РОССИЙСКИЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК (2017 год) - часть 17

 

  Главная      Учебники - Право     РОССИЙСКИЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК - 2017 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  15  16  17  18   ..

 

 

РОССИЙСКИЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК (2017 год) - часть 17

 

 

12. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / SYSTEM OF NATIONAL ACCOUNTS
12.19. ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2015 г.
GROSS REGIONAL PRODUCT BY CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION in 2015
Всего,
На душу населения,
млн. руб.
руб.
Total,
Per capita,
mln. roubles
roubles
Российская Федерация
64997039
443951
Russian Federation
Центральный федеральный округ
22713911
581992
Central Federal District
Белгородская область
686357
443086
Belgorod Region
Брянская область
269933
219576
Bryansk Region
Владимирская область
357913
255399
Vladimir Region
Воронежская область
823134
352926
Voronezh Region
Ивановская область
171019
165496
Ivanovo Region
Калужская область
334826
331468
Kaluga Region
Костромская область
157706
241539
Kostroma Region
Курская область
335300
299724
Kursk Region
Липецкая область
457558
395477
Lipetsk Region
Московская область
3213873
441778
Moscow Region
Орловская область
205763
269862
Orel Region
Рязанская область
316080
279033
Ryazan Region
Смоленская область
257099
267335
Smolensk Region
Тамбовская область
344880
326480
Tambov Region
Тверская область
341203
260478
Tver Region
Тульская область
476649
315660
Tula Region
Ярославская область
432020
339700
Yaroslavl Region
г. Москва
13532598
1103453
Moscow city
Северо-Западный федеральный округ
6790148
490312
North West Federal District
Республика Карелия
211134
334494
Republic of Karelia
Республика Коми
523211
607942
Komi Republic
Архангельская область
617128
523566
Arkhangelsk Region
в том числе:
including:
Ненецкий автономный округ
217605
4990260
Nenets Autonomous Area
Архангельская область
Arkhangelsk Region
без автономного округа
399523
351973
less autonomous area
Вологодская область
468764
394136
Vologda Region
Калининградская область
328760
337990
Kaliningrad Region
Ленинградская область
853584
480298
Leningrad Region
Мурманская область
390390
510830
Murmansk Region
Новгородская область
240363
389442
Novgorod Region
Псковская область
132842
204769
Pskov Region
г. Санкт-Петербург
3023972
580563
Sankt-Petersburg city
Южный федеральный округ
4590595
281057
South Federal District
Республика Адыгея
82584
183387
Republic of Adygea
Республика Калмыкия
47292
169111
Republic of Kalmykia
Республика Крым
248280
130570
Republic of Crimea
Краснодарский край
1946760
355017
Krasnodar Territory
Астраханская область
320735
314460
Astrakhan Region
Волгоградская область
735293
288162
Volgograd Region
Ростовская область
1171784
276427
Rostov Region
г. Севастополь
37867
92900
Sevastopol city
Северо-Кавказский федеральный округ
1704331
175912
North-Caucasian Federal District
Республика Дагестан
559673
186370
Republic of Daghestan
Республика Ингушетия
54331
116008
Republic of Ingushetia
Кабардино-Балкарская Республика
125393
145555
Kabardino-Balkarian Republic
Карачаево-Черкесская Республика
67355
143790
Karachajevo-Chircassian Republic
Республика Северная Осетия - Алания
127544
181040
Republic of North Ossetia - Alania
Чеченская Республика
160503
116120
Chechen Republic
Ставропольский край
609532
217648
Stavropol Territory
274
Российский статистический ежегодник. 2017
12. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / SYSTEM OF NATIONAL ACCOUNTS
Продолжение табл. / Continued table 12.19
Всего,
На душу населения,
млн. руб.
руб.
Total,
Per capita,
mln. roubles
roubles
Приволжский федеральный округ
9916064
333936
Privolzhsky (Volga) Federal District
Республика Башкортостан
1317431
323572
Republic of Bashkortostan
Республика Марий Эл
165531
241071
Republic of Mari El
Республика Мордовия
187397
231878
Republic of Mordovia
Республика Татарстан
1833214
474695
Republic of Tatarstan
Удмуртская Республика
497685
328003
Udmurtian Republic
Чувашская Республика
250409
202375
Chuvash Republic
Пермский край
1048019
397621
Perm Territory
Кировская область
276506
212548
Kirov Region
Нижегородская область
1069280
327474
Nizhny Novgorod Region
Оренбургская область
774859
387830
Orenburg Region
Пензенская область
336490
248853
Penza Region
Самарская область
1240320
386474
Samara Region
Саратовская область
617498
247963
Saratov Region
Ульяновская область
301425
239210
Ulyanovsk Region
Уральский федеральный округ
8980446
730594
Ural Federal District
Курганская область
179712
207554
Kurgan Region
Свердловская область
1779446
411077
Sverdlovsk Region
Тюменская область
5850974
1625998
Tyumen Region
в том числе:
including:
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
3136832
1937016
Khanty-Mansi Autonomous Area - Yugra
Ямало-Ненецкий автономный округ
1813393
3376613
Yamal-Nenets Autonomous Area
Тюменская область без автономных округов
900749
624683
Tyumen Region less autonomous areas
Челябинская область
1170314
334471
Chelyabinsk Region
Сибирский федеральный округ
6751926
349513
Siberian Federal District
Республика Алтай
41777
194825
Republic of Altay
Республика Бурятия
204156
208240
Republic of Buryatia
Республика Тыва
47287
150258
Republic of Tuva
Республика Хакасия
171664
320096
Republic of Khakassia
Алтайский край
492139
206712
Altay Territory
Забайкальский край
248848
229304
Trans-Baikal Territory
Красноярский край
1618166
565272
Krasnoyarsk Territory
Иркутская область
1013542
419885
Irkutsk Region
Кемеровская область
842619
309637
Kemerovo Region
Новосибирская область
980851
356087
Novosibirsk Region
Омская область
617184
311973
Omsk Region
Томская область
473693
440396
Tomsk Region
Дальневосточный федеральный округ
3549618
572243
Far East Federal District
Республика Саха (Якутия)
749987
782629
Republic of Sakha (Yakutia)
Камчатский край
171900
542797
Kamchatka Territory
Приморский край
716650
371099
Primorye Territory
Хабаровский край
571525
427651
Khabarovsk Territory
Амурская область
276877
342763
Amur Region
Магаданская область
124597
846400
Magadan Region
Сахалинская область
829299
1699933
Sakhalin Region
Еврейская автономная область
44873
268311
Jewish Autonomous Region
Чукотский автономный округ
63910
1269344
Chukotka Autonomous Area
Российский статистический ежегодник. 2017
275
12. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / SYSTEM OF NATIONAL ACCOUNTS
12.20. БАЛАНС АКТИВОВ И ПАССИВОВ
в ценах на конец соответствующего года
BALANCE SHEET
in prices at the end of the corresponding year
(миллиардов рублей / bln. roubles)
2011
2012
2013
2014
2015
Активы
447255
518381
585883
692962
769314
Assets
Нефинансовые активы
224091
256262
275962
302799
340218
Non-financial assets
Основной капитал
224091
256262
275962
302799
340218
Fixed capital
жилые здания
103365
118524
120156
131437
138648
residential buildings
нежилые здания
35228
39382
46090
47928
56596
non-residential buildings
сооружения
55472
62590
68124
73597
83426
constructions
машины и оборудование
19748
22874
25872
28961
36701
machinery and equipment
транспортные средства
5886
7087
8426
11705
13084
vehicles
прочие виды основного капитала
4392
5805
7294
9171
11763
other types of fixed capital
Финансовые активы
223164
262119
309921
390163
429096
Financial assets
Монетарное золото и специальные
Monetary gold
права заимствования
1720
1816
1596
3057
4114
and special drawing rights
Наличная валюта и депозиты
48052
53897
61306
79098
86472
Currency and deposits
Долговые ценные бумаги
20921
22487
24008
32055
38550
Debt securities
Кредиты и займы
39122
50041
63061
84906
93854
Loans
Акции и прочие формы участия
Equity and investment
в капитале
67668
77048
88253
96693
108903
fund shares
Страховые и пенсионные резервы
1674
2043
2657
2952
3726
Insurance and pension reserves
Дебиторская задолженность
44007
54787
69040
91402
93477
Accounts receivable
Обязательства
218353
257796
305610
372519
404774
Liabilities
Монетарное золото и специальные
Monetary gold
права заимствования
281
265
286
462
573
and special drawing rights
Наличная валюта и депозиты
46694
53033
60056
75564
81888
Currency and deposits
Долговые ценные бумаги
8945
10810
12252
15545
16728
Debt securities
Кредиты и займы
41552
53001
67953
91284
100353
Loans
Акции и прочие формы участия
Equity and investment
в капитале
75770
84731
94705
97342
110635
fund shares
Страховые и пенсионные резервы
1640
2006
2602
2874
3666
Insurance and pension reserves
Кредиторская задолженность
43471
53950
67756
89448
90931
Accounts payable
Национальное богатство
228902
260585
280273
320443
364540
National wealth
12.21. БАЛАНС АКТИВОВ И ПАССИВОВ И СЧЕТА НАКОПЛЕНИЯ В ЧАСТИ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА за 2015 г.
BALANCE SHEET AND CAPITAL ACCOUNT WITH REGARD TO FIXED ASSETS in 2015
(миллиардов рублей / bln. roubles)
Основной
в том числе по видам основного капитала
капитал
including by types of fixed capital
Fixed
capital
жилые
нежилые
сооруже-
машины
транс-
прочие
здания
здания
ния
и оборудо-
портные
виды ос-
вание
средства
новного
residen-
non-
construc-
капитала
tial build-
residential
tions
machinery
vehicles
ings
buildings
and equip-
other types
ment
of fixed
capital
Запасы основного капитала
Stocks of fixed capital
по текущей рыночной стоимости
at current market value
на начало года
302799
131437
47929
73597
28961
11705
9171
at beginning of year
Счет операций с капиталом
Capital account in annual
в среднегодовых ценах
6515
162
1196
1881
791
628
1855
average prices
Валовое накопление основного
капитала
16376
2327
2224
3959
2890
1439
3538
Gross fixed capital formation
Потребление основного
капитала
9861
2164
1027
2078
2099
811
1682
Consumption of fixed capital
Чистое накопление основного
Net accumulation of fixed
капитала
6515
162
1196
1881
791
628
1855
capital
Счет переоценки (изменение
Revaluation account (value
стоимости за счет изменения цен
change due to price change
за год)
10158
-3943
1965
3017
5821
2353
945
per year)
Номинальная холдинговая
прибыль (убыток)
10158
-3943
1965
3017
5821
2353
945
Nominal holding profit (loss)
Нейтральная холдинговая
прибыль (убыток)
23316
10121
3691
5667
2230
901
706
Neutral holding profit (loss)
Реальная холдинговая прибыль
(убыток)
-13158
-14064
-1725
-2649
3591
1451
238
Real holding profit (loss)
Счет других изменений
Other changes in the volume
в объеме основного капитала
of fixed capital account in
в среднегодовых ценах
20745
10992
5506
4930
1128
-1602
-208
annual average prices
Запасы основного капитала
Stocks of fixed capital at
по текущей рыночной стоимости
current market value at end
на конец года
340218
138648
56596
83426
36701
13084
11763
of year
276
Российский статистический ежегодник. 2017
12. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / SYSTEM OF NATIONAL ACCOUNTS
ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ
FIXED ASSETS
12.22. ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ
FIXED ASSETS
Годы
Млн. руб.
В процентах
Годы
Млн. руб.
В процентах
Year
(на конец года; по полной
к предыдущему году
Year
(на конец года; по полной
к предыдущему году
учетной стоимости;
(в сопоставимых ценах)
учетной стоимости;
(в сопоставимых ценах)
до 2000 г. - млрд. руб.)
Percent
до 2000 г. - млрд. руб.)
Percent
Mln. roubles (end of year;
of previous year
Mln. roubles (end of year;
of previous year
at total book value; before
(at constant prices )
at total book value; before
(at constant prices )
2000 - bln. roubles )
2000 - bln. roubles )
1960
209
109,1
2011
108001247
104,0
1970
461
107,4
2012
121268908
104,3
1980
1065
106,7
2013
133521531
104,1
1990
1927
104,2
2014
147429656
103,7
2000
17464172
100,5
2015
160725261
103,2
2010
93185612
103,0
2016
183403693
103,8
12.23. ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ
на конец года; по полной учетной стоимости
FIXED ASSETS BY TYPE OF OWNERSHIP
end of year; by total book value
Годы
Млн. руб.
В процентах к итогу
Year
Mln. roubles
Percent of total
все основные
в том числе
все основные
в том числе
фонды
по формам собственности
фонды
по формам собственности
all fixed assets
including by ownership types
all fixed assets
including by ownership types
государственная
негосударственная
государственная
негосударственная
state
not-state
state
not-state
2000
17464172
4366043
13098729
100
25
75
2010
93185612
17705266
75480346
100
19
81
2014
147429656
26537338
120892318
100
18
82
2015
160725261
28930547
131794714
100
18
82
2016
183403693
33012665
150391028
100
18
82
12.24. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОСТОЯНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ
MAIN FEATURES OF FIXED ASSETS
2000
2010
2014
2015
2016
Ввод в действие основных фондов:
Implementation of fixed assets:
млн. руб. (в фактически
действовавших ценах)
843378
6275935
10887946
10721081
13256290
mln. roubles (at current prices)
в процентах к предыдущему году1)
percent of previous year 1)
(в сопоставимых ценах)
125,1
93,4
97,0
94,5
117,7
(at constant prices)
Коэффициент обновления основных
фондов (в сопоставимых ценах),
Fixed assets renovation rate
процентов
1,8
3,7
4,3
3,9
4,4
(at constant prices), percent
Коэффициент выбытия основных
фондов (в сопоставимых ценах),
Fixed assets disposal rate (at constant
процентов
1,3
0,8
0,8
1,0
0,8
prices), percent
Степень износа основных фондов
Fixed assets depreciation rate (full
(по полному кругу организаций;
scope of organizations; end of year),
на конец года), процентов
39,3
47,1
49,4
47,7
48,1
percent
1) В целях обеспечения статистической сопоставимости относительные показатели за 2014 г. рассчитаны без учета данных по Республике Крым и г. Севастополю.
1) In order to ensure statistical comparability, relative indicators for 2014 are calculated without taking into account data on the Republic of Crimea and Sevastopol city.
Российский статистический ежегодник. 2017
277
12. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / SYSTEM OF NATIONAL ACCOUNTS
12.25. ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
на конец года; по полной учетной стоимости
FIXED ASSETS BY ECONOMIC ACTIVITY
end of year; at total book value
(миллионов рублей / mln. roubles)
2010
2014
2015
2016
Всего
93185612
147429656
160725261
183403693
Total
в том числе по видам экономической
деятельности:
including by economic activity:
сельское хозяйство, охота и лесное
хозяйство
2859877
3909034
4285130
4758488
agriculture, hunting and forestry
рыболовство, рыбоводство
113107
148346
159828
187833
fishing
добыча полезных ископаемых
9084573
15733599
18518184
21527321
mining and quarrying
обрабатывающие производства
7989040
13550258
15099981
16437831
manufacturing
производство и распределение
электроэнергии, газа и воды
6769064
11842165
12945288
14176714
electricity, gas and water supply
строительство
1499940
1774655
2049423
2084446
construction
оптовая и розничная торговля; ремонт
автотранспортных средств, мотоцик-
wholesale and retail trade; repair of motor
лов, бытовых изделий и предметов
vehicles, motorcycles and personal and
личного пользования
3109800
4748032
4891493
5191935
household goods
гостиницы и рестораны
535183
739797
912288
1037844
hotels and restaurants
транспорт и связь
25950327
40301112
42493597
47611499
transport and communications
финансовая деятельность
2154362
2734051
3082169
3372544
financial intermediation
операции с недвижимым имуществом,
real estate, renting and business
аренда и предоставление услуг
21895792
36017036
38238321
43713159
activities
государственное управление и обеспе-
чение военной безопасности; социаль-
public administration and defense;
ное страхование
4253045
6004261
7098269
10829530
compulsory social security
образование
2700025
3807107
4023573
4292373
education
здравоохранение и предоставление
социальных услуг
2175848
3273093
3528491
3944474
health and social work
предоставление прочих коммунальных,
other community, social and personal
социальных и персональных услуг
2095629
2847110
3399226
4237702
service activities
12.26. ТЕМПЫ РОСТА (СНИЖЕНИЯ) ОБЪЕМА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ
ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в сопоставимых ценах
GROWTH (DECREASE) RATE OF VOLUME OF FIXED ASSETS BY ECONOMIC ACTIVITY
at constant prices
(в процентах к предыдущему году / percent of previous year)
2010
20141)
2015
2016
Всего
103,0
103,7
103,2
103,8
Total
по видам экономической деятельности:
by economic activity:
сельское хозяйство, охота и лесное
хозяйство
101,2
101,9
101,8
103,5
agriculture hunting and forestry
рыболовство, рыбоводство
101,6
100,1
102,1
103,4
fishing
добыча полезных ископаемых
103,6
105,2
105,9
106,9
mining and quarrying
обрабатывающие производства
105,5
106,7
105,7
103,8
manufacturing
производство и распределение
электроэнергии, газа и воды
103,6
105,2
103,8
105,9
electricity, gas and water supply
строительство
101,8
102,7
102,5
104,6
construction
оптовая и розничная торговля; ремонт
автотранспортных средств, мотоцик-
wholesale and retail trade; repair of mo-
лов, бытовых изделий и предметов
tor vehicles, motorcycles and personal
личного пользования
106,8
107,0
105,3
99,3
and household goods
гостиницы и рестораны
103,0
103,4
102,2
103,0
hotels and restaurants
транспорт и связь
102,2
104,1
103,1
103,5
transport and communications
финансовая деятельность
105,8
105,8
105,8
102,4
financial intermediation
операции с недвижимым имуществом,
real estate, renting and business
аренда и предоставление услуг
101,9
101,6
101,1
103,0
activities
государственное управление и
обеспечение военной безопасности;
public administration and defense;
социальное страхование
107,3
101,8
105,1
103,5
compulsory social security
образование
102,6
103,0
102,2
104,6
education
здравоохранение и предоставление
социальных услуг
103,6
103,0
101,9
102,6
health and social work
предоставление прочих коммуналь-
ных, социальных и персональных
other community, social and personal
услуг
103,5
101,8
103.2
104,5
service activities
1) В целях обеспечения статистической сопоставимости относительные показатели рассчитаны без учета данных по Республике Крым и г. Севастополю.
1) In order to ensure statistical comparability, relative indicators are calculated without taking into account data on the Republic of Crimea and Sevastopol city.
278
Российский статистический ежегодник. 2017
12. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / SYSTEM OF NATIONAL ACCOUNTS
12.27. КОЭФФИЦИЕНТЫ ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в сопоставимых ценах
RENOVATION RATES OF FIXED ASSETS BY ECONOMIC ACTIVITY
at constant prices
(в процентах / percent)
2010
2014
2015
2016
Всего
3,7
4,3
3,9
4,4
Total
по видам экономической деятельности:
by economic activity:
сельское хозяйство, охота и лесное
хозяйство
3,7
4,0
3,9
7,2
agriculture hunting and forestry
рыболовство, рыбоводство
2,0
3,9
2,8
4,1
fishing
добыча полезных ископаемых
4,9
5,8
6,6
7,1
mining and quarrying
обрабатывающие производства
5,9
6,9
6,3
5,5
manufacturing
производство и распределение
электроэнергии, газа и воды
4,1
5,1
4.0
4,7
electricity, gas and water supply
строительство
3,2
3,8
3,4
9,4
construction
оптовая и розничная торговля; ремонт
автотранспортных средств, мотоцик-
wholesale and retail trade; repair of mo-
лов, бытовых изделий и предметов
tor vehicles, motorcycles and personal
личного пользования
6,4
7,5
6,2
3,9
and household goods
гостиницы и рестораны
3,7
3,5
2,8
4,5
hotels and restaurants
транспорт и связь
3,0
4,0
3,2
3,6
transport and communications
финансовая деятельность
7,8
7,9
7,1
10,9
financial intermediation
операции с недвижимым имуществом,
real estate, renting and business
аренда и предоставление услуг
2,3
2,6
2,5
3,6
activities
государственное управление и
обеспечение военной безопасности;
public administration and defense;
социальное страхование
7,5
5,0
5,7
2,3
compulsory social security
образование
3,4
3,3
2,8
2,5
education
здравоохранение и предоставление
социальных услуг
4,6
3,8
2,9
2,2
health and social work
предоставление прочих коммуналь-
ных, социальных и персональных
other community, social and personal
услуг
4,1
2,9
3,4
3,7
service activities
12.28. КОЭФФИЦИЕНТЫ ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в сопоставимых ценах
DISPOSAL RATES OF FIXED ASSETS BY ECONOMIC ACTIVITY
at constant prices
(в процентах / percent)
2010
2014
2015
2016
Всего
0,8
0,8
1,0
0,8
Total
по видам экономической деятельности:
by economic activity:
сельское хозяйство, охота и лесное
хозяйство
2,2
1,8
2,1
2,5
agriculture hunting and forestry
рыболовство, рыбоводство
0,8
3,0
0,9
0,6
fishing
добыча полезных ископаемых
1,2
0,8
1,1
0,8
mining and quarrying
обрабатывающие производства
1,0
1,0
1,0
0,8
manufacturing
производство и распределение
электроэнергии, газа и воды
0,3
0,5
0,3
0,4
electricity, gas and water supply
строительство
0,8
1,1
1,0
1,3
construction
оптовая и розничная торговля; ремонт
автотранспортных средств, мотоцик-
wholesale and retail trade; repair of mo-
лов, бытовых изделий и предметов
tor vehicles, motorcycles and personal
личного пользования
0,7
0,6
1,4
0,8
and household goods
гостиницы и рестораны
0,6
0,5
0,7
0,7
hotels and restaurants
транспорт и связь
0,4
0,4
0,4
0,4
transport and communications
финансовая деятельность
1,0
1,2
1,6
1,5
financial intermediation
операции с недвижимым имуществом,
real estate, renting and business
аренда и предоставление услуг
0,9
1,1
1,4
1,1
activities
государственное управление и
обеспечение военной безопасности;
public administration and defense;
социальное страхование
1,2
1,0
1,0
0,4
compulsory social security
образование
0,8
0,6
0,8
0,5
education
здравоохранение и предоставление
социальных услуг
1,3
1,1
1,1
0,8
health and social work
предоставление прочих коммуналь-
ных, социальных и персональных
other community, social and personal
услуг
0,3
0,4
0,6
0,5
service activities
Российский статистический ежегодник. 2017
279
12. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / SYSTEM OF NATIONAL ACCOUNTS
12.29. СТЕПЕНЬ ИЗНОСА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
на конец года
DEPRECIATION RATES OF FIXED ASSETS BY ECONOMIC ACTIVITY
end of year
(в процентах / percent)
2010
2014
2015
2016
Все основные фонды
47,1
49,4
47,7
48,1
All fixed assets
по видам экономической деятельности:
by economic activity:
сельское хозяйство, охота и лесное
хозяйство
42,1
43,5
41,6
41,2
agriculture, hunting and forestry
рыболовство, рыбоводство
64,7
58,9
52,4
50,8
fishing
добыча полезных ископаемых
51,1
55,8
55,4
57,5
mining and quarrying
обрабатывающие производства
46,1
46,9
47,7
50,0
manufacturing
производство и распределение
электроэнергии, газа и воды
51,1
47,3
44,5
45,6
electricity, gas and water supply
строительство
48,3
51,2
50,4
48,4
construction
оптовая и розничная торговля; ремонт
автотранспортных средств, мотоцик-
wholesale and retail trade; repair of mo-
лов, бытовых изделий и предметов
tor vehicles, motorcycles and personal
личного пользования
33,6
43,3
39,6
42,0
and household goods
гостиницы и рестораны
41,2
42,7
37,6
37,8
hotels and restaurants
транспорт и связь
56,4
58,3
55,8
56,0
transport and communications
финансовая деятельность
38,6
43,3
40,5
45,3
financial intermediation
операции с недвижимым имуществом,
real estate, renting and business
аренда и предоставление услуг
35,3
38,7
38,1
37,0
activities
государственное управление и
обеспечение военной безопасности;
public administration and defense;
социальное страхование
50,2
54,4
48,2
47,6
compulsory social security
образование
53,2
52,5
48,0
46,8
education
здравоохранение и предоставление
социальных услуг
53,3
55,2
53,9
57,0
health and social work
предоставление прочих коммуналь-
ных, социальных и персональных
other community, social and personal
услуг
44,5
44,9
40,8
41,0
service activities
280
Российский статистический ежегодник. 2017
12. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / SYSTEM OF NATIONAL ACCOUNTS
12.30. ВИДОВАЯ СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ1)
на конец года
STRUCTURE OF FIXED ASSETS OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS 1)
end of year
(в процентах от наличия основных фондов / percent of existing fixed assets)
2010
2014
2015
2016
Организации всех отраслей экономики:
Organizations of all economic activities:
здания
15,0
14,7
14,7
14,4
buildings
сооружения
50,7
50,0
49,6
49,6
structures
машины и оборудование
26,9
27,6
28,2
28,1
machines and equipment
транспортные средства
5,4
5,6
5,4
5,6
vehicles
из них организации:
of which organizations:
сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства
agriculture, hunting and forestry
здания
32,1
33,0
32,9
33,3
buildings
сооружения
10,0
10,8
12,1
12,2
structures
машины и оборудование
41,3
40,4
39,5
40,0
machines and equipment
транспортные средства
6,7
6,5
6,2
6,0
vehicles
добычи полезных ископаемых
mining and quarrying
здания
7,7
6,8
6,8
6,8
buildings
сооружения
66,6
68,4
69,4
68,6
structures
машины и оборудование
22,1
20,5
19,6
20,1
machines and equipment
транспортные средства
2,8
2,8
2,7
2,8
vehicles
обрабатывающих производств
manufacturing
здания
25,5
21,6
21,6
20,7
buildings
сооружения
13,1
21,1
20,3
20,8
structures
машины и оборудование
55,3
51,9
52,8
52,9
machines and equipment
транспортные средства
3,6
3,1
2,9
2,9
vehicles
производство и распределение электроэнер-
гии, газа и воды
electricity, gas and water supply
здания
15,0
16,2
12,8
13,1
buildings
сооружения
52,1
47,4
48,2
47,5
structures
машины и оборудование
30,8
34,6
37,4
37,3
machines and equipment
транспортные средства
1,0
1,0
1,0
1,0
vehicles
Строительства
construction
здания
23,3
24,6
26,5
24,1
buildings
сооружения
13,7
12,4
13,7
15,1
structures
машины и оборудование
41,9
40,5
38,6
39,2
machines and equipment
транспортные средства
18,6
19,8
17,9
17,5
vehicles
оптовой и розничной торговли; ремонта авто-
транспортных средств, мотоциклов, бытовых
wholesale and retail trade; repair of motor vehicles,
изделий и предметов личного пользования
motorcycles and personal and household goods
здания
7,3
8,6
9,0
8,5
buildings
сооружения
77,8
73,4
72,2
71,8
structures
машины и оборудование
13,1
15,4
16,0
17,0
machines and equipment
транспортные средства
0,7
1,4
1,4
1,4
vehicles
транспорта и связи
transport and communications
здания
8,3
7,7
7,8
7,7
buildings
сооружения
56,1
53,9
53,4
53,1
structures
машины и оборудование
21,8
22,9
24,1
23,7
machines and equipment
транспортные средства
12,9
14,2
13,5
14,0
vehicles
1) Без субъектов малого предпринимательства.
1) Excluding small business entities.
12.31. ВИДОВАЯ СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
на конец года
STRUCTURE OF FIXED ASSETS OF NON-COMMERCIAL ORGANIZATIONS
end of year
(в процентах от наличия основных фондов / percent of existing fixed assets)
2010
2014
2015
2016
Организации всех отраслей экономики:
Organizations of all economic activities:
здания
45,1
40,1
39,2
37,6
buildings
сооружения
34,9
34,5
34,5
32,6
structures
машины и оборудование
13,5
16,2
16,5
16,1
machines and equipment
транспортные средства
3,4
4,4
4,5
4,6
vehicles
из них организации:
of which organizations:
государственного управления и обеспечения
военной безопасности; социального
public administration and defense, compulsory
страхования
social security
здания
41,6
35,4
33,5
32,2
buildings
сооружения
41,9
40,1
39,3
33,6
structures
машины и оборудование
9,7
12,6
13,7
13,3
machines and equipment
транспортные средства
4,2
6,5
6,9
6,9
vehicles
образования
education
здания
74,3
70,8
72,0
70,1
buildings
сооружения
2,9
3,4
3,7
3,8
structures
машины и оборудование
15,1
16,5
15,9
15,5
machines and equipment
транспортные средства
2,5
2,4
2,3
2,3
vehicles
здравоохранения и предоставления
социальных услуг
health and social work
здания
53,4
48,0
47,9
47,3
buildings
сооружения
2,5
2,4
2,4
2,2
structures
машины и оборудование
38,0
42,9
43,3
43,9
machines and equipment
транспортные средства
3,1
3,3
3,2
3,2
vehicles
Российский статистический ежегодник. 2017
281
12. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / SYSTEM OF NATIONAL ACCOUNTS
12.32. СТЕПЕНЬ ИЗНОСА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ1)
на конец года
DEPRECIATION RATE OF FIXED ASSETS OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS 1)
end of year
(в процентах / percent)
2010
2014
2015
2016
Все основные фонды
45,7
47,9
48.8
50,2
All fixed assets
из них:
of which:
здания
22,8
25,5
24,6
25,3
buildings
сооружения
48,8
50,4
51,4
53,1
structures
машины и оборудование
53,4
56,3
57,6
58,9
machines and equipment
транспортные средства
44,1
44,9
46,3
46,0
vehicles
Основные фонды организаций:
Fixed assets of organizations:
сельского хозяйства, охоты и лесного
хозяйства
33,5
37,0
38,0
38,5
agriculture, hunting and forestry
из них:
of which:
здания
23,5
22,0
22,4
22,7
buildings
сооружения
39,6
32,5
31,2
31,6
structures
машины и оборудование
41,4
50,6
53,2
53,3
machines and equipment
транспортные средства
46,9
52,8
55,4
55,9
vehicles
добычи полезных ископаемых
46,8
53,0
52,8
54,9
mining and quarrying
из них:
of which:
здания
26,7
33,4
34,3
34,6
buildings
сооружения
45,0
51,7
51,3
54,7
structures
машины и оборудование
57,8
64,3
64,6
63,5
machines and equipment
транспортные средства
56,7
56,2
58,6
56,4
vehicles
обрабатывающих производств
42,2
44,7
45,9
47,4
manufacturing
из них:
of which:
здания
23,8
23,9
23,8
25,0
buildings
сооружения
39,4
41,4
43,1
44,5
structures
машины и оборудование
50,3
53,9
55,1
56,8
machines and equipment
транспортные средства
50,3
53,8
55,9
55,4
vehicles
производство и распределение
электроэнергии, газа и воды
42,0
39,6
40,2
41,7
electricity, gas and water supply
из них:
of which:
здания
22,5
31,7
23,9
24,2
buildings
сооружения
46,3
39,4
40,4
42,1
structures
машины и оборудование
43,9
43,0
44,7
46,9
machines and equipment
транспортные средства
54,7
57,2
61,6
64,4
vehicles
строительства
42,5
47,3
47,3
50,0
construction
из них:
of which:
здания
21,4
23,8
21,9
25,0
buildings
сооружения
32,1
38,1
32,3
33,7
structures
машины и оборудование
52,7
59,9
63,2
64,3
machines and equipment
транспортные средства
52,7
57,0
61,0
64,2
vehicles
оптовой и розничной торговли; ремонта
автотранспортных средств, мотоцик-
wholesale and retail trade; repair of mo-
лов, бытовых изделий и предметов
tor vehicles, motorcycles and personal
личного пользования
63,8
62,3
63,7
64,2
and household goods
из них:
of which:
здания
29,7
30,8
31,3
32,7
buildings
сооружения
66,4
65,5
67,2
67,5
structures
машины и оборудование
70,8
67,9
69,1
69,0
machines and equipment
транспортные средства
43,1
32,1
35,9
33,4
vehicles
транспорта и связи
35,8
42,7
44,0
44,5
transport and communications
из них:
of which:
здания
22,0
26,4
27,7
28,5
buildings
сооружения
29,9
38,0
39,0
39,0
structures
машины и оборудование
53,1
59,8
61,0
63,0
machines and equipment
транспортные средства
39,9
40,9
41,7
42,8
vehicles
1) Без субъектов малого предпринимательства.
1) Without taking into account small business entities.
282
Российский статистический ежегодник. 2017
12. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / SYSTEM OF NATIONAL ACCOUNTS
12.33. УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ПОЛНОСТЬЮ ИЗНОШЕННЫХ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ1)
на конец года
SHARE OF FULLY DEPRECIATED FIXED ASSETS OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS 1)
end of year
(в процентах / percent)
2010
2014
2015
2016
Все основные фонды
13,5
14,9
15,8
16,9
All fixed assets
из них:
of which:
здания
3,5
3,4
3,4
3,5
buildings
сооружения
13,0
14,4
15,0
16,4
structures
машины и оборудование
21,0
23,1
24,5
26,0
machines and equipment
транспортные средства
11,3
10,7
11,9
11,8
vehicles
Основные фонды организаций:
Fixed assets of organizations:
сельского хозяйства, охоты и лесного
agriculture, hunting and
хозяйства
7,1
7,2
7,5
8,4
forestry
из них:
of which:
здания
3,9
2,5
2,2
2,1
buildings
сооружения
12,4
7,1
5,6
5,8
structures
машины и оборудование
8,6
11,4
12,8
14,4
machines and equipment
транспортные средства
12,0
12,4
13,9
15,0
vehicles
добычи полезных ископаемых
19,8
21,6
19,9
21,5
mining and quarrying
из них:
of which:
здания
4,7
6,8
7,3
7,7
buildings
сооружения
19,5
20,4
17,4
19,6
structures
машины и оборудование
25,6
31,5
33,0
33,2
machines and equipment
транспортные средства
24,2
20,9
23,0
22,9
vehicles
обрабатывающих производств
12,8
14,0
15,0
16,2
manufacturing
из них:
of which:
здания
2,2
2,0
2,0
2,0
buildings
сооружения
12,2
13,1
13,6
14,7
structures
машины и оборудование
17,6
18,9
20,5
22,0
machines and equipment
транспортные средства
15,3
18,5
19,4
21,0
vehicles
производство и распределение элек-
троэнергии, газа и воды
14,9
10,8
11,8
12,2
electricity, gas and water supply
из них:
of which:
здания
2,9
2,2
3,1
3,1
buildings
сооружения
18,3
12,3
12,5
12,7
structures
машины и оборудование
14,9
12,5
13,4
14,5
machines and equipment
транспортные средства
22,2
20,6
23,5
26,9
vehicles
строительства
11,7
13,5
13,8
16,1
construction
из них:
of which:
здания
3,0
2,9
2,6
3,7
buildings
сооружения
9,5
9,7
7,3
7,4
structures
машины и оборудование
16,6
20,1
22,1
25,2
machines and equipment
транспортные средства
12,9
15,7
17,6
21,1
vehicles
оптовой и розничной торговли; ремонта
автотранcпортных средств, мотоцик-
wholesale and retail trade; repair of motor
лов, бытовых изделий и предметов
vehicles, motorcycles and personal and
личного пользования
16,9
20,3
23,1
24,8
household goods
из них:
of which:
здания
10,0
9,1
8,5
8,9
buildings
сооружения
13,0
17,1
20,4
22,3
structures
машины и оборудование
45,8
43,7
45,4
45,3
machines and equipment
транспортные средства
6,2
4,9
6,3
6,3
vehicles
транспорта и связи
8,7
11,8
12,9
12,7
transport and communications
из них:
of which:
здания
4,3
4,9
5,2
5,3
buildings
сооружения
5,7
8,2
8,6
8,1
structures
машины и оборудование
17,2
24,0
25,8
26,7
machines and equipment
транспортные средства
10,2
9,2
10,6
10,5
vehicles
1) Без субъектов малого предпринимательства.
1) Excluding small business entities.
Российский статистический ежегодник. 2017
283
12. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / SYSTEM OF NATIONAL ACCOUNTS
12.34. ВВОД В ДЕЙСТВИЕ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
COMMISSIONING INTO CAPACITY OF FIXED ASSETS BY ECONOMIC ACTIVITY
(миллионов рублей / mln. roubles)
2010
2014
2015
2016
Ввод в действие основных фондов -
Commissioning into capacity of fixed
всего
6275935
10887946
10721081
13256290
assets - total
в том числе по видам экономической
деятельности:
including by economic activity:
сельское хозяйство, охота и лесное
хозяйство
310879
424567
449408
606343
agriculture, hunting and forestry
рыболовство, рыбоводство
6787
15696
12553
14453
fishing
добыча полезных ископаемых
935619
1563104
1921590
2162879
mining and quarrying
обрабатывающие производства
881350
1666748
1646172
1753541
manufacturing
производство и распределение
электроэнергии, газа и воды
543063
1012798
876551
1088207
electricity, gas and water supply
строительство
148277
210770
165588
303561
construction
оптовая и розничная торговля; ремонт
автотранспортных средств, мотоцик-
wholesale and retail trade; repair of motor
лов, бытовых изделий и предметов
vehicles, motorcycles and personal and
личного пользования
252131
492517
452988
505348
household goods
гостиницы и рестораны
44258
55514
66922
74408
hotels and restaurants
транспорт и связь
1084209
2319934
1909505
2544227
transport and communications
финансовая деятельность
232411
388071
345222
520318
financial intermediation
операции с недвижимым имуществом,
аренда и предоставление услуг
828828
1608346
1517081
2367457
real estate, renting and business activities
государственное управление и обеспе-
чение военной безопасности; социаль-
public administration and defense;
ное страхование
527181
469601
662190
598582
compulsory social security
образование
138089
236667
240599
221045
education
здравоохранение и предоставление
социальных услуг
159296
199655
158381
176912
health and social work
предоставление прочих коммунальных,
other community, social and personal
социальных и персональных услуг
183557
223958
296331
319009
service activities
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
Система национальных счетов, реализуемая в Российской Федерации, основана на методологических положениях, разрабо-
танных совместно ООН, МВФ, Всемирным банком, ОЭСР и Евростатом.
Суть системы национальных счетов сводится к формированию обобщающих показателей развития экономики на различных
стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства соответст-
вует специальный счет или группа счетов. Таким образом, имеется возможность проследить движение стоимости произведенных
товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до использования.
В настоящее время осуществляются расчеты счетов производства, образования доходов, распределения первичных доходов, вто-
ричного распределения доходов, использования располагаемого дохода, счета операций с капиталом, счета товаров и услуг для внут-
ренней экономики, финансового счета, балансовых таблиц активов и пассивов в текущих ценах. Строятся счета секторов: “Нефинан-
совые корпорации”, “Финансовые корпорации”, "Государственное управление", "Домашние хозяйства", "Некоммерческие организации,
обслуживающие домашние хозяйства", "Остальной мир".
Руководствуясь положениями Федерального закона № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной
статистики в Российской Федерации» (ст.4, п.2), а также Планом мероприятий по реализации рекомендаций ОЭСР по развитию систе-
мы национальных счетов Российской Федерации, разработанным и принятым во исполнение решения Правительства Российской Фе-
дерации от 1 августа 2013 г., Росстат приступил к поэтапному переходу на методологию СНС 2008 года. В соответствии с этим показа-
тели системы национальных счетов, начиная с 2011 года, пересчитаны на основе положений СНС 2008 года относительно учета ре-
зультатов научных исследований и разработок, способных быть востребованными на рынке, а также систем вооружения, которые
включены в состав накопления основного капитала.
Базовые таблицы «затраты-выпуск» как составная часть системы национальных счетов представляют собой интегрированную сис-
тему макроэкономических показателей, всесторонне характеризующих структуру экономики в детализированном разрезе отраслей и
продуктов, и являются единственным инструментом, позволяющим осуществлять комплексный анализ воспроизводственных связей
при прогнозировании экономики.
Табл. 12.1. Переоценка в постоянные цены проводится как в части производства валового внутреннего продукта, так и его
использования.
Для исчисления индексов физического объема ВВП и его основных компонентов в качестве весов используются цены предыдуще-
го года. Данные о динамике физического объема ВВП и его компонентов за относительно длительный период исчисляются с помощью
284
Российский статистический ежегодник. 2017
12. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / SYSTEM OF NATIONAL ACCOUNTS
метода цепных индексов, т.е. индексов, получаемых путем сцепления индексов, исчисленных за каждый год к предыдущему году. Этот
метод внедрен Росстатом в соответствии с практикой, принятой в последние годы в большинстве развитых стран. Его преимущество
состоит в том, что он позволяет лучше учесть изменения в структуре ВВП за тот или иной период.
Описанный выше метод исчисления индексов физического объема ВВП позволяет в принципе получить для некоторых анали-
тических целей динамический ряд данных о ВВП и его компонентах в постоянных ценах, т.е. в ценах некоторого периода, принятого
за базу. С этой целью данные о ВВП и его компонентах за этот базисный год (в ценах этого года) должны быть умножены на про-
изведение цепных индексов. Например, если в качестве базисного года принять 2003 г., то динамический ряд ВВП и его компонен-
тов в постоянных ценах 2003 года за период с 2004 по 2009 год может быть получен путем последовательного умножения данных о
ВВП и его компонентах за 2003 г. на индексы соответственно 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 и 2009 гг. к предыдущему году. При та-
ком подходе может возникнуть расхождение между ВВП в целом и суммой его компонентов, исчисленными в постоянных ценах.
Причиной такого расхождения являются изменения в структуре весов, используемых для исчисления отдельных звеньев цепных
индексов.
С учетом специфических условий развития российской экономики, высокой инфляции и недостатка первичной информации пере-
оценка показателей производства ВВП в постоянные цены осуществляется с использованием метода прямого дефлятирования
(переоценка добавленной стоимости отраслей с использованием индекса цен выпуска каждой отрасли) или метода экстраполяции
базисного уровня добавленной стоимости отрасли по количественным индексам показателей, адекватно отражающим динамику разви-
тия производства в данной отрасли.
Для переоценки в постоянные цены компонентов ВВП применяются различные индексы: индексы цен (индекс потребительских цен,
индекс цен производителей в различных отраслях экономики и др.), а также индексы промышленного производства, индексы физиче-
ского объема экспорта и импорта товаров, индексы численности занятых.
Табл. 12.1, 12.3. Принципы оценки. Учет экономических операций в системе национальных счетов осуществляется в ценах на
момент их совершения (в текущих ценах).
ВВП оценивается в текущих рыночных ценах.
Рыночная цена - цена конечного покупателя, она включает торгово-транспортные наценки, налоги на производство и импорт и
не включает субсидии на производство и импорт.
Для устранения влияния различных ставок налогов и субсидий в различных отраслях экономики на структуру производства и
образования доходов отраслевые показатели приводятся в оценке по основным ценам.
Табл. 12.1, 12.3, 12.4, 12.9, 12.11, 12.15, 12.16, 12.18, 12.19. Валовой внутренний продукт (ВВП) - один из важнейших показа-
телей системы национальных счетов, характеризующий конечный результат производственной деятельности всех экономических
единиц - резидентов страны. Он отражает стоимость конечных товаров и услуг, произведенных этими единицами в течение отчет-
ного периода в ценах конечного покупателя. Валовой внутренний продукт может быть рассчитан тремя методами: производствен-
ным, методом использования доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов.
ВВП при расчете производственным методом получается как сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей или секто-
ров в основных ценах плюс чистые налоги на продукты (налоги на продукты за вычетом субсидии на продукты).
ВВП, рассчитанный методом использования доходов, представляет собой сумму расходов всех институциональных секторов
на конечное потребление, валовое накопление и чистый экспорт.
Метод формирования ВВП по источникам доходов, как сумма первичных доходов, выплаченных единицами резидентами участ-
никам производства, не является самостоятельным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов
получаются путем прямого счета, часть из них исчисляется балансовым методом.
Табл. 12.2. Счет товаров и услуг является своеобразной сводной таблицей. Как и все счета, он состоит из двух частей: в час-
ти "ресурсы" показываются выпуск продукции и импорт товаров и услуг, а также чистые налоги на продукты, в части "использова-
ние" - стоимость продукции, использованной на потребление (промежуточное и конечное), накопление основного капитала и мате-
риальных оборотных средств, экспорт, Каждая часть счета формируется самостоятельно на основе своих потоков статистической
информации, вследствие чего суммарные итоги по ним могут несколько различаться. Для баланса по счету эта разница оформля-
ется в виде показателя "статистическое расхождение", который характеризует суммарную ошибку при построении всех счетов.
Статистическое расхождение, не превышающее 4-5% ВВП, свидетельствует об удовлетворительном качестве расчетов.
Табл. 12.2. Импорт и экспорт товаров и услуг складывается из "видимых товаров" (материальных ценностей, немонетарного
золота и серебра, которые не выступают в качестве платежного средства; товаров, предоставляемых в качестве даров гуманитар-
ной помощи и т. д.) и услуг.
Табл. 12.2, 12.3, 12.9, 12.10, 12.12. Выпуск товаров и услуг представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являю-
щихся результатом производственной деятельности единиц-резидентов экономики в отчетном периоде.
Основным принципом оценки рыночного выпуска товаров и услуг является использование рыночных цен, преобладающих в пери-
од, к которому относится производство продукции. Нерыночные услуги - услуги, предоставляемые бесплатно или по ценам, не имею-
щим экономического значения, обществу в целом (например, государственное управление и обеспечение военной безопасности и др.),
группам домашних хозяйств или отдельным домашним хозяйствам (бесплатное образование, здравоохранение и др.). В большинстве
отраслей нерыночные услуги оцениваются в размере фактических текущих расходов на оказание этих услуг и потребления основного
капитала. К текущим расходам относятся: оплата труда, стоимость товаров и услуг, потребленных в процессе производства, другие
налоги на производство за вычетом других субсидий на производство.
Табл. 12.2, 12.7, 12.15-12.18. Конечное потребление складывается из расходов на конечное потребление домашних хозяйств,
расходов государственного управления на индивидуальные товары и услуги и на коллективные услуги, расходов на конечное по-
требление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Такая группировка показывает, кто финансирует
расходы на конечное потребление.
Табл. 12.2, 12.3, 12.9. Промежуточное потребление состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или
полностью потребляются в процессе производства в отчетном периоде. Стоимость товаров, потребляемых в процессе производ-
ства учитывается в составе промежуточного потребления по ценам, действовавшим на момент производства. Потребление основ-
ного капитала не входит в состав промежуточного потребления.
Для оценки данных за 1995-2001 гг. применялся упрощенный метод учета потребления косвенно измеряемых услуг финансово-
го посредничества (КИУФП), при котором они полностью относились к промежуточному потреблению условной отрасли, выпуск
которой принимался равным нулю. Такой подход обусловливался отсутствием информации и методики распределения КИУФП по
пользователям. В этом случае величина ВВП несколько занижалась, поскольку часть услуг финансового посредничества должна
была относиться к конечному использованию.
Российский статистический ежегодник. 2017
285
12. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / SYSTEM OF NATIONAL ACCOUNTS
Начиная с данных за 2002 г., осуществлено распределение КИУФП между промежуточным потреблением (в том числе по ви-
дам экономической деятельности) и конечным использованием, что соответствует методологии СНС 93.
Табл. 12.3, 12.9. Счет производства отражает операции, относящиеся непосредственно к процессу производства. В этом сче-
те определяется добавленная стоимость в основных ценах, составляющая основу исчисления валового внутреннего продукта -
важнейшего обобщающего показателя развития экономики.
Основная цена - цена, получаемая производителем за единицу товара или услугу, без налогов на продукты, но включая суб-
сидии на продукты.
Табл. 12.4, 12.14. Счет образования доходов является составной частью счета первичного распределения доходов. Он пока-
зывает, в каких институциональных секторах и отраслях происходит возникновение (образование) доходов.
Оплата труда наемных работников представляет собой вознаграждение в денежной или натуральной форме, выплачиваемое
работодателем наемному работнику за работу, выполненную в отчетном периоде. Она учитывается на основе начисленных сумм и
включает в себя фактические и условно исчисленные отчисления на социальное страхование, налоги на доходы и другие выплаты,
которые подлежат уплате наемными работниками, даже если они фактически удерживаются нанимателями в административных инте-
ресах или по иным причинам и выплачиваются непосредственно органам социального страхования, налоговым службам от лица на-
емного работника.
Оплата труда в счете распределения первичных доходов, в отличие от счета образования доходов, включает оплату труда, по-
лученную резидентами за рубежом и не включает оплату труда, переданную нерезидентам.
Резиденты - институциональные единицы (юридические или физические лица), имеющие центр экономического интереса на
экономической территории страны, т.е. владеющие недвижимым имуществом, осуществляющие или намеревающиеся осуществ-
лять свою деятельность на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года).
Оплата труда и смешанные доходы, не наблюдаемые прямыми статистическими методами определяются балансовым
путем как разница между суммарными расходами на все нужды домашних хозяйств, включая прирост их финансовых активов за
минусом обязательств, и формально зарегистрированными доходами. Расчеты по определению скрытых оплаты труда и смешан-
ных доходов производятся по экономике в целом без разбивки по видам экономической деятельности и территориям.
Налоги на производство и импорт - это обязательные безвозмездные невозвратные платежи, взимаемые органами государ-
ственного управления с производящих единиц в связи с производством и импортом товаров и услуг или использованием факторов
производства. Налоги на производство и импорт состоят из налогов на продукты и других налогов на производство.
Налоги на продукты - это налоги, взимаемые пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых,
продаваемых или импортируемых резидентами, К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налоги на им-
портируемые товары и услуги и т.п.
Другие налоги на производство - это налоги, связанные с использованием факторов производства (труда, земли, капитала),
а также платежи за лицензии и разрешение заниматься какой-либо деятельностью или другие обязательные платежи, уплата кото-
рых необходима для деятельности производящей единицы-резидента. Они не включают любые налоги на прибыль или иные дохо-
ды, получаемые предприятием. К другим налогам на производство относятся: налог на имущество и транспортный налог институ-
циональных единиц, участвующих в производстве, налоги на землю, налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда,
лицензионные сборы и некоторые другие. Термин "чистые" означает, что налоги показаны за вычетом соответствующих субсидий.
Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы представляют собой ту часть валового внутреннего продукта
(на уровне секторов и отраслей добавленной стоимости), которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с
оплатой труда наемных работников, и чистых налогов на производство и импорт (на уровне секторов и отраслей - других чистых
налогов на производство). Эта статья измеряет прибыль (или убыток), полученную от производства, до учета выплаты или получе-
ния доходов от собственности.
Валовая прибыль в СНС в отличие от показателя прибыли от реализации, отражаемой в бухгалтерском учете, не содержит
элементов оплаты труда, сверхнормативные выплаты по командировочным, представительским и другим расходам, не включает
прибыль, образующуюся у владельцев активов в результате роста цен, и включает потребление основного капитала.
Для некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, эта статья содержит элемент вознаграждения за
работу, который не может быть отделен от дохода владельца или предпринимателя. В этом случае она называется смешанным
доходом.
Табл. 12.5. Счет распределения первичных доходов является второй составной частью счета первичного распределения
доходов. Он характеризует распределение первичных доходов (доходов от производственной деятельности и от собственности),
полученных резидентами от резидентов и нерезидентов.
Доходы от собственности включают доходы, получаемые и выплачиваемые институциональными единицами в связи с пре-
доставлением в пользование финансовых активов, земли и других нефинансовых непроизведенных материальных активов (недра,
другие природные активы и т.п.).
Сальдо первичных доходов характеризует доходы, образующиеся у институциональных единиц-резидентов в результате их
участия в производстве и от собственности, Оно определяется как разница между всеми первичными доходами, полученными и
выплаченными единицами-резидентами, На уровне экономики в целом сальдо первичных доходов, определенное на валовой ос-
нове, т. е. до вычета потребления основного капитала, равно валовому национальному доходу. Сальдо первичных доходов,
определенное на чистой основе, т.е. за вычетом потребления основного капитала, равно чистому национальному доходу.
Табл. 12.6. Счет вторичного распределения доходов отражает преобразование сальдо первичных доходов секторов в их
располагаемый доход в результате поступлений и передач текущих трансфертов.
Трансферт представляет собой операцию, когда одна институциональная единица предоставляет товар, услугу или актив (фи-
нансовый или нефинансовый) другой единице, не получая взамен от нее возмещения в виде товара, услуги или актива, Различают
текущие и капитальные трансферты. Они могут производится в денежной и натуральной форме.
Текущие трансферты включают следующие основные виды: текущие налоги на доходы, имущество и др., страховые платежи
и возмещения, отчисления на социальное страхование, социальные пособия, добровольные взносы и подарки, не имеющие капи-
тального характера, штрафы и т. д.
Табл. 12.6, 12.7. Валовой располагаемый доход представляет собой доход, которым институциональная единица располага-
ет для конечного потребления и сбережения. Он равен сальдо первичных доходов минус переданные текущие трансферты, плюс
полученные текущие трансферты. Сумма располагаемых доходов всех институциональных единиц-резидентов равна валовому
национальному располагаемому доходу.
286
Российский статистический ежегодник. 2017
12. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / SYSTEM OF NATIONAL ACCOUNTS
Табл. 12.7. Счет использования располагаемого дохода показывает, как домашние хозяйства, государственное управление
и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, распределяют свой располагаемый доход между расходами
на конечное потребление и сбережением.
Табл. 12.7, 12.15-12.18. Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают расходы домашних хозяйств на
приобретение потребительских товаров и услуг во всех торговых предприятиях, на городских рынках и через неорганизованную
(уличную) торговлю, предприятиях бытового и жилищно-коммунального обслуживания, пассажирского транспорта, связи, гостини-
цах, учреждениях культуры, здравоохранения, образования, а также стоимость товаров и услуг, потребленных в натуральной
форме - произведенных для себя (сельскохозяйственная продукция личных подсобных хозяйств, услуги, предоставленные в связи
с проживанием владельцев в собственных жилищах) и полученных в качестве оплаты труда и гуманитарной помощи.
Расходы государственного управления на индивидуальные товары и услуги состоят из расходов сектора государственно-
го управления на потребительские товары и услуги, предназначенные для индивидуального потребления. Такие расходы финанси-
руются за счет государственного бюджета и внебюджетных фондов из средств, полученных в результате сбора налогов и из других
доходов государства. В эти расходы включаются расходы предприятий и организаций, оказывающих бесплатные (для населения)
услуги в области здравоохранения, образования, культуры.
Расходы государственного управления на коллективные услуги. Этот показатель отличается от предыдущего тем, что в
нем учитываются услуги, оказываемые за счет государственного бюджета предприятиями и организациями, которые удовлет-
воряют потребности не отдельных домашних хозяйств, а общества в целом (расходы на государственное управление и обеспече-
ние военной безопасности, а также расходы на нерыночную науку, услуги организаций, обслуживающих сельское хозяйство и др.).
Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, - расходы общест-
венных организаций, в отношении которых условно считается, что они предоставляют только индивидуальные товары и услуги.
Сюда же включается стоимость нерыночных услуг (социального характера), оказываемые коммерческими предприятиями и ор-
ганизациями своим работникам.
Табл. 12.8. Счет операций с капиталом отражает стоимость нефинансовых активов, приобретаемых или реализуемых инсти-
туциональными единицами-резидентами в результате экономических операций, а также изменения в чистой стоимости капитала,
обусловленные сбережениями и капитальными трансфертами.
Капитальные трансферты представляют собой безвозмездную передачу права собственности на активы (кроме наличных
денег и материальных оборотных средств) или средств для их приобретения от одной институциональной единицы к другой.
Капитальные трансферты обычно являются единовременными и значительными по величине операциями, связанными с при-
обретением или выбытием активов у участников операции. Они включают налоги на капитал, инвестиционные субсидии, прочие
капитальные трансферты.
Табл. 12.8, 12.15, 12.16, 12.18. Валовое накопление основного капитала представляет собой вложение резидентными еди-
ницами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве.
Валовое накопление основного капитала включает следующие компоненты: а) приобретение, за вычетом выбытия, новых и суще-
ствующих основных фондов; б) затраты на крупные улучшения произведенных материальных активов; в) затраты на улучшение
непроизведенных материальных активов; г) расходы в связи с передачей права собственности на непроизведенные активы.
Изменение запасов материальных оборотных средств включает изменение производственных запасов, незавершенного про-
изводства, готовой продукции и товаров для перепродажи. Изменение стоимости запасов в течение данного периода рассчитывается
как разность между стоимостью запасов на конец и на начало периода, оцененных в среднегодовых рыночных ценах для устранения
влияния изменения цен.
Приобретение за вычетом выбытия ценностей - стоимость приобретения за вычетом стоимости выбытия активов, приобре-
таемых как средство сохранения стоимости; драгоценных металлов и камней, антикварных изделий, коллекций и других произве-
дений искусства.
Приобретение за вычетом выбытия непроизведенных нефинансовых активов включает стоимость приобретения за вы-
четом выбытия материальных непроизведенных нефинансовых активов (земли, недр и др.), а также нематериальных непроизве-
денных нефинансовых активов (объектов патентования, договоров аренды и других контрактов с правом передачи).
Чистое кредитование (+) или чистое заимствование (-) представляет собой превышение или дефицит источников финанси-
рования инвестиций по сравнению с расходами на чистое приобретение нефинансовых активов. На уровне экономики в целом
чистое кредитование или чистое заимствование показывает объем ресурсов, которые страна предоставляет в распоряжение "ос-
тального мира" или которое "остальной мир" предоставляет стране на возмездной и возвратной основе.
Табл. 12.9, 12.11, 12.13, 12.14. Валовая добавленная стоимость исчисляется на уровне отраслей как разность между выпус-
ком товаров и услуг и промежуточным потреблением, Термин "валовая" указывает на то, что показатель определен до вычета по-
требления основного капитала.
Табл. 12.10, 12.11. Институциональный сектор - совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения функ-
ций, выполняемых ими в экономическом процессе, а также источников финансирования.
Сектор нефинансовых корпораций включает институциональные единицы, основной функцией которых является производ-
ство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производство возмещаются из
выручки от реализации.
Сектор финансовых корпораций включает все корпорации и квазикорпорации, основной функцией которых является оказа-
ние услуг финансового посредничества или вспомогательная финансовая деятельность. К этому сектору относится и Банк России.
Начиная с 2005 года в этом секторе учитываются негосударственные пенсионные фонды.
Сектор государственного управления объединяет институциональные единицы, выполняющие функции органов государст-
венного управления в качестве основного вида деятельности, Функции органов государственного управления состоят в следую-
щем:
принятие ответственности за обеспечение общества товарами и услугами на нерыночной основе для их коллективного или ин-
дивидуального потребления;
перераспределение доходов и богатства с помощью трансфертов и субсидий.
Институциональные единицы сектора государственного управления осуществляют свою деятельность за счет финансовых
средств бюджетов всех уровней, а также за счет приносящей доход деятельности. В состав показателей сектора государственного
управления, начиная с данных за 2010 год, включена приносящая доход деятельность бюджетных учреждений, а в составе данных
за 2011 г. (с начала реформы правового положения государственных бюджетных учреждений) включены итоги деятельности бюд-
жетных и автономных учреждений, получающих субсидии на выполнение государственного задания и иные цели.
Российский статистический ежегодник. 2017
287
12. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / SYSTEM OF NATIONAL ACCOUNTS
Сектор домашних хозяйств представляет собой совокупность домашних хозяйств, основными функциями которых являются по-
требление товаров и услуг, а также производство товаров и услуг для реализации и собственного использования, в том числе в рамках
некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам. В функции сектора домашних хозяйств включается также
участие в производстве других институциональных секторов в качестве работающих по найму.
Производственную деятельность домашние хозяйства осуществляют на собственных предприятиях, не имеющих статуса
юридического лица и находящихся в единоличной или совместной собственности домашних хозяйств.
Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, объединяет нерыночные некоммерческие ор-
ганизации, финансируемые и контролируемые домашними хозяйствами.
Табл. 12.15, 12.16. Чистый экспорт товаров и услуг рассчитывается как разница между экспортом и импортом и включает в
себя оборот российской торговли как со странами дальнего зарубежья, так и со странами СНГ.
Табл. 12.19. Валовой региональный продукт (ВРП) - обобщающий показатель экономической деятельности региона, харак-
теризующий процесс производства товаров и услуг для конечного использования. Одновременно ВРП представляет собой вало-
вую добавленную стоимость, созданную резидентами региона, и определяется как разница между выпуском и промежуточным
потреблением, ВРП рассчитывается в текущих основных ценах и в постоянных ценах.
Основные цены включают цены производства данной отрасли, величину субсидий на продукты, но не включают налоги на про-
дукты.
Табл. 12.20. Стоимость основного капитала, финансовых активов и обязательств по состоянию на конец 2011-2015 годов.
Баланс активов и пассивов - это таблица или система таблиц СНС, отражающая стоимость экономических активов и финан-
совых обязательств (пассивов), имеющихся у институциональной единицы, сектора или экономики в целом на начало (начальный
баланс) и конец (заключительный баланс) периода.
Национальное богатство представляет совокупную стоимость всех экономических активов (нефинансовых и финансовых) в
рыночных ценах, находящихся на ту или иную дату в собственности резидентов данной страны, за вычетом их финансовых обяза-
тельств, как резидентам, так и нерезидентам.
Актив - это накопленный запас стоимости, приносящий экономическую выгоду или ряд экономических выгод экономическому
собственнику актива как следствие владения им или использования его в течение некоторого периода времени.
Финансовые активы - включают все финансовые требования, акции или другие виды участия в капитале корпораций, золото в
слитках, держателями которого в качестве резервного актива являются органы денежно-кредитного регулирования.
Нефинансовые активы. Различают две категории нефинансовых активов: произведенные активы и непроизведенные активы:
- произведенные активы - это нефинансовые активы, которые возникли в результате процессов производства, подпадающих
под определение границ сферы производства в СНС. К ним относят основной капитал, материальные оборотные средства, ценно-
сти;
- непроизведенные активы - это нефинансовые активы, которые возникли иным образом, нежели в результате процесса произ-
водства. К ним относят природные ресурсы, контракты, договоры аренды и лицензии, приобретенный гудвилл, маркетинговые ак-
тивы.
Текущая рыночная стоимость активов - это стоимость, по которой активы могут быть реализованы на открытом рынке в ус-
ловиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая достаточной информацией, а на величине сделки не
отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Стоимость материальных оборотных средств, ценностей, относящихся к произведенным нефинансовым активам, и непроизве-
денных нефинансовых активов (природных ресурсов, контрактов, договоров аренды и лицензий, приобретенного гудвилла и марке-
тинговых активов) в составе элементов национального богатства не учтена вследствие отсутствия их оценки по текущей рыночной
стоимости.
Табл. 12.21. Баланс активов и пассивов в увязке со счетами накопления в части основного капитала за 2015 год.
Основной капитал - это произведенные активы, подлежащие использованию неоднократно или постоянно в течение длитель-
ного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг, для управленческих
нужд либо для представления другим организациям за плату во временное владение и пользование или во временное пользова-
ние.
Для расчета текущей рыночной стоимости запасов основного капитала были использованы следующие подходы:
- затратный подход, т.е. оценка на основе определения затрат, необходимых для воспроизводства или замещения объекта
оценки;
- сравнительный подход, предусматривающий сравнение объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых
имеется информация о ценах сделок или предложений;
- доходный подход, предполагающий определения дисконтированных будущих экономических выгод, ожидаемых от данного ак-
тива.
Изменение текущей рыночной стоимости запасов основного капитала за отчетный год отражается на счетах накопления, к ко-
торым относятся:
- счет операций с капиталом;
- счет переоценки;
- счет других изменений в объеме основного капитала.
На счете операций с капиталом отражается валовое накопление основного капитала и потребление основного капитала.
Валовое накопление основного капитала определяется как общая стоимость приобретения производителем основного капи-
тала (за вычетом его выбытия) в течение отчетного периода плюс некоторые расходы на услуги, которые увеличивают стоимость
непроизведенных активов. В основе расчета валового накопления основного капитала лежит показатель «инвестиций в основной
капитал», с учетом корректировок для приведения его в соответствие с концепцией СНС.
Потребление основного капитала — это оценка величины уменьшения в течение отчетного года текущей рыночной стоимо-
сти запаса основного капитала за счет снижения ожидаемых доходов от его эксплуатации, вызванного снижением текущей эффек-
тивности основных фондов и сокращением оставшегося срока их службы. Его расчет проведен с использованием метода непре-
рывной инвентаризации.
На счете переоценки отражаются изменения в текущей рыночной стоимости основного капитала за отчетный год вследствие
изменений цен на них за этот период. Эти изменения стоимости означают возникновение за отчетный период холдинговой прибыли
(или - при снижении цен - убытка) у собственников основного капитала.
288
Российский статистический ежегодник. 2017
12. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / SYSTEM OF NATIONAL ACCOUNTS
Номинальная холдинговая прибыль представляет собой разницу между текущей рыночной стоимостью основного капитала,
имевшегося на начало отчетного года, по их видам, в ценах конца отчетного года и в ценах начала отчетного года. Пересчет в це-
ны на конец года осуществляется с использованием индексов цен по соответствующим видам основных фондов.
Номинальная холдинговая прибыль разделена на нейтральную и реальную холдинговую прибыль.
Для расчета нейтральной холдинговой прибыли определена разница между текущей рыночной стоимостью основных фон-
дов, имевшихся на начало отчетного года, по их видам, в ценах, которые установились бы к концу отчетного года, если бы они из-
менились пропорционально изменению общего уровня цен (на величину индекса-дефлятора ВВП), и их стоимостью в ценах начала
отчетного года.
Реальная холдинговая прибыль определена как разница между величинами номинальной и нейтральной холдинговой при-
были.
На счете других изменений в объеме основного капитала отражаются изменения его стоимости, которые не связаны с опе-
рациями с капиталом и с изменением цен. Счет других изменений в объеме основных фондов включает в себя изменения их ры-
ночной стоимости за счет - влияния экстраординарных событий, крупномасштабных стихийных бедствий и техногенных катастроф,
изменений в классификациях институциональных единиц, активов и в структуре институциональных единиц, появления и выбытия
активов, которые не являются результатом операций (экономические появления и исчезновения), других изменений, помимо пере-
численных выше.
Табл. 12.22-12.28. Основные фонды составляют важнейшую часть национального богатства России.
Основные фонды - произведенные активы, подлежащие использованию неоднократно или постоянно в течение длительного
периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг, для управленческих нужд
либо для предоставления другим организациям за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
К основным фондам относятся здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, рабочий и продуктивный
скот, многолетние насаждения, другие виды основных фондов.
Данные о наличии основных фондов приводятся по полной учетной стоимости. Она равна сумме учитываемых в бухгалтер-
ских балансах организаций остаточной балансовой стоимости основных фондов и величины накопленного износа. Эта стоимость
отражает наличие основных фондов без учета постепенной утраты их потребительских свойств в процессе эксплуатации.
Остаточная балансовая стоимость основных фондов, учитываемая в бухгалтерских балансах организаций, отражает посте-
пенную утрату их потребительских свойств в размере накопленного износа.
Полная учетная и остаточная балансовая стоимость основных фондов учитывается, как правило, в смешанных ценах, так как
часть инвентарных объектов отражается в балансах организаций по восстановительной стоимости на момент последней прове-
денной переоценки, а другая часть, не проходившая переоценок, - в ценах приобретения.
Аналогичные стоимостные показатели рассчитываются по основным фондам, состоящим в собственности физических лиц.
Переоценка основных фондов - изменение полной учетной и остаточной балансовой стоимости основных фондов с целью
устранения их смешанной оценки в ценах разных периодов и определения их реальной восстановительной стоимости. Полная
восстановительная стоимость основных фондов - это полная стоимость затрат на замену имеющихся основных фондов анало-
гичными им новыми объектами, определенных по ценам и тарифам, существующим на дату переоценки. Остаточная восстанови-
тельная стоимость - это полная восстановительная стоимость, уменьшенная на величину накопленного износа, также пересчитан-
ного в цены, существующие на дату переоценки.
В 1992-1998 гг., в условиях высоких темпов инфляции, переоценки основных фондов проводились регулярно, как правило,
с годичной периодичностью, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации. С1998 года они проводи-
лись коммерческими организациями в добровольном порядке, по их усмотрению в соответствии с положением о бухгалтерском
учете основных средств.
В 2010 г. переоценка проводилась на начало отчетного года; в 2011 г. как на начало отчетного года, так и на конец года; с 2012 г. -
только на конец года.
Переоценки основных фондов бюджетных учреждений проводились по состоянию на 01.01.2003 г. и 01.01.2007 г. по распоря-
жению Правительства Российской Федерации.
Для оперативного получения ориентировочных сводных данных о восстановительной стоимости основных фондов органами
статистики может проводиться статистическая (макроэкономическая) переоценка, осуществляемая на основе имеющихся стати-
стических данных о полной учетной и остаточной балансовой стоимости основных фондов и изменении цен на фондообразующую
продукцию.
Табл. 12.24, 12,29, 12.32, 12.33. Степень износа основных фондов - отношение накопленного к определенной дате износа
имеющихся основных фондов (разницы их полной учетной и остаточной балансовой стоимости) к полной учетной стоимости этих
основных фондов на ту же дату, в процентах.
Износ основных фондов - это частичная или полная утрата основными фондами потребительских свойств и стоимости в про-
цессе эксплуатации, под воздействием сил природы и вследствие технического прогресса. Нормы и методы начисления износа
определяются порядком бухгалтерского, налогового и статистического учета.
Табл. 12.26. Темпы роста (снижения) основных фондов - это индекс, отражающий изменение стоимости основных фондов
в динамике, не связанное с изменением цен на эти основные фонды.
Табл. 12.24, 12.27. Коэффициент обновления основных фондов - это отношение основных фондов, введенных в действие
в течение года, к их наличию на конец года, в процентах. Этот показатель отражает удельный вес новых (введенных за год) основ-
ных фондов в их общем объеме.
Табл. 12.24, 12.28. Коэффициент выбытия основных фондов - это отношение ликвидированных за год основных фондов к
их наличию на начало года, в процентах. Данный показатель, наряду с коэффициентом обновления, характеризует интенсивность
процесса обновления основных фондов.
Показатели динамики основных фондов, коэффициенты их обновления и выбытия приводятся по полной восстановительной
стоимости в сопоставимых ценах.
Табл. 12.24, 12.34. Ввод в действие основных фондов - стоимость законченных строительством и принятых в эксплуатацию
в установленном порядке объектов строительства - зданий, сооружений, пусковых комплексов, их очередей, а также оборудова-
ния, инструмента, инвентаря, многолетних насаждений, рабочего и продуктивного скота. В формах статистического наблюдения
ввод в действие основных фондов отражается одновременно с вводом в действие производственных мощностей и объектов жи-
лищно-гражданского назначения.
Российский статистический ежегодник. 2017
289
12. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / SYSTEM OF NATIONAL ACCOUNTS
METHODOLOGICAL NOTES
The System of National Accounts, implemented in the Russian Federation, is based on methodological principals, developed jointly
by UN, IMF, World Bank, OECD and Eurostat.
The essence of system of national accounts is the formation of general indicators of economic development at various stages of
process of reproduction and interlinking of these parameters. Each reproduction stage has a special account or a group of accounts. Thus, it
is possible to trace the movement of value of produced goods and services, as well as value added from production to use.
The following calculations of accounts are being compiled at current prices: of production, income, allocation of primary income,
secondary distribution of income, use of disposable income, capital account and account of goods and services for domestic economy, fi-
nancial account, and balance sheet accounts. Accounts of sectors: "Non-financial corporations", "Financial corporations", "Public
administration", "Households", "Non-profit institutions serving households", "Rest of the World" are being built. Construction of financial
account, accounts of other changes in assets, balance sheet assets and liabilities and other components of the system of national accounts
is being introduced.
In accordance with provisions of the Federal Law No. 282-FZ "On Official Statistical Accounting and State Statistics System in the
Russian Federation" (Article 4, item 2), as well as the Action Plan for Implementation of the OECD Recommendations on Development of
the System of National Accounts of the Russian Federation, developed and adopted pursuant to decision of the Government of the Russian
Federation of August 1, 2013, Rosstat is introducing the methodology of 2008 SNA.implemented . Accordingly, indicators of the system of
national accounts, since 2011, have been recalculated on basis of provisions of the 2008 SNA to take into account the results of research
and developments that can be in demand at the market, as well as the armament systems that are included in capital formation.
The basic input-output tables as an integral part of the system of national accounts represent a total system of macroeconomic
indicators that comprehensively characterize the structure of the economy in a detailed breakdown of industries and products and are the
only tool that allows a complex analysis of reproduction links in forecasting the economy.
Table 12.1. Revaluation in constant prices is conducted as part of production of gross domestic product and its use.
For calculation of volume indices of GDP and its main components the prices of previous year are used as weights. Data on movement
of physical volume of GDP and its components over a relatively long period is calculated using chain indices, i.e. indices, obtained by
chaining of indices, calculated for each year to previous year. This method is implemented by Rosstat in accordance with practice, adopted
in recent years in most developed countries. Its advantage is, that it allows to better reflect changes in structure of GDP for a given period.
The above-described method of calculation of volume indices of GDP allows to obtain for some analytical purposes time series’ data on
GDP and its components at constant prices. i.e. at prices of a certain period, taken as a base. For this purpose, data on GDP and its
components for this base year (at this year prices) have to be multiplied by product of chain indices. For example, if 2003 would be taken as
a base year, then dynamic row of the GDP and its components at 2003 constant prices for time period since 2004 till 2009 can be obtained
by multiplying serial data on GDP and its components for 2003 by indices respectively of 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 and 2009 to
previous year. In this approach a discrepancy may occur between the GDP and sum of its components calculated at constant prices. The
reason for such differences are changes in the structure of weights, used to calculate individual links of chain indices.
Taking into account the specific conditions of development of the Russian economy, high inflation and a lack of primary information the
revaluation of indicators of production of GDP at constant prices is done with use of direct deflation method (revaluation of value added of
industries with use of output price index of each industry). It can also be done using extrapolation method of base level of value added of
industry by quantitative indices of indicators, which adequately reflects the dynamics of development of production in a given industry.
For reassessment of GDP components into constant prices different indices are used: price indices (CPI, PPI in various industries, etc.),
as well as industrial production indices, index of physical volume of exports and imports of goods, employment indices.
Tables 12.1, 12.3. Principles of evaluation. Accounting of economic transactions in the national accounts is carried out at prices in
time of execution (at current prices).
GDP is valued at current market prices.
Market price is final consumer price, it includes trade and transport margins, taxes on production and imports and does not include sub-
sidies on production and imports.
To eliminate the effects of various taxes and subsidies in different sectors of economy on production structure and income, branch indi-
cators are valued at basic prices.
Tables 12.1, 12.3, 12.4, 12.9, 12.11, 12.15, 12.16, 12.18, 12.19. Gross domestic product (GDP) is one of the most important indica-
tors of the system of national accounts, describing final result of production activities of all economic entities - residents of the country. It
reflects the value of final goods and services, produced by these units during a reporting period at final customer prices. Gross domestic
product can be calculated in three ways: by production, by expenditure and by income approaches (methods).
GDP calculated by production method is the sum of gross value added of all industries or sectors at basic prices plus net taxes on
products (taxes on products less subsidies on products).
GDP calculated by expenditure method is the sum of expenditures of all institutional sectors for final consumption, gross capital
formation and net exports.
Method of GDP formation by income sources as the sum of primary incomes, paid by units-residents to participating members, is not
independent, as in accordance with methodology, not all income indicators can be measured directly. Some are calculated by balance
method.
Table 12.2. Goods and services account is a special summary table, consisting of two parts: in "resources" part the output and im-
ports of goods and services and net taxes on products are presented , in "use" part the value of products, used for consumption (intermedi-
ate and final), fixed capital formation and inventories, exports are presented. Each part of account is generated independently on basis of
its own flows of statistical information, whereby their totals may be somewhat different. For balance of accounts this difference is expressed
as "statistical discrepancy" indicator, which characterizes overall error in construction of all accounts. Statistical discrepancy, which does not
exceed 4-5% of GDP, is evidence of satisfactory quality of calculation.
Table 12.2. Imports and exports of goods and services consist of "visible goods" (wealth, nonmonetary gold and silver, that do not
serve as means of payment; commodities, provided as grants of humanitarian aid, etc.) and services.
Tables 12.2, 12.3, 12.9, 12.10, 12.12. Output of goods and services is the total value of goods and services, resulting from production

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  15  16  17  18   ..