации 

2.

 

Гражданский Кодекс Российской Федерации 

3.

 

Кодекс 

Российской 

Федерации 

об 

административных 

правонарушениях  

182

 

 

4.

 

Кодекс  торгового  мореплавания  Российской  Федерации  от  30 

апреля 1999 г. № 81-ФЗ 

5.

 

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 

07 марта 2001 г. № 24-ФЗ 

6.

 

Федеральный  закон  от  2  мая  2006 г.  № 59-ФЗ  «О  порядке 

рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 

7.

 

Федеральный  закон  от  26  декабря  2008 г.  № 294-ФЗ  «О  защите 

прав  юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей  при 

осуществлении  государственного  контроля  (надзора)  и  муниципального 

контроля» 

8.

 

Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 

«Вопросы  Министерства  Российской  Федерации  по  делам  гражданской 

обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации  последствий  стихийных 

бедствий» 

9.

 

Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  30 

декабря  2012  г.  №  1496  «Об  утверждении  Правил  перемещения 

транспортного  средства  Вооруженных  сил  Российской  Федерации, 

внутренних  войск  Министерства  внутренних  дел  Российской  Федерации, 

инженерно-технических,  дорожно-строительных  воинских  формирований 

при  федеральных  органах  исполнительной  власти  или  спасательных 

воинских  формирований  федерального  органа  исполнительной  власти, 

уполномоченного  на  решение  задач  в  области  гражданской  обороны,  на 

специализированную  стоянку,  а  также  его  хранения,  оплаты  расходов  на 

перемещение  и  хранение,  возврата  транспортного  средства  и  обеспечения 

запрещения его эксплуатации» 

10.

 

Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  23 

декабря  2004  г.  №  835  «Об  утверждении  Положения  о  Государственной 

инспекции  по  маломерным  судам  Министерства  Российской  Федерации  по 

делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации 

последствий стихийных бедствий» 

183

 

 

11.

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 

2008 г. № 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое 

управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и 

оформления  его  результатов,  направления  указанного  лица  на  медицинское 

освидетельствование 

на 

состояние 

опьянения, 

медицинского 

освидетельствования  этого  лица  на  состояние  опьянения  и  оформления  его 

результатов  и  Правил  определения  наличия  наркотических  средств  или 

психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского 

освидетельствования  на  состояние  опьянения  лица,  которое  управляет 

транспортным средством» 

12.

 

Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  12  мая 

2012  г.  №  472  «Об  утверждении  Правил  плавания  по  внутренним  водным 

путям  Российской  Федерации  спортивных  парусных  судов  и  прогулочных 

судов под флагами иностранных государств» 

13.

 

Приказ  Министерства  Российской  Федерации  по  делам 

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий 

стихийных  бедствий  от  29  июня  2010  г.  №  299  «Об  утверждении  Порядка 

проведения  антикоррупционной  экспертизы  нормативных  правовых  актов и 

проектов нормативных правовых актов Министерства Российской Федерации 

по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации 

последствий  стихийных  бедствий»  (зарегистрирован  в  Министерстве 

юстиции Российской Федерации 9 августа 2010 г. № 18088) 

14.

 

Приказ  Министерства  Российской  Федерации  по  делам 

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий 

стихийных  бедствий  от  1  октября  2004  г.  №  458  «Об  утверждении 

Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации 

по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации 

последствий  стихийных  бедствий  -  региональном  центре  по  делам 

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий 

184

 

 

стихийных бедствий" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской 

Федерации 15 октября 2004 г., регистрационный № 6068) 

15.

 

Приказ  Министерства  Российской  Федерации  по  делам 

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий 

стихийных бедствий от 6 августа 2004 г. № 372 «Об утверждении Положения 

о  территориальном  органе  Министерства  Российской  Федерации  по  делам 

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий 

стихийных  бедствий  -  органе,  специально  уполномоченном  решать  задачи 

гражданской  обороны  и  задачи  по  предупреждению  и  ликвидации 

чрезвычайных 

ситуаций 

по 

субъекту 

Российской 

Федерации» 

(зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 августа 

2004 г., регистрационный № 5977) 

16.

 

Приказ  Министерства  Российской  Федерации  по  делам 

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий 

стихийных  бедствий  от  19  мая  2009  г.  №  305  «Об  утверждении 

Административного  регламента  Министерства  Российской  Федерации  по 

делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации 

последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции 

по  надзору  во  внутренних  водах  и  в  территориальном  море  Российской 

Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) 

для  их  стоянок.  (зарегистрирован  в  Министерстве  юстиции  Российской 

Федерации 31августа 2009 г., регистрационный № 14666) 

17.

 

Приказ  Министерства  Российской  Федерации  по  делам 

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий 

стихийных  бедствий  от  21  мая  2004  г.  №  230  «О  формах  служебной 

документации  по  задержанию  маломерных  судов,  помещению  их  на 

специализированную стоянку и хранению» (зарегистрирован в Министерстве 

юстиции Российской Федерации 8 июня 2004 г., регистрационный № 5830) 

18.

 

Приказ  Министерства  Российской  Федерации  по  делам 

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий 

185

 

 

стихийных  бедствий  от  29  июня  2005  г.  №  498  «Об  утверждении  Правил 

аттестации  судоводителей  на  право  управления  маломерными  судами, 

поднадзорными  Государственной  инспекции  по  маломерным  судам 

Министерства  Российской  Федерации  по  делам  гражданской  обороны, 

чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации  последствий  стихийных  бедствий» 

(зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 августа 

2005 г., регистрационный № 6939) 

19.

 

Приказ  Министерства  Российской  Федерации  по  делам 

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий 

стихийных  бедствий  от  29  июня  2005  г.  №  501  «Об  утверждении  Правил 

технического 

надзора 

за 

маломерными 

судами, 

поднадзорными 

Государственной  инспекции  по  маломерным  судам  Министерства 

Российской  Федерации  по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным 

ситуациям  и  ликвидации  последствий  стихийных  бедствий,  базами 

(сооружениями)  для  их  стоянок,  пляжами  и  другими  местами  массового 

отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами» (зарегистрирован 

в  Министерстве  юстиции  Российской  Федерации  24  августа  2005  г., 

регистрационный № 6938) 

20.

 

Приказ  Министерства  Российской  Федерации  по  делам 

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий 

стихийных  бедствий  от  29  июня  2005  г.  №  500  «Об  утверждении  Правил 

государственной 

регистрации 

маломерных 

судов, 

поднадзорных 

Государственной  инспекции  по  маломерным  судам  Министерства 

Российской  Федерации  по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным 

ситуациям 

и 

ликвидации 

последствий 

стихийных 

бедствий» 

(зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 августа 

2005 г., регистрационный № 6937) 

21.

 

Приказ  Министерства  Российской  Федерации  по  делам 

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий 

стихийных  бедствий  от  29  июня  2005  г.  №  502  «Об  утверждении  Правил 

186

 

 

пользования  маломерными  судами  на  водных  объектах  Российской 

Федерации»  (зарегистрирован  в  Министерстве  юстиции  Российской 

Федерации 24 августа 2005 г., регистрационный № 6940) 

22.

 

Приказ  Министерства  Российской  Федерации  по  делам 

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий 

стихийных бедствий от 29 апреля  2005 г.  № 368 «Об утверждении Перечня 

должностей  государственных  инспекторов  по  маломерным  судам  и  их 

обязанностей»  (зарегистрирован  в  Министерстве  юстиции  Российской 

Федерации 1 июня 2005 г., регистрационный № 6670) 

23.

 

Приказ  Министерства  Российской  Федерации  по  делам 

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий 

стихийных  бедствий  от  5  мая  2005  г.  №  380  «Об  утверждении  Перечня 

должностных  лиц  Государственной  инспекции  по  маломерным  судам 

Министерства  Российской  Федерации  по  делам  гражданской  обороны, 

чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации  последствий  стихийных  бедствий, 

уполномоченных 

составлять 

протоколы 

об 

административных 

правонарушениях»  (зарегистрирован  в  Министерстве  юстиции  Российской 

Федерации 17 июня 2005 г., регистрационный № 6728) 

24.

 

приказ  Министерства  Российской  Федерации  по  делам 

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий 

стихийных  бедствий  от  27  сентября  2011  г.  №  540  «Об  утверждении 

Административного  регламента  Министерства  Российской  Федерации  по 

делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации 

последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по 

приѐму  граждан,  обеспечению  своевременного  и  полного  рассмотрения 

устных  и  письменных  обращений  граждан,  принятию  по  ним  решений  и 

направлению  ответов  заявителям  в  установленный  законодательством 

Российской  Федерации  срок»  (зарегистрирован  в  Министерстве  юстиции 

Российской Федерации 10 ноября 2011 г., регистрационный № 22265) 

187

 

 

25.

 

Приказ  Министерства  транспорта  Российской  Федерации  от  14 

октября  2002  г.  №  129  «Об  утверждении  Правил  плавания  по  внутренним 

водным  путям  Российской  Федерации»  (зарегистрирован  в  Министерстве 

юстиции  Российской  Федерации  30  декабря  2002  г.,  регистрационный 

№ 4088). 

 

Информация  о  взаимодействии  органов  государственного  надзора 

при осуществлении своих функций с другими органами государственного 

контроля (надзора), муниципального контроля, порядке и формах такого 

взаимодействия 

Подразделения  ГИМС  МЧС  России  по  субъектам  Российской 

Федерации осуществляют свою деятельность во взаимодействии с: 

территориальными  органами  федеральных  органов  исполнительной 

власти Российской Федерации, в том числе: 

бассейновыми управлениями Федеральной службы по надзору в 

сфере транспорта Минтранса России; 

управлениями внутренних дел по субъектам РФ МВД России; 

пограничными управлениями ФСБ России; 

управлениями  Федеральной  службы  судебных  приставов 

Минюста России; 

территориальными органами прокуратуры; 

территориальными органами Росрыболовства России; 

управлениями 

по 

охране, 

контролю 

регулированию 

использования 

объектов 

животного 

мира 

и 

водных 

биологических ресурсов МПР России; 

территориальными управлениями Россельхознадзора; 

органами исполнительной власти субъектов РФ; 

органами местного самоуправления. 

Взаимодействие  осуществляется  в  форме  выездных  проверок,  обмена 

информацией  и  взаимных  консультаций  предусмотренных  соглашениями  и 

188

 

 

планами  взаимодействия,  а  также  заседаний  КЧС  и  ПБ  по  обеспечению 

безопасности  людей  на  водных  объектах.  Руководители  инспекторских 

подразделений  ГИМС  МЧС  России  субъектов  РФ  участвуют  в  заседаниях 

этих комиссий. 

 

Сведения 

о 

выполнении 

функций 

по 

осуществлению 

государственного  контроля  (надзора)  подведомственными  органам 

государственной  власти  организациями  с  указанием  их  наименований, 

организационно-правовой  формы,  нормативных  правовых  актов,  на 

основании  которых  указанные  организации  осуществляют  контроль 

(надзор) 

Совместных  проверок  по  допуску  к  эксплуатации  пляжей  и  баз 

(сооружений)  для  стоянки  маломерных  судов  с  представителями  других 

организаций в отчетном году не проводилось. 

К  проведению  мероприятий  по  контролю  на  водных  объектах 

Российской  Федерации  в  2012  году  экспертные  организации  не 

привлекались. Аккредитация не проводилась. 

 

4.3. Финансовое и кадровое обеспечение государственного надзора 

 

Сведения,  характеризующие  финансовое  обеспечение  исполнения 

функции  по  осуществлению  государственного  надзора,  в  том  числе  на 

объем исполненных в отчетный период контрольных функций 

 
Объем  расходов  на  обеспечение  деятельности  государственного 

надзора в 2012 году: 

плановые значения – 2 123 304,9 (тыс. руб.) 

фактические значения – 2 049 486,8 (тыс. руб.) 

 
 
 

189

 

 

Данные 

о 

штатной 

численности 

сотрудников 

органов 

государственного  надзора,  выполняющих  функции  по  контролю,  и  об 

укомплектованности этих органов 

Должностными  лицами,  ответственными  в  пределах  установленной 

компетенции  за  исполнение  государственной  функции,  являются  лица, 

отнесенные к категории государственных инспекторов по маломерным судам 

(далее - государственный инспектор). 

Общая  штатная  численность  государственных  инспекторов  на  31 

декабря  2012  г.  составляет  3 154  единицы,  в  том  числе:  13  единиц  в 

Управлении  ГИМС  МЧС  России,  35  единиц  в  региональных  центрах  МЧС 

России, 428 единиц в ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, 

2678 единиц  в  центрах  ГИМС  МЧС  России  по  субъектам  Российской 

Федерации. 

Сведения  о  штатной  и  фактической  численности  государственных 

инспекторов по маломерным судам приведены в таблице 15. 

 

Таблица 15 

Численность государственных инспекторов ГИМС 

 

Структурные подразделения, 

учреждения 

По штату (чел.) 

Фактически 

(чел.) 

% укомплекто-

ванности 

 

 

всего 

гос. 

инсп 

всего 

гос. 

инсп 

всего 

гос. 

инсп 

1. 

Управление 

ГИМС 

в 

центральном 

аппарате 

МЧС 

России 

16 

13 

15 

12 

93,7 

92,3 

2. 

Отделы  ГИМС  в  региональных 
центрах МЧС России 

35 

35 

31 

31 

88,6 

88,6 

3. 

Отделы  ГИМС  ГУ  МЧС  России 
по субъектам РФ 

428 

428 

386 

386 

90,2 

90,2 

4. 

Центры  ГИМС  МЧС  России  по 
субъектам РФ 

5130 

2678 

4751 

2536 

92,6 

94,7 

5. 

Центр  обеспечения  деятельности 
ГИМС МЧС России 

25 

14 

56 

 

Итого: 

5634 

3154 

5197 

2965 

92,2 

94 

 

190

 

 

В  целом,  укомплектованность  подразделений  ГИМС  МЧС  России 

госинспекторами  составляет  94 %, 

что  обеспечивает 

выполнение 

возложенных на них задач. 

 

Сведения  о  квалификации  сотрудников  государственного  надзора  и 

о мероприятиях по повышению их квалификации 

Статус  государственных  инспекторов  по  маломерным  судам 

Управления ГИМС МЧС России, отделов ГИМС региональных центров МЧС 

России,  заместителей  руководителей  главных  управлений  и  отделов  ГИМС 

главных  управлений  МЧС  России  по  субъектам  Российской  Федерации  – 

федеральные  государственные  гражданские  служащие.  Они  один  раз  в  три 

года  проходят  повышение  квалификации  в  Академии  гражданской  защиты 

МЧС  России,  в  других  учебных  заведениях,  в  том  числе  методом 

дистанционного обучения. 

Государственные  инспекторы  по  маломерным  судам  центров  ГИМС 

МЧС  России  являются  гражданским  персоналом  и  имеют  высшее  или 

среднее  профессиональное  образование.  Повышение  квалификации 

осуществляется  с  периодичностью  один  раз  в  пять  лет  на  региональных 

курсах.  В  табл.  16  приведены  сведения  о  количестве  государственных 

инспекторов  по  маломерным  судам,  прошедших  обучение  в  2008–2012  гг. 

приведены в таблице 16. 

Таблица 16 

Уровень специальной подготовки государственных инспекторов ГИМС  

 

Фактически работающих 

государственных 

инспекторов в 2011 году 

Обучено в отчетном периоде всех 

госинспекторов 

Итого 

обучено 

за 5 лет 

обученных 

за 5 лет 

2008 

2009 

2010 

2011 

2012 

2945 

409 

464 

476 

412 

339 

2100 

70,8 

 

Практика  показывает,  что  обучение  государственных  инспекторов 

ГИМС  в  системе  профессиональной  подготовки  способствует  повышению 

уровня  знаний  нормативной  документации,  правильности  ее  применения  в 

служебной  деятельности  и  корректному  отношению  к  водопользователям  и 

191

 

 

судоводителям.  В  отчетном  2012  году  обращений  и  жалоб  со  стороны 

граждан по вопросам нарушений правил государственной регистрации ММС, 

правил аттестации на право управления ММС, правил технического надзора 

за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами 

не поступало. 

 

Данные  о  средней  нагрузке  на  одного  сотрудника  по  фактически 

выполненному в отчетный период объему функций по контролю 

Средняя нагрузка на 1 инспектора по фактически выполненному в 2012 

году  объему  функций  по  государственному  контролю  (надзору)  за 

выполнением 

юридическими 

лицами 

и 

индивидуальными 

предпринимателями 

установленных 

требований 

по 

пользованию 

маломерными  судами  и  базами  (сооружениями)  для  их  стоянок  во 

внутренних  водах  и  в  территориальном  море  Российской  Федерации 

составляет: 

проведено мероприятий по контролю (надзору) в разрезе исполняемых 

полномочий по государственному контролю (надзору) – 1,58; 

рассмотрено  дел  об  административных  правонарушениях  в 

количестве 0; 

выявлено нарушений обязательных требований – 0,39. 

 

Численности 

экспертов 

и 

представителей 

экспертных 

организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю 

Эксперты  и  представители  экспертных  организаций  к  проведению 

мероприятий по контролю не привлекались. 

 
 
 
 
 
 

192

 

 

4.4.  Проведение  государственного  надзора  за  пользованием 

маломерными  судами  и  базами  (сооружениями)  для  их  стоянок  во 
внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации 

 

Сведения,  характеризующие  выполненную  в  отчетный  период 

работу  по  осуществлению  государственного  надзора,  в  том  числе  в 

динамике (по полугодиям)

 

В  соответствии  с  Федеральном  законом  от  26  декабря  2008  года  

№  294-ФЗ  «О  защите  прав  юридических  лиц  и  индивидуальных 

предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) 

и  муниципального  контроля»    и  Правилами  подготовки  органами 

государственного  контроля  (надзора)  и  органами  муниципального  контроля 

ежегодных  планов  проведения  плановых  проверок  юридических  лиц  и 

индивидуальных  предпринимателей,  утвержденными  постановлением 

Правительства  РФ  от  30  июня  2010  г.  №  489  в  2012  году  проверки 

осуществлялись на основании разработанных ежегодных планов проведения 

плановых проверок. Сведения по полугодиям представлены в таблице17. 

 

Таблица 17 

 

 

1-е полугодие 

2012 г. 

2-е полугодие 

2012 г. 

В целом 

за 2012 г. 

Общее  количество  проверок,  проведенных  в 
отношении  юридических  лиц,  индивидуальных 
предпринимателей 

2625 

2050 

4675 

Общее  количество  внеплановых  проверок  ,  в  том 
числе по следующим основаниям: 

230 

96 

326 

по  контролю  за  исполнением  предписаний, 
выданных  по  результатам  проведенной  ранее 
проверки 

226 

91 

317 

по  заявлениям  (обращениям)  физических  и 
юридических  лиц,  по  информации  органов 
государственной власти, местного самоуправления, 
средств  массовой  информации  об  указанных 
фактах - всего, 
в том числе 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..